[назад] [Главная страница] [Фото-галерея]

Внимание: закончена работа над книгой
"Евреи в Турове: неизвестная страница истории Белоруссии"

Новости Педклуба

«Искусство и традиция в еврейской школе»
Семинар по повышению квалификации преподавателей еврейских общеобразовательных и воскресных школ,
Москва, 29 июня — 14 июля 2004 года

Педагогический клуб «Новая еврейская школа» (С.-Петербург),
Региональный центр по моделированию деятельности учреждений с этнокультурным еврейским компонентом образования (Москва)

при поддержке
Фонда развития еврейских общин в России и на Украине (Нью-Йорк),
Федерации еврейских общин Нью-Йорка,
Американского распределительного комитета Джоинт

и при участии
Центра научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗ-ах «Сэфер» (Москва).

По сложившейся традиции, 2003-2004 учебный год, а также очередной год работы различных проектов Клуба, мы завершили семинаром повышения квалификации преподавателей еврейских общеобразовательных и воскресных школ из самых разных стран бывшего СССР.

В этом году мы – более 80 преподавателей – встретились в Москве в школе «Бет Егудит» (http://www.egudit.ru/) и провели там вместе 16 насыщенных занятиями, обменом опытом, завершением старых и подготовкой новых проектов, а также просто дружеским общением, игрой в бадминтон и футбол и песнями под гитару дней и ночей. улыбка

На семинаре работали 5 групп, объединивших:

а также к участникам семинара присоединилась группа москвичей-преподавателей иврита – они работали по отдельной программе, но – по желанию и возможности – могли принимать (и принимали) участие в занятиях других групп.

Учебная программа семинара в целом была разделена на несколько общих для всех групп направлений:

  • бейт-мидраш

  • мастер-классы по специальностям

  • общие для всех групп лекции на различные темы

  • компьютерные технологии

  • обмен опытом.

Кроме того, участники могли заниматься по индивидуальному учебному плану, чтобы максимально использовать возможности, предоставляемые семинаром, – учиться, получить профессиональную консультацию у специалистов, поделиться идеями и опытом с коллегами и просто завершить работу над собственной разработкой (на что часто катастрофически не хватает времени в течение учебного года).

Как обычно, важной частью программы семинара стала работа участников над проектами — педагоги-участники семинара представляли свои учебно-методические разработки, создающиеся ими в процессе практической работы в школах. А другие участники семинара смогли почувствовать себя не только «студентами», но и стать соавторами и экспертами-консультантами заинтересовавших их проектов.

Результаты совместного творчества преподавателей будут публиковаться в альманахе «Новая еврейская школа» и отдельными изданиями. Следите за объявлениями!

Учебные дни семинара были весьма насыщены – занятия продолжались с 9-30 утра и почти до 7-ми часов вечера (с небольшими перерывами), но и после официального окончания последней пары работа не прекращалась:

  • участники группы театра торопились выполнять домашние задания, которыми загружал их на вид суровый, но на самом деле добрый Арье Ротман; а ближе к концу семинара закипели страсти вокруг «отчетного спектакля».

  • художники успевали не только проиллюстрировать изучаемые ими тексты, но прямо в процессе учебы организовали несколько вернисажей своих работ и, конечно же, заключительную выставку, а также представили хронику семинара в комиксах;

  • преподаватели традиции и литературы размышляли о поэтике Псалмов и тщетности всего (начитавшись на сон грядущий Коэлет), не забывая, правда, и о насущной практической работе – ведь до нового дня нужно было успеть ознакомиться с большим количеством учебных материалов;

  • и даже отсутствие Интернет не помешало участникам допоздна засиживаться в компьютерном классе, где готовились презентации для обменов опытом, сканировались материалы для будущей работы и «доводились до ума» уже имеющиеся разработки.

А музыканты под руководством неутомимых Евгения и Евгении Хаздан без устали осваивали идиш, песенно-музыкальный репертуар для работы в будущем году и готовились к представлению своих проектов и концерту – так что каждый выходящий отдохнуть немного от праведных трудов во двор школы мог наслаждаться доносящимися из класса звуками музыки и песен.

Можно только удивиться, откуда у семинаристов еще брались силы (и время! улыбка) для походов в театр, музеи, на выставки и экскурсии, и экспресс-набегов в книжные магазины. Но, зная неистребимую жажду евреев к учебе во всех ее проявлениях, становится ясно, что далеко за решением этой загадки ходить не нужно – каждый участник семинара стремился наиболее эффективно использовать свободное от учебы время.

И без лишней скромности можно отметить, что организаторы семинара постарались максимально предоставить участникам возможность чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, называемого семинар.

По окончании работы семинара участники получили государственный сертификат Московского Института Открытого Образования (www.mioo.ru/ogl.php) о прохождении курсов повышения квалификации.

С учебными программами можно ознакомиться на страничках, посвященных работе групп. А информация о проектах участников будет публиковаться по мере их готовности (следите за объявлениями!).

А пока в заключение нашего обзора хочется еще раз поблагодарить р.Давида Вайса, ребецн Ривку Вайс и выпускниц и сотрудниц школы: Хану-Эстер. Двору, Рут и Ольгу, – которые оказались гостеприимными, радушными и очень терпеливыми хозяевами.

Кстати, знакомство со школой Бейт Йегудит» «изнутри» (хотя, конечно, весьма поверхностно) стало еще одним дополнительным учебным курсом для части наших слушателей – многие из них впервые оказались в стенах еврейского религиозного учебного заведения в России и смогли краем глаза увидеть, как происходит эта непростая работа.

Два Шаббата, проведенные нами вместе с небольшой общиной, сложившейся вокруг школы, оказались на самом деле островками покоя, отдыха и радости. И мы очень благодарны раву Д.Вайсу за те несколько часов, которые он посвятил занятиям с группой наиболее жадных до знаний семинаристов.

К сожалению, в процессе работы не обошлось и без досадных накладок, некоторые из которых, конечно, допускали и мы сами, но часть из них была спровоцирована теми, от кого мы ждали не самой обременительной помощи в организации семинара. Представительство Американского распределительного комитета «Джоинт» в Санкт-Петербурге задержало выплату грантовых средств, предназначенных на оплату расходов по семинару, чем поставило под угрозу проведение семинара. А московское отделение «Джоинт» не перечислило АНО РЦМ (Москва) деньги, предназначенные на оплату проживания и питания участников, до сегодняшнего дня (29 июля 2004 года).

Тем не менее, семинар все-таки состоялся.

Мы надеемся, что и в следующем году мы продолжим работу и общение с нашими старыми знакомыми и познакомимся с новыми педагогами, заинтересованными в творческой профессиональной работе, совместной учебе и просто в дружеском общении.

Следите за объявлениями о работе и планах Педклуба новостные разделы на сайте: http://vlc.pedclub.ru и раздел "Хроника и анонсы" на сайте: http://www.ort.spb.ru/nesh/njshome.htm! Не стесняйтесь обращаться к нам (inform@pedclub.ru, gallit@pedclub.ru, hanaR@mail.infostar.ru; 197022, Санкт-Петербург, а/я 44, «Новая еврейская школа»)! Заглядывайте на сайты (www.vlc.pedclub.ru, http://www.ort.spb.ru/nesh/njshome.htm, www.pedclub.ru) ищите наши публикации, присылайте свои работы для публикации и просто заходите в гости!

До новых встреч.

Марина Карпова,
Координатор проекта VLC
http://vlc.pedclub.ru
29 июля 2004 года

Архив раздела "Хроника и анонсы"

[назад]