Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Владимир Антокольский (С.-Петербург)

РОССИЙСКИЕ ЕВРЕИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ВОЙН
(1917—1920  гг.)

Экспериментальная учебная программа

——————————
Статья представляет собой фрагменты выпускной работы, написанной в Центре еврейского образования в диаспоре им. С. Мельтона при Еврейском университете в Иерусалиме. Научный руководитель — д-р Й. Шнайдер.
——————————

До недавнего времени практически отсутствовала серьезная литература и источники по новейшему периоду истории российского еврейства. Но в последние годы ситуация существенно изменилась. В Москве и Петербурге открылись первые научные центры, вышли в свет сборники, появились периодические издания. Сегодня мы располагаем уже десятками научных статей, опубликованных воспоминаний и других исторических источников по интересующему нас периоду еврейской истории.

Вместе с тем, еще не пришло время говорить о целостной исторической картине, а потому и преподавание советского периода истории российского еврейства пока возможно только во фрагментарном виде  — по темам, которые освещает существующая литература и источники.

Поскольку исследование новейшего периода в истории российского еврейства только начинается, преподавание должно учитывать проблемный характер темы. Учащихся надо ориентировать на постановку вопросов, имеющих различные варианты ответов. Работа на уроке и дома должна быть построена так, чтобы минимум времени уходил на знакомство с теоретическим обобщающим материалом. Основное время должны занимать доклады учащихся, подготовленные на основе опубликованных книг и статей, и их обсуждение. При обсуждении надо сосредоточить внимание ребят на тех фрагментах статей и цитируемых в них источников, которые имеют принципиальное значение для научных выводов. Противоречивые примеры и источники только оживят дискуссию и подчеркнут проблемный характер изучаемого периода.

Предлагаемая программа построена как "сплошной урок", т. е. не содержит почасового планирования, а только тематическое. В зависимости от возраста и подготовленности учеников, а также исходя из реальной квоты учебного времени, каждый преподаватель сам разделит материал на уроки, сообразуясь с внутренней логикой изложения.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

РОССИЙСКОЕ ЕВРЕЙСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1917 Г.

Задача: показать неоднозначность для российских евреев последствий Первой мировой войны и революции в России.

ТЕМЫ:

  1. Положение евреев России накануне революции 1917 г.

  2. Участие российских евреев в решении судьбы России.

  3. Положение российского еврейства после революции 1917 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ РОССИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г.

Учащиеся знакомятся с оценкой положения евреев России и позицией по еврейскому вопросу С. Ю. Витте по фрагментам его воспоминаний (Р. Ганелин. С. 27) См. список использованной литературы в конце статьи.

Никогда еще еврейский вопрос не стоял в России так жестоко, как теперь, и никогда евреи не подвергались таким притеснениям...

В настоящую минуту борьба с узким национализмом, грозящим России серьезными бедами, безнадежна: во главе национализма (религиозного и политического) стоит сам государь, почти все министры исповедуют ту же веру.

Далее предложим учащимся познакомиться со взглядами С.  Ю. Витте на решение еврейского вопроса в Российской империи (Р. Ганелин. С. 26).

"Они явились ходатайствовать,  — писал Витте,  — чтобы я просил у государя и провел еврейское равноправие в России. По этому поводу я им откровенно высказал, что, как всем известно, я не юдофоб и считаю, что, в конце концов, другого решения еврейского вопроса в будущем, как то, которое имело место во всех цивилизованных странах, т.  е. предоставление евреям равноправия, нет, но, во-первых, это может быть сделано лишь постепенно, ибо в противном случае в некоторых сельских местностях еврейское равноправие может вызвать не искусственные, а действительные погромы, а во-вторых, для того, чтобы в то время я мог поднять вопрос о предоставлении существенных льгот еврейству или, вернее говоря, для того, чтобы я мог выставить принцип еврейского равноправия, необходимо, чтобы еврейство усвоило себе совсем иное поведение, нежели то, которому оно следовало. Оно должно во всеуслышание заявить монарху, и свое заявление подкрепить соответствующим поведением, что оно ничего от его величества не просит, кроме одного обращения с ними, как со всеми остальными подданными. Между тем в последнее время евреи являются деятелями в различных политических партиях и проповедуют самые крайние политические идеи. Я им говорил: ”Это не ваше дело, предоставьте это русским по крови и по гражданскому положению, не ваше дело нас учить, заботьтесь о себе. Вот вы увидите, насколько от такого поведения вашего, которому вы теперь следуете, вы и ваши дети пострадают“".

Попросим учащихся вспомнить о роли С. Ю. Витте в истории России, оценить вес его взглядов и ответить на вопросы:

?
  1. Как оценивает С. Ю. Витте положение евреев России?

  2. Какова, с его точки зрения, перспектива решения национального (в т.  ч. еврейского) вопроса в России?

  3. В чем видит Витте решение еврейского вопроса?

  4. Каковы, с его точки зрения, условия предоставления евреям Российской империи равноправия?

  5. Какова, с точки зрения Витте, должна быть роль евреев в политической жизни страны?

  6. Согласны вы или нет с такой позицией, почему?

  7. Взгляды каких кругов, по-вашему, выражает Витте?

Теперь учащимся предлагается ознакомиться со взглядами на антисемитизм представителя либеральной части российского общества, профессора политической экономии Политехнического и Технологического институтов столицы М.  В.  Бернацкого (в дальнейшем министра финансов в последнем составе Временного правительства, в правительствах А.  И.  Деникина и П.  И. Врангеля) (Р. Ганелин. С. 9).

"Антисемитизм с народнохозяйственной точки зрения являет собой колоссальную растрату производительных сил страны... уход евреев из России был бы прямым ущербом для ее экономического развития",  — писал М. В. Бернацкий. Он подходил к проблеме исключительно с точки зрения хозяйственных интересов России и ее населения. В промышленности занято 36% евреев, в торговле  — 31%; загнанные в черту оседлости, евреи лишены возможности участвовать в индустриализации, эффективность которой была бы выше при их равномерном распределении по территории страны. Между тем евреи составляли, по данным Бернацкого, 36% торгового класса. "Мы должны признать,  — писал он, опираясь, в частности, на мнение предпринимательских организаций,  — что роль евреев в торговой жизни России громадна, что они в значительной степени эту торговлю налаживают. Всякие тормозы в проявлении свободной торговой энергии евреев отзываются болью в национально-экономическом теле России".

Опровергая миф о еврейском богатстве и отводя упреки в еврейском стяжательстве, М. В. Бернацкий отмечал, что евреи удовлетворяются меньшим процентом на пускаемый в оборот капитал, чтобы добыть средства к существованию, а это приводит к понижению уровня прибыли и вызывает недовольство капиталистов, как он выражался, "туземного происхождения".

Трудящееся нееврейское население страдало от дешевизны труда скученных в черте оседлости евреев. "Чем больше будут угнетаться евреи,  — писал Бернацкий,  — тем хуже будет для туземного рабочего люда! Ибо всякий предприниматель предпочтет дешевые услуги более дорогим! Ясно, что заботы об интересах туземного населения в репрессивной еврейской политике, по существу дела, отсутствуют: демократическая привеска здесь неуместна".

?
  1. В чем видит Бернацкий вред антисемитизма?

  2. Как Бернацкий описывает структуру занятости еврейского населения?

  3. Чего лишены евреи России в результате своего неполноправия?

  4. Каковы последствия угнетения евреев для различных социальных слоев населения страны?

В программной записке "Кружка братства и равноправия", в который входили известные деятели либерального направления Ю.  Н. Милютин, И.  И. Толстой и др., говорилось:

Нет нужды скрывать, что из всех народностей и племен, населяющих Россию, наиболее ограниченным в правах и подвергающимся наибольшим заподозреваниям является еврейское племя.

Эта цитата утвердит учащихся в мысли, что евреи были самой угнетаемой и бесправной национальностью в царской России. Антисемитизм православного самодержавия не оставлял евреям надежд. Но симпатии либеральной части российского общества были на их стороне. Осознав это, можно попытаться осветить еврейский вопрос с точки зрения социального прогресса, по пути которого медленно, но неуклонно двигалась Россия. Это имеет смысл сделать на основе знакомого ученикам исторического материала:

  1. Дело Бейлиса, как известно, закончилось оправданием подсудимого. Не свидетельствует ли это о том, что политический, экономический и социальный прогресс в России мог постепенно привести к либерализации общества и отмене антиеврейских ограничений?

  2. Первая мировая война, как известно, прервала мирный ход либеральных реформ и спровоцировала Февральскую революцию и большевистский переворот. А как война отразилась на положении евреев? Ответить на этот вопрос поможет высказывание видного еврейского деятеля А. Идельсона (Р.  Ганелин. С.  29):

    Особенно большой отклик черносотенная пропаганда нашла тогда, когда она перешла с обыкновенных мирных тем на более острые военные темы... И Россия очутилась перед таким подъемом антисемитской волны в массах, что даже либеральные элементы не считали для себя возможным бороться против еврейских наветов. Все это, мол, относится к войне, а к явлениям войны нужно относиться бережно, хотя бы речь шла о благополучии и добром имени целого народа... волна антисемитизма продолжала подниматься и достигла наивысшей своей точки как раз накануне революции.

Учитель, или, по его заданию, ученик, объяснит причину появления подобных взглядов, проведя для этого краткую беседу по статье Р. Ганелина, попутно познакомив учеников с документами, вызвавшими описываемые события:

Стали известны и вызвали возмущение два циркуляра, хотя подобных им было больше. Первый из них, разосланный Департаментом окладных сборов Министерства финансов (23 июля 1915 г., отд. 1, стол. 1, № 9306) управляющим казенными палатами, гласил:

"Товарищ министра внутренних дел свиты его величества генерал-майор Джунковский сообщил Министерству финансов данный им губернаторам циркуляр о том, что, по поступившим в Департамент полиции непроверенным сведениям, германцы с целью подорвать благосостояние крестьянского населения России намереваются летом текущего года произвести в различных местностях империи посредством особых машин выжигание хлебов на корню, для сего будто бы подготовляются особые инструкторы по поджогам. По этому же поводу с соблюдением мер предосторожности в пределах России якобы распространяются особые листы на немецком языке. По тем же сведениям, в выполнении такого плана принимают участие также немцы, числящиеся в русском подданстве, и привлеченные к этому делу путем подкупа евреи.

Хотя означенные сведения, как указано выше, не проверены и возможно, что являются не вполне достоверными, тем не менее ввиду серьезности вопроса Департамент имеет честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, об изложенном поставить в известность подведомственных Вам чинов податного надзора, предложив им при этом, в случае, если до них дойдут какие-либо по настоящему предмету сведения, безотлагательно доводить о том до сведения местной администрации.

Вместе с тем Вы имеете предложить податным инспекторам и их помощникам при служебных разъездах ознакомлять с содержанием настоящего циркуляра лиц волостной и сельской администрации, указывая при этом на необходимость принять безотлагательно и притом самые решительные меры для прекращения вышеуказанных действий, если таковые будут иметь место в действительности".

Второй циркуляр, подписанный исполняющим должность директора Департамента полиции К.  Д.  Кафафовым и скрепленный "за делопроизводителя" М.  Е.  Броецким и исполняющим должность регистратора Виноградовым, был разослан 9 января 1916 г. (МВД, ДП по 6 делопроизводству №  100186) губернаторам, градоначальникам, начальникам областей и губернских жандармских управлений. В нем говорилось:

"По полученным в Департаменте полиции сведениям, евреи посредством многочисленных подпольных организаций в настоящее время усиленно заняты революционною пропагандою, причем с целью возбуждения общего недовольства в России они, помимо преступной агитации в войсках и крупных промышленных и заводских центрах империи, а равно и подстрекательств к забастовкам, избрали еще два важных фактора  — искусственное вздорожание предметов первой необходимости и исчезновение из обращения звонкой монеты. Исходя из тех соображений, что ни военные неудачи, ни революционная агитация не оказывают серьезного влияния на народные массы, революционеры и их вдохновители евреи, а также тайные сторонники Германии, намереваются вызвать общее недовольство и протест против войны путем голода и чрезмерного вздорожания жизненных продуктов. В этих видах злонамеренные коммерсанты, несомненно, скрывают товары, замедляют их доставку на места и, насколько возможно, задерживают разгрузку товаров на железнодорожных станциях. Благодаря недостатку звонкой монеты в обращении, евреи стремятся внушить населению недоверие к русским деньгам, обесценить таковые и заставить таким образом вкладчиков брать свои сбережения из государственных кредитных учреждений и сберегательных касс, а металлическую монету как единственную якобы имеющую ценность прятать. По поводу выпуска разменных марок евреи усиленно распространяют среди населения слухи, что русское правительство обанкротилось, так как не имеет металла даже для монет. Вместе с тем, еврейские агенты повсеместно скупают по повышенной цене серебряную и медную монету. По тем же сведениям, широкое участие евреев в описанной преступной деятельности, по-видимому, объясняется стремлением их добиться отмены черты еврейской оседлости, так как настоящий момент они считают наиболее благоприятным для достижения своих целей путем поддержания смуты в стране. Об изложенном Департамент полиции сообщает Вам сведения".

После этого фрагмента полезно ознакомить учащихся с отрывками из письма еврейского этнографа С.  Ан-ского от 3  июня 1916 г. с фронта (В. Кельнер. С. 209—212). Письмо направлено писателю Ф. К. Сологубу и его жене Н. А. Чеботаревской, активным участникам "Русского общества для изучения еврейской жизни".

Вчера видел отступление из Яворова. Отступал наш отряд.

А в стороне плетутся беженцы русины с коровами и пожитками. Вот под командой двух казаков плетутся человек 50 евреев, некоторые глубокие старики.

— Откуда их гонят?

— Из Садовой Вишни. Человек 150 ихних забрали.

— Куда же вы их ведете?

— Во Львов, а куда дальше не знаем.

От них самих узнаю, что их всех поголовно подняли и погнали перед уходом войска из Садовой Вишни. Забрали и русин, и поляков.

Пересылаю это письмо со старшей сестрой, заведывавшей 1-ой летучкой отряда Государственной Думы, Александрой Владимировной Кистяковской.

Мне очень хотелось бы, чтобы вы с ней познакомились. Она лучше другого сумеет Вам дать полную и яркую картину Галицийской кампании. Мне не пришлось говорить с нею специально о евреях, очень возможно, что она, как принадлежащая к высшей аристократии по рождению (кажется), заражена антисемитизмом. Но она производит впечатление слишком честного и порядочного человека, чтобы говорить неправду. А больше и не надо.

Пусть ребята ответят на вопросы:

?
  1. Кто, куда и почему гонит евреев на глазах у Ан-ского?

  2. Как Ан-ский оценивает отношение к евреям представителей высшей аристократии?

  3. Есть ли связь между описанными событиями и рассмотренными ранее циркулярами министерств?

  4. О каких еще преследованиях евреев в годы Первой мировой войны вам известно? (Для ответа на последний вопрос предложите ученикам воспользоваться книгой: Ф. Кандель. С. 310, 314—317.)

УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ В РЕШЕНИИ СУДЬБЫ РОССИИ

Разбор вопроса лучше всего начать с цитаты из статьи "Россия и евреи: попытка подведения исторических итогов" известного израильского историка Ш. Эттингера, опубликованной в сборнике статей под его редакцией "Россия и евреи" (С. 272).

Трудно преувеличить роль евреев в истории России двадцатых годов, тот отпечаток, который наложили они на характер жизни страны в качестве руководителей правительственных и партийных органов (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов, Иоффе, Радек), политических теоретиков (Рязанов, Стеклов, Ларин), полководцев (Гамарник, Якир)... Во всех этих сферах евреи играли первостепенную роль, совершенно не пропорциональную ни их доле в общем составе населения, ни в одном только городском населении.

Необходимо обратить внимание учеников, что подобная точка зрения считается едва ли не само собой разумеющейся.

Сопоставим со словами Эттингера данные, взятые из статьи: Л. Кричевский. С. 120—121.

Доля отдельных национальностей в населении РСФСР и в составе РКП(б), по данным переписи населения 1920 г. и партийной переписи 1922 г.
Национальность % насел. РСФСР % от всех членов РKП Чл. PKП/1000 чел. данной национальности
Русские 55,00 72,00 3,80
Украинцы 18,20 5,88 0,94
Белорусы 2,55 1,47 1,67
Евреи 2,11 5,20 7,20
Немцы 0,87 0,59 1,98
Поляки 0,40 1,50 10,80
Латыши 0,09 2,53 78,00
Эстонцы 0,09 0,53 16,30
Финны 0,09 0,25 7,96
Литовцы 0,03 0,39 32,80

Доля основных национальностей в составе ГубЧК по состоянию на конец 1920 г.
Национальность % от общего числа сотрудников ГубЧK
Русские 77,3
Евреи 9,1
Латыши 3,5
Украинцы 3,1
Поляки 1,7
Немцы 0,6
Белорусы 0,5

Ученики должны сделать вывод о соответствии или несоответствии этих данных выводам Ш. Эттингера.

Для создания проблемной ситуации хорошо познакомить учеников с отрывками из книги Ф. Канделя (С. 318, 320):

В октябре 1917 года практически все еврейские партии и общественные группы осудили захват власти большевиками. В еврейских газетах писали тогда: "Большевистский переворот есть безумие... Господство большевиков недолговечно, но и за короткий срок они могут довести страну до конечной гибели... Мы обязаны принять самое деятельное, самое энергичное участие в борьбе за спасение России от большевистской напасти..."

В 1918 году одесские раввины предали херему (проклятию и отлучению от еврейства) Троцкого, Зиновьева и других евреев  — видных большевиков. Во время гражданской войны знаменитый раввин Хафец Хаим  — перед вступлением большевиков в белорусское местечко Радунь  — разрешил евреям нарушить святость субботы и срочно покинуть местечко: ибо "коммунизм  — это уничтожение души".

Учащимся предлагается связать эти отрывки с другим выводом Ш. Эттингера из цитировавшейся выше статьи:

Однако рядом с десятками тысяч воодушевленных сторонников революции были сотни тысяч еврейских торговцев, ремесленников, маклеров, лишившихся куска хлеба главным образом вследствие погромов и убийств, сопровождавших грандиозную войну, а так же из-за разрушения еврейского местечка  — штетла... Таких считали "спекулянтами" и жестоко преследовали; немало евреев было расстреляно ЧК... за отчаянную попытку найти источник существования в условиях войны и разрухи.

Создать эмоциональную атмосферу урока помогут фотографии из книги Ф.  Канделя (С. 324 и 326): "Казаки и их жертвы: снимок на память" (1919 г.) и "Жертвы погрома в Городище" (1919 г.). Знакомство с этими фотографиями дает возможность ответить на вопрос, в качестве кого чаще выступали евреи в годы революции и гражданской войны  — палачей или жертв.

Разрушить привычные стереотипы о якобы безоговорочной поддержке, которую евреи оказывали большевикам, помогут некоторые неожиданные для учеников факты. Они свидетельствуют об участии евреев в антибольшевистской борьбе с первых дней Октябрьского переворота. Эти факты можно почерпнуть в книге Ф. Канделя (С. 318) или в статье израильского историка В.  Лебедевой-Каплан "Евреи Петрограда в 1917 г.":

В день большевистского переворота среди юнкеров  — последних защитников Зимнего дворца  — было немало юнкеров-евреев. Через несколько дней после этого восстали юнкера петроградских военных училищ. Одним из руководителей восстания был эсер Абрам Гоц; в нем участвовало много юнкеров-евреев, и после его подавления газета "Вечерняя почта" сообщила: "За последние дни петроградская еврейская община оплакивает свои многочисленные жертвы, как в дни еврейского погрома. На еврейском Преображенском кладбище за один день похоронено пятьдесят жертв. Среди похороненных тридцать пять юнкеров, убитых при осаде Владимирского училища и телефонной станции".

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Для создания на уроке проблемной ситуации хорошо подойдут отрывки из статьи Ш. Эттингера (С. 279):

Многие из них <евреев> перебирались во внутренние города России, которые в царские времена были недоступны для проживания евреев. В разгар НЭПа, в 1926—1927  гг., евреи (составлявшие около 2% от общего населения СССР и около 8% его городского населения) достигали 40% от общего числа всех городских ремесленников и 20% от всех городских торговцев.

Советская власть даже несколько расширила сферу еврейской автономии за пределы просвещения и культуры  — были созданы сельские, городские и волостные советы, работавшие на идише. Были открыты также суды, ведшие судопроизводство на этом языке. Еврейские сельскохозяйственные поселения создавались в Белоруссии, на Украине, в Крыму и в особенности в Биробиджане... с другой стороны, было разрешено открывать идишистские учебные заведения на основах коммунистической идеологии, были созданы культурные учреждения на идише, создавались многочисленные печатные издания.

Десятки тысяч евреев стали инженерами, врачами, учителями, экономистами, причем острая нехватка профессионально подготовленных кадров облегчала их включение в народное хозяйство.

Все еврейские политические партии были расформированы и преследовались, сионистская деятельность была запрещена, многие сионисты были изгнаны из страны; власти вели энергичную антирелигиозную пропаганду, притесняя раввинов и других служителей культа, все учебные заведения, где изучалась Тора, были закрыты (решение о признании еврейских общин было отменено в 1919 году, а вскоре было конфисковано их имущество); преподавание иврита, еврейской истории и культуры (в особенности  — подрастающему поколению) было объявлено незаконным, и культура на иврите полностью уничтожена.

Определенные области культурной жизни, которые в более ранний период считались дозволенными, теперь были заклеймены как "буржуазный национализм" и неуклонно преследовались. Такова была главная причина свертывания культурной работы на идише...

Ученики должны хорошо уяснить противоречивый характер последствий, которые имела для евреев победа большевиков и установление их власти в России.

Для создания соответствующей эмоциональной атмосферы на уроке можно еще раз обратиться к одному из теоретических положений Ш. Эттингера (С. 279).

Из двух путей, открывшихся перед евреями в двадцатые годы: ассимиляция в культуре окружающего населения, с одной стороны, и национальная автономия (ограниченная) на основе идиша, с другой,  — первый начал явно побеждать. Произошло это отчасти по свободному выбору самих евреев, отчасти вследствие новой линии, которой стало придерживаться государство  — если не в теории, то на практике. В политике правительства усилились централистские, русификаторские тенденции.

Этот отрывок хорошо иллюстрирует драматическая жизненная коллизия из книги Ф. Канделя (С. 335):

В первые годы советской власти молодой писатель Лев Лунц опубликовал повесть "Родина", и в ней были такие строки:

"В Петербурге, летним вечером, я с приятелем за самогоном. В соседней комнате отец мой, старый польский еврей, лысый, с седой бородой, с пейсами, молится лицом к востоку, а душа его плачет о том, что единственный сын его, последний отпрыск старинного рода, в святой канун субботы пьет самогон. И видит старый еврей синее небо Палестины, где он никогда не был, но которую видел, и видит, и будет видеть. А я, не верящий в Бога, я тоже плачу, потому что я не хочу и не могу увидеть далекий Иордан и синее небо, потому что я люблю город, в котором я родился, и язык, на котором я говорю, чужой язык...

За стеной отец перестал молиться. Сели за стол: отец, мать, сестры. Меня не звали, меня уже три года не звали; я жил, как филистимлянин, в их доме. Их дом стоял под вечно синим небом, окруженный виноградниками, на горе Вифлеемовой. А мой дом выходил на Забалканский проспект  — прямой, чужой, но прекрасный... Петербург же раскинулся над Невою прямыми улицами и прямыми перекрестками. Стремительные, как солнечные лучи, улицы и огромные спокойные дома. А над Петербургом серое и холодное небо, родное, но чужое..."

Лев Лунц, яркая одаренная личность, филолог и писатель, успевший оставить след в истории советской литературы, умер в двадцать лет с небольшим, от непонятной болезни. Последний год жизни он провел в Германии, куда эмигрировала его семья, в родительском доме.

Предложим ученикам обсудить положительные и отрицательные стороны процессов, которые переживало русское еврейство в те годы.

Подводя итог теме, учитель и ученики приходят к выводу о существовании серьезных проблем в изучении и оценке того периода истории российских евреев, который им предстоит изучить.

Продолжение (Часть 2)

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]