Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Владимир Антокольский (С.-Петербург)

РОССИЙСКИЕ ЕВРЕИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ВОЙН
(1917—1920  гг.)

Экспериментальная учебная программа

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЕВРЕИ РОССИИ В РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Задача: познакомить учащихся с условиями, в которых оказалось еврейство России в результате общественно-политических и социально-экономических катаклизмов 1917—1920  гг., а также с противоречивой и неоднозначной реакцией евреев на происходящие события и с их действиями в этот переломный для судьбы России период.

ТЕМЫ:

  1. Евреи России в период между февралем и октябрем 1917 г.

  2. Евреи России и захват власти большевиками в октябре 1917 г.

  3. Евреи России в годы гражданской войны (1918—1920 гг.).

ЕВРЕИ РОССИИ В ПЕРИОД МЕЖДУ ФЕВРАЛЕМ И ОКТЯБРЕМ 1917 г.

В качестве небольшого теоретического введения к вопросу рекомендуем познакомить учащихся с отрывками из статьи Ш. Эттингера "Евреи в России в начальный период революции" (С.  228—229), предложив ребятам ответить на следующие вопросы:

?
  1. Какое главное следствие имела для евреев революция?

  2. Каковы были формы деятельности евреев после марта 1917 г.?

  3. Какие еврейские организации участвовали в общественной деятельности России в 1917 г.?

  4. К чему в первую очередь стремились евреи России в 1917 году?

  5. Какова была роль евреев в происходивших в то время событиях?

Когда в марте 1917 года пал царизм, одним из первых декретов Временного правительства было постановление об отмене всех ограничений для евреев. "Все ограничения в правах всех русских граждан, принятые до сего времени на основе религии, вероисповедания и национальности, отменяются",  — гласил декрет правительства. За этим последовал необычный расцвет политической и культурной жизни миллионов русских евреев. Он стал беспрецедентным, но чрезвычайно кратковременным, и продолжался не более двух лет.

Комитеты взаимопомощи, которые возникли еще в военные годы, начали с первых дней революции активную деятельность с целью созыва национального конгресса русских евреев. Еврейские политические партии начали новую жизнь после многих лет затишья до и во время войны. Социалистические партии (Бунд, Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия, Поалей-Цион), сионисты и даже религиозный лагерь пополнились многими новыми членами, пересмотрели свои программы, основали новые местные учреждения и развили широкую деятельность. Большинство еврейских организаций понимало, что первоочередной задачей является созыв Всероссийского съезда русских евреев. Он должен был создать и выработать требования для представления их правительству еще до созыва Учредительного Собрания, о котором мечтало большинство либеральных и революционных партий. Вскоре в городах и местечках были организованы еврейские общины и их учреждения на основе демократических выборов. В этот же период наблюдались пробуждение и расцвет журналистики, начали издавать книги на идише, иврите и русском языке. В короткий срок было открыто много еврейских учебных заведений, от детских садов до учительских институтов. В политических событиях и в руководстве основных политических партий этого бурного периода евреи играли выдающуюся роль.

Проиллюстрируем эти взгляды документами и отрывками из других работ, посвященных этому периоду истории. Вот как описывает первые дни после революции В. Лебедева-Каплан (С.  419):

Дни 23—28 февраля 1917 г. были настолько яркими, что для многих современников так и остались наиболее значительными событиями их жизни. Об этом пишет, в частности, в своих воспоминаниях сестра историка С. Я. Лурье; много лет спустя, в сентябре 1964 г., когда он уже был тяжело болен, зашел разговор о счастливых и несчастливых днях его жизни,  — самый лучший день он назвал без колебаний: 27 февраля 1917 г. "Буйными днями восторга" называл впоследствии, в эмиграции, первые дни Февральской революции известный еврейский политик М.  М.  Винавер. Падение самодержавия однозначно было воспринято всеми еврейскими политическими течениями, общественными организациями как событие величайшей важности. Созданное 2 марта 1917 г. Временное правительство в своей первой Декларации объявило о необходимости отмены всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; немедленно началась подготовка Декрета о равноправии национальностей. Об этом стало известно в еврейских кругах, и реакцию известие вызвало неоднозначную: это показало первое же собрание членов Петроградского еврейского клуба, состоявшееся 11 марта и посвященное переживаемому моменту. Выступавшие на нем первыми авторитетные петроградские деятели Г. Б. Слиозберг, М. М. Винавер призывали к осторожности, еще не укрепились основы нового свободного строя, а потому, говорил М. М. Винавер, "кроме идейной любви к свободе нужно проявить самообладание...". Нужно быть сдержанным; не нужно сразу стремиться на те места, где нас не было до сих пор. Ему резко возражал представитель Бунда Ниренберг: "Нельзя забывать о национальных правах, гражданское равноправие должно проводиться до конца и немедленно  — не боясь того, что о нас скажут". Еще резче высказались члены сионистской организации: нашу свободу, говорили они, мы получаем как должное, платить за нее не должны, все речи о воздержании  — это проявления рабства в свободе... русское еврейство не пожертвует своим национальным достоинством за блага равноправия.

?
  1. Как характеризуют дни февраля 1917 г. люди, упомянутые в отрывке?

  2. Как оценили происходящие события еврейские политические организации?

  3. Какое начинание Временного правительства привлекло всеобщее внимание?

  4. Попытайтесь понять причины и логику неоднозначного отношения к этому начинанию различных еврейских общественных деятелей.

  5. Какой взгляд победил и как отнеслись к этому представители новой власти? Прочтите следующий отрывок из статьи В. Лебедевой-Каплан и разъясните причины опасений евреев Петербурга.

Между тем беспокойство по поводу того, что декрет об отмене национальных и религиозных ограничений выйдет раньше декрета об отмене сословий, оказалось в "руководящих кругах" петроградского еврейства настолько велико, что решено было направить к министру юстиции А.  Ф.  Керенскому депутацию из членов Государственной думы Н.  М.  Фридмана и М. Х. Бомаша, чтобы просить его или выпустить соответствующие декреты одновременно, или упомянуть о готовящемся декрете об отмене сословий. Но А.  Ф. Керенский опасений депутатов не разделил, и в ночь на 21 марта 1917 г. декрет был подписан; в тот же день он вступил в силу, евреи стали полноправными гражданами России.

Далее учащиеся знакомятся с описанием событий 20—21 марта 1917 г. в книге Ф. Канделя (С. 311) и отвечают на вопрос: какие изменения в правовое положение евреев России по сравнению с 1861 г. внес документ Временного правительства, о котором идет речь?

20 марта 1917 года Временное правительство  — "исходя из убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом"  — приняло "Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений". С этого момента антиеврейские законы бывшей Российской империи перестали существовать, и евреи получили равные гражданские, политические и национальные права с остальным населением. Постановление подписали все министры Временного правительства, и министр-председатель князь Г. Львов сказал еврейской депутации: "Мне редко приходилось так волноваться, как в настоящие минуты. Мы были в мыслях и чувствах братьями, но нам не давали соединяться. Давайте забудем страницы прошлого и будем вместе работать для укрепления свободы новой России".

С реакцией на это событие учащиеся знакомятся по отрывку из работы М. Бейзера "Петроградская еврейская община в 1917 г." (С. 167):

Декрет о равноправии 21-го марта, опубликованный незадолго до Песаха, был воспринят многими как освобождение от египетского рабства. Петроградский раввинат отозвался сочинением новой молитвы, разосланной во все российские синагоги. Молитва призывала благословение Божие на Временное правительство и на русскую армию. Руководство общин, а с ним, по-видимому, и большинство ее членов, встало на путь безоговорочной поддержки Временного правительства.

Прочитав и обдумав эти отрывки, ученики должны понять, почему российские евреи поддержали революционные перемены.

После этого учитель или, по его заданию, один из учеников, даст обзор многообразной деятельности различных еврейских общественно-политических и хозяйственных организаций в 1917 г., по материалам статей М. Бейзера и В. Лебедевой-Каплан, книги Ф. Канделя и еврейских газет за 1917 год.

Затем ознакомим учащихся с еще одним отрывком из статьи Ш. Эттингера "Евреи в России в начальный период революции". (С. 246—247):

В новых условиях ожили еврейские политические партии, исходившие в своей деятельности из опыта революции 1905  года. Лидеры этих партий представляли себе будущее России в виде федерации свободных народов, где каждому народу будет гарантирована широкая автономия. Одной из задач почти всех еврейских партий России было создание ячеек национальной автономии, а также подготовка Всероссийской еврейской конференции и выбор делегатов на нее. Осенью 1917 года состоялись выборы в общинные советы и на Всероссийскую еврейскую конференцию, которая должна была сформулировать требования русского еврейства.

Во время выборов основные прения разгорелись вокруг вопросов о конкретной форме и о рамках национальной автономии, о связях с другими группами еврейского народа, живущими за границей, и об отношении к главной идее сионизма  — основанию независимого еврейского государства в Палестине.

Против плана федеративной России, предоставляющей автономию всем народам, действовали две силы. Сепаратистские тенденции некоторых национальностей, особенно украинцев, на чьей территории жила основная масса русских евреев, явились главным источником оппозиции. Второй была центристская тенденция большевистской партии, которая, хотя и признавала (только в теории) право народов на самоопределение, фактически распространяла его только на народы, занимавшие определенную территорию. Таким образом, евреев лишили права на национальную автономию.

Попросим ребят определить: к чему стремились и на что не могли всерьез рассчитывать евреи России? Пусть ученики самостоятельно проследят связь между изученным материалом и отрывками из книги Феликса Канделя (С. 311, 313 и 332):

В результате свободных выборов председателем городской Думы в Москве стал эсер О. Минор, в Минске  — бундовец А.  Вайнштейн, в Екатеринославе  — меньшевик И. Полонский, в Саратове  — бундовец Д. Чертков; городским головой Петрограда был избран эсер Г. Шрейдер, товарищем городского головы Киева  — меньшевик А. Гинзбург. Четыре еврея стали сенаторами, среди них адвокаты М. Винавер и О. Грузенберг, кое-кому предложили войти в состав Временного правительства, но они отказались из опасения, что это может повредить российскому еврейству. Молодежь пошла в юнкерские училища и школы прапорщиков, открытые теперь для всех, и к лету 1917 года в Киеве и Одессе были произведены в офицеры почти триста евреев.

После Февральской революции многие предрекали, что российские евреи потеряют всякий интерес к сионизму, так как они получают равные права и теперь не нуждаются в убежище вне России, в далекой Палестине. Но на деле случилось иначе: в городах и местечках возникали сионистские кружки и образовывались группы молодежи, чтобы при первой возможности уехать в Эрец Исраэль. В мае 1917 года в Петрограде состоялась всероссийская конференция сионистов России, Кавказа и Средней Азии. На ней присутствовали пятьсот пятьдесят два делегата, которые представляли сто сорок тысяч членов сионистских организаций  — и это без учета тех, кто находился на территориях, занятых немецкими войсками.

20 октября 1917 года британское правительство приняло декларацию Бальфура, и впервые от имени великой державы было заявлено об историческом праве еврейского народа на Палестину. В Москве собрались на митинг более трех тысяч человек; по улицам Киева прошла гигантская манифестация с бело-голубыми знаменами; в Петрограде, как сообщала газета, "публика переполнила театр до невероятных размеров. Стоят в проходах, толпятся у стен, много народу осталось на улице... Сцена зала декорирована бело-голубой материей, щитами Давида и белыми цветами. В глубине сцены протянут огромный холст с изображением палестинского ландшафта. Сбоку высится большой портрет Герцля... Энтузиазм царит небывалый..."

Демонстрации, митинги и праздничные службы в синагогах происходили повсюду. В Одессе более ста тысяч человек вышли на улицы города: играли оркестры, развевались флаги; колонны демонстрантов проходили мимо английского консульства и кричали "ура" в честь англичан. "Я не верил своим глазам,  — вспоминал вице-консул.  — Я хорошо знал евреев Одессы. Это были в большинстве своем спокойные, интеллигентные, несколько скептически настроенные люди. Я никогда не подумал бы, что они способны на такое бурное выражение чувств и на такую горячую веру. Для меня декларация Бальфура ничем не отличалась от других дипломатических документов, которые в изобилии выпускал Лондон. Для них  — это были трубные звуки самого освободителя-Мессии".

"К концу 1917 года сионистское движение насчитывало по всей стране тысячу двести отделений, и в них  — триста тысяч человек. В ноябре того же года семь еврейских депутатов победили на выборах во Всероссийское Учредительное собрание по отдельному национальному списку: шестеро из семи были сионистами. На открытии первого и единственного заседания Учредительного собрания (оно было разогнано большевиками) его председатель эсер В.  Чернов говорил о еврейском народе, "народе-пасынке", который в бушующей России сможет развивать свою национальную жизнь. В январе 1918 года прошли выборы делегатов на Всероссийский еврейский съезд, и за списки сионистов проголосовало две трети избирателей.

Весной 1918 года в сотнях еврейских общин с успехом прошла "Неделя Эрец Исраэль". Общество "Тарбут"  — "Культура" содержало детские сады и народные школы с преподаванием на иврите, готовило учителей и воспитательниц детских садов. Общество "Гехалуц"  — "Пионер" подготавливало юношей и девушек к сельскохозяйственному труду, а затем к переезду в Эрец Исраэль. Однако в советской России уже начиналась борьба с религией, с традиционным укладом еврейской жизни, с теми общинными учреждениями, которыми славилось каждое еврейское поселение. В этой борьбе огромную разрушительную роль сыграли евреи-коммунисты и евреи-комсомольцы. Не только война и погромы уничтожали старые гнезда еврейской жизни; удар местечку нанесли и его сыновья: лучше других они знали, как бороться с традиционным укладом и какие меры наиболее действенны.

Прочитав текст и изучив таблицу, в которой представлены итоги выборов в совет Петроградской еврейской общины (Бейзер. С. 172), ученики должны объяснить причины поразительного успеха сионистской партии.

Результаты выборов в Совет петроградской еврейской общины
Партии Kоличество голосов Число мест в Совете
Сионистская организация 2523 35
Ортодоксальная партия 672 9
Бунд 635 8
Фолкспартей 579 8
Еврейская народная группа 400 5
Объединенные социалисты 179 2
Демократическое объединение 122 1
Личный список № 2 122 1
Поалей-Цион 83 1
Всего 5315 70

Однако не все в России "были в мыслях и чувствах братьями" евреев, по выражению министра-председателя Временного правительства кн. Львова. Уже летом 1917  г. наряду с благоприятными для евреев фактами стали проявляться и очень тревожные симптомы. О них речь идет в приведенных ниже отрывках из книги Канделя (С. 312):

Впервые у российских евреев появилась возможность начать новую жизнь полноправными гражданами страны, но вскоре возникли первые признаки надвигавшейся катастрофы. Рост дороговизны и хроническая нехватка товаров в очередной раз подтолкнули на поиски виновников всех бед; черносотенные круги усилили антисемитскую агитацию, и уже заговорили о том, что евреи больше всех выгадали от свержения самодержавия: они получили равные права, они получили власть, они распоряжаются, якобы, всеми запасами товаров и продовольствия. В апреле 1917  года комиссар Временного правительства докладывал из Одессы, что антиеврейские настроения очень сильны и "эксцессы вполне возможны". В июне того же года в Киеве толпа нападала на евреев и избивала заступавшихся за них милиционеров. Погром в Балте предотвратили присланные туда солдаты с пулеметами; в Тирасполе неизвестные лица раскидывали листовки с призывами бить евреев; в Елисаветграде разрывали еврейские могилы в поисках запрятанного продовольствия.

Вспышки антисемитизма летом 1917 года проходили на фоне всеобщего хаоса, а порой и полного безвластия: вновь созданная милиция была плохо организована, судебные органы бездействовали, в губерниях начались самосуды. Крестьяне захватывали и делили земли, громили и убивали помещиков; русская армия распадалась; дезертиры тысячами уходили с фронтов по домам, разбивали винные заводы и склады, напивались и буйствовали. С сентября и до конца 1917 года еврейские погромы прошли в шестидесяти населенных пунктах Киевской, Подольской и Волынской губерний. "Все здоровое и взрослое мужское население находится в армии, и отпор громилам дать некому...  — сообщали с мест.  — Горят города, разгромлены лавки, уничтожается домашний скарб... Ямполь разгромлен. Лава громил из Ямполя движется на Томашполь..." Как правило, погромы начинали солдаты, а к ним уже присоединялись жители окрестных деревень и увозили по домам награбленное. Безнаказанность погромщиков воодушевляла и поощряла крестьян, которые уверовали, что солдаты присланы центральной властью для расправы с евреями. Из Волынской губернии передавали: "Крестьянское население открыто говорит, что не только имущество должно быть у евреев отобрано, но сами евреи находятся вне закона и с ними можно сделать, что угодно". По решению сельских сходов начали изгонять евреев из деревень Подольской губернии, даже тех, кто прожил там тридцать—сорок лет,  — и один из выселяемых жаловался в Киев: "Крестьяне определенно заявляют, что ”не треба нам жидив в сили, нехай идут соби в город“".

Противопоставление этих двух отрывков покажет и неоднозначность последствий революции для евреев. Предложите ученикам вспомнить, в чем недавно обвиняли евреев, и сформулировать: в чем их обвиняют теперь?

Отрывки из статьи В. Лебедевой-Каплан знакомят учеников с погромной ситуацией в столице государства  — Петрограде (С.  10, 12—15).

Характерно, что на самом деле проявления антисемитизма в это время в Петрограде были,  — так, уже в марте "Известия Петроградского Совета" сообщают о появлении в городе прокламаций, призывающих к погромам, о "странных знаках и надписях", которые делаются подозрительными лицами "на дверях обывателей", о перевозке по железной дороге "огромных кип погромной литературы".

В очередях, на бесконечных летучих митингах речь шла уже о том, что евреи захватили все лучшие места, скупили все товары, чтобы спекулировать ими, и т. д. Рост обывательского антисемитизма отмечали в июне 1917 г. и многие русские издания  — журнал "Единство", газеты "День", "Рабочая газета", "Новая жизнь"; однако еврейские издания обратили внимание на еще одну его разновидность  — антисемитизм "революционный", то есть антисемитизм "той густой массы, которая идет за крайне левыми партиями", антисемитизм солдат и малосознательных рабочих. На митингах аргументами против меньшевиков все чаще становились грубые выкрики: "Долой их! Это все жидовские морды!", "Исполнительный комитет захватили в руки жиды", "Церетели продался жидам". На манифестации 18 июня большевистски настроенными участниками было сорвано и почти растерзано знамя Бунда с выражением поддержки Временному правительству; эта акция также носила антисемитский характер".

...уже с конца мая  — начала июня рядом петроградских газет была развернута антисемитская кампания. Начала ее крайне правая "Маленькая газета" А. Суворина, которая раскрыла псевдонимы большевистских лидеров  — Зиновьева, Каменева, Троцкого, Стеклова; таким образом, именно евреи объявлялись носителями большевизма, а следовательно  — виновниками нарастающей разрухи, анархии.

?
  1. Какие новые обвинения были выдвинуты против евреев, справа и слева, и кем?

  2. Как антисемитизм использовался в политических целях, и кто его использовал?

Прежде чем продолжить чтение отрывков из статьи В. Лебедевой-Каплан, попросим учеников проследить связь между тем, о чем говорится в следующем отрывке, и датированной летом 1917 года записью из дневника С. Дубнова (Ф. Кандель. С. 311):

Вот прогноз, вытекающий из жутких фактов наших дней. Кровавый потоп войны скоро перевалит за третью годовщину. Нынешний полуголод превратится в полный голод. Когда война продлится и голод усилится, пойдет сплошное озверение. Начнется всеобщая резня под флагом "классовой борьбы", "истребления буржуев"... Посреди этого потопа зверств в России позорно кончится бессмысленная бойня народов.

А вот как описывает события того времени В. Лебедева-Каплан (Лебедева-Каплан. С. 14—15):

...погромная агитация в Петрограде достигла таких масштабов, что стала серьезным фактором жизни города,  — об этом свидетельствуют действия городских властей. В середине июля (не позднее 15. VII) прокурор Петроградской судебной палаты Н. С. Каринский обратился с рапортом к министру юстиции; в нем докладывалось о ведущейся в городе погромной пропаганде, появлению призывов к еврейским погромам, "к убийству отдельных лиц, называемых иногда поименно".

Обеспокоенная сложившейся ситуацией, обратилась к населению Городская дума Петрограда. "Восходящая над Россией заря свободы,  — говорилось в воззвании,  — не должна омрачаться явлением, до которого не доходила никогда столица при старом режиме". В рубрике "Погромная агитация", которая делается постоянной в еврейских журналах, все чаще появляются известия из Петрограда. В 20-х числах июня отмечено первое открытое нападение: на окраине столицы, на Горсткиной улице, "хулиганы, одетые в солдатское платье" с криком "Бей жидов" громили обувные магазины принадлежащие еврейским фирмам. Погром остановили милиционеры и воинские отряды, но несколько евреев были тяжело избиты. Поводом послужило "обнаружение попытки вывезти из Петрограда в Финляндию партию резиновых калош и сапог". В дальнейшем объектами нападений также оставались еврейские лавочники, да и само развитие событий происходило очень похоже, однако действия толпы становились все более ожесточенными. 22 августа впервые рубрика "Погромная агитация" была заменена другой  — "Погромы": в этот день жестокие избиения, убийства произошли в нескольких местах Петрограда. Нарастающий антисемитизм все в большей степени влиял на настроение петроградского еврейства, постепенно превращаясь из своеобразного негативного фона, каким он был вначале (в мае—июне), в фактор, определяющий то или иное восприятие событий. Усилению чувства тревоги способствовала и все более неустойчивая обстановка в стране и в городе: вступление немцев в Ригу, заговор генерала Корнилова, растущая слабость Временного правительства, наконец, явная подготовка большевиков к вооруженному захвату власти,  — все это воспринималось как симптомы приближающейся трагедии, если не катастрофы.

Как сами евреи реагировали на обвинения в большевизме, в использовании трудностей военного времени и завоеваний революции в своих корыстных целях, и т. п? Ответ находим далее у В. Лебедевой-Каплан:

Первоначально это было воспринято в еврейской среде как трагический парадокс: еврейских деятелей было много во всех крупных общероссийских политических партиях, сами Зиновьев, Каменев, Троцкий евреями себя отнюдь не считали, а главное  — партия большевиков вызывала резкое неприятие практически всех еврейских политических партий и групп. Первоначально ее вообще не принимали всерьез и отказывались рассматривать как серьезную политическую силу; как правило, на страницах еврейских журналов отсутствует термин "большевистская партия", речь идет о "ленинстве", "большевиках"; большевизм оценивается как воплощение вседозволенности в политике. Однако по мере роста антисемитской кампании о большевиках вынуждены писать и говорить все больше. 8 июня в зале Фондовой биржи состоялся многолюдный еврейский митинг, посвященный отношению еврейской общественности к современному политическому положению; почти весь он оказался связан с оценкой большевиков, хотя выступавшие задавали и такой вопрос: почему мы вынуждены говорить о них так много? Судя по репликам, реакции зала и последующей оценке обозревателя, наиболее адекватно отразила настроение собравшихся речь Б. Клейнмана. Те, которые внутри еврейства,  — говорил он,  — за закономерность, за Россию, за свободу; стоящие на фланге анархии и антигосударственности  — не евреи, они всегда  — "вне нас", идейно они вне еврейства. Прав еврейский народ, когда говорит, что большевики "не наши". Закончил он свое выступление фразой, вызвавшей довольно сильную реакцию зала: "Вообще-то среди большевиков много бывших погромщиков, и, вероятно, они сегодняшние большевики  — завтрашние погромщики" (в зале крики "верно").

?
  1. Считают ли евреи евреев-большевиков своими?

  2. Принимают евреи партию большевиков всерьез?

  3. Считают евреи большевиков серьезной силой?

  4. Почему тем не менее евреи вынуждены все больше обращаться к теме большевиков?

  5. С кем идентифицируют евреи большевиков?

Несколько иной взгляд на происходящие события можно увидеть в переписке двух людей: ассимилированного еврея Гершензона и русского  — Жилкина. Предложим ученикам прочесть два отрывка из писем М.  О.  Гершензона к И.  В.  Жилкину (Вестник. №3 (10). С. 200, 202). Гершензон  — известный литературовед, критик и публицист, человек уважаемый в кругах либеральной интеллигенции. Жилкин  — журналист, депутат Первой Государственной думы. Выходец из старообрядцев, Жилкин выступал в печати по проблемам религиозных меньшинств. Письмо Гершензона отразило ощущения ассимилированного слоя русско-еврейской интеллигенции в "минуты роковые".

Что делается, что делается! Каждый день я кладу газету с таким чувством, что все должно рухнуть; а на другой день просыпаюсь и чувствую, что в России взошло незакатное солнце, что все совершающееся  — радость сплошная, что все устроится и что это чувство свободы утвердится навеки. И вместе с тем кажется, что такое счастье не может быть прочным, оно слишком велико и невиданно еще на свете; так мне кажется среди дня.

Вы с большой мягкостью нанесли сильный удар кадетству. Во мне оно возбуждает гораздо более враждебное чувство, чем даже большевики, потому что большевики горячи и часто свято-искренни, а кадеты холодны, корректны, расчетливы. Большевики вообще замечательное явление (я хочу сказать  — максималисты нашей революции, ее утописты). Для меня ясно, что революция терпит крушение, но не менее того я уверен, что потомки могут сказать: причины, вследствие которых русская революция не удалась или мало удалась,  — были прекраснейшими в ней, как Дон-Кихот, сумасшедший, был без сомнения лучший человек в Испании. Я предпочитаю такую неудачу от утопизма,  — которая оставит на века семена великих запросов,  — кадетской удаче, какой хочет и, наверное, достиг бы Милюков.

Взгляды Гершензона замечательны своей оторванностью от действительности. Попросим учеников проанализировать их с точки зрения соответствия реальным фактам. Пусть ребята сформулируют свое представление о людях, особенно влиятельных и авторитетных, высказывающих подобные взгляды, и оценят их, быть может, невольный, вклад в торжество большевизма. Чем победа большевизма обернулась для этих людей?

Подводя итог рассматриваемой теме, учащиеся должны объяснить, почему осенью 1917 г. для статьи в газете "Еврейская жизнь" было выбрано название "Зловещее предчувствие", а историк С. Дубнов говорил о выборах на Всероссийский еврейский съезд: "Можно ли закладывать фундамент во время пожара".

ЕВРЕИ РОССИИ И ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В ОКТЯБРЕ 1917  г.

Изучение этой темы требует не изложения исторических фактов  — они общеизвестны, а уяснения отношения к ним евреев. Это отношение, как уже говорилось, не было однозначным. Для его анализа подойдет форма диспута или дискуссии, которой можно посвятить отдельный урок, либо часть урока. Задать направление помогут два текста, освещающие октябрьские события 1917 года с двух противоположных точек зрения.

Вот что пишет В. Лебедева-Каплан (С. 17):

Совершение восстания не было воспринято еврейством как событие совсем неожиданное; его оценили скорее как реализацию самого плохого, но вполне предсказуемого варианта развития  — но, безусловно, варианта трагического. "Чего многие опасались  — свершилось,  — писала 19 ноября 1917 г. ”Еврейская неделя“.  — Висевшая на краю пропасти Россия упала в бездну".

Образом переживаемого момента становится образ "бедлама". "Россия представляет собой в настоящее время огромный сумасшедший дом, где доктора и администрация связаны по рукам и ногам, а хозяйничают буйно помешанные",  — писал в декабре 1917 г. обозреватель "Еврейской недели".

Единственным, что помогало переживать этот момент, было убеждение во временности всего происходящего, в том, что Учредительное собрание восстановит демократию и порядок. Событиями, завершавшими для еврейского населения столицы недолгий период "дней свободы", стали похороны евреев-юнкеров, погибших 29 октября при осаде Владимирского училища и телефонной станции: всего в начале ноября 1917 г. на Преображенском кладбище было похоронено до 50 жертв, среди них  — 35 юнкеров.

На похоронах убитых присутствовала тысячная толпа. "Синагога при кладбище с трудом могла вместить родных погибших юношей". Начиналась новая эпоха.

А этот текст взят из статьи Ш. Эттингера "Россия и евреи: попытка подведения исторических итогов" (С.  271).

Успех большевистской революции в октябре 1917 года ознаменовал решительный поворот в настроениях еврейства. У многих молодых евреев появилось чувство, что приближается некая универсально-мессианская эра, когда трудящиеся всех наций будут жить сообща, и потому нет никакого смысла заботиться о мелочных гарантиях автономии, национального представительства в парламенте и пр. Осуществление политических предсказаний Ленина  — быстрый распад кайзеровской Германии, революция, охватившая Баварию и Венгрию,  — все это, по видимости, свидетельствовало о скорой победе социализма во всем мире. Ожидание близящейся мировой революции способствовало быстрой радикализации еврейских социалистических партий, их распаду и вступлению большинства их членов в коммунистические партии. Этот процесс усилился в особенности в связи с неудачами, постигшими лагерь националистов: попытки создания еврейской автономии в новых государствах потерпели поражение, более того, там даже разразились еврейские погромы весьма серьезных масштабов. Представительства стран Антанты, которые были призваны служить гарантами прав евреев, поддерживали в Восточной Европе антисемитские армии белых, Декларация Бальфура так и осталась на бумаге, въезд в Палестину был по-прежнему закрыт, а условия жизни нелегальных эмигрантов были исключительно тяжелы.

Несмотря на разруху, голод и гражданскую войну, еврейские массы России были опьянены вином революции.

Попытаемся вместе с ребятами разобраться в причинах столь противоположных оценок одного и того же события. Быть может, нам удастся доказать, что в действительности они оба не противоречат друг другу, а демонстрируют отношение к революции разных еврейских кругов  — от ассимилированной петербургской буржуазии, усвоившей вместе с русской культурой либеральную идеологию, до гораздо более многочисленной народной массы, запертой в черте оседлости или насильственно превращенной в беженцев и жестоко страдавшей от притеснений и невзгод военного времени. Важно показать ученикам, что историческая наука не может дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Поэтому так важны размышления каждого ученика. Недавний исторический опыт, события современности полезно привлечь для анализа событий прошлого. Будет очень хорошо, если ребята отметят типологически сходные черты и обстоятельства начала и конца большевистской империи.

ЕВРЕИ РОССИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ(1918—1920 гг.)

При изучении этой темы главную роль играет не изложение вклада евреев военачальников и политиков в события гражданской войны (не это предмет еврейской истории), а осмысление исторической роли в описываемых событиях российского еврейства в целом. В годы гражданской войны творились ужасающие злодеяния против евреев, сравнимые только с погромами Хмельницкого. Не менее ста тысяч евреев были зверски убиты погромщиками на Украине и в других местах. Погромы отличались патологической жестокостью, жертвам не давали расстаться с жизнью без моральных и физических мучений, которые с нечеловеческой изобретательностью выдумывали палачи. Вместе с тем, в сознании крестьянского и городского населения именно на евреев была возложена вина за массовые расправы, творимые большевиками, за красный террор и нескончаемые репрессии. Насколько все это соответствует истине? Миф или историческая реальность стоит за подобными утверждениями? Такова главная проблема, которую мы попытаемся обсудить с учениками.

Для начала приведем более полно уже цитированный отрывок из статьи Ш. Эттингера "Россия и евреи: попытка подведения исторических итогов" (С. 272).

Трудно преувеличить роль евреев в истории России двадцатых годов, тот отпечаток, который наложили они на характер жизни страны в качестве руководителей правительственных и партийных органов (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов, Иоффе, Радек), политических теоретиков (Рязанов, Стеклов, Ларин), полководцев (Гамарник, Якир), плановиков и администраторов, новаторов в области просвещения, культуры и искусства. Во всех этих сферах евреи играли первостепенную роль, совершенно не пропорциональную ни их доле в общем составе населения, ни в одном только городском населении. Многие представители прежней администрации и старой русской интеллигенции перешли в лагерь противников революции, другие либо бежали за границу, либо оставались враждебными к новой власти, и потому образованные, полуобразованные и даже едва образованные евреи (для которых государственная служба была в царское время закрыта) пополнили ряды правительственного и партийного аппарата, а тысячи других ринулись в высшие учебные заведения и на разного рода курсы, дабы подготовиться к исполнению подобных обязанностей.

Однако рядом с десятками тысяч воодушевленных сторонников революции были сотни тысяч еврейских торговцев, ремесленников, маклеров, лишившихся куска хлеба главным образом вследствие погромов и убийств, сопровождавших гражданскую войну, а также из-за разрушения еврейского местечка  — штетла. На протяжении многих поколений жители местечка были посредниками между городом и деревней. Они скупали сельскохозяйственную продукцию у крестьян и в помещичьих усадьбах, снабжали ею города или вывозили за границу, а в деревне продавали промышленные товары. За годы Первой мировой и гражданской войн в городах воцарилась разруха, транспортная система развалилась, а внешнеторговые связи страны были разорваны,  — все это не позволяло евреям заниматься торговлей, а традиционные хозяйственные отношения резко нарушились: город ничего не мог предложить крестьянам в обмен на их продукцию. В городах свирепствовал голод, и власти силой экспроприировали у крестьян продукты питания с помощью специальных вооруженных продотрядов. Еврей-посредник остался без всяких средств к существованию. В местечках евреям с величайшим трудом удавалось прокормиться за счет огорода да козы; некоторым помогали родственники из-за границы, кое-кто занялся контрабандой и обменными операциями. Таких считали "спекулянтами" и жестоко преследовали; немало евреев было расстреляно ЧК за мелкие экономические нарушения, в сущности  — за отчаянную попытку найти источник существования в условиях войны и разрухи.

Несмотря на все это, большинство евреев с любовью относились к большевистскому режиму в начале его существования, когда он провозгласил борьбу с антисемитизмом, защищал евреев "черты оседлости" от разгула белых, поляков, украинцев, от банд Махно и прочих атаманов. Многие молодые евреи вступили в Красную гвардию и воевали за Советскую власть. Однако после того, как власть большевиков укрепилась, в положении большинства евреев произошли изменения.

?
  1. Как в отрывке оценивается роль евреев в истории России в 20-е годы?

  2. Что позволило евреям сыграть эту роль в то время?

  3. Одинаково ли было положение различных слоев еврейского общества?

  4. Каковы причины лояльности большей части евреев к большевистскому режиму?

  5. Как вы думаете, о каких изменениях идет речь в конце отрывка?

  6. Есть ли в тексте основания для противоречивой оценки положения евреев в описываемый период? Если есть, укажите их.

После обсуждения этих вопросов учитель или один из учеников делает сообщение на тему "Евреи в годы гражданской войны в районах боевых действий" по материалам книги Ф.  Канделя. По заданию учителя, ученик специально акцентирует внимание на том, что большая часть еврейского населения России участвовала в событиях гражданской войны в качестве жертв в с е х воюющих сторон.

После этого учитель рисует другой образ еврея: не жертвы, а активного участника событий. Особенно важно подробно остановиться на евреях-чекистах и членах партийного и государственного руководства.

Отношение российских масс к участию евреев в событиях революционной эпохи, замешанное на бытовом антисемитизме, выразил Сергей Есенин. В 1922—1923  гг. он написал поэму "Страна негодяев". В числе ее персонажей Замарашкин  — "сочувствующий коммунистам"  — и комиссар с "говорящей" фамилией Чекистов. Приведем выдержку из поэмы:

Чекистов:

И народ ваш сидит, бездельник,
И не хочет себе помочь,
Нет бездарней и лицемерней,
Чем ваш русский рязанский мужик!
Коль живет он в Рязанской губернии,
Так о Тульской не хочет тужить.
То ли дело Европа!
Там тебе не вот эти хаты,
Которым, как глупым курам,
Головы нужно давно под топор...
Замарашкин:

Слушай, Чекистов!
С каких это пор
Ты стал иностранец?
Я знаю, что ты еврей,
Фамилия твоя Лейбман,
И черт с тобой, что ты жил заграницей...
Все равно в Могилеве твой дом.
Чекистов:

Ха-ха!
Нет, Замарашкин!
Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей,
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы божии,
Да я бы их давно-давно
Перестроил в места отхожие...

Придуманная фамилия героя есенинской поэмы  — одно из наиболее ярких подтверждений тому, насколько распространенным было мнение о широком участии евреев в органах ЧК. Есенину кажется ясным, почему инородцы пришли в революцию. Они не чувствуют своей связи с русским народом-"дикарем", им чужда русская земля, русская культура, русская духовность. Приобщение к власти дает этим людям возможность "укрощать" русских "зверей".

Дискуссией на тему "Евреи-жертвы и евреи-палачи: взгляд изнутри и извне" можно подытожить тему "Евреи России в годы гражданской войны (1918—1920  гг.)"

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

М. Бейзер. Петроградская еврейская община в 1917 г. //Исторические судьбы евреев России и СССР. Начало диалога. 1992.

Р. Ганелин. Государственная Дума и антисемитизм 1915—1916  гг. //Вестник Еврейского университета в Москве. № 3(10). 1995.

Ф. Кандель. Очерки времен и событий. Ч. 3. Тарбут. 1994.

В. Кельнер. Письма С. Ан-ского Сологубу. "Скорбь и обида" //Вестник Еврейского университета в Москве. № 3(10). 1995.

Л. Кричевский. Евреи в аппарате ВЧК—ОГПУ в 1920-е  гг. //Вестник Еврейского университета в Москве. № 1(8). 1995.

В. Лебедева-Каплан. Евреи Петрограда в 1917 г.//Вестник Еврейского университета в Москве. № 2. 1993.

Россия и евреи. Сб. под ред. Ш. Эттингера. Б.  —А. № 191.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (по усмотрению учителя может быть рекомендована для внеклассного чтения).

Библиотека Алия:
Антисемитизм и завтра. Вайнштейн. 1983.
Виденное и пережитое. Н. Полетика. № 93.
Документальная история евреев Риги. М. Цейтлин. 1989.
Евреи в Петербурге. М. Бейзер. № 141.
Евреи в Советской России (1917—1967  гг.). № 24.
Мы начинаем еще в России. № 97.
Очерки истории еврейского народа. Ч. 2.
Прокаженные. Ф. Баазова. № 76.
Русские евреи вчера и сегодня. № 120.
Серебряная цепочка. Ф. Розинер. № 103.
Сионистское движение в России. И. Моор. № 47.
Через три подполья. № 30.

Д. Вайнерман. Как это было. 1993. Биробиджан.

Вестник Еврейского университета в Москве:
А.  Андреев. Браудо  — штрихи к политическому портрету //№ 1(5). 1994.
А.  Блюм. Цензурные преследования литературы на иврите в СССР в 20-е  гг. //№ 1(8). 1995.
Будницкий. Еврейский вопрос в эмигрантской публицистике 1920—1930  гг. //№ 3(7). 1994.
В.  Гессен. И. Н. Винников в 20-е  гг. и еврейская тема //№ 1(8). 1995.
А.Гринбаум. Раввинская конференция в Коростене 1926 г. //№ 3(7). 1994.
В.  Гусев. О еврейских погромах, помощи пострадавшим и эмиграции евреев из Украины в 1917—1922  гг. //№ 3(7). 1994.
Р.  Зайчик. Джойнт в России, что помнится //№ 3. 1993.
Р.  Зайчик. Союз "Ахим" ("Братья") //№ 1(8). 1995.
Игнатенко, Рогачевский. Евреи и еврейская жизнь в России и СССР //№ 3. 1993.
В.  Измозик. Еврейский вопрос в частной переписке советских граждан середины 1920-х  гг. //№ 3(7). 1994.
В.  Измозик. Дзержинский. ОГПУ и сионизм в середине 1920-х  гг. //№  1(8). 1995.
В.  Кельнер. А. Браудо и борьба с антисемитизмом в России в конце XIX  — начале ХХ вв. //№ 2. 1993.
Ю.  Крейн. Композиторы Григорий и Александр Крейны //№ 1(5). 1994.
А.  Левитова. Еврейский народный университет в Москве. 1918—1921  гг. //№ 3(7). 1994.
А.  Найман. Еврейское земледелие на Украине в 1930-е  гг. //№ 1(8). 1995.
Рец. на кн.: Э. Мендельсон. Евреи Центральной...//№ 1. 1992.
В.  Роговин. Троцкий об антисемитизме //№ 2. 1993.
Н.  Романова. Еврейский отдел Петроградского комиссариата по делам национальностей (1918—1923  гг.) //№ 3(10). 1995.
Е.  Ханкин. О роли Джойнта в оказании помощи России и Украине в 1921—23  гг. //№ 4. 1993.
В.  Хитерер. Еврейские местечки в 1920-е  гг. //№ 1(8). 1995.
Г.  Эстрайх. Еврейские секции компартии //№ 2(6). 1994.

Евреи в России. Историографические очерки. М.  —Иерусалим, 1994.

А.  Гринбаум. Еврейская наука и научные учреждения в советской России.

Евреи Центральной и Восточной Европы в период между мировыми войнами. Э. Мендельсон (на англ. языке). Блумингтон, 1983.

Еврейская школа:
Я.  Резник. Красный Седер //№ 2. 1993.
М.  Соловей. Воспоминания //№ 2. 1993.
История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии СПб., 1993.
В.  Лебедева-Каплан. Три письма из 1919 г.
Н.  Романова. Документы еврейского отдела Петроградского комиссариата по делам национальностей.
А.  Блюм. Еврейская печать и литература в оценке коммунистической цензуры (1920-е годы).
Из Санкт-Петербурга в Вильно и Нью-Йорк. YIVO  — собиратель еврейского фольклора.
Исторические судьбы евреев России и СССР. Начало диалога. 1992.
А. и Б.  Бурштейн. Пермская еврейская светская община.
Ц.  Гительман. Формирование еврейской культуры и самосознания в СССР. Государство в роли социального инженера.
Г.  Казовский. Еврейское изобразительное искусство в СССР—России 1900—1918  гг. Этапы истории.
Ш.  Редлих. Еврейские организации в СССР.
Д.  Фишман. Религиозные лидеры советского еврейства в 1917—1934  гг.
Краткая еврейская энциклопедия.
Сборник статей по еврейской истории и литературе. Кн. 2. Ч. 1. /Под ред. М.  Жидовецкого. Зезам, 1992.

Начало (Часть 1)

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]