Семинар по повышению квалификации преподавателей еврейских школ
 
[назад] [Общее описание семинара ] [Проект VLC] [Главная страница]

Группа преподавателей литературы

1. Концепция работы группы

Еврейская литература — явление уникальное: она создавалась на протяжении множества веков в разных странах и на разных языках — сначала в земле Израиля, а затем везде, где существовала еврейская диаспора — и всегда взаимодействовала с национальными литературами соседствующих народов. Именно в гетерогенности и разноплановости, а также в отсутствии чётких границ заключается основная особенность литературы еврейского народа. Составляя программу, мы старались охватить различные пласты еврейской литературы, показать её специфику и разнообразие — поэтому в программе соседствуют такие, казалось бы, далёкие друг от друга темы как русско-еврейская, американская, израильская литература, а также еврейский фольклор и авторские тексты на идиш. При этом мы стремились на конкретных примерах показать различные пути развития еврейской литературы и различные степени её взаимодействия с мировой культурой. Один из мини-курсов посвящён аутентичной еврейской литературе (той, которая создавалась на еврейском языке — в данном случае, на идиш — и долгое время оставалась достоянием лишь евреев Восточной Европы). Другой курс помог участникам семинара глубже проникнуть в необыкновенный мир текстов Ш.-Й. Агнона — писателя, который творил на иврите и для евреев, но, тем не менее, получил признание во всём мире и удостоился Нобелевской премии. Курсы, посвящённые американо-еврейской и русско-еврейской литературе, позволили нам ещё раз поднять актуальный вопрос о границах понятия «еврейская литература» и задуматься о том, что именно делает литературу «еврейской» — даже если она написана на нееврейских языках и под влиянием русской (или американской) культуры. А курс «Библейские сюжеты в мировой литературе» показал участникам семинара, что процесс взаимодействия еврейской и мировой литературы не является односторонним: не только еврейская литература вбирает в себя тенденции и явления культуры других народов, но и европейская литература (и культура в целом) во многом построена на сюжетах и мотивах из основополагающего текста еврейской культуры — Танаха.

Кроме специальных курсов по литературе, в программе семинара содержала несколько блоков, общих для всех групп: вводный курс по традиции, истории и еврейским классическим текстам (эти базовые знания необходимы каждому преподавателю еврейской школы), основы компьютерной грамотности, занятия по педагогике и методике. На протяжение всего семинара происходило совместное творческое изучение текстов из письменной и устной Торы («бейт-мидраш»). Эти занятия позволили участникам прикоснуться к текстам, которые на протяжении трёх тысячелетий формировали и хранили еврейскую культуру, познакомиться с принципами традиционной еврейской герменевтики и осознать своё место в непрерывающейся цепочке еврейской традиции.

2. Учебная программа группы

Преподаватель Тема Кол-во часов
  Вводные занятия  
Ц. Зайчик (Москва) Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма 12
А. Ольман (Израиль) Введение в еврейскую традицию 2
  Бейт-мидраш  
Д. Баргман (С.-Петербург) Книга Берешит. Мидраш и агада. 20
Д. Пулвер (Израиль) Пророки и пророчества глазами мудрецов (лекция он-лайн) 2
А. Львов (С.-Петербург) Об особенностях еврейского гуманизма
Течения в иудаизме
Акедат Ицхак
8
  Занятия по специальности  
  А. Литература идиш  
В. Дымшиц (С.-Петербург) Еврейский фольклор 8
В. Дымшиц (С.-Петербург) Литература идиш. Творчество Шолом-Алейхема 5
Г. Элиасберг (Москва) Авторская литература на идиш 3
Е. Слоним (Москва) Еврейская сказка и работа с ней на уроке. 2
  Б. Русская еврейская литература  
Н. Портнова (Израиль) Русско-еврейская литература конца XIX - начала XX века.
Жаботинский и Юшкевич (лекции он-лайн)
6
Е. Слоним (Москва) Еврейская тема в творчестве И. Бунина 2
Л. Гельфман (С.-Петербург) Творчество Ильи Эренбурга 2
М. Гейзер (Москва) Творчество С. Маршака 2
А. Вайсман (Москва) Библейские сюжеты в еврейской и европейской литературе 3
  С. Литература на иврите.  
А. Позина (С.-Петербург) Поэзия Золотого века в Испании 3
Е. Римон (Израиль) Ш..И. Агнон. «В пучине» (лекция он-лайн) 2
В. Соколовский (Ташкент) Современная израильская литература 3
  Педагогика и психология  
Е. Ямбург (Москва) Культурно-историческая педагогика. 2
М. Поташник (Москва) Урок ХХI века. Методические требования к уроку 5
П. Румянцева (С.-Петербург) Психологический тренинг: «Я работаю с детьми: эмоциональные трудности и победы в профессиональной деятельности» 10
  Компьютерные технологии  
А. Шперх (С.-Петербург) Основы работы в Internet, поиск информации, работа в форумах, почта, оформление документации при помощи компьютера, сканирование и распознавание текстов 5

3. Проекты

3.1. Программа по еврейской литературе для 5 — 11 классов.

Специфика преподавания еврейской литературы в общеобразовательных школах, когда в ряде школ этот предмет включён в учебный план (1 час в неделю), в других есть возможность организовать факультативные занятия, в третьих учителям приходится включать отдельные произведения еврейской литературы в программу по русской литературе, определила работу группы. Нашей главной задачей стала разработка гибкой вариативной Программы по еврейской литературе для 5 — 11 классов, которую можно было бы использовать в каждой из описанных ситуаций (для этого мы старались учитывать программу по русской литературе и уделяли большое внимание возникавшим параллелям). К концу семинара такая программа в общих чертах была разработана, и в ближайшем учебном году по ней планирует работать Т. Лазаренко — учитель литературы из Минска.

3.2. Система уроков по теме «Еврейская сказка» (5 класс)

Программа рассчитана на 10 учебных часов и построена на сопоставлениях:

  • русская фольклорная сказка — еврейская фольклорная сказка

  • бытовая сказка — волшебная сказка

  • фольклорная сказка — литературная сказка

  • сказка — агада

Эта система уроков может быть включена в общую программу по еврейской литературе или использована как часть обычной программы по русской литературе в еврейских школах.

В разработке проекта приняли участие все члены группы.

3.3. Еврейский контекст в русской литературе XIX — первой половине ХХ веков (примерная программа курса для общеобразовательной еврейской школы).
Составитель — Л. Гельфман (С-Петербург).

Данная программа представляет собой примерный набор текстов, которые учитель может использовать в работе с учащимися. Программа построена таким образом, чтобы быть органично вписанной в преподавание основного курса литературы в средней школе. Учитель может самостоятельно определять, какие произведения он будет брать для изучения в каждом конкретном классе.

В русскоязычных школах программа по литературе, в особенности в старших классах, предельно насыщена, поэтому вряд ли можно требовать от учащихся дополнительного чтения в обязательном порядке произведений еврейских писателей. Предлагаемая программа позволяет учителю в рамках обычного курса литературы говорить об особенностях освоения русской литературой библейских и собственно еврейских мотивов.

Принять участие в обсуждении примерной программы курса для общеобразовательной еврейской школы «ЕВРЕЙСКИЙ КОНТЕКСТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКОВ» можно на сайте проекта VLC:
http://vlc.pedclub.ru/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=222&forum=8

Вы можете так же прислать свои замечания, предложения и комментарии по предложенной к обсуждению теме на адрес проекта: inform@pedclub.ru или pedclub@mail.infostar.ru. Мы передадим ваше сообщение автору и опубликуем его на форуме. Если вы по каким-либо причинам предпочитаете сохранить анонимность, пожалуйста, укажите об этом в письме. Тогда ваше сообщение будет опубликовано анонимно.

3.4. Библейские мотивы в русской поэзии 18 — 20 в.в. (система уроков — программа спецкурса).
Составитель — А. Позина (С-Петербург)

Программа включает в себя, в основном, произведения русских поэтов, входящих в обязательную школьную программу по литературе. Данная система уроков может преподаваться в виде концентрированного курса; но при необходимости её можно органично вписать в основную программу. Методика, предложенная в разработке, предполагает глубокий анализ как поэтических текстов, так и библейских отрывков, на которые опираются поэты. Это даёт возможность интегрировать уроки литературы и традиции и ознакомить учеников с принципиально различными подходами к тексту ТаНаХа (традиционным и поэтическим).

Алина Позина,
руководитель группы преподавателей литературы,
СПб — Алон Швут, август 2003