Группа преподавателей ИЗО
1. Концепция работы
Основной идеей работы группы преподавателей ИЗО было изучение классических текстов и поиск изобразительных форм для понимания этих текстов.
По словам руководителя группы Айзека (Александра) Рохлина (СПб), важным аспектом в работе группы было непосредственное пересечение всех занятий с текстами с работой с изобразительным материалом.
Для изучения был взят только небольшой фрагмент из Хумаша, первые главы книги Шмот – Выход из Египта. Группа работала и с текстами, и с окружающими текст мидрашами. А затем перед участниками ставились графические и живописные задачи (или они сами их для себя формулировали), которые, естественно нужно было решать, применяя определенные художественные техники.
Изучение каждой темы было разделено на несколько этапов:
- работа с текстом Писания и мидрашей;
- практические занятия – решение графических и живопискных задач;
- разбор методики проведения уроков по изученному материалу (просмотр и обсуждение).
По итогам работы семинара состоялись 2 выставки – работ детей, которые привезли с собой учителя, и работ учителей, созданных на семинаре.
2. Учебная программа группы
Преподаватель
|
Тема
|
Кол-во часов
|
|
Вводные занятия
|
|
Ц. Зайчик (Москва)
|
Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма
|
13
|
В. Дымшиц (СПб)
|
Искусство евреев Восточной Европы
|
8
|
В. Дымшиц (СПб)
|
Еврейский фольклор
|
8
|
Ц. Зайчик (Москва)
|
Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма
|
13
|
|
Бейт-мидраш
|
|
Д. Баргман (СПб)
|
Книга Берешит
|
10
|
А. Рохлин (СПб)
|
Книга Шмот
|
18
|
|
Занятия по специальности
|
|
А. Рохлин (СПб)
|
Творческая мастерская
|
40
|
Е. Хаздан (СПб)
|
Песня на идише
|
2
|
|
Педагогика и психология
|
|
Е. Ямбург (Москва)
|
Культурно-историческая педагогика
|
2
|
М. Поташник (Москва)
|
Урок ХХI века. Методические требования к уроку
|
5
|
|
Компьютерные технологии
|
|
А. Шперх (С.-Петербург)
|
Основы работы в Internet, поиск информации, работа в форумах, почта, оформление документации при помощи компьютера, сканирование и распознавание текстов
|
20
|
3. Темы практических занятий
Книга Берешит
Сюжет: Семья Якова в Египте. Двенадцать сыновей Якова. Иосеф, Аснат, Эфраим и Менаше.
Искусствоведение: Портреты и символы.
Книга Шмот
Сюжет: Евреи в Египте. Две культуры (сбор этнографического материала с помощью Интернета). Труд и нищета – разврат и богатство. Еврейские мужчины , женщины и дети в Египте.
Искусствоведение: Жанровые сюжеты. Символы
Сюжет: Десять казней. Выход из Египта. Три группы казней и смерть первенцев. Природа и Б-жственное вмешательство.
Искусствоведение: Жанровые сюжеты. Символы. Знаки.
Сюжет: Моше и фараон. Моше – пророк, царь, учитель, муж, отец. Моше, получающий Тору.
Искусствоведение: Портрет, образ, символ.
Сюжет: Песах в Египте. Песах в Храме. Седер-Песах сегодня. Символы пасхального седера.
Искусствоведение: Жанровый сюжет.
Сюжет: Евреи в пустыне. У горы Синай. Дарование Торы. Структура Хумаш. Устройство Сефер-Тора.
Искусствоведение: Жанровый сюжет. Буква и изображение. Слово и изображение.