Семинар по повышению квалификации преподавателей еврейских школ
 
[назад] [Общее описание семинара ] [Проект VLC] [Главная страница]

Группа преподавателей ИЗО

1. Концепция работы

Основной идеей работы группы преподавателей ИЗО было изучение классических текстов и поиск изобразительных форм для понимания этих текстов.

По словам руководителя группы Айзека (Александра) Рохлина (СПб), важным аспектом в работе группы было непосредственное пересечение всех занятий с текстами с работой с изобразительным материалом. Для изучения был взят только небольшой фрагмент из Хумаша, первые главы книги Шмот – Выход из Египта. Группа работала и с текстами, и с окружающими текст мидрашами. А затем перед участниками ставились графические и живописные задачи (или они сами их для себя формулировали), которые, естественно нужно было решать, применяя определенные художественные техники.

Изучение каждой темы было разделено на несколько этапов:

  • работа с текстом Писания и мидрашей;
  • практические занятия – решение графических и живопискных задач;
  • разбор методики проведения уроков по изученному материалу (просмотр и обсуждение).

По итогам работы семинара состоялись 2 выставки – работ детей, которые привезли с собой учителя, и работ учителей, созданных на семинаре.

2. Учебная программа группы

Преподаватель Тема Кол-во часов
  Вводные занятия  
Ц. Зайчик (Москва) Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма 13
В. Дымшиц (СПб) Искусство евреев Восточной Европы 8
В. Дымшиц (СПб) Еврейский фольклор 8
Ц. Зайчик (Москва) Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма 13
  Бейт-мидраш  
Д. Баргман (СПб) Книга Берешит 10
А. Рохлин (СПб) Книга Шмот 18
  Занятия по специальности  
А. Рохлин (СПб) Творческая мастерская 40
Е. Хаздан (СПб) Песня на идише 2
  Педагогика и психология  
Е. Ямбург (Москва) Культурно-историческая педагогика 2
М. Поташник (Москва) Урок ХХI века. Методические требования к уроку 5
  Компьютерные технологии  
А. Шперх (С.-Петербург) Основы работы в Internet, поиск информации, работа в форумах, почта, оформление документации при помощи компьютера, сканирование и распознавание текстов 20

3. Темы практических занятий

Книга Берешит

Сюжет: Семья Якова в Египте. Двенадцать сыновей Якова. Иосеф, Аснат, Эфраим и Менаше.
Искусствоведение: Портреты и символы.

Книга Шмот

Сюжет: Евреи в Египте. Две культуры (сбор этнографического материала с помощью Интернета). Труд и нищета – разврат и богатство. Еврейские мужчины , женщины и дети в Египте.
Искусствоведение: Жанровые сюжеты. Символы

Сюжет: Десять казней. Выход из Египта. Три группы казней и смерть первенцев. Природа и Б-жственное вмешательство.
Искусствоведение: Жанровые сюжеты. Символы. Знаки.

Сюжет: Моше и фараон. Моше – пророк, царь, учитель, муж, отец. Моше, получающий Тору.
Искусствоведение: Портрет, образ, символ.

Сюжет: Песах в Египте. Песах в Храме. Седер-Песах сегодня. Символы пасхального седера.
Искусствоведение: Жанровый сюжет.

Сюжет: Евреи в пустыне. У горы Синай. Дарование Торы. Структура Хумаш. Устройство Сефер-Тора.
Искусствоведение: Жанровый сюжет. Буква и изображение. Слово и изображение.