Семинар по повышению квалификации преподавателей еврейских школ
 
[назад] [Общее описание семинара ] [Проект VLC] [Главная страница]

Группа преподавателей иврита

1. Концепция работы

Программа работы группы на семинаре планировалась при активном участии будущих семинаристов. Примерно за месяц в процессе электронной переписки была составлена серьезная и многоплановая программа работы группы.

В разработке программы, кроме Ханы Ротман, руководителя семинара со стороны «НЕШ», приняли участие пятеро из десяти будущих участников семинара. Видную роль в этом сыграли участники наших прошлых семинаров: руководитель группы — Владислав Соколовский, преподаватель иврита ульпана Сохнут в Ташкенте, и Инна Закс —- преподаватель иврита школы для девочек учебного комплекса «Ор-Самэах» в Одессе.

В состав группы вошли опытные преподаватели иврита из шести городов Литвы, Кыргызстана, России, Украины и Узбекистана.

Перед участниками семинара были поставлены следующие задачи:

  • повышение уровня владения языком и расширения кругозора самих преподавателей-участников;

  • работа над личными проектами участников группы по разработке различных методических пособий по преподаванию иврита детям разных возрастных групп.

В учебную программу были внесены такие блоки, как:

  • «Бейт-Мидраш», который вел профессиональный филолог и знаток текста — Арье Ольман, с первых минут очаровавший всю группу и настроивший ее на серьезную работу. В рамках Бейт-мидраша проходило изучение Талмуда и Сидура с упором на разбор литературных особенностей читаемых текстов, вопросов грамматики, морфологии, фонетики и прочих лингвистических компонентов языка того или иного периода.

  • Занятия по грамматике и орфографии языка иврит, которые вел Игорь Зыскин (Москва), которого сменил участник семинара — Борис Теплицкий (Ташкент).

  • Компьютерные технологии Анатолия Шперха, программа которых также была составлена по заявкам учителей-участников. На этих занятий обсуждались специфика и проблематика чтения сайтов и разных файлов на иврите, плюсы и минусы различных текстовых редакторов и операционных систем. Учителя научились работать с программой «Лигатура», позволяющей сканировать тексты на иврите, ознакомились с форумом по преподаванию иврита сайта «НЕШ» — http://vlc.pedclub.ru/modules/newbb/ и прослушали он-лайн лекцию Яира Канная (Иерусалим) о роли семьи в мидрашах и Аггаде.

  • Педагогика и психология. В рамках этого блока были прослушаны лекции по педагогике преподавателей Московского Института Открытого Образования и занятия психотренингом Полины Румянцевой (СПб), позволяющий учителям дать себе отчет в тех или иных моментах педагогического процесса, которые проходят якобы подсознательно, но несут важнейшую психологическую нагрузку.

Творческая часть работы группы была посвящена обсуждению и существенной многочасовой доработке методических проектов, представленных участниками.

2. Программа группы иврита

Преподаватель Тема Кол-во часов
  Бейт-мидраш  
А.Ольман (Израиль) Псалмы. Пророки. Талмуд. (чтение и обсуждение текстов на иврите). 32
Я. Канай (Израиль) Женские образы в мидрашах (лекция он-лайн) 2
  Занятия по специальности  
И. Зыскин (Москва), Б.Теплицкий (Ташкент). Грамматика современного иврита (для подруппы 1) 28
А. Ольман (Израиль) Введение в сравнительную семитологию (для подгруппы 2) 8
И. Зыскин (Москва) Литература на иврите: Современная израильская проза. 10
Б. Теплицкий (Ташкент) Литература на иврите: Поэзия Натана Йонатана 8
В. Соколовский (Ташкент) Литература на иврите: Основные тенденции современной израильской литературы 2
  Проекты  
Г. Якубман (С.-Петербург) Составление учебника для начальной школы. 10
И. Закс (Одесса) Еврейский фольклор (юмор) в преподавании иврита в средней школе. 10
М. Карпова (С.-Петербург) Проект «Йона». Преподавание классических текстов на иврите. 10
  Педагогика и психология  
Г. Лернер (Москва) Структура урока 8
Е. Ямбург (Москва) Культурно-историческая педагогика. 2
М. Поташник (Москва) Урок ХХI века. Методические требования к уроку 5
В. Соколовский (Ташкент) Методика преподавания иврита в Израиле 2
П. Румянцева (С.-Петербург) Тренинг: «Я работаю с детьми: эмоциональные трудности и победы в профессиональной деятельности» 10
  Компьютерные технологии  
А. Шперх (С.-Петербург) Основы работы в Internet, поиск информации, работа в форумах, почта, оформление документации при помощи компьютера, сканирование и распознавание текстов 10

3. Среди проектов

3.1. Методическое пособие по чтению с грамматическими упражнениями для средних классов еврейской школы
Составитель: Инна Закс (Одесса).

В основу разработки легли тексты из еврейского юмористического фольклора. По результатам обсуждений и дискуссий был разработан комплекс упражнений к большей части текстов обсуждаемого пособия, продумана структура и концепция итогового пособия, которое автор обещала завершить в ближайшие сроки.

3.2. «Букварь-иврит», пособие для обучения чтению в 1-ом классе еврейской школы
Составитель: Галлит Якубман (С.-Петербург)

Пособие в прошлом учебном году уже прошло первичную апробацию Сергеем Тереховым в школе «При Эц Хаим» г. Бишкека и, по мнению Сергея, дало неплохие результаты. Пособие было подвергнуто тщательной проверке и значительной доработке, в этом плане автор благодарна помощи Ирины Чернобрывец и Натальи Бакулиной из Киева и Виктории Корень из Вильнюса — учителей-практиков, работающих в начальных классах и знающих специфику работы с детьми данного возраста, которые дополнили текст пособия играми и заданиями по лексике и грамматике.

3.3. Борис Теплицкий (Ташкент) провел мастер-класс по переводу стихотворений Натана Йонатана.

3.4. Наталья Бакулина (Киев) представила свой проект разработки методики преподавания иврита в начальной школе

В плане перспектив группа продвинулась к завершению ряда долгосрочных проектов, прояснила для себя перспективы развития методики преподавания иврита в системе еврейского образования в СНГ и договорилась о попытке возобновления рассылки по ивриту в рамках виртуального проекта «VLC», необходимость, которой стала еще раз очень понятной всем. Работу модератора будущей рассылки взял на себя Владислав Соколовский.

Многое мы успели сделать в течение двух с половиной недель на семинаре, поставлено много задач на будущее. Посмотрим, как далеко удастся продвинуться в их достижении в течение нового учебного года. Об этом мы сможем узнать только в следующем году, на следующем семинаре.

Галлит Якубман, Владислав Соколовский, Марина Карпова
Санкт-Петебург, сентябрь 2003