Группа преподавателей иврита
1. Концепция работы
Программа работы группы на семинаре планировалась при активном участии будущих семинаристов. Примерно за месяц в процессе электронной переписки была составлена серьезная и многоплановая программа работы группы.
В разработке программы, кроме Ханы Ротман, руководителя семинара со стороны «НЕШ», приняли участие пятеро из десяти будущих участников семинара. Видную роль в этом сыграли участники наших прошлых семинаров: руководитель группы — Владислав Соколовский, преподаватель иврита ульпана Сохнут в Ташкенте, и Инна Закс —- преподаватель иврита школы для девочек учебного комплекса «Ор-Самэах» в Одессе.
В состав группы вошли опытные преподаватели иврита из шести городов Литвы, Кыргызстана, России, Украины и Узбекистана.
Перед участниками семинара были поставлены следующие задачи:
повышение уровня владения языком и расширения кругозора самих преподавателей-участников;
работа над личными проектами участников группы по разработке различных методических пособий по преподаванию иврита детям разных возрастных групп.
В учебную программу были внесены такие блоки, как:
«Бейт-Мидраш», который вел профессиональный филолог и знаток текста — Арье Ольман, с первых минут очаровавший всю группу и настроивший ее на серьезную работу. В рамках Бейт-мидраша проходило изучение Талмуда и Сидура с упором на разбор литературных особенностей читаемых текстов, вопросов грамматики, морфологии, фонетики и прочих лингвистических компонентов языка того или иного периода.
Занятия по грамматике и орфографии языка иврит, которые вел Игорь Зыскин (Москва), которого сменил участник семинара — Борис Теплицкий (Ташкент).
Компьютерные технологии Анатолия Шперха, программа которых также была составлена по заявкам учителей-участников. На этих занятий обсуждались специфика и проблематика чтения сайтов и разных файлов на иврите, плюсы и минусы различных текстовых редакторов и операционных систем. Учителя научились работать с программой «Лигатура», позволяющей сканировать тексты на иврите, ознакомились с форумом по преподаванию иврита сайта «НЕШ» —
http://vlc.pedclub.ru/modules/newbb/ и прослушали он-лайн лекцию Яира Канная (Иерусалим) о роли семьи в мидрашах и Аггаде.
Педагогика и психология. В рамках этого блока были прослушаны лекции по педагогике преподавателей Московского Института Открытого Образования и занятия психотренингом Полины Румянцевой (СПб), позволяющий учителям дать себе отчет в тех или иных моментах педагогического процесса, которые проходят якобы подсознательно, но несут важнейшую психологическую нагрузку.
Творческая часть работы группы была посвящена обсуждению и существенной многочасовой доработке методических проектов, представленных участниками.
2. Программа группы иврита
Преподаватель
|
Тема
|
Кол-во часов
|
|
Бейт-мидраш
|
|
А.Ольман (Израиль)
|
Псалмы. Пророки. Талмуд. (чтение и обсуждение текстов на иврите).
|
32
|
Я. Канай (Израиль)
|
Женские образы в мидрашах (лекция он-лайн)
|
2
|
|
Занятия по специальности
|
|
И. Зыскин (Москва), Б.Теплицкий
(Ташкент).
|
Грамматика современного иврита (для подруппы 1)
|
28
|
А. Ольман (Израиль)
|
Введение в сравнительную семитологию (для подгруппы 2)
|
8
|
И. Зыскин (Москва)
|
Литература на иврите: Современная израильская проза.
|
10
|
Б. Теплицкий
(Ташкент)
|
Литература на иврите: Поэзия Натана Йонатана
|
8
|
В. Соколовский (Ташкент)
|
Литература на иврите: Основные тенденции современной израильской литературы
|
2
|
|
Проекты
|
|
Г. Якубман
(С.-Петербург)
|
Составление учебника для начальной школы.
|
10
|
И. Закс
(Одесса)
|
Еврейский фольклор (юмор) в преподавании иврита в средней школе.
|
10
|
М. Карпова
(С.-Петербург)
|
Проект «Йона». Преподавание классических текстов на иврите.
|
10
|
|
Педагогика и психология
|
|
Г. Лернер (Москва)
|
Структура урока
|
8
|
Е. Ямбург (Москва)
|
Культурно-историческая педагогика.
|
2
|
М. Поташник (Москва)
|
Урок ХХI века. Методические требования к уроку
|
5
|
В. Соколовский (Ташкент)
|
Методика преподавания иврита в Израиле
|
2
|
П. Румянцева (С.-Петербург)
|
Тренинг: «Я работаю с детьми: эмоциональные трудности и победы в профессиональной деятельности»
|
10
|
|
Компьютерные технологии
|
|
А. Шперх (С.-Петербург)
|
Основы работы в Internet, поиск информации, работа в форумах, почта, оформление документации при помощи компьютера, сканирование и распознавание текстов
|
10
|
3. Среди проектов
3.1. Методическое пособие по чтению с грамматическими упражнениями для средних классов еврейской школы
Составитель: Инна Закс (Одесса).
В основу разработки легли тексты из еврейского юмористического фольклора. По результатам обсуждений и дискуссий был разработан комплекс упражнений к большей части текстов обсуждаемого пособия, продумана структура и концепция итогового пособия, которое автор обещала завершить в ближайшие сроки.
3.2. «Букварь-иврит», пособие для обучения чтению в 1-ом классе еврейской школы
Составитель: Галлит Якубман (С.-Петербург)
Пособие в прошлом учебном году уже прошло первичную апробацию Сергеем Тереховым в школе «При Эц Хаим» г. Бишкека и, по мнению Сергея, дало неплохие результаты. Пособие было подвергнуто тщательной проверке и значительной доработке, в этом плане автор благодарна помощи Ирины Чернобрывец и Натальи Бакулиной из Киева и Виктории Корень из Вильнюса — учителей-практиков, работающих в начальных классах и знающих специфику работы с детьми данного возраста, которые дополнили текст пособия играми и заданиями по лексике и грамматике.
3.3. Борис Теплицкий (Ташкент) провел мастер-класс по переводу стихотворений Натана Йонатана.
3.4. Наталья Бакулина (Киев) представила свой проект разработки методики преподавания иврита в начальной школе
В плане перспектив группа продвинулась к завершению ряда долгосрочных проектов, прояснила для себя перспективы развития методики преподавания иврита в системе еврейского образования в СНГ и договорилась о попытке возобновления
рассылки по ивриту в рамках
виртуального проекта «VLC», необходимость, которой стала еще раз очень понятной всем. Работу модератора будущей рассылки взял на себя Владислав Соколовский.
Многое мы успели сделать в течение двух с половиной недель на семинаре, поставлено много задач на будущее. Посмотрим, как далеко удастся продвинуться в их достижении в течение нового учебного года. Об этом мы сможем узнать только в следующем году, на следующем семинаре.
Галлит Якубман, Владислав Соколовский, Марина Карпова
Санкт-Петебург, сентябрь 2003