"Вести" продолжают публикацию материалов, доказывающих, что подписание мирного договора между Израилем и Египтом не снизило, а увеличило угрозу региональной стабильности на Ближнем Востоке и международной безопасности в целом. Благодаря Кемп-дэвидским соглашениям 1979 года Египет обеспечил себе доступ к американским источникам финансирования, западным военным технологиям и оперативным доктринам. Это позволило ему превратить свою армию в мощнейшую силу, способную стать авангардом общеарабской агрессии против Израиля.
Напоминаем нашим читателям, что автором данной статьи является Шон Пайн (Shawn Pine) – авторитетный эксперт по вопросам военного строительства, внештатный сотрудник Центра стратегических исследований "Ариэль", полковник запаса американской армии. До своего ухода в отставку Пайн служил в военной разведке США и специализировался на определении скрытых составляющих оборонного потенциала.
В заключительной части своей статьи Пайн подводит итоги произведенного им анализа египетских военных расходов. Суть сделанных им выводов состоит в следующем:
"Хотя ЦАХАЛ все еще превосходит арабские армии в качественном отношении, его преимущество в этой области значительно сократилось по сравнению с другими периодами арабо-израильского конфликта. Если рассматриваемая тенденция сохранится, вероятность войны между Израилем и арабскими странами будет возрастать по мере того, как все больше и больше оружия будет накапливаться на Ближнем Востоке.
Эта война разразится вне зависимости от исхода нынешнего мирного процесса. По мнению большинства региональных политологов и военных экспертов, неизбежность будущей арабо-израильской войны находится в обратной зависимости от сохранения ЦАХАЛом явного качественного превосходства над арабскими армиями. А это значит, что пока прогресс на мирных переговорах сопровождается убежденностью мусульманских стран в том, что Израиль должен поддерживать стратегический паритет с объединенной мощью вооруженных сил своих потенциальных противников, мирный процесс не может быть успешным".
Шон Пайн кратко касается вопроса о колоссальных военных расходах Саудовской Аравии, которая является крупнейшим в мире импортером вооружений. В этой связи представляется уместным сослаться на статью "Гонка вооружений во имя мира", опубликованную недавно в сборнике "Ближний Восток – проблемы региональной безопасности" (Москва, 2000). Ее автор доктор исторических наук А.З. Егорин выражает суть произведенного им анализа следующим образом:
"С тех пор, как 1 ноября 1991 года в Мадриде был дан старт миротворческому "экспрессу", которому предрекалось пройти через все узлы ближневосточной напряженности, мы ждали, что в регионе вот-вот заалеет долгожданная заря мира. Увы, мир, о котором так много говорили демократы США и России, арабские оракулы и израильские пацифисты, так и не наступил… Процесс миротворчества явно пошел на убыль и замер на отметке, худшей, чем было до начало арабо-израильских переговоров".
Д-р Егорин делает этот вывод на основе реальных показателей военной угрозы, не прислушиваясь к жалобным завываниям израильских левых, которые убеждают себя и нас в том, что нынешние переговоры положат конец региональной конфронтации на Ближнем Востоке. "Хотя в 90-х годах доходы арабов от продажи нефти непрерывно падали, расходы 22 стран – членов Лиги арабских государств на оборону непрерывно росли, - пишет упомянутый автор. – В 1991 году они составляли 24,7% от общих расходов, в 1992 году – 25,7%, в 1993-1995 гг. – около 25%. В принципе, определить достоверно, сколько они (арабы – прим. ред.) тратят на военные цели весьма сложно. Лондонский институт стратегических исследований публикует в этой связи два вида данных: официальные, то есть бюджетные ассигнования, и отдельные расходы на закупку вооружений".
Суммируя полученные таким образом результаты, д-р Егорин делает вывод о том, что арабы расходуют на военные нужды: Оман – 45,7% от общих расходов государства, Йемен – 44,5%, Катар – 36%, ОАЭ – 35,9%, Бахрейн – 34,5%, Саудовская Аравия – 31,4%, Кувейт – 29,3%, Египет – 19,6%. Эти данные не учитывают сделанных Пайном выводов об истинном объеме египетских оборонных расходов. Однако и того, что было открыто взорам российского аналитика, оказалось достаточно для следующего заключения: "На Ближнем Востоке пахнет не миром, а новой войной".
С этим трудно спорить, когда арабы прилагают настойчивые усилия с целью увеличения того огромного военного превосходства, которым они и теперь уже обладают в сравнении с Израилем. Анализируя данные The Military Balance за 1995-1996 гг., д-р Егорин пишет:
"Из этих цифр на нас смотрит ближневосточная действительность: по населению арабы превосходят Израиль в 38 раз, по валовому национальному продукту – в 9,4 раза, по бюджетным военным расходам – 4,56 раза, по численности вооруженных сил – в 15,5 раза. У арабов больше, чем у Израиля, танков – в 4,7 раза, БТР – в 4,5 раза, боевых кораблей – в 8,6 раза, боевых самолетов и вертолетов – в 6,36 раза".
Даже без учета поправок, внесенных Шоном Пайном в картину египетских оборонных расходов, московский автор пишет о нашем "мирном" соседе: "Египет занимает первое место в регионе по численности населения, вооруженных сил и количеству боевых кораблей, третье место (после Саудовской Аравии и Алжира) – по валовому национальному продукту, второе место (после Саудовской Аравии) – по бюджетным расходам на военные цели и второе же место (но после Сирии) – по численности танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также самолетов и вертолетов. То есть Египет на финише ХХ века – это такой центр силы, с которым в регионе не могут не считаться. В первую очередь, это, конечно, касается Израиля, восточного соседа Египта".
Следует еще раз подчеркнуть: нынешние экономические, военные и технологические возможности Египта являются прямым результатом заключенных в 1979 Кемп-дэвидских соглашений. Аналогичного развития событий и усугубления отмеченных негативных тенденций следует ожидать в том случае, если Израиль подпишет мирное соглашение с Сирией и/или палестинцами. В награду за "признание" еврейского государства США облагодетельствуют наших партнеров точно таким же образом, каким они уже облагодетельствовали Египет. В реалиях арабской политики это означает только одно: безудержный рост военных расходов на фоне сохраняющейся нищеты населения.
Истинная диалектика "мирного процесса" состоит в том, что он объективно увеличивает угрозу новой войны на Ближнем Востоке, которая может привести к тяжелейшим последствиям для Израиля. От этой угрозы нельзя отмахнуться. В равной мере ее невозможно нейтрализовать посредством все новых и новых уступок, забывая о том, что только твердая воля, способная подчинить экономические ресурсы и государственную политику Израиля императиву национального выживания, может спасти нас от катастрофы. Следует, наконец, посмотреть фактам в лицо.
Напоминаем, что наша следующая публикация по затронутой теме будет основана на статье Лиора Шлайна и Ноама Офера "Сирийские ВВС на перепутье". Данный материал был опубликован журналом израильских ВВС, и его выводы позволяют судить о том, в каком положении был бы сегодня Египет, если бы не заключенный им мирный договор с Израилем.
Вслед за тем "Вести" планируют перевести и опубликовать статью военного эксперта Республиканской партии США Йосефа Бодански, темой которой является вероятность выдвижения египетских территориальных претензий в отношении Негева (данный материал был напечатан недавно израильским журналом "Натив").
Сборник "Ближний Восток – проблемы региональной безопасности", в котором опубликована цитировавшаяся выше статья А.З. Егорина, издан московским Институтом изучения Израиля и Ближнего Востока (ИИБВ) совместно с Российской академией естественных наук. Среди прочих изданий этого института, увидевших свет в 2000 году, следует отметить сборники "Политическая элита Ближнего Востока" (включает статью Т.А. Карасовой о правящей элите Израиля), "Ближний Восток и современность" (9-й выпуск), справочник "Турецкая республика", монографии С.Э. Бабкина "Движения политического ислама в Северной Африке" и М.Р. Аруновой "Афганская политика США в 1945-1999 гг.".
"Вести" благодарят дирекцию ИИБВ и израильское посольство в Москве за своевременную пересылку научных изданий названного института. Интересующимся рекомендуем справку об ИИБВ, опубликованную в издаваемом МИД России "Дипломатическом вестнике" (октябрь 2000 г.).