В предыдущей части своего анализа мы не учли три значительные и исключительно дорогостоящие компоненты египетского военно-промышленного комплекса. Речь идет об оборонной промышленности, о программе научных разработок в области неконвенциональных вооружений и о службе военной разведки.
На указанные компоненты приходится значительная доля общих военных расходов. Данные о себестоимости этих программ невозможно получить из открытых источников, однако, по самым скромным оценкам, она составляет от 4 до 6 миллиардов долларов в год. Таким образом, общие годовые затраты Египта на оборону приближаются к 15-17 миллиардам долларов.
В 1994 году Египет обогнал США и стал вторым, после Саудовской Аравии, покупателем оружия на мировом рынке. В целом Ближний Восток является ведущим регионом мира по закупке вооружений, однако Египет выделяется и на этом фоне, будучи единственным ближневосточным государством, которое ежегодно увеличивает объем своего оборонного импорта начиная с 1990 года. Каковы бы не были истинные размеры египетского военного бюджета, представляется очевидным, что они во много раз превышают официальную цифру в 2,7 миллиарда долларов.
По сути дела, настоящий анализ дает заниженную оценку оборонных затрат Египта. Военно-промышленный комплекс в этой стране устроен всеохватывающим образом, в результате чего граница между гражданским и военным секторами египетской экономики, по существу, стерлась.
* * *
Большинство источников оценивает военный бюджет Египта в 7-10% от валового национального продукта этой страны. Подобная оценка явно оторвана от действительности. Принимая во внимание размеры египетской армии, реализуемые в стране программы научных изысканий в сфере неконвенциональных вооружений и масштабы конвенциональной военной промышленности, мы приходим к выводу, что оборонный бюджет Египта приближается к 20-30% ВНП. История показывает, что только страны, вовлеченные в полномасштабные военные конфликты, выделяли такую долю своего валового продукта на оборонные нужды.
Египет имеет общую границу с Суданом, Ливией и Израилем. Господствующий в Судане режим исламского фундаментализма потенциально опасен, однако имеющийся у этой страны арсенал – 300 устаревших советских танков и около 50 боевых самолетов - заведомо не представляет собой сколько-нибудь серьезной угрозы Египту.
На бумаге ливийская армия являет собой гораздо более грозную силу, чем суданские войска, но и Ливия едва ли способна угрожать своему восточному соседу. Из имеющихся у нее 2200 танков около 1600 составляют устаревшие советские машины Т-54 и Т-55. Кроме того, недостаток подготовленного персонала заставил Ливию законсервировать не менее половины этого танкового парка и значительную число из имеющихся у нее 400 боевых самолетов. Следует также отметить, что ливийская армия, насчитывающая 80 тысяч человек личного состава, по численности не составляет и 20% египетской армии.
И, наконец, несмотря на периодически возникающую напряженность в отношениях между Египтом и его арабскими соседями, эти три страны, как правило, демонстрирует готовность к сотрудничеству в решении основных проблем, объединяющих мусульманские страны. В Каире были уверены, что за покушением на Хусни Мубарака в июне 1995 года стояли суданские власти. Тем не менее, Египет выступил против намерения США наложить эмбарго на продажу вооружений Судану. Столь же примечательна негативная позиция Каира в отношении американских планов уничтожения химических предприятий в Ливии, производящих неконвенциональное оружие. Таким образом, израильским аналитикам стоило бы задуматься над тем, против кого направлено нынешнее военное строительство Египта.
Сказанное не означает, что война неизбежна или весьма вероятна в ближайшей перспективе. В настоящее время, несмотря на предпринимаемые усилия по модернизации египетской армии, Каир все еще не в состоянии осуществить крупномасштабную наступательную операцию против Израиля – операцию такого уровня, которая могла бы поставить под угрозу само существование еврейского государства. В качественном отношении у египетской армии все еще остается немало слабых мест, что сделало бы преждевременное развязывание наступательной войны против Израиля стратегической ошибкой.
Тем не менее, египетская военная мощь уже сейчас исключительно велика. Это обеспечивает Каиру значительные возможности в проведении политического курса, результатом которого должно оказаться достижение главной египетской цели - завоевание позиций регионального гегемона.
Размеры и техническая оснащенность египетской армии явятся мощным фактором сдерживания в случае резкого обострения отношений между Израилем и Египтом. Теоретически это позволяет Каиру довести напряженность в отношениях между двумя странами до чрезвычайно опасного уровня, существовавшего в июне 1967 года. В этом случае от Египта следует ожидать решения о ремилитаризации Синая, которому Израиль, скорее всего, не сможет помешать. Тем самым еврейскому государству будет нанесен очень чувствительный психологический удар. Отличие складывающейся ситуации от той, что имела место к 1967 году, будет отнюдь не в пользу Израиля. Новый баланс сил не позволит ЦАХАЛу сокрушить военную мощь противника посредством внезапного превентивного удара.
Выводы
Несмотря на колоссальное военное строительство, осуществляемое арабскими странами и, в первую очередь, Египтом, ЦАХАЛ все еще сохраняет качественное преимущество над армиями соседних арабских государств. Это преимущество выражается в качестве вооружений, в подготовке личного состава и в освоении современных военных технологий. Однако массивное "вливание" западных вооружений в арабские армии "размывает" качественное превосходство ЦАХАЛа – при том, что и количественный разрыв постоянно увеличивается в пользу арабов.
"Вливание" западных вооружений приводит, по крайней мере, к двум негативным последствиям, с точки зрения Израиля. Во-первых, это означает, что качественное превосходство ЦАХАЛа в области технического оснащения существенно сокращается по сравнению с предыдущими периодами. Поставки т.н. "умного оружия" резко повысили боевые возможности простого арабского солдата. Основополагающее требование, предъявляемое к большинству американских вооружений в процессе их разработки и производства, выражается формулой ПДЭШД ("Просто держи эту штуку, дурень!"). Данный подход позволяет использовать сложнейшее оружие солдатам с минимальным уровнем образования, не способным понять базисных принципов его действия. Таким образом, современное оружие, обладающее огромной поражающей силой, может использоваться солдатами, которых раньше нельзя было допускать до обслуживания сложной боевой техники.
Это означает, что признанное превосходство Израиля в области подготовки военного персонала теперь в существенной степени нейтрализовано. Кроме того, качественный разрыв в подготовке личного состава значительно сократился в течение двух последних десятилетий за счет пополнения арабских армий большим количеством выпускников инженерных и других технических факультетов. Можно спорить о том, каким образом это скажется на поле боя в будущих войнах. Однако нужно полагать, что это в любом случае значительно увеличит израильские потери в любом вооруженном конфликте.
Во-вторых, относительная величина затрат на увеличение качественного разрыва оказывается для Израиля значительно выше, чем для арабских стран, поскольку существенная часть оружия, состоящего на вооружении ЦАХАЛа, уже сейчас относится к сложной боевой технике. Следовательно, любое приращение качественного разрыва потребует от Израиля соответственно больших затрат на технологические изыскания и разработки. Это повысит относительную стоимость любой новой системы и ограничит попытки Израиля нейтрализовать количественное преимущество арабских армий.
Израиль, как и любая западная страна, живет в рамках жестких ограничений утвержденного государственного бюджета. Учитывая этот факт, необходимо признать, что Израиль может сохранить качественное преимущество своей армии только за счет того, что он позволит увеличиться и без того огромному количественному разрыву в пользу арабов.
К этой проблеме прибавляются многочисленные сообщения о снижении мотивации и уровня боевой подготовки военнослужащих ЦАХАЛа. Причины данного явления восходят, по всей вероятности, к неоднозначному отношению израильского общества к вторжению в Ливан (1982 г.) и к неоправданному использованию армейских подразделений для подавления интифады. Как бы то ни было, ширящийся раскол в израильском обществе между сторонниками и противниками мирного процесса вкупе с нереальными надеждами, возлагавшимися на этот процесс некоторыми руководителями еврейского государства, только усугубляет указанную проблему.
Необходимо подчеркнуть: если ЦАХАЛ потеряет свое явное качественное превосходство над арабскими армиями, вероятность тактического поражения Израиля в будущей войне перестанет быть пренебрежимо малой, и ее придется учитывать израильскому правительству. При этом арабским странам вовсе не нужно добиваться качественного паритета с Израилем. Им достаточно сократить качественный разрыв настолько, чтобы их количественное преимущество стало решающим фактором на поле боя.
И хотя ЦАХАЛ все еще превосходит арабские армии в качественном отношении, его преимущество в этой области значительно сократилось по сравнению с другими периодами арабо-израильского конфликта. Если рассматриваемая тенденция сохранится, вероятность войны между Израилем и арабскими странами будет экспоненциально расти по мере того, как все больше и больше оружия будет накапливаться на Ближнем Востоке.
Эта война разразится вне зависимости от исхода нынешнего мирного процесса. По мнению большинства региональных политологов и военных экспертов, неизбежность будущей арабо-израильской войны находится в обратной зависимости от сохранения ЦАХАЛом явного качественного превосходства над арабскими армиями. А это значит, что пока прогресс на мирных переговорах сопровождается убежденностью мусульманских стран в том, что Израиль должен поддерживать стратегический паритет с объединенной мощью вооруженных сил своих потенциальных противников, мирный процесс не может быть успешным.
Пока что мусульманские страны не проявляют готовности уступить в данном вопросе, и это не сулит ничего хорошего в будущем. Судя по всему, Ближний Восток будет по-прежнему занимать ведущее место в мире по закупкам вооружений – как минимум, до конца текущего десятилетия. Саудовская Аравия намерена импортировать в этот период (статья написана в 1997 году – прим. ред.) военную технику на сумму 32,4 миллиарда долларов. В случае арабо-израильской войны это оружие, вне всякого сомнения, окажется на поле боя. В таком окружении можно лишь посоветовать израильским военным аналитикам и стратегам уделять больше внимания своему южному соседу.
Текст публикуется с любезного согласия редакции журнала "Натив"
Перевел с английского М.С. Гойзман