Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Вайехи

перевод Д.Баргман

Пелах hа-Римон (зерно граната) - книга рабби hиллеля hа-Леви из Порича  - образец литературы хасидута. В комментарии к главе Ваихи, повествующей о важном моменте в формировании еврейского народа  – благословениях, которые дал Яаков перед смертью своим двенадцати сыновьям, вождям двенадцати колен Израиля, р. hиллель hа-Леви приходит к необходимости обозначить соотношение Всевышний  - Тора  - Моше  - еврейский народ, что он и делает, опираясь на стих из псалма. Как любой хасидский комментарий, Пелах hа-Римон изобилует кабалистической символикой.

То, что написано: "Благо (тов) для меня Тора уст твоих" (Теhилим 119:72) указывает, что Тора называется благом, ибо в ней сокрыт изначальный свет, что известно из слов  – "и увидел Б-г свет, что хорош (тов)" (Берешит 1:4). А свет шести дней творения светил "от края мира до другого края" (Талмуд, Хагига 12а), а затем был спрятан в Торе, и поэтому Тора тоже названа благом. И об этом говорили мудрецы (Талмуд, Менахот 53б): "(Что значат слова) "Облагодетельствуй (hейтив), Господь, добрых (товим)" (Теhилим 125:4)?  – (Это значит, что) придёт некто, примет нечто у кого-то для некоего народа. Придёт некто  – это Моше, и примет (благо)  – это Тора, у кого-то (благостного)  – это Всевышний, для некоего народа (благого)  – это Израиль". И это объясняет дарование Торы именно Израилю, поскольку именно он представляет собой сосуд, приспособленный для размещения в нём Торы, а не какой-либо другой народ. И таково объяснение слов "благо для меня", что с помощью "Торы уст твоих" сохраняется аспект изначального света, сокрытого в Торе. "Для меня" с точки зрения скрытого смысла  – это восхождение души с помощью Торы, содержащейся во всех инструментах десяти сфирот Ацилута*, то, что называется отдаться в плен Царю, и с помощью этих инструментов, инструментов Мировой Мудрости, излучается изначальный свет, и восхождение это неизмеримо велико. Но всё это, когда в Торе нет изъяна, но когда в Торе, а следовательно и в Его Имени есть изъян, это не действует, кроме как посредством исполнения заповеди тшува (возвращение, покаяние), пробуждающей восхождение в аспекте изначального света… И таким образом восполняется то, чего недостаёт свету, ибо из Источника этого света можно восполнить любые недостатки в один момент. И этим исправляются все изъяны, ибо Источнику света по силам (с помощью тшувы) превратить преступления в заслуги.

* Сфирот  – в кабале, десять каналов, соединяющие все миры от нашего, низшего мира до высшего мира  – Ацилут. назад


[назад] [Недельный раздел Торы]