Недельный раздел Торы |
Комментарий к главе Ваешев
В 19 в. среди европейского еврейства зародилось новое движение – мусар, зачинателем и вождём которого стал р. Исроэль Салантер (1810—1883). Деятели мусара в своих книгах акцентировали внимание на этических и мировоззренческих проблемах, продолжая традицию соответствующих книг Танаха ( Коhелет, Мишлей и др.), трактата Авот, этических и философских трудов РаМБаМа, РаМХаЛя, Маараля и других великих мудрецов прошлого. Одним из ярчайших представителей мусара был выдающийся раввин первой половины нашего столетия р.Элияhу Элиэзер Деслер. Родившийся в 1892 г. в Гомеле, вскоре после революции он был вынужден эмигрировать в Америку, затем переехал в Англию, а за несколько лет до смерти р. Деслер переехал в Эрец—Исраэль, где стал духовным руководителем знаменитой ешивы Поневеж. Пережив страшнейшие потрясения - революцию в России, долгие скитания, катастрофу - р. Деслер скончался в 1954 г., через два месяца после смерти другого великого мудреца нашего времени, Хазон Иша. Многочисленные труды р.Деслера составили книгу "Михтав ме-Элияhу". Предлагаемая статья из этой книги является комментарием к нашей недельной главе и излагает особый философский взгляд на истоки конфликта Йосефа и его братьев. Не касаясь самого конфликта и опираясь на фразу из комментария РаШИ, автор анализирует восходящую к Каббале трактовку взаимоотношений братьев как проявление в них природы их матерей, Леи и Рахели. Две жены Яакова выявляют его двойственное предназначение, возложенное на него после того, как Ицхак дважды благословил его (первый раз приняв за Эсава) Таким образом, в этой главе противостоят друг другу сын Рахели Йосеф – и его братья, сыновья Леи.
"Вот родословие Яакова: Йосефу было семнадцать лет …" (Берешит 37.2) РаШИ. Мидраш объясняет, что Писание начинает родословие Яакова с Йосефа по нескольким причинам. Первая, что всей своей сущностью Яаков служил у Лавана исключительно ради Рахели… Михтав ме-Элияhу
"Вся сущность Яакова"… Существует аспект Яакова и аспект Исроэля, являющиеся двумя различными категориями, различными уровнями в служении Всевышнему – двумя разными мирами. Аспект Яакова соответствует низшему миру, Исроэля – миру высшему. Так же в аспекте Яакова достигается истина и целостность, как написано – "Ты даруешь истину Яакову" (Миха 7.20.) и "и пришёл Яаков целостным" (Берешит 33.18.) – в его великом служении. Но это целостность служения с точки зрения низшего мира. В аспекте Яакова служение производится в этом мире как таковом, но только всё, что делается в нём, делается во имя небес – как жертва, приносимая во имя Всевышнего. В противоположность этому аспект Исроэль – это уровень служения, в котором уже исчезает присутствие этого мира как отдельной сущности, и природа его определяется исключительно как инструмент служения Всевышнему, и, как следствие, пропадает и аспект жертвы. И с этой точки зрения достигнута его (Яакова) победа над ангелом Эсава… Рахель и Лея соответствуют этим двум сторонам служения. Доля Рахели ("красива видом и хороша собой" (Берешит 29.17) – то, что названо в святом Зоhаре "открытый мир") – раскрытие славы Всевышнего в низшем мире. С другой стороны, Лея ("а глаза Леи слабые" (там же) – "сокрытый мир"), её доля – раскрытие высшего, тайного пути. У мужчины и женщины разные предназначения, дополняющие друг друга. Доли Рахели и Леи соответствовали двум аспектам, проявившимся в доле Яакова. Рахель – в качестве поддержки аспекта Яаков, а Лея – аспекта Исроэль…
|