Недельный раздел Торы |
Комментарий к главе Ваера
В качестве комментария к недельной главе "Ваера" мы предлагаем отрывок из книги современного автора р. Иссахара Якобсона "Бина бе-Микра", открывающий новые, для кого-то, может быть, неожиданные нюансы в известном сюжете о жертвоприношении Ицхака.
Кроме назидательного примера в "Жертвоприношении Ицхака", а именно: до каких высот может подниматься преданность Всевышнему и богобоязненность, в этом фрагменте есть так же и поучительное содержание отрицательного плана. ... Этот аспект обнаруживается при рассмотрении использования различных имён Всевышнего. ... При внимательном прочтении обнаруживается, что в главе 22 в стихах 1-9 Писанием используется имя Элоким (Б-г), а в стихе 11 и далее - четырехбуквенное Имя. Однако когда имя Элоким сопровождается определённым артиклем (hей), т. е. hа-Элоким, а не Элоким, почти всегда подразумевается ангел Всевышнего, одна из сил используемых Творцом мира. Приведём один пример из множества подобных. В книге Берешит 38 в стихах 15-16 формулировка "Б-г (hа-Элоким), сопровождающий меня" подменяется далее на "ангел, спасающий меня". По аналогии агада утверждает, что hа-Элоким, требующий совершить жертвоприношение Ицхака - это Сатан. С точки зрения "категории суда"* - подобно соответствующему сюжету с участием Сатана из книги Иова - требуется испытание для праведника на вершине его благополучия: наконец у Авраама появился долгожданный сын; единственный, кто мог противостоять ему, Авимелех, пришёл к нему заключить мир; и вот теперь он должен доказать, что ради Всевышнего он готов пожертвовать самым дорогим, что у него есть. Поэтому, после испытания требуемого Сатаном, появляется Б-г под четырёхбуквенным Именем и делает невозможным человеческое жертвоприношение в принципе. Это кульминация истории жертвоприношения. И в стихах 11-12 сказано: "И воззвал к нему ангел Господа с небес ... и сказал - не посылай руки твоей на отрока и не делай ему ничего". Обратите внимание, "ангел Господа (четырехбуквенное Имя)", а не hа-Элокима.
Кульминация и следующее немедленно ослабление драматизма несут переход от использования имени hа-Элоким, не имеющего самого высокого статуса, к четырехбуквенному, самому святому Имени.
* Согласно мидрашу, в основе мира лежат два противоположных начала, "категория суда (дин)" и "категория милосердия (рахамим)". Создав сначала мир лишь "категорией суда", Б-г обнаружил, что мир не сможет устоять, и привнес в этот мир "категорию милосердия".
|
|
||
Педагогический Клуб
"Новая Еврейская Школа"
Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу: 197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа" тел./факс: +7 (812) 233-8636 e-mail: hanaR@mail.infostar.ru Webmaster: Нина Галеркина |