РаМБаМ (раби Моше бен Маймон) – великий еврейский философ и первый кодификатор hалахи, известный в Европе как Маймонид, не был автором полного комментария к Торе, но в своих трудах постоянно прибегает к ссылкам на фрагменты Писания, касающиеся обсуждаемой темы. В предисловии к трактату Авот, которое называется Шмоне праким (Восемь глав), разбирая проблему противоречия свободы выбора и предопределения, РаМБаМ пользуется сюжетом из начала книги Шмот.
… Следует прояснить один момент, относящийся к этому вопросу (свобода выбора), а именно, что есть фрагменты (в Торе), исходя из которых можно подумать, что Всевышний, предопределяя проступки, принуждает к ним. И это заблуждение. И я должен объяснить эту проблему, ибо многие путаются в ней. В частности то, что сказано Аврааму: "И поработят и будут угнетать их четыреста лет" (Берешит 15:13). Многие скажут, что отсюда явствует, будто египтяне были обречены терроризировать потомство Авраама. В чём же их вина? Разве не было предрешено это угнетение Всевышним? И можно им ответить, что это как если бы Всевышний сказал, что среди тех, кому предстоит родиться в будущем, будут бунтовщик, труженик, праведник и злодей – и это правда. Но это высказывание не вынуждает некоего злодея быть злодеем, и некоего праведника быть праведником ни в коей мере. Но тот из них, кто станет злодеем, станет им по собственному выбору. И если бы захотел стать праведником, мог бы стать, и нет для этого непреодолимых препятствий. И так же любой праведник, захоти он стать злодеем, ничто не помешало бы ему. Ведь слова Всевышнего не сказаны о конкретном человеке, чтоб можно было сказать -- "ему предопределено", но говорят они об общем, и каждому человеку остаётся право выбора по самой его природе. И так же каждый из египтян, угнетавших евреев, имел возможность не делать этого, если бы хотел, так как предсказание не распространялось на конкретных людей…
… Но как же быть со словами: "И ожесточу я сердце фараона" (Шмот 14:4)? И после этого он был наказан и убит. Об этом следует сказать особо, в результате чего откроется важная основа. Всмотрись в высказывания на эту тему и обрати на них внимание. Мне представляется, что если бы за фараоном и его приближёнными не числилось других грехов, кроме того что они не отпускали евреев, проблема была бы существенной, ведь отпустить евреев препятствует сам Всевышний, как сказано: "Ибо Я ожесточил его сердце и сердце его рабов" (Шмот 10:1). Как же требовать отпустить их, когда предопределено, что не отпустят? И за что наказывать? Это выглядит несправедливо и противоречит вышесказанному. Но дело обстоит не так. Ведь фараон и его приближённые по своей воле, без принуждения угнетали пришельцев, учиняя беззакония, о чём сказано открытым текстом: "И сказал своему народу: вот народ сыновей израилевых … давайте перехитрим его" (Шмот 1:9-10). И это они сделали по своей воле, без принуждения, из-за собственного злодейства. И в наказание за это Всевышний воспрепятствовал их раскаянию, чтобы осуществить над ними правосудие. И воспрепятствование их раскаянию привело к тому, что они не отпускали евреев. И если бы захотел (Всевышний) вывести евреев, вывел бы их Сам, вопреки фараону. Но хотел вместе с этим наказать угнетателей, как пообещал, сказав: "И над народом, которому будут они служить, учиню Я суд, и после этого выйдут с большим имуществом" (Берешит 15:14), и невозможно было бы их наказать, если бы раскаялись. Поэтому воспрепятствовал их раскаянию и ожесточил их. И об этом сказано: "Ибо протяни Я сейчас руку Мою, поразил бы тебя и народ твой мором и истребил бы с земли. Но потому оставил Я тебя, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы говорилось Имя Моё по всей земле" (Шмот 9:15-16).
И не следует делать вывод, что Всевышний в наказание не позволяет человеку раскаяться. Ведь Он знает все грехи и в Своей мудрости и справедливости назначает наказание. Иногда только в будущем мире, иногда только в этом мире, иногда в обоих мирах. В этом мире наказание иногда поражает тело, иногда имущество, иногда и то и другое. И наказанием частично ограничиваются возможности человека. Например становится невозможно заниматься каким–либо делом, как случилось с Яровамом (см. Млахим I 13:4), или теряется способность видеть, как случилось с жителями Сдома (см. Берешит 19:11), так у фараона пропала способность к раскаянию, и он, так и не сумев раскаяться, погиб от своих грехов…
… Но остаётся ещё одна проблема – Б-жественное провидение. Ведь если Всевышний знает будущее, из этого следует, что действие, о котором Всевышний знает заранее, предрешено. И об этом уже сказано в книге Божественной мудрости, называемой "То что за природой" (Метафизика), а именно, что ко Всевышнему не применимы понятия знание и жизнь таким образом, что Он и знание оказываются разными явлениями, как человек и его знание. Ведь человек отделим от знания, как и знание от человека. И если бы Всевышний "знал" в таком смысле, это привело бы к Его множественности – Он, Его знание, Его пребывание, Его могущество и т. д. Но Он – это и есть Его атрибуты, а Его атрибуты – это и есть Он. О Нём следует сказать, что Он есть и само знание, и объект познания, и познающий субъект. Он – жизнь, Он живой и Он - источник жизни. И так остальные Его атрибуты. И тема эта сложна, и не пытайся постичь это полностью из двух строчек или трёх слов.