Альманах | Метод. кабинет | Недельный раздел Торы | Еврейский мир | Израиль сегодня | Еврейская школа | Школьный театр | Молодежное Социологическое Бюро | Хроника и анонсы | О нас | Полезные ссылки | Письма наших друзей |
Гостевая книга 
Педагогический клуб "Новая Еврейская Школа"
[назад] [Главная страница]
Тексты и методические указания по Ту би-Швату

ИЗ ДНЕВНИКА ЕВРЕЙСКОГО МАЛЬЧИКА ХАНАНА

КИПАРИС И ПАЛЬМА

СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА

"ТУ БИ-ШВАТ"
Элиягу Ки-Тов


"НОВЫЙ ГОД В Будни"
Элиягу Ки-Тов


"ТУ БИ-ШВАТ"
Мысли о празднике


"ПРАЗДНИКИ ПОЛНОЛУНИЙ"
Йом Тов Левинский


"ЗАПОВЕДЬ ИЛИ ОБЫЧАИ"
А. Шенрав


"ПЯТНАДЦАТОЕ ШВАТА (ТУ БИ-ШВАТ) В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ"
Фрагменты из классических еврейских источников


"ПРАЗДНИК ВЕСНЫ"
Ш.Р. Гирш


"МУЗЫКА ТРАВ"
Раби Нахман из Брацлава


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 6-11 КЛАССОВ

ИЗ ДНЕВНИКА ЕВРЕЙСКОГО МАЛЬЧИКА ХАНАНА

Мое имя Ханан бен Иегошуа. Я из колена Менаше. Вместе со своей семьей я живу в деревне, в Шомроне. Наш удел мы получили вместе с двенадцатью коленами Израиля, когда Земля Израиля была поделена между ними. Это произошло после того, как мы ее унаследовали по слову Б-га. Отобрав землю у семи племен Ханааана, Б-г отдал ее народу Израиля, как обещал еще нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Отдавая нам землю, Б-г сказал: "Племена, которые здесь жили до вас, делали очень много зла. Поэтому они и лишились этой земли. Вы не будьте такими, как они, и соблюдайте Мои заповеди. Тогда вы сможете жить на своей земле спокойно, и никто не придет, чтобы отобрать ее у вас". Каждое колено Израиля получило свой надел, кроме колена Леви. Колено Леви должно служить в Храме и обучать весь народ законам и заповедям Торы. Члены этого колена — левиты. Они не могут требовать, чтобы другие евреи кормили и поили их. Но Тора заповедала отдавать часть урожая бедным и одиноким, а также левитам. Мы, земледельцы, можем сами решать, какому левиту отдать ту часть урожая, которую заповедала Тора.

День третий после Субботы, двенадцатое Адара, первый год после года субботнего (шмиты).

Сегодня я вышел в сад и к своей радости нашел смокву, которая первой завязалась на смоковнице. Я сейчас же прибежал домой и сказал отцу. Мы взяли цветную ленточку, и папа повязал ее вокруг первого плода, появившегося на дереве. Теперь мы будем знать, что эта смоква начала созревать раньше всех. Когда придет время, мы сорвем ее и вместе с другими начатками урожая - так называются первые плоды — отнесем в Иерусалим. Вместе с другими первинками плодов мы принесем ее в корзине в наш святой Храм и там отдадим священнику — коэну, чтобы он благословил наш урожай.

Потом мы с отцом пошли в наш виноградник и обвязали там цветной ленточкой виноградные гроздья, которые начали созревать первыми.

День второй после Субботы, восемнадцатое Сивана, второй год после шмиты.

Сегодня у нас великая радость. Мы кончили убирать урожай. Только что я и мои братья вернулись от коэна, который живет в нашей деревне, и, когда приходит его очередь, отправляется в Иерусалим, служить в Храме. Отец послал нас отнести коэну труму. Это часть урожая, которую Тора заповедует отдавать коэну. Мы всегда относим труму тому коэну, который живет на нашей улице. Только после того, как от урожая отделили труму, его можно есть. Но этого мало: надо еще отделить одну десятую часть урожая для левитов. Мы и это сделали и сегодня вечером сможем полакомиться плодами нового урожая.

День первый после Субботы, третье Ияра, пятый год после шмиты.

Я уже большой и помогаю отцу в поле. Сегодня мама разбудила нас очень рано. Мы умылись, поели лепешки из инжира и изюма, взяли с собой мех с водой. Папа и старший брат еще вчера наточили серпы. Сегодня мы начинаем жать овес и пшеницу. Отец каждому из нас показал, откуда начинать. Он строго-настрого предупредил, чтобы мы не жали до конца, а оставляли край поля для бедных, чтобы тот, кто боится остаться без хлеба, мог прийти и собрать себе зерна. Так заповедала Тора. Отец сказал, чтобы мы уважительно относились к тем, кто придет накосить себе пшеницы с края поля, который мы оставили несжатым. Он велел нам не забывать, что бедные придут, чтобы забрать свое, то, что им принадлежит по закону Торы.

Передо мной встал вопрос: сколько же оставлять бедным? Тора об этом ничего не говорит. С одной стороны, жалко нашей пшеницы. С другой стороны, бедных тоже жалко. Я решил оставлять столько же рядов, сколько будет оставлять отец. Потому что он-то, в отличие от меня, совсем не жадный.

День четвертый после Субботы, пятнадцатое Таммуза, пятый год после шмиты.

Мы с братом навьючили ослика. Все вещи уложены, мы готовы отправляться в Иерусалим. Мы берем с собой все, что приносит наш сад, наши поля и виноградники. Плоды нашей земли мы будем есть в Иерусалиме. Устроим там настоящий праздник, созовем знакомых и родственников, которые окажутся в Иерусалиме. Так нам заповедала Тора — приносить плоды своего урожая в Иерусалим и там устраивать праздничное застолье. А если далеко нести? Тогда можно продать, а на вырученные деньги купить все нужные припасы в самом Иерусалиме, на рынке. Но нам идти недалеко, всего один день, и у ослика ноги крепкие. На него еще младшего братишку можно посадить, если устанет. Зато в Иерусалиме нам ни о чем не придется беспокоиться. Все, что только может понадобиться, пока мы будем жить в Иерусалиме, у нас с собой. Как и в прошлом году, по вечерам мы будем сидеть за праздничной трапезой. А днем? Днем мы с отцом и нашими земляками будем ходить в Храм, где левиты и коэны учат желающих Торе. Конечно, мы с отцом сидим в разных кружках. Там, где сижу я, все объясняют подробно и просто, чтобы легче было запоминать. А папа сидит там, где обсуждают каждое слово, спорят и разбирают всякие тонкости. Я надеюсь, что через несколько лет смогу сидеть в том же кружке, что и отец, рядом с ним.

День первый после Субботы, четвертое Ава, год шмиты.

В этом году мы с отцом и братьями не работаем в поле. За садом тоже не ухаживаем и в виноградниках не трудимся. В этом году земля отдыхает, и мы тоже отдыхаем — покоимся вместе с ней. Так бывает каждые семь лет, об этом заповедала Тора. Но мы не только отдыхаем. Мы учимся. У нас в деревне мудрые и сведущие в Торе люди — левиты, коэны и простые евреи — такие, как мой отец, — собирают вокруг себя земляков и рассказывают истории из Торы, передают слова пророков Израиля и, конечно, повторяют все законы. А мой старший брат — в Иерусалиме. Отец послал его на несколько месяцев поучиться. Я тоже хотел, но мне еще слишком мало лет. Ничего. В следующий год шмиты я буду уже совсем взрослый и обязательно пойду в Иерусалим учиться Торе у мудрецов и священников Храма.


КИПАРИС И ПАЛЬМА

Перевел с иврита Apьe Ротман

Приземистой пальме гордец-кипарис
сказал, поглядев снисходительно вниз:
Силен я и строен. Главою колючей,
главой непокорной царапаю тучи.
Любая пичуга меня издалёка увидит,
такой я большой и высокий.
Приземистой пальме гордец-кипарис
сказал, поглядев снисходительно вниз:
Ничем не подобен я пальме убогой,
я ветви свои не склоню над дорогой,
я ветви свои, как мечи, обнажу,
колючками путнику путь прегражу!
Приземистой пальме гордец-кипарис
сказал, поглядев снисходительно вниз:
Я спорю с ветрами и с бурями бьюсь,
я выстою в схватке, победой упьюсь,
никто от меня не добьется даров
вовек я не дам человеку плодов!
Робея, стыдясь и скрывая лицо,
любуется пальма своим гордецом.
Тенистые ветви, оазис прохлады,
простерла — и дети, и взрослые рады
в тени ее скрыться и фиников сладких
нарвать и поесть у дороги с устатку.


СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА

Однажды, находясь в пути, Хони увидел старика, занятого посадкой рожкового дерева.

— Через сколько времени это дерево принесет плоды? — спросил Хони.

— Через семьдесят лет.

— Ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды этого дерева?

Старик ответил:

— Я застал на свете рожковые деревья; и вот, также как мои предки взрастили эти деревья для меня, я сажаю их для потомков.

Сел Хони поесть хлеба, и напал на него беспробудный сон.

Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева.

— Ты ли, — спросил Хони, — тот самый, кто посадил это дерево?

— Дерево это, — ответил человек, — посажено моим дедом.

— Вижу, — сказал себе Хони, — что я проспал семьдесят лет. Направился Хони к своему жилищу.

— Дома ли, - спросил Хони, — сын Хони Гамеагела?

— Сына, — ответили ему, — уже нет на свете, а живет его внук.

— Я Хони Гамеагел, — заявил он.

Не поверили ему.

Пришел он в академию и слышит — ученые говорят:

— Это толкование также ясно, как во времена Хони Гамеагела, который разъяснял любой ученый вопрос, как только приходил в академию.

— Я и есть Хони Гамеагел, — заявил он ученым.

Но и те не поверили и не оказали ему должного почета.

Пал Хони духом, стал молить о милосердии Г-споднем. И принял Г-сподь душу его.

По этому поводу говорил Рава:

- Правы люди, говоря: "Либо общение с людьми, либо смерть".

(Таанит, 23)

Х.Н. Бялик, И. X. Равницкий. "Агада".
Перевод С.Г. Фруга Берлин, издательство С.Д. Зальцмана, 1922

СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА

1. Личность Хони Гамеагела

Хони Гамеагел — мудрец, который жил в конце эпохи Хасмонеев, в годы правления царицы Шуламит Александры, до гражданской войны между Гурканосом и Аристобулом.

В народе Хони считался святым, молитва которого не остается без ответа. Приступая к молитве, он очерчивал себя кругом и не выходил из него, пока его просьба не исполнялась. Отсюда и его прозвище Гамеагел начертавший круг), хотя существует мнение, что свое прозвище он получил по имени города, из которого был родом.

СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА

МОЛЕНИЕ О ДОЖДЕ

Однажды, когда приближался конец месяца Адар и не было дождя, стали просить Хони Гамеагела:

— Помолись о дожде.

— Внесите со двора пасхальные очаги, дабы они не размокли, — сказал Хони.

Начал он молиться, но дождь не шел. Тогда он очертил круг и, стоя в середине, воззвал:

— Творец Вселенной! Дети Твои обратились ко мне, как к возлюбленному Твоему сыну, — и вот поклялся я, что не сойду с этого места, прежде чем Ты не смилуешься над детьми своими.

Стало слегка накрапывать.

— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали Хони ученики. — Сдается нам, что только для освобождения тебя от клятвы дождь едва-едва накрапывать начал.

— Не о том просил я, — возобновил молитву свою Хони, — о проливном дожде я прошу. Разразился ливень.

— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали ученики, — ливень весь мир грозит разрушить. И воззвал Хони к Всевышнему:

— Не о том просил я, молю Тебя: дождя благословенного и благодатного пошли нам, Г-споди!

Пошел дождь умеренный, но шел так долго, что вынужден был народ подняться на Храмовую Гору, умоляя Хони:

— Учитель! Ты молился о дожде; помолись, чтобы дождь наконец прекратился.

— Установлено запрещение, — сказал Хони, — творить молитву против излишнего обилия дара Б-жьего. Тем не менее, приведите вола для благодарственного жертвоприношения.

Привели вола. Возложил Хони руки на него и воззвал к Г-споду:

— Владыка вселенной! Народ Твой Израиль, из Египта выведенный Тобою, не в силах устоять ни против изобилия добра, ни против непосильных испытаний, — ни против Твоего гнева, ни против безграничной благости Твоей. Да будет же воля Твоя, чтобы прекратился дождь и наступила ясная погода.

И сразу подул ветер, расселись тучи, засияло солнце, и пошел народ грибы собирать.

По этому поводу патриарх р. Симеон бен Шетах велел сказать Хони:

— Не будь ты Хони Гамеагел, я подверг бы тебя строжайшему наказанию. Но что поделаешь с тобою, если ты перед Самим Г-сподом нежишься, как избалованное дитя перед отцом, исполняющим все прихоти его:

— Поведи меня, отец, в теплой воде купаться. Отец ведет его.

— Поведи меня купаться в холодной воде. Ведет его.

— Дай мне орехов, миндалю, персиков, гранатов яблок. Дает ему.

Так и ты. И о тебе это сказано: "Отец твой возрадуется, и возликует родившая тебя". (Таанит, 23).

Это произошло 20 Адара после трех лет засухи и голода, и этот день записан в "Мегилат таанит" как праздник.

О Хони рассказывает также Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (14:1-2): Во время гражданской войны Аристобула и Гурканоса войско Гурканоса осадило Аристобула с его солдатами на Храмовой Горе. Привели Хони и потребовали, чтобы он проклял Аристобула, поскольку были уверены, что его проклятие имеет силу, как и его молитва. Но хотя солдаты угрожали ему смертью, Хони не подчинился их приказу. Он поднял руки к небу и воззвал ко Всевышнему, чтобы он не слушал молитв воюющих, как осажденных, так и осаждающих, желающих зла друг другу, потому что те и другие — народ Израиля, святой народ Б-га. Солдаты, услышав молитву, убили его, забросав камнями.

В Вавилонском Талмуде приводится агада о том, как Хони проспал 70 лет (Таанит, 23). В Иерусалимском Талмуде похожая история рассказывается о его предке, носящем то же имя, который жил незадолго до разрушения Первого Храма и проспал 70 лет от разрушения Первого Храма до постройки Второго (Иерусалимский Талмуд, Таанит, 83). Внуки Хони, Аба Хилкия, сын его сына, и Ханан а-Нехба, сын его дочери, также были известными людьми в свое время, и тоже могли молиться о дожде.

2. Контекст рассказа.

Агада о сне Хони Гамеагела взята из трактата Таанит Вавилонского Талмуда. Ее начало объясняет эту историю как притчу о Вавилонском изгнании, которое продолжалось 70 лет, что придает ей дополнительный план, глубокий и трагический. Публикуя агаду для младших школьников, мы сочли возможным опустить начало, чтобы сделать ее более общей, простой, и чтобы не затрагивать на уроке вопрос об изгнании. Тем не менее, сам учитель, разбирая эту историю с учениками," должен иметь в виду и этот план.

Многие выдающие еврейские ученые видели в агаде о Хони Гамеагеле урок того, что нужно трудиться для будущего, не надеясь получить за это награду (в этом мире). Для детей эта идея ясно и ощутимо воплощается в образе старика, который сажает рожковое дерево, зная, что лишь его внуки воспользуются плодами его труда. Однако Хони не может с этим согласиться. Он считает труд старика, не надеющегося насладиться плодом своих рук, лишенным смысла. Агада рассказывает нам о наглядном уроке, который получил Хони в ответ на свой вопрос. Он проспал 70 лет и, проснувшись, увидел внука этого старика, собирающего плоды дерева и с благодарностью вспоминающего своего деда. Сам Хони был ученым, и плоды его труда — его выводы в области еврейской мысли. Однако, плоды эти также были предназначены для будущего — для учеников его учеников, и ему не пришлось отведать от них. То же случилось с ним и в доме его внуков — его не узнали. Он оказался в одиночестве и понял, что человек без общества не может существовать. Но ведь для существования общества необходимо, чтобы каждый трудился для будущего. Хони, отрицавший это, пришел к трагическому концу, когда смерть оказалась для него милостью.

3. Вопросы к учащимся.

1. Для кого старик сажал деревья?

2. Прочитайте разговор Хони с внуком старика. Как тот вспоминает своего деда? Как вы думаете, будет ли он сажать деревья для своих внуков и правнуков?

3. Почему внук Хони не узнал его?

4. Хони был ученым. Какие плоды приносит труд ученых?

5. Что произошло, когда Хони пришел в академию? Удалось ли ему отведать плодов, приготовленных им и его товарищами для потомков?

6. Как вы думаете, что бы произошло, если бы каждый трудился лишь для того, чтобы самому использовать плоды своего труда? (Могло бы существовать человеческое общество?)

7. В чем наказание Хони? Как вы думаете, справедливо ли оно?

Если трагический конец рассказа произвел на детей тяжелое впечатление, учитель может предложить им дома сочинить другое окончание рассказа.

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:

1. Х.Н.Бялик, Равницкий "Агада", Иерусалим, "Библиотека Алия"

2. Филлис Гершатор' "Хони и его волшебный круг". Иерусалим, 1990.


ТУ БИ-ШВАТ

Элиягу Ки-Тов

Пятнадцатое число месяца Шват — один из четырех новогодних праздников, отмечаемых каждый год. Вот они: первое Нисана, первое Элула, первое Тишрея и Ту би-Шват — пятнадцатое Швата.

Первое Нисана — новый год для отсчета лег царствования израильских царей, а также новый год праздников, справляемых ежегодно.

Первое Элула — новый год для десятины, отделяемой от приплода скота. Скотина, родившаяся до этой даты, включается в поголовье, от которого отделяют маасер — десятую часть. А скотина, родившаяся после первого Элула, принадлежит уже другому году, поэтому отделять от нее десятину вместе с прошлогодним приплодом нельзя — от приплода каждого года маасер отделяют особо. Впрочем, в наше время отделять десятину от скота не принято, ибо, в отличие от других десятин, в ней есть особенная святость. Ведь из отделенного скота приносились храмовые жертвы. Ныне же Храм разрушен,

Первого Тишрея — Новый год суда. Все пришедшие в мир проходят перед лицом Всевышнего в этот день, словно стадо перед пастырем. Это также новый год для отсчета субботних лег (шмиты) и лет юбилейных, для отсчета возраста саженцев с целью отделения орла - так называют плоды дерева в первые годы после посадки, когда есть их еще нельзя, — а также для десятин от урожая полей.

Пятнадцатое Швата — новый год деревьев. В каком смысле? Для отделения десятины от плодов.

В первый год после субботнего, во второй, на четвертый год и на пятый отделяют маасер шейни - "вторую десятину"; на третий и шестой год отделяют маасер ани — десятину для бедных. Вес это в дополнение к первой десятине, которую отделяют ежегодно. Вторую десятину относили в Иерусалим, чтобы съесть там, а первую отдавали левитам. Итак, в разные годы субботнего цикла отделяют различные виды десятины. И нельзя отделять маасер от плодов одного года в счет урожая следующего или предыдущего года. Какой же день будет разделять плоды двух смежных лет? Этот день - пятнадцатого Швата, Ту би-Шват, новый год деревьев.

Завязались плоды до пятнадцатого Швата — они будут принадлежать, когда созреют, к урожаю прошлого года. Завязались после Ту би-Швата — к урожаю нынешнего. Что можно считать завязью? Не цветок, не почку, а плод, уже начавший созревать, пока он не достиг трети своего нормального размера.

То же касается и орла — плодов дерева первых трех лет после посадки, и рвай — плодов четвертого года. Хотя возраст саженца отсчитывают с первого Тишрея, "год урожая" заканчивается не в Тишрее, а в Швате, пятнадцатого числа.

Некоторые считают, что это положение распространяется и на плоды седьмого, субботнего года. Иными словами, годы, завязавшиеся до пятнадцатого Швата следующего, "восьмого", считаются как бы принадлежащими еще к урожаю предыдущего года, года шмиты.

Мудрецы постановили считать пятнадцатое Швата границей меж годом прошедшим и наступающим, поскольку к этому дню большая часть зимних дождей уже отлилась, древесный сок потек по стволам, и началось цветение и созревание плодов — благословение наступившего года.


НОВЫЙ ГОД В Будни

Элиягу Ки-Тов

Хотя Ту би-Шват величают "Новым годом", он именуется так лишь потому, что это название отвечает сути дела. Никаких праздничных ограничений не наложено на этот день. Не запрещено трудиться,|мы не обязаны устраивать праздничную трапезу, и в молитвах этот день не упоминается.

Несмотря на это, Ту би-Ш.ват выделяют из череды будних дней, подчеркивая его достоинство, и некоторые обычаи этого дня приближают его к

праздничному.

Пятнадцатого Швата не читают покаянную молитву тахнун во время утренней молитвы, а также накануне — " в предвечерней молитве минха, поскольку праздник всегда начинается вечером. Этот день не устраивают траурных церемоний, а если Ту би-Шват приходится на Субботу, не читают молитву "Отче милосердный" (Ав а-рахаманн), ибо в ней упоминается о душах

умерших.

В этот день принято есть в изобилии плоды 3емли Израиля, а также впервые лакомиться плодами, каких еще не пробовали в этом году, — чтобы иметь возможность благословить "Давшего нам дожить…" (шегехийяну).

Чем отличается Ту би-Шват от первого Элула, нового года для другой десятины — от приплода скота, который ничем не выделяется среди буден?

Пятнадцатое Швата отличается тем, что есть; в этом дне нечто, служащее восхвалению Земли Израиля. В этот день в Эрец Исраэль пробуждается земля, начинается пора плодоношения, земля взращивает плоды, вид которых — лучшая ей хвала. И об этом сказано в книге Дварим (8:8): "Земля пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, гранатовых деревьев, земля масличных деревьев и меда". Всего о двух злаках, и о целых пяти видах плодов говорит Писание, восхваляя Землю Израиля. Ибо и мед, о котором здесь говорится — не пчелиный, а мед финиковых пальм. Отсюда видим, что плоды фруктовых деревьев — лучшая хвала земле. День, когда в недрах Земли Израиля пробуждаются животворные соки, когда туком и медом начинает изливаться ее плодородие — праздник для всех любящих эту землю, живущих на ней или ожидающих свидания с нею.

Когда сыны Израиля вкушают плоды своей земли и наслаждаются ее благами, они, конечно же, благословляют Отдавшего им эту благодатную землю в наследие вечное, и молят Его о том, чтобы юность ее и их свежесть Он обновил, как издревле, и исполнил все, что обещал праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову, как сказано в стихе Писания, восхваляющем Землю Израиля: "Ты будешь есть и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе".

И еще: новый год деревьев — это день, когда решается их судьба, день суда и молитвы деревьев. Ибо так устроил Пресвятой Благословенный, что всегда в начале цветения и роста всего сотворенного Им, Он озирает создания Свои, каждое во время его, и все деяния их предстают перед Его взором. Время это — время молитвы и просьб о благополучии и успехе. Тора уподобляет человека "дереву полевому", и отсюда выводим, что есть некая толика в "судном дне" деревьев, относящаяся и к нему, к "дереву полевому", человеку. А таков уж характер этого народа, сынов Израилевых, что в день суда они радуются. Каким бы ни оказался приговор, главное не это, а чтобы увидел весь мир, что есть суд, и есть Судья. И за то, что сыны Израиля любят суд и всегда радуются ему, выходят они оправданными от лица Судьи.


ТУ БИ-ШВАТ

Мысли о празднике

1. Почему у нас целых четыре "новых года"?

Четыре раза в одном и том же году мы отмечаем наступление Нового года: первого Нисана — новый год царей и праздников; первого Элула — новый год десятин от приплода скота; первого Тишрея — новый год для отсчета лет, обычных, субботних и юбилейных; и, наконец, пятнадцатого Швата — новый год деревьев.

К чему нам столько "новогодних праздников"? На первый взгляд, их изобилие кажется очень странным. Разве год не может начинаться один раз в году, как ему и "положено"?

Если разобраться, оказывается, что не только у еврейского народа год начинается "четырежды на год". Во всем мире наблюдается нечто подобное. Начало учебного года не совпадает с началом финансового, бюджетного. Начало "гражданского" года также не обязательно служит началом церковного, "восточного" или мусульманского года. Трактат Мишны "Рош а-шана" ("Начало года"), в первой главе которого перечисляются новогодние даты, говорит вовсе не об обязанности как-то праздновать их. Новый год, праздник Рош а-шана, у нас только один. Речь идет лишь о том, что, в соответствии с практическими потребностями, счет лет в том или ином случае ведется с определенной даты. И только одна из этих дат совпадает с "настоящим" новогодним праздником — первое Тишрея.

Из Торы известно, что у года должно быть несколько разных начал. И так написано в галахическом мидраше к книге Шмот, составленном в эпоху танна-ев, мудрецов Мишны: "Месяц этот (Нисан) для вас — начало месяцев" (Шмот, 12:2).

Сообщает (Писание), что Нисан стоит во главе месяцев. Но не во главе лет, обычных, субботних и юбилейных, и не по нему отсчитывают возраст древесных насаждений и зелени, как сказано: "К концу семилетия, в год отпущения (шмиты), в праздник Суккот " (т.е. конец семилетия, а следовательно и года приходится на время перед Суккот, таким образом и начало года будет осенью, а не весной) (Дварим, 31:10), а также: "И праздник жатвы первых плодов труда твоего и праздник собирания плодов на исходе года" (Плоды собирают осенью, а нисан — весенний месяц) (Шмот, 23:16) (Мехилта)

2. Новый год деревьев

Действительно ли Ту би-Швит — своего рода "судный день" деревьев, наподобие Рош а-шана у людей? В начале трактата Рош а-шана говорится о том, что в начале года все создания Всевышнего проходят перед ним, как овцы перед пастырем. Этим мишнаитским образом навеян пиют (лирический гимн) Рош а-шана "Унтане токеф", авторство которого традиция относит к раби Амнону из Майнца:

Как пастырь, осматривающий стадо, Проводит овец под посохом своим, Так Ты проводишь и исчисляешь, И подписываешь приговор.

В еврейском самосознании понятие "новый год" скреплено прочной ассоциативной связью с "днем суда". Действительно ли слова "новый год деревьев" пробуждают в нашем сознании подобные чувства? И насколько они оправданы? Разве тот факт, что от плодов, завязавшихся после пятнадцатого числа месяца Шват, десятину надо отделять особо, не смешивая с плодами прошлого года, сам по себе свидетельствует о том, что в этот день решается судьба нового урожая? Ассоциативная связь между словами "новый год" и понятием "день суда" побуждает нас принять это положение, в то время как Мишна Рош а-шана, перечисляющая новогодние даты, совершенно недвусмысленно свидетельствует против подобного допущения: "Четырьмя частями судится мир: в Песах — об урожае; в Ацерет (Шавуот) ~ о плодах древесных". Из этого утверждения абсолютно ясно, что "судный день" плодовых деревьев — Шавуот, а не Ту би-Шват, Однако в последних поколениях все прочнее укореняется представление о "судном дне деревьев" именно пятнадцатого Шпата.

Раби Цви Элимелех из Дайнува, известный своими выдающимися познаниями в раввинской талмудической литературе, и не менее того — в Кабале, пишет в книге "Бней Иссахар": "Предание, полученное от учителей наших, молиться пятнадцатого Швата о том, чтобы Всевышний даровал нам в нужное время на Суккот красивый и кашсрный этрог, потребный для исполнения заповеди".

В трудах Магарала из Праги ("Книга обычаев") сказано: "Этрог, послуживший для исполнения заповеди во время Суккот, после праздника прячут, а в Ту би-Шват — съедают".

Таким образом, присоединяют к одной заповеди другую — этрог, который благословили в Суккот, благословляют еще раз (перед тем, как съесть) в Новый год деревьев. Благоухание плода напоминает нам о яблоке, которое, обмакнув в мед, мы съедаем в первый вечер дня суда — Рош а-шана, чтобы "усластить приговор". Вновь вступает в действие прочная ассоциативная связь, придающая Новому году деревьев привкус "судного дня" людей.

Истые кабалисты вкушают в ночь Ту би-Шват 30 различных видов плодов, следуя обычаю, введенному самим раби Хаимом Виталем. Каждый плод символизирует одну из десяти сфирот, присущих каждому из трех миров: Брия, Ецира и Асия; всего тридцать.

Постепенно забывается отношение к Ту би-Шват, свойственное древности, когда этот день служил не более чем водоразделом между двумя урожаями, границей, необходимой для разделения ежегодных десятин от плодов разных лет. Пятнадцатому числу месяца Шват тогда не придавали особого, праздничного статуса. Лишь в последние столетия, по мере распространения Кабалы, новый год деревьев стал приобретать празднично-мистическое осмысление.

3. Дерево и человек

"...ибо человек — дерево полевое"

Дерево состоит из трех основных элементов: корней, ствола и кроны (собственно "дерева") и плодов.

Корни. Несмотря на то, что глазу они невидимы, именно в них таится источник
жизненных сил дерева. Мощь ствола и крепость ветвей питаются корнями.
Глубокие, разветвленные корни позволяют могучему дереву устоять против
любой бури. Корни привязывают дерево к его месту на земле, но они же
обеспечивают ему место в мире, никому не позволяя его из этой земли
вырвать.

Корень человека — его вера во Всевышнего, в истинность Его Торы, в Его верность и надежность. Эта вера, упование и надежда связывают душу человека с источником жизни, благословенным Творцом, и наполняют ее чистой животворной духовностью.

Ствол и крона. Эта самая крупная, бросающаяся в глаза часть дерева, которая создает его зрительный образ. Ствол растет и мужает всю жизнь, ветвятся все новые побеги, становится гуще листва. Под толстой корой скрывается тайна дерева — его возраст, запечатленный в кольцах ствола.

Тело человека и его органы чувств позволяют человеку действовать, жить в материальном мире. С их помощью он воспринимает и учит Тору, совершает праведные поступки, исполняет заповеди, служа своему Творцу. Число этих заповедей — 613, соответствует, по словам Талмуда, числу органов человеческого организма. 248 заповедей, побуждающих к действию, напротив 248 частей тела, и 365 заповедей запрещающих — напротив такого же числа сухожилий и жил.

Плод. Смысл жизни дерева, венец усилий всего его существа корней, ствола, листьев и ветвей, сосредоточен в его плодах. Дерево живет, чтобы приносить плоды, выращиванию которых оно посвящает себя всецело. Важнейшая часть плода — семя. В семени сконцентрирована жизненная сила дерева. Семя способно к развитию, в нем заключено будущее дерева, судьба грядущих поколений, залог непрерывности и преемственности существования деревьев.

Став деревом, заключенное в плоде семя когда-нибудь само принесет плод. Плод человека — его труд, затрагивающий других людей, то влияние, которое он оказывает на них. Как плод содержит семя, из которого вырастет новое дерево, так человеческая деятельность должна служить людям, способствовать тому, чтобы другие тоже стали "плодоносными деревьями", чтобы их жизнь приобрела содержание и смысл, стала продуктивной и творческой. Люди, обладающие глубокими корнями веры, осененные могучей кроной заповедей, ветвящейся от ствола праведных дел, приносящие прекрасный плод благотворного влияния на окружающих, такие люди удостаиваются того, что деяния их рук сами приносят добрые плоды, и влияние их сохраняется в будущих поколениях. И об этом сказали наши благословенной памяти мудрецы: "Дерево, дерево, чем благословлю тебя? Чтобы стали плоды твои продолжением твоим".

4. Источник благословения

Ту би-Шват — праздник, символизирующий связь сыновей Израиля с Землей Израиля, плодородие и животворящая сила которой зависит от них. Это время молитвы. Связь человека (Адам) с землей (Адама) известна из Писания; "А человека (еще) не было, чтобы обрабатывать землю" (Берешит, 2:5). Земля нуждается в человеке. Лишь ценой его труда и усилий она в состоянии исполнить свое предназначение.

Но труд — лишь одна сторона долга человека по отношению к земле. Судьба ее и ее плодов зависит от того, как человек использует их, от того, хватит ли у него духовного величия не навлечь на землю проклятия своими грехами. Когда первый человек, Адам, нарушил единственную заповедь, данную ему Всевышним, он всего лишь неправильно воспользовался плодом. И земля была проклята из-за него (Берешит, 3:18). Вместо добрых плодов она оказалась теперь обреченной взращивать бесплодные сорняки и колючки. Своим грехом Адам завалил, засыпал источник великого благословения как в своей собственной душе, так и в сердце земли, лишив ее плодородие смысла.

Связь между материальной и духовной сторонами бытия обнаружилась здесь со всей очевидностью и полнотой.

Заповеди, связанные с обработкой земли (маасер и т.п.) призваны расчищать источник благословения, обновлять его в человеческой душе и в сердце земли. В пророчествах о конце дней, содержащихся в Танахе, мы также находим эту связь. Пророчества повествуют о возвращении человека в эту эпоху к своим духовным истокам, об открытии человеком Б-га. Духовный уровень человечества поднимется из бездны опустошенности и разврата на ту высоту, которой обладала душа прародителя человечества Адама до его грехопадения, самого первого ослушания человеком Всевышнего. И тогда барьеры, воздвигаемые людьми на пути Б-жественного милосердия и любви, будут сметены. Мир затопит волна бесконечной радости и благословения. Видения пророков все время возвращаются к описанию воскресшего плодородия, возрождения истощенной, угасающей силы земли. Этот процесс идет рука об руку с возвращением человечеству его истинного духовного облика. Удостаиваясь благословения Всевышнего, человек распахивает затворы, и Б-жественное благословение наполняет тайники плодородия, кладовые творческой силы земли: "И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком" (Иоэль; 4:18)

В свете всего сказанного мы начинаем понимать мистическую глубину связи между духовным миром человека и нравственным состоянием человечества, с одной стороны, и "милостью природы", благоприятным для человека течением биологических процессов растительного мира — с другой. День, когда очнувшись после зимней спячки, стволы плодовых деревьев начинают полниться бурлением жизненных соков, а на ветках появляются почки, как нельзя более уместно посвятить молитве о плодородии, ибо от человека, в конечном счете, зависит очень многое.

На протяжении последних столетий были составлены различные сборники молитв Ту би-Шват, произносимых общинами Израиля в разных странах рассеяния. По причине, о которой было сказано выше, издавна старались благословить в этот день побольше разных плодов Земли Израиля. Конечно, не всегда и не везде они имелись в изобилии, как в наши дни. Благословение плода, произнесенное человеком, обращает ответное благословение Всевышнего на обоих, и так вновь сплетаются духовные корни Адама и адамы, человека и земли, которую он призван возделывать.


ПРАЗДНИКИ ПОЛНОЛУНИЙ

Йом Тов Левинский

В древности начало каждого нового сезона отмечали как праздник, знаменующий перелом, происшедший в жизни природы. Об этом сказано в Книге Юбилеев (6:23-28):

"Первый день первого месяца (Нисана) и первый четвертого месяца (Таммуза), и первый седьмого месяца (Тишрея), первый десятого месяца (Тевета), — это дни памятные, дни праздничные; они записаны для четырех времен года и существуют ради свидетельства вечного. Hoax сделал их праздниками себе и для будущих поколений, и были дни эти для него особо памятны, В первый день первого месяца ему было сказано, чтобы строил себе ковчег; в этот же день (спустя год) обнажилась суша, он открыл ковчег и увидел землю.

В первый день четвертого месяца затворились после Потопа уста глубин бездны подземной, а в первый день седьмого — отверзлись вновь уста глубин земных, и начали воды сходить (назад) в подземную бездну. А в первый

день десятого месяца показались над водой вершины высоких гор и обрадовался Hoax, и потому сделал себе их (эти дни) праздниками, памятными свидетельствами на веки вечные; таковы они и поныне".

В некоторые периоды каждое время года наделяли своими особыми, характерными чертами, например: "Пора Нисана приносит плоды, в пору Таммуза плоды дозревают, в пору Тишрея земля покрывается урожаем; пора Тевета украшает зеленью плоды свои" (Берешит Раба, 13). Или: "Четырьмя путями следует солнце: в Нисане, Ияре и Сиване — направляется в горы, растопить там снега; в Таммузе, Аве, Элуле — шествует местностью населенной, чтобы налить, наполнить собою плоды; в Тишрее, Мархешване и Кислеве — морями скитается, чтобы высушить реки; в Тевете, Швате и Адаре — уходит в пустыню, дабы не опалить посевов" (Псахим, 94).

Во времена царя Шломо каждому времени года соответствовал свой цвет одежды. Царь и слуги его, мудрецы с учениками, священники и левиты одевались голубизною, а прочие жители Иерусалима облекались в белое. Приходящие же с полей и виноградников, из деревень и других городов, носили красное. Другие народы, что являлись издалека почтить царя дарами и приношениями, облачались в зеленые одежды. И все это в соответствии с четырьмя временами года: с Тишрея по Тевет дни полны прозрачной голубизною; с Тевета по Нисан падает снег, и белые одеяния покрывают землю; с Нисана по Таммуз — время попутных ветров и приветливо море; с Таммуза по Тишрей — краснеют зреющие плоды, и красота их передается одеждам.

Земледельцы издавна придавали большое значение полнолуниям. В середине месяца, когда луна становится безупречным диском, влияние ее на растения особенно велико. Так об этом говорили мудрецы (Тосефта Таанит, 1:7):

"С середины Тишрея, Мархешван и середина Кислева — сев
с середины Кислева, Тевет и середина Швата /Ту би-Шват/ — зима;
с середины Швата, Адар и середина Нисана /Песах/ — холод;
с середины Нисана, Ияр и середина Сивана /Шавуот/ — жатва;
с середины Сивана, Таммуз и середина Ава /Ту бе-Ав/ — лето;
с середины Ава, Элул и середина Тишри /Суккот/ — жара".

С помощью этого календаря и праздники паломничеств (Шлоша Регалим) нашли свое место среди сельскохозяйственных работ: Песах — конец прохладного времени года, начало жатвы; Суккот — когда к концу приходит пора летнего зноя и начинается сев; праздник жатвы урожая праздновали некогда на пятнадцатый день Сивана, как об этом несколько раз упоминается в Книге Юбилеев: "На третий месяц, в середине месяца, устроил Авраам праздник первых плодов жатвы пшеничной" (15:1). В число праздников, приходящихся на полнолуния (середины месяцев), разделяющие различные сезоны, входит и Ту би-Шват. Новый год деревьев знаменует окончание дождливого, ненастного зимнего времени и наступление сезона предвесенней прохлады, когда солнце выходит из-за туч, но его лучи еще не горячи, и земля, впитавшая немало влаги, охотно отдает ее корням деревьев, начинающих цвести. Аналогичное положение "с другой стороны" года занимает праздник Пятнадцатое Ава.


ЗАПОВЕДЬ ИЛИ ОБЫЧАИ

А. Шенрав

Немало уже написано о необходимости исправить недоразумения и заведомые ошибки в оценке истинного смысла Ту би-Шват. На вопрос учительницы одной из кибуцных школ: "Что такое Ту би-Шват?" ученица ответила: "День рождения деревьев". Другие отвечают: "День, когда сажают деревья". К вырванному из контекста обрывку стиха Писания "...когда придете в Землю и будете сажать..." приделали пропеллер и крылья, чтобы лететь на нем на поиски "освященного тысячелетиями обычая", а то даже "заповеди" заниматься пятнадцатого Швата лесопосадками. Сажать деревья в Ту би-Шват — прекрасный и совсем новый обычай. Но его доводят до абсурда некоторые энтузиасты. Доходит до того, что дети на уроке спрашивают учителя: "Если 15 Швата приходится на субботу, какая заповедь важнее — соблюсти Субботу или пойти сажать деревья?"

Вернемся к процитированному выше фрагменту Торы, который якобы служит основанием для "заповеди" сажать в Ту би-Шват деревья: "И когда войдете в Землю и будете сажать какое-либо дерево плодовое, то считайте плоды его за необрезанные (орла); три года да будут они для вас необрезанными, не должно есть их" (Ваикра, 19:23). Где здесь заповедь сажать деревья, и где упоминается, что это надо делать именно пятнадцатого числа месяца Шват? Того факта, что в толкованиях мудрецов наших блаженной памяти на этот стих подчеркивается важность святого дела — насаждения в Эрец Исраэль садов, еще недостаточно, чтобы включить подобную "заповедь" в число 613 заповедей Торы. Но даже если рассматривать рекомендацию мудрецов в качестве обязательной, как это делают в наши дни многие, исполнение ее вовсе не возложено на нас в какой-то определенный день, например, в Ту би-Шват. Обычай сажать в этот день деревья (причем чаще всего лесные, а не садовые) безусловно, доброе и благородное дело, но не более того. Никакого религиозного или традиционного статуса, да еще тем более "освященного веками", этот обычай не имеет.

Теперь, когда точки над i расставлены, можно отметить, что все сказанное выше нисколько не преуменьшает радости, доставляемой праздником. Песни и стихи, посвященные посадке деревьев, ничего не потеряют, как и само ежегодное праздничное мероприятие, если дети будут знать, что обычай сажать в Ту би-Шват деревья — нерелигиозного происхождения, и ему чуть больше ста лет. Он возник в Зихрон Яакове как чисто светское, сионистское начинание. Сезон посадки деревьев продолжается в Израиле на протяжении всего сезона дождей, и из года в год высаживаются десятки тысяч хвойных и лиственных деревьев.


ПЯТНАДЦАТОЕ ШВАТА (ТУ БИ-ШВАТ) В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Фрагменты из классических еврейских источников

Перевел Арье Ротман.

1. Четыре начала у года:

  • первого Нисана — Новый год царей (для отсчета лет их царствования) и праздников;

  • первого Элула — Новый год для (отделения) десятины скота;

  • первого Тишрея — Новый год для (счисления) лет; субботних (седьмых) лет; юбилейных (пятидесятых) лет; садовых насаждений и огородных растений;

  • первого Швата — Новый год плодовых деревьев, согласно школе Шамая. Школа Гилеля говорит — пятнадцатого (Швата)

Мишна, трактат Рош а-Шана, 1:1

2. И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево, приносящее плод, то считайте плоды его за необрезанные, три года да будут они у вас необрезанными, не должно есть их. А на четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Г-спода. На пятый же год вы можете есть плоды его, и умножатся для вас плоды его.

Ваикра, 19:23-25

3. Посаженное за 44 дня до Рош а-Шана (плодовое дерево) считается годовалым (после Рош а-Шана). Но несмотря на это, плоды дерева не освобождены от запрета есть необрезанное вплоть до пятнадцатого числа месяца Шват, Нового года деревьев, на четвертый год (после посадки).

Рамбам, Мишне-Тора, Законы трумы, 5:11

4. А сынам Леви вот, дал я всякую десятину от Израиля в удел, взамен службы их, которую они несут, служа при шатре соборном.

Бамидбар, 18:21

5. Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно. И ешь перед Г-сподом, Б-гом твоим, на том месте, которое он изберет для водворения там имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и оливкового масла твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы научился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, во все дни. Если же слишком длинна окажется для тебя дорога, так что не сможешь ты нести этого, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения там имени Своего, когда тебя благословит Г-сподь, Б-г твой; то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою, и ступай в место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой. И отдавай серебро за все, чего пожелает душа твоя: за крупный и мелкий скот, и за вино, и за сикер, и за все, чего захочется тебе; и ешь перед Г-сподом Б-гом твоим, и радуйся ты и семейство твое. И левита, который во вратах твоих, его не оставляй, ибо нет у него участка и удела с тобою.

К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих. Дабы пришел левит, ибо нет ему части и участка с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели, и насыщались, дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать.

Дварим, 14:22-29

6. Не отделяют десятины от плодов текущего года в счет года минувшего; а из плодов года минувшего — в счет следующего года. Если же отделил — это не десятина, как сказано: “Отделяй десятину от всех плодов урожая твоего, который приходит с поля ежегодно (Дварим, 14:22). Итак, если ты сорвал этрог с ветки накануне пятнадцатого числа месяца Шват, до захода солнца, а затем вернулся и сорвал другой этрог, уже после заката, нельзя отделить десятину от одного за другой.

Ту би-Шват — Новый год для отделения десятины от (урожая) плодовых деревьев.

Рамбам, Мишне Тора, Законы Трумы, 5:11.

7. Учили мудрецы: от дерева, плоды которого завязались до пятнадцатого числа месяца Шват, отделяют десятину в счет истекшего года. (Завязались) после Ту би-Шват — отделяют в счет наступившего.

Рош а-Шана, 15:2.

8. Новый год деревьев. Каков его смысл? Сказал раби Элазар со слов раби Уши: “Ибо большая часть дождей в году уже отлилась”.

Рош а-Шана, 14:1.

9. В Ту би-Шват, Новый год деревьев, не произносят покаянных молитв и принято в этот день есть в изобилии разные плоды.

Шульхан Арух.

10. Даже жених перед свадьбой не постится, если хупу ставят в день Ту би-Шват.

Мишна брура, 131:32.

11. Сказал рав Гуна: “В городе, лишенном зелени, не должен селиться мудрец”.

Вавилонский Талмуд, Эрувин, 55:2.


ПРАЗДНИК ВЕСНЫ

Ш.Р. Гирш

Тора не напрасно уподобляет человека дереву. Это сравнение очень глубоко. Людям свойственно строить планы, и им кажется, что все пойдет согласно намеченной программе. Но в жизни порой случаются неожиданности. Планы рушатся, а с ними и надежды. Житейские бури разрушают обжитой, привычный мир. Человек теряет уверенность в завтрашнем дне, а с ней и почву под ногами. Лишь духовный мир человека защищен от любых неожиданностей. Внутреннее богатство не украсть никаким ворам, никакие стихии не проникнут в эту крепость.

Что происходит с деревом зимой? Его гордый зеленый наряд опадает. Холодные ветры ломают ветви, мороз пронизывает до корней. Неоткуда прийти спасению, все голо, вокруг ни цветка, ни травинки. Уныние сковало землю.

Но освобождение скрыто внутри самого дерева. Спасительная влага достигает корней, живительные соки устремляются вверх по стволу. Оживают ветви, появляются почки. Зимние бури не в силах сломать дерево, хотя порой пригибают его до самой земли. В конечном счете, дерево вышло победителем из схватки. Бури обломали только лишние, засохшие ветки, Главное — ствол и корни, а они остались невредимыми. Кроме того, мороз уничтожил всех паразитов и вредителей. Жизнь дерева зависит не столько от цветов и плодов, сколько от корней и ствола. Дерево выстояло, закалилось в борьбе, обновило свои силы.

Так и человек. Если он опирается на свои внутренние духовные силы, никакие жизненные бури не могут его сломить. Трудности и препятствия лишь мобилизуют его духовный потенциал.

Праздник Ту би-Шват символизирует весеннее обновление природы. Он приходится на самый разгар зимы, возрождение жизни начинается уже в период зимней спячки. В страдании скрыто искупление и избавление, в годины несчастий мы слышим голос Всевышнего, вселяющий надежду. Наше избавление зависит от нас самих. Внутри нас скрыты великие духовные силы. А Машиах не заставит себя ждать.

"Раби Ш.Р. Гирш, Жизнь по Торе" Иерусалим, Амана, 1992.


МУЗЫКА ТРАВ

Раби Нахман из Брацлава (Перевод с иврита А.Ротмана)

Знай,
что у каждого пастуха
есть своя мелодия.
Ее узнают по травам,
и еще по месту,
в котором пасет пастух.
Ибо у каждой травы
есть своя песня,
и из песен травы
слагается
мелодия пастуха.
Если бы я удостоился услышать песни
и хвалы,
возносимые травами!
Различить голос каждой травы,
поющей Пресвятому,
Благословен Он;
без тени удивления,
не отвлекаясь чужими мыслями,
не ожидая никакого воздаяния,
ни платы.
Как чудесно и удивительно
слышать их песню!
Как прекрасно в трепете
служить среди них
Б-гу...


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 6-11 КЛАССОВ

Для учащихся в средних и старших классах мы предлагаем одни и те же тексты, посвященные празднику Ту би-Шват. Конечно, глубина анализа этих текстов зависит от возраста учащихся.

Темы занятий

  1. Происхождение праздника Ту би-Шват

  2. Смысл праздника Ту би-Шват

  3. Земля Израиля

Учащимся 9-11 классов мы предлагаем в качестве дополнительного чтения познакомиться с творчеством раби Нахмана из Брацлава — стихотворением "Песнь трав" и сказкой "История о Хахаме и Таме".

Занятие "Происхождение праздника Ту би-Шват" построено на материале анализа отрывков из классических произведений еврейской мысли. Попутно учащиеся знакомятся с рядом заповедей, которые исполняют только в Израиле. Учитель может углубить этот аспект, воспользовавшись материалом, приведенным в главе "Заповеди" для преподавателей младших классов. Желательно также подробнее познакомить учащихся с цитируемыми источниками. Рекомендации учитель найдет в соответствующем разделе.

Рассказ "Ту би-Шват в России" и отрывок "Праздник весны" раби Ш.Р.Гирша приведены для того, чтобы ввести учащихся в эмоциональный контекст праздника.

На последнем занятии с учащимися 6-8 классов изучается рассказ Ш.Й.Агнона "История про козочку" — произведение символическое, полное реминисценций из еврейского фольклора (пещера, ведущая в Эрец Исраэль из галута) и Торы (старик оплакивает пропавшего сына в тех же словах, что Яаков, когда он скорбел об Иосифе). Мы рекомендуем учителю построить обсуждение рассказа в форме свободной беседы с учениками. Интересно, какие ассоциации эта история вызовет у каждого из них. Следует обратить внимание на образ Эрец Исраэль в этом рассказе. По существу, именно Страна Израиля является его главным героем.

Для учащихся старших классов мы поместили материал для дополнительного чтения. "Песнь трав" дает представление о проникновенной молитве, а в сказке о Хахаме из Таме учащиеся встретятся с проблемой взаимоотношения культур, типов сознания, уже рассматривавшихся в теме "Ханука", но на этот раз в аллегорической форме хасидской сказки. Если учитель может посвятить урок изучению этой сказки, мы рекомендуем начать обсуждение с раскрытия образов (Кого автор называет Царем?). Сравните поведение Хахама (мудреца) и Тама (простака). Обратите внимание учащихся, что письмо от Царя (Тора) послано именно Хахаму — ведь Там не умеет даже читать. Но Хахам не распечатывает письма, и, напротив, отрицает саму возможность существования Царя. Лишь серьезные жизненные испытания, которые Хахам навлек на себя сам (раби Нахман прибегает здесь к образам народного творчества и даже к гротеску), приводит его к пониманию того, что ключ к решению проблемы — у него в руках, это то самое письмо от Царя, которое он до сих пор не прочитал.



[назад]