Р. Меир Симха Коэн из Двинска
Мешех Хохма (Протяжённость мудрости)
А ты вели сынам Израиля, и пусть возьмут для тебя масло оливковое чистое выдавленное для освещения, для постоянного горения светильника.
(Шмот. 27. 20.)
Получается, согласно словам РАБА в главе "Беhаалотха", что, несмотря на то, что написано в Мехильте: "Все беседы между Всевышним и Моше происходили только днём, как сказано: "В день, когда говорил Господь Моше" (Шмот 6.28. и Бемидбар 3.1)", речь идёт о том, что когда светильники горели, был как бы день, хотя говорил ночью. Поэтому и сказано "пусть возьмут для тебя", то есть для твоих нужд, поскольку человек мыслит яснее, когда светло, и (согласно Мидрашу) "свет – не что иное, как радость". И свет был нужен, чтобы подготовить душу Моше к разговору, привести его в доброе расположение духа. Но слова "закон вечный для поколений ваших от сынов Израиля", распространяющие этот закон на будущее, не имеют рационального объяснения, и это как приказ, ведь "разве нужен был им свет? Разве не шли они все сорок лет в Его свете?" (Талмуд, Шаббат 22.б.). И здесь содержится намёк на то, что при горящих свечах можно ночью продолжать судебное заседание*. И этим объясняется то, что царь Шломо сделал пять светильников. А "р. Элиэзер бен Шамуа говорит, что находились они повсюду, как сказано: И стол, на котором хлеба предложения из золота. И светильники, пять справа и пять слева …(Млахим - 1.7.48-49.)" (Талмуд, Менахот 99.а.), и все они были одновременно зажжены, как написано (Диврей hа-ямим – 2.4.20): "Светильники и огни их для зажигания, согласно закону". И согласно простому смыслу они все зажигались, а не, как пишет РаШИ, что иногда зажигали один, а иногда другой.
*
По закону судебное заседание должно проходить днём.