Сифтей Хахамим – комментарий к комментарию РаШИ к Торе, составленный р. Шабтаем Бассом, жившим в Праге во второй половине 17 – начале 18 века.
Говори сыновьям Израиля, говоря: женщина, когда зачнёт и родит мальчика, то нечиста она семь дней … (Ваикра, 12. 2).
РаШИ. Сказал рабби Симлай: подобно тому, как творение человека следует после зверей, животных и птиц при сотворении мира, так и касающиеся него законы приведены после законов, касающихся зверей, животных и птиц.
Сифтей Хахамим. А если спросишь: а в самом том примере по какой причине сотворение зверей, животных и птиц предшествует сотворению человека? И ответ уже дан в Талмуде (Санhедрин, 38а): “Почему человек создан в канун Субботы? Чтобы не сказали (цдоким), что был у Всевышнего помощник при сотворении мира. Другое объяснение: чтобы, если возгордится, сказать ему – червяк предшествовал тебе. Другое объяснение: чтобы сразу приступил к исполнению заповеди. Другое объяснение: чтобы сразу приступил к трапезе”. И если спросишь: раз приводятся законы в соответствии с порядком творения, следовало бы главу Мецора поместить ранее главы Тазриа, так как Мецора касается мужчин, а Тазриа женщин, а Адам создан раньше Евы. И можно ответить, что более распространённая ситуация, когда женщина рожает, нежели когда мужчину поражает проказа. И известно так же, что потому помещена Тазриа перед Мецора, что проказа может поразить за близость с женой, когда та нечиста, как говорится в Талмуде. И ещё известно, что женщина подобна плодоносящей земле, которая порождает то, что в неё посеяно, а человек создан из земли, и поэтому написано про женщину “когда зачнёт и родит мальчика…”, то есть мужчина порождается женщиной, которая подобна плодоносящей земле.