Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Р'э

перевод Д.Баргман

Йалкут Шимони – мидраш, составленный в 12 веке р. Шимоном-Ашкенази из Франкфурта на основе более ранних источников.

Йалкут Шимони. 654

Мы находим, что трижды предписано "радоваться" в праздник (Суккот): "и радуйся в праздник твой" (Дварим,16.14), "и только надо веселиться" (там же, 16.16), "и радуйтесь пред Господом Б-гом вашим семь дней" (Ваикра, 23.40). Но мы ни разу не находим, чтобы "радоваться" было предписано в Песах. Почему? Известно, что в Песах происходит суд относительно урожая, и неизвестно, будет в этом году хороший урожай или не будет, поэтому радость и не предписана. Другое объяснение: поскольку погибли в это время египтяне. И так же мы находим, что все семь дней праздника (Суккот) читается (полностью) Халлель, но в Песах мы читаем Халлель (полностью) только в первый день праздника и в первую ночь. Почему? Потому что "при падении врага твоего не радуйся и при спотыкании его да не возликует сердце твоё" (Мишлей, 24.17). И так же мы находим, что в Шавуот предписано "радоваться" лишь один раз, как написано: "И сделай праздник Шавуот Господу Б-гу твоему…, и радуйся… ты и сын твой, и дочь твоя…" (Дварим, 16.10—11). Почему написано о нём "радоваться" один раз? Потому что появляется урожай. И почему же не предписано "радоваться" дважды? Поскольку происходит суд относительно урожая плодов деревьев. Но в Рош-hа-Шана ни разу нет предписания "радоваться", поскольку судятся души, а человек беспокоится о своей душе более, нежели об имуществе. Но к празднику (Суккот) души уже заслужили искупление в Йом Кипур, как сказано: "Ибо в этот день будет искупление за вас" (Ваикра,16.30). И ещё – плоды деревьев уже созрели, поэтому предписано (в Суккот) "радоваться" трижды: "и радуйся в праздник твой", "и радуйтесь пред Господом Б-гом вашим", "и только надо веселиться". Что значит "только"? Несмотря на то, что человек радуется в этом мире, радость его не абсолютна. Что это значит? Когда рождаются у него сыновья, он беспокоится, выживут ли они. Но в грядущем Всевышний устранит смерть ради вечности. И тогда наступит абсолютная радость, как сказано: "Тогда наполнятся смехом уста наши и языки наши ликованием" (Теhилим, 126.2).


[назад] [Недельный раздел Торы]