Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Пинхас

перевод Д.Баргман

Рабейну Йона.
Шаарей Тшува (Врата раскаяния)

Тот, кто не упорствует в противостоянии вставшим на плохой путь, ведущий к преступлению, сам повинен в их грехах и проступках и преступает запрет, как сказано (Ваикра, 19. 17): "не понесёшь за него греха", и сказано (hошеа. 10. 9): "Со дней Гивы грешил ты, Израиль, там стояли они, не настигнет их в Гиве война против заносчивых". И объяснение – если бы там стояло это поколение, то не сподобилось бы в Гиве на войну за уничтожение зла, подобную той что постигла то поколение. И "там стояли" - если бы там стояли. И аналогично (Берешит, 44.22): "и покинет отца", а объяснение – если покинет. То есть, их грех был из той же категории, что грех в Гиве, однако те были лучше этих, ибо объединились и собрались с духом, чтобы уничтожить зло. Как сказано (Шофтим, 5.23): "Прокляните Мероз, сказал ангел Господа! Прокляните проклятием жителей его, ибо не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с помощью героев". И сказано (Дварим, 1.17): "Не робей пред человеком". Всё, что делается во имя Всевышнего, должно делаться самоотверженно, для освящения Его Имени, как сказано (Шмот, 32.26): " Кто за Господа – ко мне! И собрались возле него (Моше) все сыновья Леви", и как сказано (Бамидбар, 25.7): "И увидал Пинхас и взял меч в руку". И обязанность каждого видящего, если только он действует с чистым сердцем, пробудить в себе ревностность, если видит, что рука предводителей и руководителей участвует в беззаконии. И сказали наши мудрецы (Берешит Раба, 26.5): "Любое вероломство, не исходящее от главенствующих, – не вероломство, как сказано (Эзра, 9.2): И рука предводителей и руководителей в беззаконии этом первая".


[назад] [Недельный раздел Торы]