|
Педагогический Альманах |
Гита Умановская (Рига) ВИКТОРИНА В ШКОЛЕ, КЛУБЕ, ОБЩИННОМ ЦЕНТРЕ В программу различных мероприятий, проводимых в школе, общинном центре или клубе, часто включают викторины, лотереи или конкурсы, в которых обычно с удовольствием участвуют все присутствующие. Однако организаторы неизменно сталкиваются с трудностями. Трудности возникают не столько при подборе вопросов по еврейской тематике, сколько в процессе проведения викторины. Во-первых, конкурсы, лотереи, викторины обычно проводят после основной программы праздника — концерта или лекции, когда люди уже утомились и некоторые начали расходиться. Поэтому трудно прогнозировать число участников, хотя от их количества зависит, сколько заготовить вопросов и призов. Во-вторых, на праздники, как правило, приходят всей семьей, от очень пожилых до совсем юных. Любой ведущий знает, как трудно работать с разновозрастной аудиторией. Но ведь участвовать в конкурсе, победить и получить приз хотят все! В-третьих, уровень знаний присутствующих почти наверняка окажется неровным. В зале окажутся и ученики еврейской школы, и их родители, и религиозные евреи, хорошо знающие еврейскую историю и традиции, и те, кто почти ничего не знает о своем народе и его прошлом. В-четвертых, обостренное еврейское чувство справедливости требует максимальной объективности в выявлении победителей. Поэтому подсчет результатов должен быть скрупулезно точным, иначе не избежать обид и конфликтов. Как же сделать, чтобы конкурс был хорошо организован, интересен и понятен непредсказуемому числу участников различного возраста и уровня знаний, а объективность результатов не вызывала нареканий? Хочу поделиться своим опытом в этом нелегком деле. Викторины чаще всего устраивают так: ведущий со сцены задает вопросы, а с мест ему выкрикивают ответы. К чему это приводит? К тому, что в мероприятиях подобного рода постоянно участвуют одни и те же люди, может быть, и не самые осведомленные, но наделенные громкими голосами и не страдающие застенчивостью. Часто возникает неразбериха, когда невозможно установить, кто выкрикнул ответ раньше, чей ответ был полнее, кого ведущий не расслышал. В этих условиях не только трудно вести викторину, но и невозможно объективно выявить победителя. В конкурсе наверняка постесняются принять участие сдержанные люди, которым претят выкрики с мест. Мы не только лишим таких людей возможности показать свои знания, но и отобьем у них охоту к подобным мероприятиям, так что следующий раз можем вообще недосчитаться их в зале. При подготовке викторины, участниками которой будут в основном взрослые люди, я пытаюсь привлечь к участию как можно больше людей. В то же время недопустима любая форма принуждения. Проще всего проводить викторину в письменной форме. Каждый желающий может проверить свои знания индивидуально или объединившись с кем-то, а затем решить, отдавать ли заполненные вопросники ведущему. Может показаться, что у этого метода есть серьезные недостатки. В самом деле, где же элемент игры, соперничества? Ведь викторина — не контрольная по иудаике, а живое захватывающее действие. Кроме того, победителей необходимо выявить сразу, а как быстро проверить ответы, когда число заполненных вопросников велико, и кому отдать единственный главный приз, если правильные ответы дали десять человек? На деле все эти проблемы нетрудно решить при правильной организации викторины. Для того, чтобы быстро подвести итоги конкурса, а заодно избавить участников от писанины, необходимо к каждому вопросу дать варианты ответов, предложив выбрать правильный. При этом листки анкет должны содержать только ответы, без вопросов. Вариантов ответа на каждый вопрос должно быть не меньше трех, чтобы уменьшить вероятность случайного попадания, и они должны быть пронумерованы. Сами же вопросы зачитывает ведущий. Таким образом он контролирует темп, может по ходу дела дать необходимые разъяснения к вопросам, обменяться репликами с присутствующими, повторить вопрос, если кто-то не расслышал, и т. д. Сохраняется непосредственный контакт с аудиторией, конкурс проходит в едином темпе, быстро, но без суеты и неразберихи. Вопросы, как и ответы, обязательно должны быть пронумерованы. Пока подводится итог конкурса (вопросники просто сортируются по числу правильных ответов), ведущий зачитывает и комментирует правильные ответы. Теперь у него есть время подробно рассказать о том или ином историческом событии, обычае или празднике, к которым относится вопрос. Внимание аудитории гарантировано: участники будут ждать каждого следующего вопроса, чтобы проверить правильность своего ответа. При этом даже те, кто ответил правильно, узнают много нового для себя. Сортировать анкеты не обязательно должны знатоки еврейской традиции. Достаточно, чтобы перед глазами у каждого помощника лежал листок с пронумерованным списком верных ответов. Существуют также способы практически мгновенного определения победителей по специальной методике, о которой речь пойдет ниже. Награждение победителей — самый важный момент викторины, ее кульминация. Что делать, если оказалось, что призов меньше, чем правильных ответов? В таком случае, поздравив победителей, можно предложить им тащить жребий. Если призов больше, чем правильных ответов, стоит присудить утешительные призы, также разыграв их по жребию. Теперь познакомимся с несколькими конкретными викторинами. Самое удобное и простое — составить викторину, где ответами служат цифры. В колонках (см. таблицу ниже) участники вычеркивают правильные ответы, а оставшиеся числа суммируют под колонкой. Победители такой викторины выявляются мгновенно. Если никто не даст правильный ответ во всех трех колонках, то найдутся ответившие правильно в двух или одной колонке. Взяв этот принцип за основу, его можно применить в любой аудитории.
Немного сложнее, но тоже достаточно прост принцип выявления победителей в другой викторине, где ответом на вопрос служит не число, а слово. Двадцати семи буквам алфавита, с которых может начинаться слово (среди них нет, например, буквы «ы»), присваивается цифровое значение от 1 до 9.
Таким образом, первая буква слова-ответа будет обозначаться цифрой. Ведущий просит записать в специальную графу цифру, соответствующую первой букве ответа.
Комбинация или сумма этих цифр позволит легко найти победителя. Если участников викторины не слишком много или для подсчета набранных баллов есть достаточно времени, можно предложить викторину с несколькими вариантами ответа на каждый вопрос. Приведем пример такой викторины. Участникам могут быть розданы листочки с вариантами ответов, в то время как вопросы зачитывает ведущий; либо еще проще: ведущий не только зачитывает вопросы, но и перечисляет варианты ответов, а участники отмечают один из них:
Теперь поговорим о проведении лотереи. Лотерейным может служить пригласительный билет, снабженный отрывным корешком с порядковым номером или номером места. При входе корешок опускают в лототрон. Счастливые номера будут извлечены при проведении лотереи. Если вход в зал свободный, лотерейные билеты можно выдавать при входе. В крайнем случае можно разыграть счастливые места в зале (из одного лототрона извлекают билетик с номером ряда, а из другого — с номером места). Однако этот способ не всегда применим, поскольку место может оказаться незанятым. Кроме того, ряды бывают разной ширины, существуют ложи и балконы и т. п. Чтобы избежать разговоров о том, что «друзьям» ведущего достаются лучшие призы, их лучше продемонстрировать перед розыгрышем, чтобы было заранее известно, какой приз сейчас разыгрывают. По той же причине к призам не стоит заранее прикреплять бирки с выигрышными номерами. Призы не должны быть дорогими, но по возможности — остроумными, тогда лотерея пройдет весело. Самое лучшее, если призы будут соответствовать празднику и ведущий сумеет с юмором «обыграть» каждый. Призов должно быть много. Мой опыт свидетельствует, что 20—30 недорогих, но забавных предметов лучше, чем один-два ценных подарка.
В принципе, любой предмет может послужить призом, если суметь остроумно его подать. Перечислю несколько призов лотереи на Пурим и шуточные комментарии ведущего к ним. Надеюсь, мои заметки помогут сделать еврейские праздники еще более интересными и веселыми.
1
Такое предание родилось в эпоху эллинистических и римских гонений, когда отказ от обрезания фактически означал отказ от завета с Богом и принятие язычества. Для тех, кто стремится к Торе и заповедям, но лишен возможности сделать обрезание, в иудаизме существует понятие «обрезанный в сердце». Если участникам викторины неизвестны подобные тонкости, лучше отказаться от этого вопроса.- Прим. ред.
|