|
Педагогический Альманах |
Арье Ольман (Иерусалим) ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА К УЧЕНИЮ ТОРЫ Как изучать еврейские классические тексты? Сам вопрос свидетельствует, что изучение не ограничивается чтением, пусть даже вдумчивым, анализирующим. Недаром по-русски говорят не «изучать», а «учить» Тору. Для того чтобы понять это различие, поставим эксперимент: сначала «изучим» текст небольшого отрывка - третьей главы книги Рут, а потом «выучим» его, и сравним результаты. Сюжет этой главы сам по себе может пробудить интерес: ночь, холмы Иудеи, молодая женщина наедине с мужчиной. Итак, краткое содержание «предыдущих серий». Время действия - эпоха Судей. В Бейт-Лехеме голод. Знатный иудей Элимелех бежит от него в Моав, вместе с женой Нооми и двумя сыновьями - Махлоном и Кильоном. В Моаве Элимелех умирает. Его сыновья женятся на моавитянках, имя жены Махлона - Рут. Проходит десять лет, и сыновей Элимелеха настигает ранняя смерть. Овдовев и лишившись детей, безутешная Нооми решает вернуться в Бейт-Лехем. Ее невестка Рут, которую, казалось бы, ничто не связывает с еврейским народом, решает не расставаться с ней. Женщины приходят в Бейт-Лехем, но земля Элимелеха давно кем-то захвачена или пришла в запустение и не может прокормить их. Рут отправляется подбирать колоски за жнецами и оказывается на поле Боаза - родственника Элимелеха. Тот принимает ее под свое покровительство. Но жатва заканчивается, и Нооми думает о будущем своей невестки… Книга Рут, глава 3, стихи 1-14
Свекровь заботится о благе невестки и советует ей искать покровительства Боаза (стих 4). Рут напоминает Боазу, что он - «выкупитель», то есть ближайший родственник ее покойного мужа, и теперь, согласно обычаю, должен прийти на помощь его вдове: выкупить ее поле, если оно продано, или, в более широком смысле, «выкупить» ее из беды, избавить от нищеты и бесправия, дать ей наследника. Боаз выражает готовность исполнить свой долг, «сделать все, что скажет эта достойная женщина» (стих 11). Заботясь о чести Рут, Боаз отсылает ее затемно. Все ясно. Единственное, чего мы не поняли, - намерен ли Боаз жениться на Рут? Теперь, изучив текст, попробуем учить Тору и обратимся к классическому комментарию Раши (раби Шломо Ицхаки, 1040-1105, Северная Франция). Комментарий Раши часто основывается на мидрашах II-VIII веков. Стих 2
Раши подчеркивает, что Нооми предлагает Рут не просто пойти к богатому соседу, а заявить о праве на родственный выкуп.
А иначе - что делает богатый и уважаемый человек, у которого столько работников (см. 2:4), ночью на гумне? Стих 3
Спросим: чем Раши не устраивает простой смысл: «умойся и умастись перед важным, судьбоносным свиданием»? Для чего вырывать стих из контекста? Если нам хотят метафорически сообщить, что Рут отказалась от идолопоклонства и стала ревностно соблюдать заповеди, - то как же можно «умаститься заповедями» в одночасье? Более того: что бы ни означало «омовение от грязи идолопоклонства» - погружение в микву, духовное и физическое очищение от скверны, - почему именно сейчас? Ведь еще несколько месяцев назад, в первой главе, Рут провозгласила: «Твой Бог - мой Бог» (1:16)! Если она уже приняла еврейство, почему вновь понадобилось очищаться от язычества? Объяснение таково: готовясь к свиданию, Рут должна делать это с еврейской, а не языческой к а в а н о й, намерением. Не молодая язычница, собирающаяся соблазнить пожилого добряка, чтобы женить его на себе, а еврейская женщина, взывающая к лучшему в этом человеке, рассчитывающая пробудить в нем чувство долга и подвигнуть на хорошее, доброе дело. Рут предстоит пройти серьезное испытание. Ее недавно принятое еврейство должно оказаться сильней стереотипов языческой юности. И мидраш заостряет на этом наше внимание. На чем он основывается? Да на дальнейшем развитии событий. Ведь Рут действительно не стала кокетничать с богачом, а смиренно напомнила ему, что он «выкупитель», защитник слабых.
Оба пояснения основаны на одной и той же аксиоме: в священном тексте нет ничего случайного. Не случайны даже описки (а где они случайны?). Субботние одеяния подразумевают не просто красивую одежду, а покров святости - им должна облечься Рут. Лишний «йод» говорит о том, что Рут является посланницей Нооми. Свекровь обещает, что, когда невестка попросит у Боаза защиты, все горести и несчастья свекрови будут ее ходатаями перед небесами. Нооми молится за Рут - вот о чем сообщил нам «лишний» йод.
Стих 6
Стих 7
Почему же от занятий Торой, ведь сказано: «И поел Боаз, и попил»? Прочитаем полный текст мидраша, на который опирается комментарий Раши.
Почему Раши выбрал одно толкование из четырех, вовсе не самое простое и логичное? Чтобы ответить, нам придется заняться истолкованием самого Раши, то есть задать наводящие вопросы:
Видимо, на тот же вопрос о кажущейся избыточности текста: разве не очевидно, что у поевшего и попившего вдоволь человека станет хорошо на душе? Зачем Писание сообщает нам об этом? Может быть, чтобы показать, что дело не только в еде и питье?
Мидраш перечисляет четыре варианта ответа, и этот список достаточно полон.
Здесь есть о чем подумать. Возможно, все ответы верны: Боаз хорошо поел и попил после трудового дня, закусил сладостями, благословил трапезу, выслушал или сам поведал поучение Торы и, отправляясь спать, почувствовал, что мужская сила еще не покинула его. Выбирая из всех причин одну, Раши подчеркивает смысл происходящего: ведь книга Рут рассказывает не о житейском союзе молодой вдовы и пожилого вдовца, а о важном событии - рождении предка Давида, царя-помазанника и псалмопевца. Смысл происходящему придает святость этого события, и потому логично отметить соответствующую причину приподнятого настроения Боаза.
Стих 8
Боаз испугался во сне и дернулся, проснувшись. Чтобы удержать и успокоить его, Рут крепко обхватила его руками, как мать удерживает ребенка, которому приснился кошмар.
Раши объясняет смысл слова: Рут крепко обхватила его обеими руками.
А не бес; и это окончательно успокоило его. Стих 9
Странное предложение - женись на мне, чтобы люди говорили: вот жена другого. Однако интерпретация Раши не случайна. Он показывает, что Рут думает о своем покойном муже, умершем бездетным. Его род не должен угаснуть. Сама милосердная, она ожидает милосердия и от другого. Ведь Боаз не обязан жениться на вдове покойного Махлона, ибо заповедь левиратного брака распространяется только на родного брата. Раши вкладывает в обращение Рут к Боазу просьбу сделать больше, чем требует обычай. Чем печальна участь человека, умершего бездетным, и каков смысл заповеди левирата? Только ли о сохранении рода заботится Рут? Выслушаем объяснения комментатора совсем другой, близкой к нашей эпохи. Вот что пишет Малбим (Меир-Лейбуш бен-Йехиэль-Михл, 1809-1879, Австро-Венгрия):
Рут как будто намеренно создает себе препятствие на пути к новому браку, ставя условие: это должен быть левиратный брак. Чтобы жениться на молодой вдове, Боаз должен проявить братскую заботу о ее покойном муже, восстановить его род. Стих 10
Стих 12
Написанный, но нечитаемый предлог означает: выкупитель, и никаких «если»!
Стих 13
Стих 14
А вот что говорит об этом стихе мидраш:
Итак, мы выучили фрагмент Торы с комментарием Раши - не слишком глубоко, не слишком основательно, но все же по-настоящему, как это испокон веку делали еврейские дети в школе. Чем «учение» отличается от «изучения»? Вместо житейского стремления свекрови пристроить вдовую невестку мы видим, как заповеди Торы наполняют отношения людей благородством, милосердием и нравственной высотой. И благодаря этому восстановлено не только утраченное благосостояние семейства Элимелеха, но и сама разрушенная судьба этой семьи. Это произошло благодаря милосердию и преданности молодой моавитянки, которую ее свекровь Нооми научила действовать в духе Торы и заповедей. И благодаря такому замечательному сочетанию семья, потерявшая всех мужчин, не только не исчезает из Израиля, но дает ему царя-помазанника. Овед, сын Боаза и Рут, стал прадедом царя Давида.
|