Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ «БЭТ-ХАНА» В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

————————————————————
Публикация подготовлена редакцией НЕШ по материалам педагогического коллектива училища.
————————————————————

Екатеринославская (Днепропетровская) еврейская община возникла в ХIХ в. и к началу ХХ столетия оказывала значительное влияние на экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь города. Но в советскую эпоху традиции еврейского образа жизни, казалось, были навсегда утрачены. Численность религиозной общины составляла к восьмидесятым годам ХХ в. всего 12 человек.

Сегодня, спустя два десятилетия, еврейская община города насчитывает 50 тысяч человек.

Благодаря неоценимой поддержке фонда «Ор Авнер Хабад-Любавич» во главе с г-ном Леви Леваевым, в Днепропетровской еврейской общине была создана система образования полного цикла, включающая в себя сеть детских дошкольных учебных заведений, крупнейшую в Восточной Европе государственную еврейскую школу, ешиву и женское еврейское педагогическое училище «Бэт-Хана», о котором мы хотим рассказать подробней.

В девяностые годы число учащихся дневных еврейских школ быстро возрастало. Школам остро не хватало учителей, и в этих условиях главные усилия направлялись на средние и старшие классы. Младшими классами и дошкольным воспитанием порою пренебрегали, полагая, что эта проблема решится сама собой.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками требует от педагога способностей и учителя, и воспитателя. В раннем детстве закладываются основы будущей личности, и потому важно, чтобы с детьми младшего возраста занимались педагоги, для которых еврейские знания и ценности были бы естественными и органичными. Только в этом случае можно надеяться, что они сумеют приобщить малышей к еврейским традициям и образу жизни. Казалось, проще всего прибегнуть к помощи приезжих учителей и воспитателей. Однако проблема языка, различие методик в СНГ и Израиле создавали трудности, преодолеть которые, к сожалению, удавалось немногим. Так родилась идея педагогического училища «Бэт-Хана», призванного готовить местных педагогов и воспитателей. Реализовать эту идею было нелегко. Никто не мог поделиться опытом, ведь на Украине подобное училище открывалось впервые. Однако проблемы преподавания детям дошкольного и младшего школьного возраста нарастали как снежный ком, и необходимость в подготовке местных педагогов становилась все очевидней.

В поисках материальной поддержки один из основателей «Бэт- Ханы», раввин Меир Стамблер, обратился в благотворительные фонды, специализирующиеся на развитии еврейского образования в диаспоре. Откликнулись фонд имени Пинкуса и фонд «Ор Авнер Хабад Любавич», президентом и главным спонсором которого является г-н Леви Леваев.

11 сентября 1995 г. (17 элула 5755 г.) педагогическое училище было открыто. Сегодня оно готовит учителей для младших классов еврейских школ, воспитателей и музыкальных руководителей для детских садов.

С самого начала студенткам был предоставлен полный пансион, жилье и питание. Помимо чисто социального значения этого акта в обществе, переживающем огромные экономические трудности, общий быт облегчил девушкам вхождение в атмосферу еврейской жизни, соблюдение некоторых специфических заповедей. Не только на занятиях, но и дома их окружала атмосфера любви к еврейской культуре и традиции, к земле Израиля.

Первый год после открытия училища девушки учились в здании, где жили. На следующий год удалось получить еще одно здание, на небольшом расстоянии от первого, и учебные аудитории переместились туда. Просторный учебный корпус вмещает семнадцать аудиторий, большой актовый зал, столовую и кухню.

Первоначально учебная программа отводила предметам еврейского цикла восемь часов в неделю, но со временем их удельный вес возрос. Сегодня еврейским предметам уделено пятнадцать часов еженедельно.

В «Бэт-Хане» учится меньше полутора сотен студенток, для них создано13 учебных групп. Педагогический коллектив училища насчитывает 36 человек. Помимо украинских преподавателей, здесь трудятся педагоги из Израиля. Благодаря им студентки «Бэт-Ханы» могут приобрести основательные знания иврита и еврейской культуры. Диплом училища дает выпускницам возможность работать по специальности не только на Украине и в других странах СНГ, но и в Израиле.

«Бэт-Хана»  — учебное заведение с высоким уровнем преподавания и хорошими условиями жизни  — стало предметом гордости не только Днепропетровской общины, но и всего украинского еврейства. Сегодня можно утверждать, что его открытие стало серьезным шагом вперед для всей системы еврейского образования в бывшем СССР. Многие видят в нас прообраз будущего еврейского образования в СНГ.

Наряду с благотворительными фондами, все пять лет существования училища ему оказывало помощь Министерство образования Израиля. Благодаря ему и при поддержке колледжа имени Липшица в Иерусалиме, мы обзавелись широкими связями в мире еврейского образования. Эти связи позволяют нам получать профессиональный инструктаж и полезные советы.

С течением времени облик училища и подходы к преподаванию в нем сильно изменились. Мы наладили прямые связи с одним из лучших педагогических учебных заведений Израиля, колледжем «Орот» в Элькане, который взял шефство над нами.

«Орот» славится высоким академическим уровнем и профессионализмом своих преподавателей. Ректор и руководитель отдела абсорбции колледжа нанесли нам визит. Они смогли вблизи рассмотреть наше училище с его проблемами, недостатками и достоинствами. Гости убедились в уникальности нашего опыта и прониклись убежденностью в ценности существования подобного учебного заведения в условиях постсоветской диаспоры. «Орот» протянул нам руку помощи, и мы с благодарностью приняли ее.

Сегодня израильский колледж помогает готовить преподавателей для нашего училища с учетом его особенного характера и целей. Израильские методисты консультируют нас при составлении учебных программ. Наши израильские коллеги помогают вести спецкурс «Методика работы с детьми со специальными потребностями». На базе «Орот» проводятся сезонные курсы повышения квалификации для преподавателей «Бэт-Ханы».

Некоторые наши выпускницы перед тем, как приступить к самостоятельному преподаванию на родине, проходят дополнительную краткосрочную подготовку в Израиле. А наши лучшие студентки изучают там в ходе четырехмесячной стажировки еврейские и педагогические дисциплины.

При содействии «Орот» училище поднялось на новую академическую ступень. Уровень преподавания заметно повысился, улучшилась подготовка студенток.

Что думают сами девушки о своей Alma mater и о будущей профессии? В заключение приведем фрагменты из сочинений нескольких студенток нашего училища.

Ривка Коротченко:

О том, что я еврейка, я узнала в десять лет... Я часто расспрашивала маму о моих еврейских корнях, но, к сожалению, узнала немного: большинство моих родственников живут в Израиле.

Как-то в нашем классе началась дискуссия о том, кто такие евреи и почему их не любят. Я тогда сказала, что не понимаю тех, кто выделяет их среди других народов. Никто из одноклассников не сказал, что он еврей.

Позже я закончила школу и поступила в женское педагогическое училище «Бэт-Хана». Именно здесь я впервые в жизни ощутила себя частью еврейского народа  — талантливого, дружного и веселого. Еврейские традиции вошли в мою жизнь не с опытом предыдущих поколений моей семьи, а, наоборот, под влиянием современности.

Сейчас я учусь на третьем курсе. Часто вспоминаю фамилии моих одноклассников и думаю: «Почему мы раньше не нашли друг друга?» Наверное, они тогда тоже ничего о себе не знали, а может, просто боялись сказать о своем еврействе?..

Юля Малышкина:

История моей семьи напоминает увлекательный роман. К еврейским истокам меня приобщил мой отец. Сейчас он углубленно изучает Тору, молитвы и традиции нашего народа.

У моего прадеда Лейба и прабабушки Симы было семь детей. Впоследствии те из них, кто пережил Великую Отечественную войну, с большой теплотой вспоминали об укладе их семьи. На субботних и праздничных столах в их доме красовалась особая посуда. Гости веселились, пели и плясали. А как готовила бабушка Сима! Говорят, что равных ей в этом не было. Мой отец всегда жалеет, что знает своих дедушку и бабушку только по рассказам родных да по фотографиям. Кстати, с их фотографиями связана целая история, трагическая и трогательная...

Один из сыновей Лейбы  — Мордехай  — после войны вернулся из эвакуации в родной Днепропетровск. Вернулся на пепелище когда-то большой и дружной семьи. Родители, невестка с сыном-младенцем расстреляны на территории городского ботанического сада. Ничего не известно о судьбе жены Малки и семилетнего сына Бориса. Позднее, после долгих поисков, откроется страшная правда: Боря, чудом уцелевший при налете вражеской авиации, погиб от руки полицая в местечке под Могилевом.

Поседевший до времени Мордехай шел по главной улице родного города. И вдруг  — как будто сердце пронзила острая боль: с витрины фотосалона на него смотрели родные глаза отца и матери!

— Откуда у вас эти фотографии?  — спросил потрясенный Мордехай пожилого фотографа.

— Ах, вот эти... Еще задолго до войны приходила ко мне еврейская пара.

— Родной мой, — сказал Мордехай, не скрывая слез, — это единственная память, которая осталась о моих родителях...

Теперь эти фотографии как священная реликвия бережно хранятся в семейном архиве. На одной из них  — прадедушка Лейб, на другой  — прабабушка Сима.

Мой папа, Михаил Розет, родился в 1944 году. В двенадцатилетнем возрасте он загорелся желанием изучить идиш, чтобы читать еврейские книги (знание языка в семье уже было утрачено). Зная, что в Днепропетровске есть синагога, мальчик отправился туда.

Дело было под вечер. Шла молитва. В ней было что-то завораживающее... Гораздо позднее отец узнал, что читал ее сам Фалик Рыцер  — непревзойденный мастер чтения Торы...

Когда молитва закончилась, присутствовавшие в синагоге евреи стали выходить, и один из них, заметив одиноко стоявшего ребенка, спросил его:

— Мальчик, что ты хотел?

— Я хочу, чтобы вы обучили меня чтению на идиш.

— И зачем это тебе? — удивился старик.

Все-таки договорились о встрече, но в назначенное время этот человек не пришел. Тогда мой отец стал посещать кладбище и, находя там еврейские могилы, списывал с памятников буквы алфавита идиш, соответствующие русским.

Конечно, многое тогда ему было не вполне понятно, но «Тевье-молочника» на идиш он впоследствии прочитал...

Виталина Мишугли:

О своих еврейских корнях я знаю с детства. Наш городок Брацлав был основан в 1363 году. Со дня своего основания Брацлав считается еврейским городом, как Тульчин.

Тесные улочки, прилепившиеся друг к другу домишки, в которых жили большие, дружные еврейские семьи. Была в городе и синагога. Она находилась в очень живописном уголке.

Во времена войны синагога была разрушена, уничтожены сотни людей  — жителей моего родного Брацлава. Моя бабушка пятилетней девочкой попала за колючую проволоку еврейского концлагеря «Мертвая петля» близ села Печора Шпиковского района. Это случилось в декабре 1941 года. Людей, схваченных во время облавы, гнали из Брацлава в Печору 30 километров пешком, в лютый мороз, раздетых и разутых. Слабых и немощных расстреливали на месте. Мой прадед  — Ищенков Михаил Гершкович  — был расстрелян в этом концлагере в 1943 году...

В нашем городе есть еврейское кладбище, которое находится на высоком прибрежном утесе реки Южный Буг. В конце 80-х годов там был сооружен памятник погибшим жителям города.

В «Бэт-Хана» я впервые в своей жизни зажгла субботнюю свечу. Тогда же я загадала свое заветное желание, которое уже сбылось...

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]