|
Педагогический Альманах |
Давид Баргман, Игорь Вдовенко,
«ДЕРЕВО, ОТ КОТОРОГО МЫ ЕЛИ» Урок мидраша ВВЕДЕНИЕМы продолжаем цикл занятий, начатый в предыдущем выпуске НЕШ. Сегодня нашей темой будет фрагмент одного из наиболее известных сборников мидрашей — Мидраш Берешит Раба на книгу Берешит (Бытие). Это древнейший из агадических мидрашей,1 составленный в конце IV — начале V вв., по-видимому, после завершения Иерусалимского Талмуда. Он занимает промежуточное положение между: а) мидрашами танаев, галахическими по содержанию (трактуется галаха) и экзегетическими по композиции (толкуется каждый стих); б) мидрашами амораев,2 агадическими по содержанию (трактуется агада) и гомилетическими по композиции (толкуется тема). Берешит Раба включает небольшое количество галахических мидрашей и толкует каждый стих. Однако в этом источнике уже намечается тенденция к созданию определенной композиции и появляется деление главы на разделы, петихот и драшот. Петихта (мн. ч. «петихот» ) — это драша, начинающаяся со стиха из Пророков (Невиим) или Писаний (Ктувим), который, на первый взгляд, не связан с комментируемым местом Пятикнижия. Задача мудреца, автора петихты, состоит в том, чтобы продемонстрировать эту неочевидную связь, углубив тем самым понимание фрагмента Пятикнижия или раскрыв его новое значение. Петихот появились как часть субботней проповеди на тему недельного раздела Торы. Они являются неотъемлемой частью мидрашей амораев. Главы Берешит Раба посвящены отдельным отрывкам книги Берешит. Некоторые из них толкуют всего один или несколько стихов. Возможно, в этом также проявилась намечавшаяся тенденция к созданию гомилетических (см. выше) мидрашей. Существует множество традиционных изданий Мидраш Раба Берешит. Есть и академическое издание И. Теодора и Х. Альбека. ЧИТАЕМ МИДРАШМИДРАШ РАБА. БЕРЕШИТ.
|
Рабби Иегуда бар Илай1 сказал: виноград это был, как сказано: «виноградины их ядовитые, грозди горькие у них», 2 — те гроздья, что принесли горечь в мир.
Рабби Аба из Акко 3 сказал: этрог это был, как сказано: «И увидела женщина, что хорошо это дерево…». Он сказал: — поди и посмотри: что за дерево, чья древесина съедобна как и плоды его? — и не найдешь ты [ничего подобного], — только этрог.
Рабби Иоси4 говорит: смоковница то была.
Это извлеки из смысла [притчи]:
Притча о сыне царском, что согрешил с одной из служанок. Когда услышал владыка, прогнал его и удалил его за пределы дворца. И обивал он пороги служанок, и не принимали его. Но та, что согрешила с ним, открыла дверь свою и приняла его. Так же в час, когда вкусил первый человек от того дерева, прогнал его Пресвятой благословенный и вывел за пределы Ган Эдена, и обращался он [человек] ко всем деревьям, но те не принимали его.
А что они говорили ему?5 Сказал рабби Берахья:6 «Вот вор, что обманул7 Творца своего, как сказано: „Да не ступит ко мне нога возгордившегося“8 — нога [того], кто вознес себя над Творцом своим; „и рука злодеев да не изгонит [отторгнет]9 меня…“ — не отторгнет от меня листья мои».
Но смоковница, от плодов которой ел, открыла дверь свою и приняла его, как сказано: «и сшили [опоясания из] листьев смоковницы10».
Что же это была за смоковница?
Рабби Авин11 сказал: «Барт шева12», ибо привела в мир семь дней траура.13
Рабби Иеошуа из Сохо от имени рабби Элиэзера14 сказал: «Барт алита15», ибо привела плач в мир.
Рабби Азарья16 и рабби Иегуда бар Симон17 от имени рабби Иеошуа бен Леви: сказал [рабби Иеошуа бен Леви]:18 Упаси Бог! Не открыл Пресвятой благословенный, что это за дерево человеку, и в будущем не откроет. Смотри, что написано: «А женщина, которая сблизится с любым животным…»19 Если человек согрешил, животное, в чем согрешило?! Но [побивают его], чтобы не было так, что животное пройдет по улице, и говорить будут: вот то животное, за которое был казнен имярек. А если о чести порождений его20 [человека] печется Вездесущий, о его [собственной] чести много более. Удивительно [было бы думать иначе]!
1 Рабби Иегуда бар Илай — танай пятого поколения, живший в середине II в.
2 «Ведь от лозы винограда Сдомского лоза их, и с полей Аморских виноградины их — виноградины ядовитые, грозди горькие у них» (Дварим 32:32).
3 Рабби Аба из Акко — аморай третьего поколения в Стране Израиля.
4 Рабби Иоси — аморай четвертого поколения в Стране Израиля.
5 А что… говорили ему? — вопрос и ответ на него рабби Берахьи (до слов «но смоковница…») — вставка, которую делает мидраш в речь рабби Иоси.
6 Рабби Берахья — аморай пятого поколения в Стране Израиля. Родился в Вавилонии.
7 …вор, что обманул… — буквально: «украл понимание, знание [истины]» (Берешит Раба 19:8). Идиома обыгрывается здесь в связи с тем, что речь идет о дереве познания.
8 «Да не ступит ко мне нога возгордившегося, и рука нечестивых да не изгонит меня» (Теиллим 36:12).
9 …изгонит… отторгнет… — мидраш основывается здесь на значениях слова которое может быть прочитано и как «изгонит», и как «отторгнет».
10 «И открылись глаза обоих, и узнали, что наги они, и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясания» (Берешит 2:7).
11 Рабби Авин — аморай третьего-четвертого поколения, живший в первой половине IV в. в Стране Израиля.
12 Барт шева — буквально: «дочь семи» в значении «седмица».
13 Семь дней траура — (шива) — справляют по умершему близкому родственнику.
14 Рабби Элиэзер — танай третьего поколения, живший в конце I — начале II в.
15 Барт алита — буквально: «дочь [ритуального] плача».
16 Рабби Азарья — аморай пятого поколения в Стране Израиля (вторая половина IV в.). Передал множество агадот от имени рабби Иегуды бар Симона и других.
17 Рабби Иегуда бар Симон — аморай четвертого поколения, живший в IV в. в Стране Израиля.
18 Рабби Иеошуа бен Леви — аморай первого поколения в Стране Израиля (первая половина III в.). Авторитет в области агады. По преданию, «не отведал смерти», т. е. живым попал в Эдемский сад.
19 «А женщина, которая сблизится с любым животным, совокупится с ним, и убьешь ты ту женщину и животное то, да умрут, кровь их — на них» (Ваикра 20:16).
20
…о чести порождений его… — эти слова:
можно прочитать и так: "если о чести порождений Своих печется Вездесущий, о Своей чести тем более». Однако из контекста отрывка ясно, что речь скорее всего идет о «порождениях Адама»: «…пройдет по улице, и говорить будут: вот то животное, за которое был казнен имярек. А если о чести порождений его [человека] печется Вездесущий, о его [собственной] чести много более. Удивительно [было бы думать иначе]!"
Говорит им [народам мира] Пресвятой благословенный: Хава, за то что последовала за взором своим по совету змея… каков был конец ее? Она была проклята из-за змея семью проклятиями… А то дерево — винным было. Так же и вы поражены будете из-за Израиля, что назван вином, когда взоры свои к нему устремите и пить будете из него.
Бамидбар Раба 12:1
Уподобление древа познания добра и зла винограду, сделанное рабби Иегудой бар Илаем, вытекает не прямо из текста, и даже не из подкрепляющей мнение мудреца цитаты, а из ассоциативных ощущений. Дерево познания добра и зла связано с грехопадением, отсюда и горечь, как сказано: «и сделали они [египтяне] горькой их жизнь» (Шмот 1:14).
Вот еще пример подобной ассоциативной связи:
Рабби Меир говорит: виноград это был, ведь вино вызывает у человека слезы, как сказано: «и выпил он вина, и опьянел…»
Брахот 41а
Между вином и виноградом стоит знак равенства. Например, отделяя десятину от винограда, следует отделять ее не от ягод, а от вина; а произнося благословение над вином, следует сказать «благословен сотворивший плод виноградной лозы». Вино воспринимается как окончательный продукт, именно оно «плод виноградной лозы», а не ягоды.
Вино часто связано в Танахе с ощущением беды.
Первое, что в этой связи приходит на ум, — история опьянения Ноаха. Параллель между винопитием Ноаха и грехопадением Адама неоднократно возникает в Талмуде и мидрашах. Например, в трактате Сангедрин Вавилонского Талмуда находим:
Сказал рав Хисда: «сказал мар Уква… „сказал Пресвятой благословенный Ноаху: “Ноах! Разве не должен ты был научиться у Адама а-Ришона, ведь причиной [его падения], не что иное, как вино было?” Как сказано: то дерево, от которого вкусил Адам а-Ришон, виноград это был“».
Сангедрин 70a,b
В Мидраше Ваикра Раба в связь между историей Адама и историей Ноаха вплетается мотив разделения:
«[Не смотри на вино, хоть оно красно…] Впоследствии как змей оно укусит [и разделит, как аспид]» (Мишлей 23:31–32). Как аспид — тот разделяет меж жизнью и смертью, и так разделило вино меж Адамом и Хавой. Об этом сказал рабби Иегуда бар рабби Илай: то дерево, от которого ел Адам а-Ришон3 — виноградным было, ибо «виноградины их ядовитые, грозди горькие у них» — те гроздья, что принесли горечь в мир.
Другое объяснение: «…и как аспид разделит» — как аспид разделяет меж жизнью и смертью, так разделило вино меж сыновьями Ноаха… как сказано: «И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя…», — и это послужило причиной того, что сказал [Ноах]: «проклят Кнаан: [раб рабов будет он у братьев своих] (Берешит 9:25)».
Ваикра Раба 12:1
Разделение — результат грехопадения, оно противостоит целостности, изначально дарованной человеку и разрушенной его ослушанием.
Еще один результат грехопадения — «горечь». И это не обязательно относится только к «ядовитому» соку винных ягод. Например, в Мидраш Мишлей 9 читаем:
«Женщина — глупость безрассудная» (Мишлей 9:13) — это Хава, что послушалась Змея и преступила повеление Пресвятого Благословенного. И не только это, но также подтолкнула к греху Адама. Что следует [в тексте Мишлей] за этими словами [женщина — глупость безрассудная]? — «И восседает она у ворот дома своего на стуле, на возвышенном месте города, чтобы звать прохожих, спрямляющих путь свой» (Мишлей 9:14). Учит это, что она пробудила раскаяние для [грядущих] поколений, и говорит: счастлив тот, кто спрямляет пути свои и не грешит. И горе тому, кто не спрямляет пути свои и становится виновным, так, как я провинилась, как сказано: «Кто глуп, пусть завернет сюда, и к неразумному говорит она». Всякий, кому недостает разума, пусть учится у меня, ибо украла я благоволение4 Пресвятого благословенного и разум Адама а-Ришона и нашла я усладу на час, а потом была горечь, как сказано: «А последствия от нее — горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Мишлей 5:4).
Вино «горькое», хотя на вкус бывает сладким. Но услада, которую оно дарит — «услада на час», а последствия ее не только «горьки как полынь», но и весьма продолжительны.
В текстах многих мидрашей вино связано с галутом (изгнанием) и даже с разрушением Храма. В Мидраше Ваикра Раба читаем:
Сказал Пресвятой благословенный: был у меня дом великий, и разрушил Я его не из-за чего другого, как только из-за вина.
Ваикра Раба 12:5
Так дело обстоит в настоящем. Однако в прошлом и будущем вино мыслится совсем иным.
Мидраш Ваикра Раба продолжает:
Сказал Пресвятой благословенный: Поскольку в этом мире вино — преткновение для мира, в мире грядущем Я сделаю его радостью.
Ваикра Раба 12:5
А Мидраш Бамидбар Раба замечает, что:
В будущем мире Господь напоит Израиль вином древним из виноградин шести дней творения.
Бамидбар Раба 13:2
Вновь грядущий мир связывается со временем, предшествовавшим грехопадению. Вспомним, что мы уже говорили о подобном сближении — выше, когда речь шла о пшенице. Поевший пшеничного хлеба обретает разум — и это пусть отдаленный и косвенный, но все же результат вкушения плодов древа познания.
Вино спорит с пшеницей. Оно не совместимо с познанием, ибо притупляет разум (Бамидбар Раба 10:8):
Вино и познание уподоблены созвездиям Кима (Большой Медведицы) и Акрав (Скорпиона). Все время, пока видна Кима на небосводе, не виден на небосводе Акрав; когда же виден Акрав, не видна Кима. Так и вино уподоблено Акраву, а познание уподоблено Киме. … Вошло вино — покинуло [человека] знание даат): всякое место, где есть вино, нет там даат. Вошло вино, вышла тайна: вино яйн) — гематрия его семьдесят, и тайна сод) — гематрия ее семьдесят»…
Пшеница и вино противоположные, взаимоисключающие «плоды древа познания». Они не могли созреть «на одной ветке». Так какой же плод вкусил человек, поевший с древа познания? Лишающий разума, или наделяющий им?
Вспомним, что Нахаш (Змей) назван в Торе «умнейшим из всех зверей полевых» (Берешит 3:1). Впрочем, едва ли разум Нахаша был человеческим. Да и хитроумие его никто не назовет мудростью.
Однако мы видим, что Нахаш действительно умен, даже изощрен, тогда как Адам и его жена — глуповатые, наивные и доверчивые существа. Они похожи на детей. В этом смысле, вкусив от древа познания, они действительно стали умней: научились отличать ложь от правды, злой умысел от доброжелательства. Однако умудряет не преступление, а наказание, не грех, а раскаяние. Познав вкус хлеба, выращенного им в поте лица, изгнанный из рая человек повзрослел и поумнел.
Но ведь изначально разум был дарован человеку не для борьбы за существование, как животным, а для того, чтобы познавать Бога. Этот дар можно назвать духовным зрением, позволявшим Адаму «видеть мир от края до края». Великим даром познавать Бога человек был вызван к духовной жизни — и им же отличен от животного царства, представителем которого выступает Нахаш.
Но духовное зрение, увы, в значительной мере было затемнено, когда человек пошел на поводу у «наихитрейшего из зверей», — собственного животного начала. Вино своеволия ударило Адаму в голову и затемнило Божественный разум. Человек, созданный по образу и подобию Бога, проявил в своей душе черты Нахаша — животный эгоизм и духовную слепоту. С тех пор жизнь человеческая полна мучительной раздвоенности.
Однако в мире грядущем все встанет на свои места. Ведь Нахаш с его хитроумием и практической сметкой был призван служить простодушному созерцательному Адаму, а вовсе не соблазнять его и уж тем более не бороться с ним. Та внутренняя борьба, которую приходится вести человеку, сменится гармонией и целостностью, когда Нахаш возвратится на свое место. И тогда сладостное вино человеческой свободы утратит горечь неповиновения и греха.
Так понимаем спор вина и пшеницы мы. А что вы об этом думаете, дорогие читатели?
Рабби Аба из Акко сказал: этрог это был, как сказано: «И увидела женщина, что хорошо это дерево5». Сказал: выйди и посмотри, что за дерево чья древесина съедобна как и плоды его, и не найдешь ты [ничего]— только этрог.
Берешит Раба 15:7
Мнение рабби Абы из Акко основано на сходстве восхвалений, которыми Писание награждает дерево познания добра и зла и «плод дерева прекрасного» (Ваикра Раба 30:15; Танхума Амораа, ч. 20). Этот плод — один из «четырех видов растений», благословляемых в Суккот. Однако в заповеди о «четырех видах» прямо не указано, что «плод дерева прекрасного» — это именно этрог. Идентифицировать этот плод с этрогом позволяет устная традиция. Именно на нее, в конечном счете, опирается рабби Аба.
Мидраш Берешит Раба так комментирует слова Писания: «А Адаму сказал [Бог]: за то, что послушался ты голоса жены твоей…» (Берешит 3:17):
Мудрецы говорят: [когда пришла Хава к Адаму], то начала вопить на него в голос… Ведь не написано «За то, что послушался ты слов жены твоей…», а «за то, что послушался ты голоса жены твоей» — и это подкрепляет сказанное рабби Абой из Акко: этрог это был.
Берешит Раба 20:8
Непонятно, в чем мудрецы усмотрели здесь доказательство истинности слов рабби Абы. Как этрог связан с тем, что Хава «вопила в голос», убеждая Адама вкусить запретный плод, т. е. устроила ему скандал, а не соблазняла его спокойными вкрадчивыми словами — ведь именно таков смысл комментария.
Здесь мы встречаемся с обычным для мидраша явлением, когда ключ к пониманию находится за границей сказанного, и его непросто найти. В данном случае, такой ключ — слово (таарог) — «возопит» из книги пророка Йоэля (1:20): «Даже звери полевые возопят к Тебе…» Хотя наш мидраш использует более употребительное слово подразумевается, что его синоним — таарог, что подкрепляет версию рабби Абы. Хотя корни слов «этрог» и «таарог» совершенно разные, между словами есть определенное фонетическое сходство. И это сходство, по мнению мудрецов, служит косвенным подтверждением правоты рабби Абы.
Косвенные связи и подтверждения вообще характерны для логики мидраша. Но эти связи, как правило, не обнажаются, и увидеть их может лишь знаток Писания. Так в цитировавшемся выше мидраше о вине и познании (Бамидбар Раба 10:8) есть слова: «познание придает благоухание и вкус реах ве-таам) словам человека». Это же выражение — «благоухание и вкус», реах ве-таам, мы встречаем и в другом мидраше, раскрывающем символику «четырех видов растений». Каждому из растений уподобляется часть еврейского народа, а вкус и благоухание, символизирующие мудрость и добрые дела, служат критерием. Этрог в этом мидраше символизирует праведников, поскольку обладает как «благоуханием» мудрости, так и «вкусом» добрых дел. А что же наделяет человека мудростью и ведет к праведности, как не познание? Так этрог вновь оказывается связанным с деревом познания добра и зла.
Наш мидраш приводит притчу о царском сыне, изгнанном за пределы дворца:
Так же в час, когда вкусил первый человек от того дерева, прогнал его Пресвятой благословенный и вывел за пределы Ган Эдена, и обращался он [человек] ко всем деревьям, но те не принимали его. … Но смоковница, от плодов которой ел, открыла дверь свою и приняла его, как сказано: «и сшили листья смоковницы».
Этот отрывок вызывает сразу два вопроса.
Во-первых, обращает внимание дублирующее, на первый взгляд, повторение сказуемого: «прогнал… и вывел». Что имеет в виду Писание?
Во-вторых, вызывает удивление иная, чем в книге Берешит, последовательность событий. В Берешит слова «и сшили себе листья смоковницы» (Берешит 3:7) рисуют Адама и Хаву в раю, только что вкусивших от дерева познания и увидевших, что они наги. А мидраш относит эти слова к происходящему уже после изгнания из рая.
Слова «прогнал… и вывел» тардо… вэ-hоцио) соотносятся со словами Торы «И выслал его ваешалхэhу) Господь Бог из Ган Эдена… И изгнал ваегарэш) Адама…» (Берешит 3:23–24). Эти действия: «высылка» из Ган Эдена, от лица Бога, и «изгнание» в мир, где участь изгнанника отныне становится уделом согрешившего человека, — оба эти действия еврейская традиция связывает между собой и относит не только к Адаму, но и ко всему еврейскому народу:
Сказал рабби Авагу от имени рабби Ханины: написано: «А они, как Адам, преступили завет…» (Гошеа 6:7) — они как первый человек: подобно Адаму а-Ришону, которого водворил Я в Ган Эдене и заповедал ему [заповедь], и преступил он заповедь Мою, и осудил Я его на высылку и изгнание шилухин ве-гирушин)… так и их [Израиль] осудил Я на отсылание [от Себя], как сказано: «И отослал его Господь Бог из Ган Эдена…». И осудил Я его на изгнание, как написано: «И изгнал Адама…» — так и потомков его: ввел Я их в Землю Израиля и заповедал им, и преступили они заповедь Мою, и осудил Я их на высылку и изгнание.
Берешит Раба 19:9
Отсылание от лица Божьего означает отделение от Бога и конец той изначальной целостности, в которой Адам пребывал до грехопадения. Изгнание же — состояние противоположное целостности, состояние согрешившего человека, обреченного блуждать в мире, не находя Бога. Хотя без высылки нет изгнания, это отнюдь не одно и то же.
Традиция говорит о том, что уже после того как Адам был «выслан» из Ган Эдена, ему разрешили провести в нем Субботу. Изгнан же он был на исходе Субботы:
Сказал рабби Ами: Адам а-Ришон — не ночевала слава6 его с ним. В чем причина? — «А Адам во славе не заночует, подобен он животным погибающим» (Теиллим 49:13). Мудрецы же говорят: ночевала слава его с ним, а на исходе субботы было изъято у него сияние его и изгнан он был из Ган Эдена, как сказано: «…изменяешь лик его и отсылаешь его» (Иов 14:21).
Берешит Раба 11:2
Мы уяснили, почему «прогнал» и «вывел» — не тавтология. Что же касается измененного порядка изложения, то его значение теперь также понятно: лишенный Божественного покровительства, человек обращается к миру за помощью — но получает ее лишь от невольного соучастника своего грехопадения.
Утрата изначальной целостности и духовного величия — следствие злоупотребления свободой воли, дарованной человеку. Одновременно это главная предпосылка его экзистенциального одиночества и неприкаянности в мире, причина скитальчества человека.
Изгнанный из рая, человек получил «котнот ор»: Творец «сделал Адаму и жене его покровы кожаные и одел их» (Берешит 3:21). Эти кожаные (может быть, кожные?) покровы позволили человеку сохранить хотя бы органическое единство и целостность, коль скоро духовное его единство и целостность были утрачены. Кожаные покровы были единственной вещью, вынесенной им из рая. Они пришли на смену тому «опоясанию» из листьев смоковницы, которым человек пытался прикрыть свою наготу: «и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясания» (Берешит 3:7). Почему же, согрешив, человек увидел, что наг? Не потому ли, что, согласно мидрашу, рассеялись другие «котнот ор» — ризы Божественного света,7 служившие ему покровом в Ган Эдене?8
Так или иначе, если бы не «кожаные покровы», не далеко ушел бы Адам в опоясании из собственного греха. Последний дар Творца был даром милосердия — даром, позволяющим человеку уцелеть, уходя от Бога.
Эти слова — не «вымышленные имена» дерева познания, как это может показаться на первый взгляд, а реальные названия, встречающиеся в Талмуде.
Барт шева (или бнот шева, — вид смоковницы. Это название несколько раз встречается в Иерусалимском Талмуде в различных контекстах. Например, при обсуждении вопроса о том, какие плоды вправе есть наемный работник, говорится:
Если он ухаживал за левасим, то не должен есть от бнот шева, ухаживал за бнот шева — не должен есть от левасим.
Мишна Масехет Маасрот 2:8
О каких сортах или видах смоковницы здесь идет речь, было не совсем ясно уже в средние века. Раши ограничивается на сей счет простой констатацией: «бнот шева — вид смоковницы, отличный от левасим» (Раши на Недарим 50b).
Бнот шева упоминается при обсуждении вопроса об отделении бикурим начатков урожая плодов). Бикурим приносили в Храм и отдавали когену, произнося при этом благодарственную формулу: «Принесли мы плоды земли этой и благодарим и т. д.». В связи с этой формулой Мишна задает вопрос: [сказано] «из лучших плодов», но какие именно считать «лучшими»? На этот вопрос следует ответ:
Мишна: «Не приносят первинки плодов кроме семи видов, которые растут на горах, а так же не приносят от плодов масличного дерева, которое не из лучших»…
Гемара: «…сказал рабби Зеира: учили, что смоковница дефективная и с отверстиями; и виноград потрескавшийся и мутный — не приносят их, но приносят смокву бнот шева, а из винограда галевлунит».
Талмуд Иерушалми, Бикурим 2b
Если словосочетание барт шева (или бнот, — то, и другое значит «дочери») — устойчивое, то барт алита встречается один единственный раз — в нашем мидраше. Поэтому единственное, что мы можем предпринять для прояснения смысла этих слов — попытаться охватить все значения слова алита .
Таких значений известно три:
а) Наиболее часто встречающееся значение — курдюк, жир гузна рядом с хвостом. Этот жир запрещено употреблять в пищу. При жертвоприношении он сжигался особым образом, отдельно от остальных частей туши.
б) С другим, более редким значением слова алита, мы встречаемся в Талмуде:
[Хотя] все деревья годятся для дров жертвенника, кроме виноградной лозы и масличного дерева, обычно брали из молодых ветвей смоковницы, орешника и масляного дерева. Складывал [коген] дрова для большого костра в восточной части жертвенника, и можно было заглянуть с востока в сложенные дрова, и концы брусков, что были в центре костра, прикасались к горке золы в середине жертвенника, и зазор оставался между брусками, и через него зажигали алиту, через него выбирали лучшие смоковничные дрова.
Тамид 29a
«Дерево масляное» — деревья, горящие наподобие светильника.
«Можно было заглянуть с востока в сложенные дрова» — укладывая дрова для костра, [коген] складывал их так, чтобы с восточной стороны получалось нечто вроде окна — чтобы ветер задувал через него [и создавалась тяга]. Ветер, приходящий [на храмовый двор] через восточные ворота, будет дуть туда [в костер] через это окно.
«И через него зажигали алиту» — тонкие щепки, и через этот зазор ими зажигали дрова.
«Через него выбирали лучшие смоковничные дрова» — поскольку им [когенам] нужны были угли, чтоб возложить их на внутренний жертвенник и воскурить на них воскурения, то выбирали лучшие [дрова], чтобы получились из них хорошие угли.
В этом отрывке алита — тонкая лучина для зажигания дров.
в) Еще одно, самое редкое значение слова алита, находим в таргуме (арамейском переводе) Ионатана ко Второй книге Хроник (Диврей
И оплакал [пророк] Йермиягу [царя] Йошийау в песне скорбной, и поведали все певцы… о Йошийау в скорбных песнях своих; …и вот вписаны они в [книгу] скорбных песен (киннот).
Слово киннот Ионатан переводит «алита». Узкое значение киннот в традиции — сборник плачей, читаемых девятого Ава, в день разрушения Иерусалимского Храма. Именно с разрушения Храма в восприятии мудрецов начался галут — изгнание.
В контексте нашего мидраша слово алита относится к деревьям, поэтому разумно предположить, что оно употреблено во втором значении (щепка, лучина), тем более что Талмуд считает древесину смоковницы лучшей. Вполне возможно, что именно из нее щипали лучину для зажигания костра. Не исключено, что алита — особый вид смоковницы, больше всего подходящий для этого.
Третье значение слова алита (плач) используется мидрашом для интерпретации.
Таким образом, барт-алита — дерево познания — это одновременно дерево, чья древесина разжигает огонь храмового жертвенника, и горький плач изгнания.
О значении этой метафоры мы предлагаем читателям подумать самостоятельно.
При рассмотрении вопроса, которым задается наш мидраш, необходимо обратить внимание на двойное противопоставление.
Во-первых, не названным по имени «деревьям, приятным на вид и хорошим для еды» (хотя они не названы, понятно, что это за деревья) противопоставлены два дерева, которые, напротив, названы по имени, однако что это за деревья — не ясно.
Во-вторых, противопоставление между двумя самими «засекреченными» деревьями, плод одного из которых запрещен, а другого — нет. Это, как выяснится в дальнейшем, своего рода предпосылка для предстоящего происшествия.
Таковы условия задачи, но это еще не все. К «дано» для мидраша относятся также последствия, предположительно всем известные, к которым привела рассматриваемая история, а именно — изгнание из Ган Эдена (райского сада) и не наступление сразу после шести дней творения Олам а-ба (будущего мира).
Все это позволяет усмотреть один из мотивов, присутствующий и в «дано» и в предлагаемых мидрашом ответах. Мотив этот — изначальное единство, «раздвоенность» как результат первого греха и грядущее восстановление единства.
Эта идея заложена уже в названиях деревьев. Форма множественно-единственного числа в названии (эц а-хаим,9 дерево жизни) ассоциируется с синтезом, единством. В противоположность этому, название дерева познания добра и зла — (эц даат тов ва-ра) — несет изначальную раздвоенность, содержит противопоставление добра и зла. Вкушение плодов этого дерева приводит к раздвоенности восприятия, что, в частности, и иллюстрируют ответы, предлагаемые мидрашом.
Этрог призван напомнить, что до греха вкус плодов и древесины плодовых деревьев был одинаков (Раши на Берешит 1:11). Почему именно этрог? Потому что это единственное дерево, сохранившее подобное свойство. В результате греха нарушено единство корня и плода, причины и следствия, источника и того, что из него проистекает. Но это единство будет восстановлено в грядущем.
В примере с пшеницей речь идет о нарушении единства времени — «выведший хлеб из земли» или «выводящий хлеб из земли», а может быть, и о появившемся в результате греха делении на «плоды земли» и «плоды дерева». Дерево также вырастает из земли, но играет роль посредника, вносящего в свою миссию долю своеволия. Разделение между плодами земли и плодами дерева также исчезнет в будущем — когда пшеница «будет возвышаться, как пальма, и подниматься на вершинах гор» (Ктубот 111b).
Виноград, предназначенный для кидуша, для освящения Субботы, использован не по назначению, и в результате (шабат-берешит), первая Суббота, последовавшая за шестью днями творения, не становится (шабат-олам hа-ба), Субботой мира грядущего. Будущий мир не приходит тотчас за шестью днями творения, и шабат остается лишь (меэйн олам hа-ба) — «чем-то вроде будущего мира», его слабым подобием. Восстановление единства приведет к устранению раздвоения мира, разделенного на «этот мир» (олам hа-зе) и «грядущий мир» (олам hа-ба). Что касается противопоставления добра и зла, ставшего прямым следствием греха, как это следует из самого названия дерева, то и оно будет преодолено в конце дней. Тогда из двух благословений — (тов у-мейтив,10 благой и творящий добро) и (даян а-эмет, судья истинный) — останется только «тов у-мейтив». Вспомним историю о рабби Акиве, который радовался на руинах Храма — ибо злое предначертание уже сбылось, и осталось сбыться благому. Согласно традиции, после прихода Машиаха день скорби, девятое Ава, станет праздником, ибо сама скорбь этого дня создает предпосылку для его прихода.
Познание-анализ, заключенное в запрещенном плоде, приводит к кажущейся раздвоенности, гарантом устранения которой является «дерево синтеза», эц а-хаим.
Мы говорили о дереве познания добра и зла и его плодах. В то же время совсем не о ботанике шла у нас речь. На «древесно-плодовом» языке сказания о грехопадении мы вслед за мидрашом рассуждали о единстве и раздвоенности, о познании и мудрости, о месте человека в мире и о взаимоотношениях человека с Богом. Словом, о том круге вопросов, который считается компетенцией философии — но в еврейской культуре, в древности как и сейчас, служит предметом размышления всех думающих людей, великих и малых, не обязательно выдающихся мудрецов. Есть вопросы, ответы на которые невозможно «услышать» из уст учителя — только от самой истины. Поэтому изучение Торы нельзя доверить кому-то другому — в меру своих сил каждый, кто хочет понять смысл своей собственной, да и вообще человеческой жизни, должен искать его сам. И тот, кто однажды вкусил от этого, отнюдь не запретного плода, знает, что для человека ничего нет прекрасней его, как сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее…» (Мишлей 3:18).
1 Специальная терминология была подробно раскрыта на предыдущем занятии. К нему мы и отсылаем читателя (см.: Врата первые. Над водами. Знакомство с мидрашом на примере Берешит Раба // НЕШ. № 11. 2002. С. 60–62).
2 Амораи — мудрецы, жившие после завершения Мишны. Их высказывания посвящены в основном анализу Мишны и основаны на мнениях танаев — мудрецов периода составления Мишны (330 г. до н.э. — 242 г. до н. э.). Основу Мидраш Раба составляют высказывания танаев.
3 Ришон — первый, в значении «первый человек».
4 Буквально (рацон) — «благоволение» или «желание».
5 «И увидела женщина, что хорошо это дерево для еды, и что оно — услада для глаз и вожделенно дерево для познания; и взяла плодов его, и ела, и дала также мужу [что] с нею, и ел он» (Берешит 3:6).
6 Слава — кавод, честь, величие и достоинство. Мудрецы спорят о том, тотчас ли после грехопадения человек лишился своих исключительных духовных качеств, или они были отняты у него лишь на исходе Субботы.
7 Свет — (ор), в отличие от «кожа», пишется через алеф.
9 — «жизнь» — имеет форму двойственного числа, подобно «вода» или «небо».
10 Это благословение произносится при получении доброй вести.
[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] |