![]() |
Педагогический Альманах |
Габриэль Хаим Коэн (Иерусалим) ПРЕПОДАВАНИЕ МЕГИЛАТ ЭСТЕР
--------------------
ОТ РЕДАКЦИИ: ИСПРАВЛЕНИЕ СУДЬБЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ТЕМЫ1. Книга из галутаВажнейшая особенность книги Эстер состоит в ее внешнем происхождении. Действие разворачивается в изгнании, и сама литературная ткань несет отпечаток галута. Отличие галутного мира проявляется прежде всего в описаниях роскоши персидского двора. Это иной, нееврейский мир, в котором ценность человека измеряется не душевными качествами, а степенью богатства и влияния. Здесь не видят в человеке образ Божий, и не удивительно, что в царстве грубой силы отсутствует Его имя. Разберем в книге Эстер описания царских построек и сокровищницы Ахашвероша, вглядимся в образы нескольких его вельмож, названных по имени или должности. Приведем также отдельные стихи из Мегилат Эстер, свидетельствующие о галутном происхождении этой книги. 2. Царство случайности«Галутность» книги Эстер с особой рельефностью проявляется в атмосфере царского дворца: здесь господствует разврат, из жизни изгнана всякая духовность. Персидский тиран со своим двором проводит дни в безделье, предаваясь сластолюбию и пьянству. Обширная держава управляется своеволием царских фаворитов. Ценность человеческой жизни ничтожна. Судьбы отдельных людей и даже целых народов решаются с легкомысленной поспешностью, между двух бокалов вина на царском пиру. В этом мире не видно Божественного промысла. В обличье случайности здесь царит слепая судьба, о которой метают жребий, «пур». Разберем в книге Эстер описания царских пиров, добавим к ним характеристики душевного и физического состояния Ахашвероша, свидетельства его необузданного нрава, а также коснемся положения женщины при персидском дворе. 3. Логика событийСобытия книги Эстер понятны сами по себе. Но иногда их течение кажется случайным или искусственным. Например, для чего Эстер понадобилось устраивать два пира с Ахашверошем, да еще приглашать на них своего злейшего врага Амана — причем прежде, чем она раскрыла царю его злодейский замысел? Комментаторы книги Эстер доискивались внутренней логики событий. Они раскрыли тактические уловки Эстер, вынужденной действовать в атмосфере интриг персидского двора и учитывать психологические факторы. Разберем в книге Эстер историю падения Амана и проследим последовательность шагов Эстер, в надежде обнаружить в них ясную логику. 4. Эстер и ИосифФабула и язык книги Эстер заставляют вспомнить историю Иосифа и его братьев. Мидраш обращает внимание на общность обеих тем, видя за стилистическим сходством сущностное: несмотря на все испытания, Господь не оставляет Израиль спасением и на чужбине. Проанализируем в книге Эстер примеры стилистического и сюжетного сходства с повестью об Иосифе и его братьях из книги Берешит. 5. Израиль и АмалекРодословная главного злодея книги Эстер, Амана, не случайно возведена к амалекитянскому царю Агагу. Мордехай также не случайно ведет свое происхождение от первого еврейского царя Шауля. В событиях Пурима мы видим продолжение извечной войны Израиля с Амалеком. Шауль пощадил Агага, и спустя столетия его потомку приходится вновь схватиться с Амалеком. Семя Амалека предстает в книге Эстер в образе все той же ненавистнической силы. Однако это больше не племя, а духовная общность врагов Израиля во всех поколениях. Разберем в книге Эстер места, связывающие ее с теми фрагментами Хумаша и книги Шмуэля, где говорится об Амалеке. Проследим взаимоотношения Амана и Мордехая. В чем причина ненависти Амана? Что вызывает в ненавистниках Израиля вражду и злобу к народу Господню? 6. Царь небесный и царь земнойВ книге Эстер не упоминается имя Бога, ибо его присутствие нигде не проявляется открыто. События развиваются естественным путем, и лишь их общий смысл приоткрывает завесу Божественного замысла. Царь небесный прячется, а как же царь земной? В каждый отдельный момент кажется, что Ахашверош направляет события державной рукой. Но нетрудно заметить, что в его действиях отсутствует замысел. Он плывет по течению, и в конце концов становится ясно, что события совершаются помимо него. Разберем в книге Эстер примеры того, насколько сами евреи ощущали за происходящим волю Бога, и в этом контексте сравним книгу Эстер с другими книгами Торы. Проследим двойную причинность событий: человек действует в соответствии со своими целями и пониманием происходящего, однако сбывается лишь воля Всевышнего. 1. Книга из галутаБольшое внимание уделено в книге Эстер воссозданию общей атмосферы персидского царства. Внимательный читатель тотчас почувствует, насколько она отличается от других книг Танаха. Не только содержание, но и язык, стиль, весь художественный строй книги Эстер выделяют ее в ряду других. Обычно повествование в Танахе сосредоточено на главном, избегает привходящих обстоятельств и мелких деталей, не называет имен второстепенных персонажей и избегает пространных описаний.. Не так в книге Эстер. Придворные персидского царя названы по именам и званиям, подробно описана роскошная обстановка и дворцовые нравы. Ахашверош и его царедворцы представлены как носители власти, титулов и чинов. Ценность человека определяется его местом в дворцовой иерархии, а не личностными качествами, о которых мы ничего не знаем. Описание дворца и вельмож — по сути выставка богатства, роскоши и могущества персидского владыки. Одни раззолоченные экспонаты неподвижны, другие движутся и говорят. В Танахе также есть постройка, описанная во всех подробностях. Это храм (и его предшественник мишкан). Здесь же все внимание сосредоточено на дворце. В чем разница?
Лишь один царь Израиля удостоился детального описания своего дома. Это строитель храма, Шломо. На протяжении книги Эстер мы узнаем все новые детали и подробности об устройстве дворца. Сведем их вместе. Царский дворец находится в столице Шушане:
Во дворец ведут ворота, охраняемые стражей:
Входящий в ворота попадает на внешний двор:
Доступ на внешний двор свободный, но есть еще внутренний двор, куда вхожи лишь званые:
Тронный зал, где пребывает Ахашверош, находится во внутреннем дворе:
При дворце есть гарем — «женский дом» со своим отдельным двором:
И, кроме него, еще один «женский дом»:
Внутри дворца посажены сады:
Обсудите с учениками устройство дворца и предложите начертить его схематический план. Обратите внимание на концентрическое расположение помещений, замкнутое на внутренних дворах. Такая планировка подчеркивает недоступность и отгороженность дворца от царских подданных, даже от жителей столицы. Как выглядел дворец со стороны? Много ли в его наружных фасадах присутствовало от роскоши внутренней отделки? Скорее всего, наружный фасад представлял собой глухую стену, прорезанную входными воротами. Такая планировка была обычной в ту эпоху.1 Обсудив устройство дворца, прочтите следующий отрывок, отметив показную роскошь внутреннего убранства:
Обратите внимание учеников на то, как настойчиво в начале книги (в первой главе) подчеркивается, что Ахашверош был владыкой множества стран, и что его распоряжений ждала целая армия чиновников и слуг. Не только пышные титулы повторяются из раза в раз, но и имена сановников. Персонажей других книг Танаха Писание обычно называет по именам лишь тогда, когда они прямо связаны с сюжетом. Например, в повести об Иосифе упомянуты имена всего пяти братьев — остальные фигурируют под собирательным именем. Так же дело обстоит и с перечислением титулов и чинов. Египетские вельможи в истории Иосифа немногочисленны, их титулы имеют прямое отношение к делу и заменяют имена, как у глав виночерпиев и начальника пекарей. В то же время в книге Эстер вельможи и служители многочисленны, а упоминание должности всякий раз сопровождается упоминанием имени. В качестве домашнего задания можно предложить ученикам прочитать Мегилу и составить список всех приближенных, сановников и слуг Ахашвероша в порядке их появления. Приведем здесь этот список:
Попробуем теперь классифицировать придворных персидского владыки не в хронологическом порядке, а как-нибудь по-другому, например, по их иерархии при дворе. Еще одно задание: предложим ученикам выписать всех персонажей Мегилы, названных по имени. Какие титулы они носят, какие посты занимают? Вот их перечень:
Какой из всего сказанного напрашивается вывод о положении человека в персидском царстве? Обсудите это с учениками. Мы могли убедиться, что не только содержание, но и стиль книги Эстер подчеркивает чуждость духовного климата персидской державы нравам и обычаям Израиля. Действие происходит в галуте, и неудивительно, что сама ткань повествования пропитана чужеродными влияниями. Уже в самом начале книги Эстер особо подчеркнуто, что ее действие происходит за пределами Эрец Исраэль и еврейского мира:
«Пленники, изгнанники, изгнанные, изгнание» — четыре слова в коротком отрывке настойчиво напоминают о галуте. Книга Эстер рассказывает о чудесном спасении. Но не об освобождении из галутного рабства. И конец книги напоминает нам об этом:
В Персидской империи евреи считаются чужаками. Они ненавистны окружающим, которые готовы уничтожить их по наущению Амана — но не только по наущению, а даже вопреки второму указу царя! Предложите ученикам найти в тексте подтверждение этой мысли. Мы видели, что мир, раскрывающийся в книге Эстер, отличается от мира, в котором происходит действие остальных книг Танаха, и это отделяет свиток Эстер от прочих книг. Суммируем теперь различие. Предложите ученикам отыскать в книге Эстер отрывки, подчеркивающие важность материальных благ и стремление к сиюминутному наслаждению. На предложенных учениками и дополнительных примерах продемонстрируйте, что в этом мире совсем не ценят в человеке человеческое, а ценят лишь богатство, титулы, власть. Цель жизни здесь не стремление к праведности, не служение Всевышнему, а удовлетворение алчности, властолюбия и сластолюбия. Здесь царствует животный эгоизм и безразличие, возведенные в закон. Предложите ученикам задуматься над тем, как стремление возвеличить собственную персону оборачивается прямой противоположностью: тот, кто требует, чтобы перед ним простирались ниц, не возвеличивает, а втаптывает в грязь человеческое достоинство. И в его собственной душе пробуждается зверь, алчущий крови невинных, детей и женщин. Корыстолюбие побуждает царя Ахашвероша и его подданных выдать евреев на расправу:
Но та легкость, с которой это происходит, не кажется удивительной в царстве грубой силы и разнузданных страстей, в царстве Ахашвероша. Это царство обнимало почти весь тогдашний мир, и этот мир — мир галута. Столица Шушан — средостение этого мира, а царский дворец — центр столицы. Место, занимаемое им в духовном пространстве человеческой истории прямо противоположно Торе, земле Израиля. Может быть, отчасти и поэтому в книге Эстер ни разу не упомянуто имя Божье. Хотя Шехина сопровождает сынов Израиля в изгнание, она не является им во всей красе, ибо тоже ждет возвращения в «землю живую». Шехина скрывает свой лик и на это намекает само имя Эстер шъса — «сокрытие». Сокрытие лика Шехины — одно из наказаний галута. 2. Царство случайностиКнига Эстер не ограничивается воссозданием общей атмосферы двора. Подробно описан в ней и дворец персидского владыки, и обычаи дворца.. Обстановка, в которой протекает придворная жизнь, помогает нам увидеть внутренний мир персидского деспота и его окружения. Но лучше всего мы поймем эту чуждую жизнь, если приглядимся к тому, как книга Эстер представляет царские пиры и сам образ правления Ахашвероша, и что говорит о положении женщины. ПИРЫПиры во дворце Ахашвероша стоят в центре всей жизни. Слово «пир» встречается в свитке Эстер ни много ни мало — двадцать восемь раз! Первым упоминается пир, который персидский владыка задал своим вельможам и слугам на третий год своего царствования — вероятно, когда его трон достаточно упрочился, чтобы торжествовать победу. Этот пир продолжался почти полгода — 180 дней! Перечислим пиры, упомянутые в книге Эстер:
Десять пиров, связанных с узловыми моментами повествования. Невозможно не заметить симметрии между первыми и вторыми пятью пирами. Если ученики сами не обратили на это внимание, предложите им классифицировать пиры по критериям: «кто устроил» и «с какой целью», а затем обсудите результат. ОБРАЗ ПРАВЛЕНИЯПодданные персидского царя видят в нем образец, подражают его отношению к жизни. Вслед за царем они стремятся бездумно наслаждаться сегодняшним днем, забывая о будущем, о смысле существования. В чаду пиршеств принимаются важные политические решения, на пьяную голову решаются судьбы людей. Если мы присмотримся к тому, как царь Ахашверош управляет своей державой, то увидим, что он делает это так же бездумно и неосмысленно, как предается алкогольному веселью. Сиюминутные прихоти диктуют царю поступки и решения, от которых зависит человеческая жизнь. Слово «царь», мелех
Могущество царя кажется безграничным. По просьбе Амана он скрепляет печатью указ, повелевающий «Истребить, убить и погубить всех иудеев» (3:13). Поразительно, что при этом Ахашверош не делает даже попытки расследовать обоснованность обвинений, выдвинутых Аманом! С другой стороны, царь щедро сулит Эстер «полцарства».3 Но это бессмысленная щедрость: ведь сама Эстер не принадлежит себе. Она один из драгоценных камней царской сокровищницы, невольница, лишенная права распоряжаться даже собственным телом. По сути, от последней рабыни ее отличает лишь то, что ею любит тешить свое сластолюбие всесильный деспот. Режим, установившийся в персидской державе, основан на своеволии и самодурстве тирана. Сегодня такой режим назвали бы «волюнтаристским». Больше любых объективных факторов, решения зависят от настроения царя. Царь не в духе — и гроза может разразиться в любую минуту. У него хорошее настроение — и облагодетельствован может быть первый, кто подвернется под руку. Расположение духа Ахашвероша предопределяет его политику.
Обратите внимание учеников на повышенную импульсивность царя, свидетельствующую о психической неуравновешенности. В характере Ахашвероша прослеживаются черты алкоголика с его вне-запными переходами от слезливого умиления к беспокойству и гневу. Те, кто сумел попасться на глаза царю в моменты благодушия, наслаждаются его милостью.
В царстве Ахашвероша достойный вид имеет лишь тот, кому «захочет царь оказать почет». 4 С другой стороны, когда дух царя помрачен, даже самые близкие к нему люди не защищены от его жестокости. Его жена Вашти и фаворит Аман кончают одинаково плохо. Деспот карает вчерашних любимцев, не ведая жалости. Личное отношение царя — вот что решает судьбу отдельных людей и целых народов в державе Ахашвероша. Но можно ли еще называть его личностью? Его личность растрачена, разменяна на кутежи и пороки. Не царь правит своим царством, а дурные наклонности правят царем. Заметим: Ахашверош не занимается делами государства, он заботится лишь об удовлетворении своих чувств. Мстительная вспышка против Амана разрешается казнью мнимого «соперника», но царь ровным счетом ничего не предпринимает, чтобы предотвратить исполнение злого умысла Амана. Он даже не пытается защитить единоверцев своей жены. Нетрудно понять, что в державе, управляемой деспотом, подверженным частой и немотивированной смене настроений, режим не может быть устойчивым. Царь меняет любимцев, на смену одной дворцовой клике приходит другая, такая же недолговечная. Книга Эстер показывает, насколько непоследователен Ахашверош во всех вопросах государственной и частной жизни. В тех же самых выражениях, в каких он согласился с предложением Амана истребить иудеев, теперь он позволяет иудеям расправиться со своими врагами.
Вспышки гнева и приступы умиления не пробуждают царя от душевной лени. Он не любит напрягать свой ум, вникать в детали. Делай «как тебе угодно», а меня оставь в покое! Деспоту совершенно неведомо чувство ответственности за свои поступки. Его безответственность и равнодушие делают корабль персидской державы игрушкой ветров. Он с легкостью меняет свой курс на противоположный, ибо нет гавани, к которой он стремился бы. Зыбкость положения чревата переворотами, и в книге Эстер присутствуют несколько символических предметов-перевертышей:
«Перевертышем» оказывается даже одежда: Мордехай облекается во вретище, но его переодевают в царские одеяния и торжественно провозят по улицам столицы.11 Но, разумеется, главным символом опрокинутых замыслов и расстроенных козней служит жребий, который бросает Аман о судьбе евреев.
Жребий символизирует всемогущий рок, правящую миром слепую силу, которую язычники с помощью гаданий и магии пытаются поставить на службу своим целям. Но судьба обманула: подлинно всемогущим оказался лишь всемогущий Бог. Сама книга Эстер свидетельствует о том, что роковой жребий был перевернут, слепая судьба посрамлена: вышло наоборот, «сами иудеи одолели ненавидевших их» (9:1):
Проследите с учениками, как главные, самые существенные моменты первых пяти глав были «перевернуты» в последних пяти главах — или предложите им проделать подобный анализ в качестве самостоятельного задания. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫКнига Эстер изобилует описаниями женщин. Однако образ женщины, встающий из этих описаний, совершенно не соответствует образу женщины в других книгах Танаха. Замужняя женщина в Танахе предстает как верный соратник, первая помощница и главная опора своего мужа:
Берешит 2:18
Малахи 2:14 Внешняя миловидность скоропреходяща, с годами ее сменяет внутренний свет.
Мишлей 31:30 Вопреки этому, в книге Эстер все описания касаются исключительно внешности. Какими достоинствами своей жены Вашти гордится Ахашверош? Может быть, ее целомудрием и скромностью? Нет, царь хочет лишь «показать народам и сановникам красоту ее» (1:11). Вашти любима отнюдь не за целомудрие и скромность. Напротив — она отвергнута за эти качества. И когда ей ищут преемницу, выдвигается единственное требование: чтобы кандидатка была «красива видом» (2:3). Сам акт избрания новой царицы сопровождается массовым надругательством над невинными жертвами. Оставим в стороне вопрос о том, насколько жаждали юные девственницы совокупиться со стареющим деспотом. Допустим даже, что власть и богатство ослепляли их настолько, что они мечтали об этом. Но плата за право взойти на ложе пресыщенного тирана была ужасной. Год уходил на подготовку: косметические процедуры должны были сделать девушку еще более привлекательной:
Но все кончалось тем, что отвергнутая наложница приговаривалась к пожизненному заключению в «женском доме», где вместе с ней бесплодно старились ее мечты о настоящей любви, семье, о невоплощенной женской и человеческой доле. И после так и не прожитой жизни — одинокая старость презренной служанки, утратившей красоту. Голод, нищета и рабство могут показаться избавлением от такой доли. В царстве Ахашвероша у женщины нет своей воли, с ее желаниями никто не считается. Трагедия Вашти в том, что она приняла всерьез внешние знаки уважения, оказываемые ей как супруге тирана. Она забыла, что обязана выполнять прихоти своего господина точно так же, как любая его рабыня. Как должна чувствовать себя женщина, когда пьяный муж хочет похвалиться ею перед гостями? Если она хоть немного любит и уважает супруга, то к стыду за себя примешивается жгучий стыд за него… Вашти медлит прийти на зов:
И ослушницу ждет немедленная кара. Разумеется, никто не спрашивал согласия девушек, отобранных для участия в «конкурсе» — хотя, скорее всего, любая из них мечтала бы оказаться на месте Эстер. Никто не спрашивал и Эстер, хочет ли она стать персидской царицей. Однако из текста явствует, что она не противилась такой доле. Но чем же скромная еврейская девушка могла пленить пресыщенного развратника, за чью благосклонность боролись столько хорошо подготовленных соперниц? Почему он предпочел ее им? Ответ на этот вопрос придет не сразу. Но здесь уместно задать его. Пассивность — единственный способ протеста, когда даже сама возможность ослушания кажется немыслимой. Недаром в обоих случаях — и когда Эстер была взята в царский дворец, и когда ее привели к царю, употребляется пассивный залог глагола «брать»:
Желала ли Эстер одолеть соперниц, произведя самое сильное впечатление на царя? В книге есть намек, позволяющий сделать вывод, что она не искала этой доли:
Может быть, Эстер для того скрыла свое еврейское происхождение, чтобы ее допустили к «конкурсу»? Нет, это не была ее инициатива, ибо:
Мы не видим со стороны царя никакого неудовольствия, когда правда об Эстер раскрылась. Да и Мордехаю его еврейское происхождение не помешало занять придворную должность. Для чего же он приказал Эстер скрывать свое еврейство?12 На этот вопрос мы также не получим однозначного немедленного ответа. Но пришло время поставить и его. Подведем итог. Народ Израиля спасся от злого замысла Амана благодаря трем, если можно так выразиться, «национальным особенностям» персидской державы:
Однако не будем забывать, что те же самые «национальные особенности» поставили под угрозу существование Израиля. И эта угроза отнюдь не миновала со смертью Амана. Более того: она не миновала и тогда, когда персидский галут сменился другим. Жизнь и смерть зависят в царстве персов от случайности: от настроения царя, интриг царедворцев, пьяного куража. Жить в таком обществе опасно. Дамоклов меч подвешен над каждой головой, и никто не знает, когда перетрется нить… И поскольку человек здесь лишен всяких внешних или внутренних ориентиров (кроме неистовства своих страстей), его судьбой и впрямь начинает повелевать «слепой рок» — обожествленная язычниками случайность. Хотя пур — жребий13 — символизирует власть случайности, само появление этого слова и его роль в книге Эстер глубоко не случайны. Случайность, облеченная в мантию вершителя судеб, и есть то языческое божество, которое свергают с пьедестала Мордехай и Эстер. Одно из величайших открытий, донесенных до нас книгой Эстер, состоит в том, что для божественного провидения досягаемы самые мрачные глубины человеческого падения. Замысел Божий торжествует всюду, где ему угодно, и не в силах Амана помешать этому, какую бы удачу не сулил ему жребий. Та самая богиня-случайность, о чьей милости он метал жребий, становится его палачом: стечение случайных с виду обстоятельств разрушает замысел Амана и приводит его к гибели. Однако и случайность в конечном итоге оказывается не случайной! И если вдуматься, это дает повод для фундаментального оптимизма, исторического и экзистенциального. Царство случайности довлеет над нами лишь до тех пор, пока мы сами избираем его себе. Но в тот миг, когда мы делаем иной выбор, жребий перестает символизировать случайность и начинает олицетворять Божественный замысел. Праздник, который мы празднуем со времен Эстер и Мордехая, называется Пуримом не потому, что жребий, едва не погубивший евреев, в конце концов постиг их врагов. Мы празднуем победу раскаяния над грехом, провидения над случайностью, смысла над абсурдом, Божественного замысла — над хаосом омрачающих мир теней.
3. Логика событийВоспроизводя на свой особый, необычный для Танаха лад, обстановку и нравы царского дворца в Шушане, общую атмосферу персидского царства, книга Эстер отличается уникальными особенностями и в передаче событий. В целом изложение соблюдает хронологический порядок, сцепление событий кажется естественным, хотя время от времени происходят случайные события (на поверку они окажутся отнюдь не случайными). 1. Царь Ахашверош призывает свою супругу Вашти на пир, чтобы продемонстрировать ее красоту своим гостям:
2. Отказ повиноваться влечет удаление Вашти от двора. Для определения ее преемницы устроены «Общенациональные смотрины», и выбор царя падает на Эстер. Она становится новой царицей:
3. Благодаря высокому положению Эстер, Мордехай занимает важный придворный пост. Знание многих языков помогает ему проникнуть в злодейский замысел царских телохранителей и сорвать покушение на жизнь Ахашвероша:
4. Близость Мордехая к царскому дому объясняет, почему он единственный иудей, о ком сообщается, что он отказался склоняться перед Аманом:
5. Понятно, что Эстер не могла удовольствоваться казнью Амана.
Ведь указ об истреблении евреев все еще оставался в силе, и потому Эстер вторично ищет расположения царя — чтобы воспрепятствовать осуществлению злодейского указа:
Кажется вполне оправданной и просьба Эстер дать евреям царской столицы дополнительный день для сведения счетов с врагами:
Наряду с понятными и объяснимыми моментами возникает и ряд вопросов. а) Вызывает недоумение образ действий Эстер: почему, представ перед царем и удостоившись его благоволения, она сразу не раскрывает преступный замысел Амана, а вместо этого приглашает царя на пир?
б) Почему и на пиру Эстер не открывает тайну своего происхождения, а приглашает царя на новый пир?
Для чего Эстер пригласила на пир вместе с царем Амана, и только его одного?
в) Почему именно в ночь между первым и вторым пиром Ахашверош не может уснуть?
г) Почему в часы бессонницы ему пришло в голову почитать именно памятную книгу? И почему только теперь?
д) Почему именно Аману поручено воздать царские почести Мордехаю? Ведь Аман все еще остается всесильным временщиком, вознесенным над всеми царскими слугами. И все же, как раз ему Ахашверош приказывает выполнить не слишком почетное поручение. Почему?
Прежде, чем двинуться дальше, попытайтесь самостоятельно реконструировать логику событий, поискать ответы на сформулированные вопросы. Уже в древности мудрецы искали ответ на вопрос: почему события книги Эстер произошли именно тогда, когда произошли? Попробуем взглянуть на текст глазами мидраша и истолковать поведение персонажей вслед за мудрецами. Эстер не раскрывает замысел Амана и свое происхождение, тотчас явившись к царю, ибо она опасается, что Ахашверош не станет в угоду жене перечить своему любимцу Аману, которому фактически передоверил управление государством. Помимо этого, Эстер могла резонно опасаться, что даже если царь примет ее сторону, у всемогущего Амана будет достаточно времени, чтобы интригами отвести угрозу или даже устроить дворцовый переворот. Она решает действовать осторожно, но наверняка, и приглашает Амана на пир, чтобы в нужный момент фаворит оказался у царя «под рукой» — в пределах досягаемости карающей десницы. Появление Эстер в тронных покоях должно было изумить царя: для чего она подвергает свою жизнь опасности? неужели только ради того, чтобы пригласить его на пир? Да и формулировка просьбы выглядит странно:
Царь удивлен: зачем-то приглашен Аман, и пир должен состояться немедленно, нынче же. Смелость Эстер создает у него впечатление, что за ней кроется какая-то трудноисполнимая просьба. Однако речь идет всего лишь о приглашении на пир. Может быть, дело вовсе не в нем, законном супруге, а в Амане, которого Эстер жаждет видеть с такой силой, что не боится рисковать ради этого жизнью? Стремясь отвести от своего народа смертельную угрозу, Эстер вступает в борьбу, в которой вынуждена использовать против царского фаворита его собственное оружие — интригу. Она искусно разжигает в царе ревность к Аману, сама рискуя при этом: ведь вспыльчивый и подозрительный, как все тираны, и как все развратники ревнивый, Ахашверош легко может обрушить гнев на обоих любимцев. Рабби Иегошуа бен Карха так интерпретирует намерения Эстер: «буду приветлива с ним [Аманом], чтобы мы оба погибли».14 Раши расширяет это толкование: «чтобы пробудить зависть к Аману в других царедворцах и ревность в царе, и так погубить Амана».15 Эстер приглашает Амана на пир дважды, всякий раз обращаясь для этого к царю. Но между первым и вторым приглашением есть небольшое, почти незаметное различие, которое, однако, больно царапает ухо ревнивца. В первый раз Эстер приглашает царя на пир, устроенный только в его честь:
Во второй раз она приглашает царя на пир, устроенный также в честь Амана, особо подчеркивая «равноправие» дорогих гостей: «приготовлю для них…»
Вернувшись с первого пира, Ахашверош не может уснуть:
Что же лишило его сна? Деспот живет в тисках вечных страхов, повсюду видит угрозу. Вслед за Талмудом легко предположить, что царю мешала уснуть неотступная мысль:
Или, по мнению Раши:
Не находя покоя, царь мечется в замкнутом кругу своих подозрений. Как все тираны, он безмерно одинок. Его душа наполнена страхом.
Чтение памятной книги имеет далеко идущие последствия. Сам царь едва ли обременял себя «бухгалтерским учетом»: следить за тем, чтобы верные слуги получали причитающуюся им награду — обязанность Амана. И вот, человек, фактически спасший царю жизнь, оставлен без всякого вознаграждения. Случайно ли это? Нет, не случайно! Ахашверош ничего не знает о личной вражде Амана к Мордехаю. Тревожные ночные мысли текут в одном направлении: царь думает только о себе, видит кругом нити заговоров, оплетающие его. Аман готовит переворот! Он заодно с царицей! Он ее тайный любовник или собирается завладеть ею и царством! Подобный ход мыслей не лишен основания. Ведь сколько было в истории дворцовых переворотов, сколько коварных убийц обагрили мечи кровью своих благодетелей, сколько вероломных измен перевидал свет. Скорее всего, и в биографии Ахашвероша их было немало. Каким путем взошел он на трон? Быть может, его собствен-ное прошлое мстит ему теперь, окружая пугающими тенями былого? Бессонная ночь кажется бесконечной, но уже брезжит рассвет. И пока царю в его покоях читают памятную книгу, Аман спешит во дворец. Возможно, ему тоже не спалось в эту ночь. Убедившись в расположении Эстер, он собирается свести наконец счеты со своим заклятым врагом, и предвкушает сладость мести. Ноги ни свет ни заря несут его во дворец, просить смерти Мордехая. Дожидаясь пробуждения царя, Аман в нетерпении меряет шагами пустынный двор у царских покоев. Звук его шагов пугает измученного бессонницей Ахашвероша. Царь в тревоге спрашивает у слуг:
Страх этот не пустой: совсем недавно Ахашверошу чудом удалось избежать смерти от рук собственных телохранителей: если бы не ученость еврея, изучившего множество языков, 314если бы не его верность… Кто посмеет утверждать, что враги не плетут новый заговор? Атмосфера персидского двора, интриг, покушений и дворцовых переворотов давит на плечи царя, лишает его покоя, заставляет трепетать за свою жизнь. Тем временем Аман, осчастливленный приглашением Эстер, которое, как он полагает, свидетельствует о любви и уважении к нему царя и царицы, пребывает в пагубном заблуждении. Он уверен, что именно ему царь собирается оказать почет, и в упоении выдает свои сокровенные мечты:
Пока Аман пыжится от гордости, царя обуревают тяжелые мысли: «Почему он выбрал такую странную награду: не деньги и имения, а царские почести?» И страх подсказывает — домогается короны! Подозрения окрепли и приобрели видимость оснований. Для фаворита утрата доверия гибельна. Судьба Амана висит на волоске, начинается отсчет его последних часов. Но сам он еще не догадывается об этом, и приказ оказать царские почести заклятому врагу, чьей смерти он пришел просить, звучит для Амана как гром с ясного неба. Аман унижен и опозорен. Вместо того чтобы примерить вожделенную корону, как он рассчитывал, всесильный и бессильный министр вынужден публично прислуживать упрямому еврею, посмевшему отказать ему в почестях! Но именно этого хотел его господин. Теперь над Аманом станут потешаться те самые вельможи, которые вчера раболепно склонялись перед ним. В персидской столице никто не пойдет за неудачником. Здесь почитают силу и презирают слабость. Удел споткнувшегося честолюбца — быть растоптанным теми, кто теснится за его спиной. Сместить гордого, окруженного почестями временщика опасно — он может взбунтоваться, и у него найдется немало сторонников. Совсем другое дело — сместить вельможу, униженного перед всем народом. За таким не пойдет никто. Вчерашние клевреты с презрением отвернутся от него. Понимая это, Аман возвращается домой «удрученный и покрыв голову» [«Аман же поспешил в дом свой удрученный, закрыв от стыда голову» (6:12)] от позора. С этого момента падение Амана быстро приближается. Повествование дает нам почувствовать его стремительность и неотвратимость:
Ключевое слово «падение» повторяется в этой фразе дважды, а в ивритском оригинале — трижды. Ощущение стремительности падения создается общей атмосферой торопливости, спешки.
Призрачно могущество временщика, ибо зиждется на зыбучем песке монаршей милости. Аман обречен. Ему впору думать не о власти, а о спасении жизни. Теперь удар можно нанести без промаха. На втором пиру Эстер раскрывает супругу злодейский замысел Амана, и по реакции царя мы видим, что семена обвинений упали на благодатную почву его собственных подозрений и ревности:
Ахашверошу не приходит в голову назначить расследование или хотя бы расспросить подробнее об обстоятельствах дела. Не стремление к справедливости, не обязанность вершить суд и карать преступников движут персидским самодержцем, а слепая ярость, жертвой которой на сей раз становится бывший любимец. Эту ярость искусно разожгла в нем Эстер, но до точки кипения ее довели «случайные», на первый взгляд, обстоятельства: бессонница, имя Мордехая в памятной книге, ранний приход Амана и его кичливые самонадеянные слова. В тот самый день, когда Аман собрался повесить своего врага-еврея, он сам был повешен «на дереве, которое приготовил он для Мордехая» (7:10). Мы попытались раскрыть внутреннюю логику поступков Эстер, на первый взгляд непонятных. Теперь попробуем проследить сходство между ней и другим персонажем Танаха, действовавшим в сходных обстоятельствах и окружении. Речь пойдет об Иосифе. 4.Эстер и ИосифБиблейская повесть об Иосифе и книга Эстер имеют много общего и в содержательном, и в лингвистическом аспектах. Многие выражения и словосочетания, редко встречающиеся в других книгах Танаха, характерны именно для этих двух сюжетов. Похожи и судьбы Иосифа и Эстер с Мордехаем. Подобный параллелизм отнюдь не редок в Танахе. Часто языковое сходство стремится подчеркнуть содержательное, создавая широкий простор для истолкований. К текстуально-смысловым параллелям любит обращаться мидраш, а в последние десятилетия их заново открыли современные исследователи. Рассмотрим сначала текстуальный, а затем смысловой параллелизм книги Эстер и повести об Иосифе. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗММидраш подметил многочисленные черты сходства между книгой Эстер и повестью об Иосифе. Ограничимся здесь одним ярким примером из мидраша Эстер раба, 7 и 8:
Мидраш выстраивает текстуальные совпадения для того, чтобы подчеркнуть смысловые параллели, каждая из которых оттеняет и углубляет толкование сопоставленного ей фрагмента другого текста. Насколько умышленны эти параллели? Совпадение фраз и редких словосочетаний доказывает, что книга Эстер идет по следам повести об Иосифе не случайно. Автор свитка Эстер отдавал себе отчет в том, что объединяет обе истории. И мидраш выявляет это общее, игнорируя многочисленные формальные стилистические и сюжетные совпадения, такие, как красота главного действующего лица, сходство в описании пиров, нумерологические параллели и прочее. В чем главная заслуга Иосифа и Мордехая? Оба проявили удивительную стойкость, оба выдерживали испытание изо дня в день на протяжении долгого времени. Именно это сходство подмечает мидраш, и оно роднит истории Иосифа и Эстер — только их во всем Танахе. Третьего примера подобной стойкости мы не найдем. Помимо этого, в свитке Эстер и повести об Иосифе в книге Берешит мы видим сходные выражения готовности пожертвовать ради других людей самым дорогим — собственной жизнью (Эстер) и свободой любимого сына (Яков):
А вот еще одна параллель, выражающая готовность героя идти путем жертвенности до конца:
Осмысление этих параллелей ведет нас к содержательному сопоставлению обеих историй. СМЫСЛОВОЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМГлавная параллель, объединяющая книгу Эстер и повесть об Иосифе — одновременно сюжетная и смысловая. Там и здесь герои пребывают в изгнании, там и здесь и в силу своих достоинств вольно или невольно обретают близость к иноземным властителям. Неправда ли, в чем-то очень характерная еврейская судьба? Близость к власть имущим рискованная, но стойкость, жертвенность и великодушие главных героев в конце концов снискивают спасение всем сынам Израиля — от голодной ли, от насильственной ли смерти. Страны, в которых происходит действие — восточные деспотии, Египет и Персия. Герои — Иосиф, Эстер и Мордехай — попадают туда не по своей воле. Их приближение к правителю поначалу насильственное — Иосиф насильно продан в Египет, а Эстер силой взята на ложе Ахашвероша. Так они начинают жизнь — новый раб египетского вельможи и новая услада персидского деспота. С тем и другим злую шутку сыграла одухотворенная физиче-ская красота. Из-за нее прекрасный Иосиф оказывается в темнице, а Эстер — в гареме. Однако положение обоих быстро улучшается: незаменимый Иосиф всюду — даже в тюрьме — становится доверенным лицом начальства, а скромная Эстер избрана всесильным деспотом в супруги. Но решающий шаг навстречу своей судьбе — и одновременно навстречу своему венценосному поработителю — оба делают, хотя и побуждаемые обстоятельствами, тем не менее, по собственной воле. Иосиф истолковывает фараону его вещие сны, а Эстер молит супруга-царя за свой народ и добивается наказания злоумышленников. И этот переломный момент знаменует их взлет: Иосиф становится фактическим правителем Египта, а Мордехай, ставленник Эстер, — Персии. В обоих случаях герои понимают свое высокое положение как миссию, возложенную на них ради спасения Израиля от смертельной угрозы. Мудрый Иосиф постигает это сам: «но теперь не печальтесь… что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред вами» (Берешит 45:6); а Эстер об этом сообщает Мордехай: «не для такой ли поры и достигла ты силы достоинства царского» (4:14). От обоих исполнение своей миссии требует тяжелой внутренней борьбы: Иосиф должен простить братьев, а Эстер — решиться пойти к царю. А ведь это означает для нее не только смертельный риск: приглашение царя на пир равносильно согласию стать его женой. Неважно, что никто не спрашивал и не собирается спрашивать ее согласия. Важно то, что до сих пор в своих собственных глазах она оставалась жертвой грубого гоя-насильника и, возможно, мечтала обрести когда-нибудь свободу, счастье. Теперь же она по собственной воле превратилась в его жену и должна поставить крест на своих мечтах… Оба героя — Иосиф и Эстер — проглатывают причиненную лично им несправедливость, мирятся с ней. Они никому не мстят за свою искалеченную юность, за неосуществленные мечты о любви и счастье, которые есть у каждого человека. Оба смиренно принимают свою судьбу. И мы так ничего и не узнаем о том, чего это им стоило… Композиционные параллели и некоторые детали обоих сюжетов еще больше усиливают их сходство.
Однако главное сходство обоих сюжетов все же в другом: там и здесь рука Провидения действует скрытно, без явных чудес. В обоих случаях главные события совершаются в камерных, «семейных» рамках, но на фоне смертельной угрозы (голод в Ханаане, истребительный указ в персидской державе). Там и здесь главный герой становится посланцем Всевышнего и понимает это. В повести об Иосифе об этом сказано прямо:
Берешит 45:8 В книге Эстер звучит вопрос Мордехая:
В обеих историях судьба главного героя обретает смысл благодаря его миссии, а происходящее наполняется непреходящим значением в контексте Божественного замысла. Этот замысел выходит далеко за рамки воссоединения семьи Якова или наказания ненавистников Израиля. И там, и здесь катарсис наступает, когда пестрый узор страстей и событий сливается в единую картину, начертанную десницей Господней, а затем эта картина раздергивается. Но то, что обнажается за ней, уже не может служить предметом филологического анализа. 5. Израиль и АмалекКнига Шмот содержит рассказ о войне Израиля с Амалеком, воплощением богоненавистничества:
Шмот 17:8–11 После трудного сражения, которое Израилю пришлось вести тотчас по выходе из Египта, Тора говорит о войне Всевышнего против Амалека. Эта война должна вестись из поколения в поколение:
Шмот 17:16 Израилю заповедано не забывать об Амалеке: помнить, чтобы не прекращать усилий, и в конце концов стереть из мира саму память о племени богоненавистников:
Дварим 25:17, 19 За первой схваткой с Амалеком последовали другие. По слову пророка Шмуэля первый царь Израиля, Шауль, отправился на войну против амалекитян, чтобы окончательно истребить это племя, которое в ту пору возглавлял Агаг:
Шмуэль I, 15:1–3 Шауль не до конца исполнил возложенную на него заповедь. Он не уничтожил имущества Амалекитян и пощадил их царя. Агаг, взятый в плен Шаулем, погиб от руки пророка Шмуэля, однако успел зачать сына, и род Амалека не прервался. Сменяются столетия, но война Израиля с Амалеком не окончена. Она продолжается в книге Эстер, где Амалека, т. е. богоненавистническую сторону человеческой души, олицетворяет Аман, чья родословная не случайно возведена к Агагу. Борьба Мордехая и Амана, начинающаяся как столкновение двух самолюбий, постепенно переходит из личной плоскости в идейную, разворачивается не вокруг поклонов и почестей, а вокруг разного отношения к жизни, к миру и к человеческому предназначению в нем. Аман стремится взять реванш за поражение Амалека и призывает на помощь меч. Грехи Израиля облегчают богоненавистнику путь к победе. Понимая это, Мордехай и Эстер защищают Израиль оружием раскаяния и жертвенности. В книге Эстер мы найдем многочисленные указания на продолжение борьбы Израиля с Амалеком: а) писание часто добавляет к имени Мордехая «Иудей», хотя такое прозвание не несет никакой дополнительной информации: все евреи исповедуют иудейскую веру, все изгнаны из Иудеи. Мордехай иудей называется так потому, что представляет всех иудеев. В свою очередь, Аман называется «Агаги» (потомком Агага), и представляет Амалека. Тот и другой персонифицируют стоящие за ними силы: Мордехай олицетворяет народ Господень, Аман — богоненавистника Амалека. Аман — Амалек стремится уничтожить евреев, которые в лице Мордехая наносят ему оскорбление: отказываются признать его победу, его господство, омрачают его торжество; б) в истребительном указе Амана, разосланном от имени персидского царя, сказано: «Истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин» (3:13). Мидраш подмечает, что эти слова напоминают другие, сказанные некогда пророком Шмуэлем царю Шаулю. Пророк наказывает царю истребить амалекитян подчистую: «А предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца» (Шмуэль I, 15:3). Не выполнив приказ до конца, Шауль тем самым обращает слова пророка на голову Израиля. Ведь Амалек идет по следам Израиля не только в странствиях по пустыне… в) заповедь «стереть память об Амалеке» включала, как мы уже говорили, обязанность уничтожить даже имущество этого племени: «теперь иди и порази Амалека, и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца» (Шмуэль I, 15:1–3). Однако царь Шауль и его воины польстились на добычу, присвоив добро побежденных амалекитян. В отличие от них, Мордехай и евреи персидской державы «на грабеж не простерли руки своей» (9:10,16), хотя имели на то разрешение от царя: «Царь разрешил иудеям… встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа… и разграбить имущество их» (8:11); г) библейская заповедь стереть память об Амалеке не должна быть забыта, как сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек» (Дварим 25:17). Эта заповедь сохраняет актуальность в каждом поколении, ибо «Война у Господа с Амалеком из рода в род» (Шмот 17:16). Подобно этому и память о событиях Пурима, о борьбе с Амалеком, должна сохраняться вечно: «И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их» (9:28); д) в книге Эстер приведена родословная Мордехая: «Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньяминова» (2:5). Мордехай — потомок царя Шауля, сына Киша из колена Биньямина. Оба воевали с Амалеком, однако Мордехай не пощадил Амана. И если Шауль из-за своего милосердия к злодею лишился царства, то Мордехай, напротив, возвысился до положения первого сановника государства; Из племени богоненавистников, стремящихся уничтожить народ Господень, Амалек постепенно превратился в символ темной силы, черпающей жизненность из своей ненависти к Богу. Сила эта может быть персонифицированной, исторической (такой, как Гитлер и нацизм), а может быть психологической, внутренней, присущей обычному человеку. Амалек не обязательно воплощается в империях зла, таких, как гитлеровская Германия. Он силен и в еврейских душах, проявляясь, например, в ненависти к верующим и иудаизму. Амалек, помимо прочего, питает и антисемитизм. Как ни удивительно, с древнейших времен и до наших дней антиеврейские доводы богоненавистников — как среди народов мира, так и среди самих евреев — очень мало изменились. Рассмотрим главные из них. Антисемиты всегда подчеркивают отличие евреев (а в еврейской среде — религиозных евреев) от «нормальных людей», от всего человечества:
В отличиях евреев (вариант: ортодоксов) антисемит усматривает признак их нелояльности государству. Нелояльность же представляет в его глазах потенциальную угрозу. И вот уже налицо состав преступления, сформулированный еще фараоном:
Шмот 1:10 Антисемит, как правило, не параноик. Своей бредовой логикой он пытается рационально обосновать ненависть, быть может, не до конца понятную ему самому. Эта ненависть иррациональная, разрушительная и личная. Аман ненавидит Мордехая вовсе не за то, что евреи представляют угрозу персидскому государству. Он ненавидит в Мордехае человека, отказывающегося поклоняться Амалеку, захватившему власть в этом государстве:
Пока Мордехай отказывается поклониться ему, победа Амалека не может быть абсолютной. Аман справедливо усматривает источник стойкости Мордехая в его еврействе. Поэтому он стремится вырвать враждебную ему реальность с корнем, изгнать ее из мира навсегда. Во все времена Амалек видел своего врага во всех евреях. Нет еврея или евреев, уничтожив которых, он насытил бы свою злобу: только все, все до единого! Антисемит всегда распространяет вымышленные или действительные пороки любого еврея на всех остальных: «Если украл нееврей, говорят, что украл вор. Если украл еврей, говорят, что украл еврей». Аман в этом отношении не отличается от других. Ненависть к Мордехаю он распространяет на всех евреев:
Стара, как мир, антисемитская сказка о еврейских богатствах, о паразитизме евреев (вариант: ортодоксов) на теле общества. Антисемиты всех времен и народов используют для травли евреев «экономический фактор»:
Стремление обогатиться за счет евреев присуще не только власть имущим. Простой народ, исполнители государственной «акции» также не останутся с пустыми руками, ибо можно «имущество их разграбить» (3:13). Мидраш донес до нас целые обвинительные трактаты против евреев, вложенные в уста Амана. В пространных инвективах, записанных еще в древности, перечислены многочисленные вины евреев перед человечеством. Против сынов Израиля свидетельствуют даже факты их собственной священной истории, вывернутые наизнанку или перелицованные. Ясно, что все эти обвинения придумали не авторы мидраша. Аргументы антисемитов такие же древние, как и ненависть к народу Господню. Эта ненависть родилась одновременно с избранием еврейского народа для служения Всевышнему, и при всем своем иррационализме понятна. В самом деле, какой вред Богу могут нанести ненавидящие его? Пастырь неуязвим, и потому преследуют паству. 6. Царь небесный
|
[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] |
| ||
Педагогический Клуб "Новая Еврейская Школа" Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу: 197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа" тел./факс: +7 (812) 310-0244 e-mail: gallit@pedclub.ru, inform@pedclub.ru Webmaster: Нина Галеркина © При перепечатке материалов не забудьте поставить ссылку на наше издание: http://www.ort.spb.ru/nesh/njshome.htm |