Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Мишпатим

перевод Д.Баргман

Р. Яаков Исраэль hа-коэн Бейфос
Леках тов (Доброе наставление)

Несущий вину скромных

А Моше Он сказал: поднимись к Господу ты и Аарон, Надав и Авиhу…. (Шмот. 24.1.)

“Когда Моше и Аарон уже шли, а Надав и Авиhу шли за ними, и все евреи за ними, сказал Надав Авиhу: когда же эти два старца умрут, и мы с тобой возглавим поколение? Сказал им Святой, Благословен Он: увидим, кто кого похоронит.” (Талмуд, Санhедрин, 52.а). И объясняет РаШИ эту Барайту* в контексте трактата Санhедрин: “То, что происшедшее с сыновьями Аарона упомянуто здесь, указывает нам, что за стремление к власти и превосходству погибли они.”

И это вызывает удивление у р. Каневского, благословенна память его, в его книге “Биркат Перец” (благословение Переца), ведь в Торе открытым текстом сказано, что были они достойны смерти за принесение на жертвенник чуждого огня, который не был заповедан.

И так же проблематично то, что нигде не упомянуто, что за тщеславие и стремление к власти полагается смерть от рук небес, тем более что согласно Мидраш Раба это не было сказано ими вслух, а лишь про себя, как размышление.

Вопрос разрешается согласно словам Гемары, комментирующим стих: “Несущий вину и превозмогающий злодеяние остатка наследия Своего” (Миха.7.18.) -- “не всему наследию своему, а тем, кто ведёт себя как остаток, то есть не придаёт самому себе слишком большого значения”.

Согласно этому, проступок, достойный смерти был совершён в момент принесения чуждого огня, но с оговоркой, что это в аспекте категории суда**. Но с точки зрения категории милосердия Всевышний проявил бы терпение, давая им возможность раскаяться, что однозначно приводит к спасению, как говорили мудрецы: “Если ты видел ночью мудреца, совершающего грех, не вспоминай это днём, ведь он уже наверняка раскаялся”.

И если бы Надав и Авиhу вели себя как “остаток”, к ним было бы применено “несущий грех и превозмогающий злодеяние”, и наказание не постигло бы их немедленно. Но поскольку они говорили: “Умрут эти старцы, и мы возглавим поколение”, и стремились к власти и превосходству, не попадали они под понятие “остаток наследия Его”, и были осуждены лишь с применением категории суда со всей её суровостью и были немедленно приговорены к сожжению.

И поэтому объясняется написанное в Мидраше, что “получили (смертный приговор) уже на Синае”, таким образом, что уже тогда было вынесено решение о немедленном исполнении приговора, когда будут судимы высшим судом. Ибо в соответствии с категорией суда невозможно быть оправданным, как сказано: “Если судить глубоко, кто же будет оправдан у Тебя на суде?” И сказали мудрецы в трактате Орхин (17.а): “Раби Элиэзер hа-Гадоль говорит: если бы Святой, Благословен Он, пришёл с Авраамом, Ицхаком и Яаковом на суд, они не устояли бы перед назиданием, как сказано (Шмуэль 1. 12. 16.): “а теперь предстаньте…”.

Все наши надежды быть оправданными в день суда связаны с тем, что Всевышний применит к нам категорию милосердия. И тот, кто ведёт себя как “остаток”, имеет гораздо больше шансов на оправдание в день суда. И так написано: “Несущий вину и превозмогающий злодеяния остатка наследия Своего” -- тех, кто ведёт себя как остаток.


[назад] [Недельный раздел Торы]
 

переход на главную страницу гостевая книга
Педагогический Клуб "Новая Еврейская Школа"
Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу:
197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа"
тел./факс: +7 (812) 233-8636   e-mail: hanaR@mail.infostar.ru
Webmaster: Нина Галеркина