Недельный раздел Торы |
Комментарий к главе Ноах
РаШИ в комментарии к главе "Ноах" задает вопрос: "Чей (грех) тяжелее, поколения потопа, или поколения рассеяния? Эти (поколение потопа) не покушались на основы, а эти (поколение рассеяния) покусились на основы, восстав против них, но первые были утоплены, а вторые не были уничтожены. Однако люди поколения потопа были разбойниками и враждовали между собой, поэтому были уничтожены. А эти жили в любви и согласии друг с другом, как сказано -- язык один и слова одни. Это показывает, как ненавистна (Б-гу) вражда и как важен мир." В этом комментарии и в самом сюжете есть два момента, продолжающие темы, затронутые в главе "Берешит". В самом первом комментарии, отвечая на вопрос, почему Тора начинается не с первой заповеди, а с рассказа о сотворении мира, РаШИ пишет, что это делается с целью "силу деяний своих сообщить народу своему, отдавая ему наследие народов (Теhилим.111.6)", чтобы "если скажут народы мира евреям -- захватчики вы, что захватили землю семи народов, они бы ответили -- вся земля принадлежит Б-гу, Он её создал, и отдаёт, кому считает нужным, по своей воле дал вам, по своей же воле забрал у вас и отдал нам." Здесь сформулирован принцип наказания, называемый галут (изгнание), первые примеры которого мы видим уже в главе "Берешит" -- изгнание Адама из Ган-Эдена, и наказание Каина. Подобная участь далее постигает и поколение потопа, изгнанное с земли, т.е. уничтоженное, и строителей Вавилонской башни, и семь народов, а позже, дважды, и самих евреев. Второй момент сформулирован в приведенном выше комментарии к главе "Ноах", основанном на одном из вариантов классификации заповедей, по которому они делятся на бейн адам ле-маком (регламентирующие взаимоотношения человека с Б-гом) и бейн адам ле-хаверо (регламентирующие взаимоотношения между людьми). Придерживаясь этой схемы и рассматривая сюжет первых двух недельных глав книги Берешит как историю преступлений и наказаний, где в главе "Берешит" представлены два варианта проступков, совершаемых отдельными людьми, а в главе "Ноах" -- обществом, мы обнаружим преемственность. Грех поколения рассеяния можно рассматривать, как выросший из ошибки Адама, а людей поколения потопа как преемников Каина. Далее история повторится, и после разрушения сначала Первого, а затем Второго Храма уже евреев ждет изгнание, причем в первом случае причиной явилось нарушение договора с Б-гом, т.е. идолопоклонство, а во втором -- беспричинная ненависть друг к другу. Вопрос РаШИ, какой из грехов тяжелее, оказывается отнюдь не праздным, когда в разобщенности каждый убежден в своей правоте, и тогда возникает дилемма -- компромисс, или подчинение совсем не обязательно правому большинству может привести к сомнительному единству, подобному единству строителей Вавилонской башни. Настаивание на своем ведет к усугублению распрей, которые не удается преодолеть уже две тысячи лет. И тогда ответом на вопрос, что хуже, оказывается, что хуже и то, и другое, и сегодня проблема остается неразрешенной.
|