Раби Йеhуда Арье Лейб ми-Гур.
Сфат эмет.
“Когда выйдешь на войну” (Дварим, 21.10). Наиболее пригодно для войны время, когда человек пребывает в состоянии умиротворения, и тогда лучше выйти на войну. Но в момент, когда война необходима, дорога становится опасной. И это согласуется с комментарием РаШИ, который пишет, что речь в стихе идёт о разрешённой (а не обязательной) войне, и сказано, что, только будучи свободным, человек должен идти на войну (см. Дварим, 20). И поэтому написано: “И будет, когда успокоит Господь Б-г твой тебя … сотри память об Амалеке…” (Дварим, 25.19). И звучит в высях пред тобой голос радости, когда сыны Израиля побеждают своих врагов, пребывая в умиротворении. Ведь евреи для того и созданы, чтобы противостоять злодеям, и если бы они не грешили, то справились бы с этим умиротворённо. И лишь вследствие греха появилась необходимость в войне, как проявление галута, но при умиротворении это было бы лишь реализацией воли Всевышнего. Но, достигнув умиротворения, нужно не забывать воевать правильно, как написано: “не забывай” (Дварим, 25.19). Ибо в то время, когда Он воюет за нас, предупреждает, чтобы мы не забывали об этом.