Еврейские праздники дают нам широкие возможности использовать материалы изобразительного ряда.
Ханукка служит прекрасным подтверждением этого утверждения.
Основная часть урока, связанного с Хануккой, в контексте визуального ряда, будет посвящена разговору о различных хануккальных светильниках – хануккиёт и в какой-то мере о хануккальных волчках – савивоним (дрейдл) , т.е. о тех предметах, которые рассматриваются в некотором роде как предметы тесно и исключительно связанные с празднованием праздника Ханукка. Сюжет празднования Ханукки популярен и для еврейской живописи, начиная со Средневековья и до наших дней.
На примере рассмотрения одного светильника, мы постараемся выработать определённые приёмы работы с визуальным рядом, методику, которая при творческом отношении к предмету искусства, позволит дать максимальную информацию ученикам как о еврейской истории и традиции, так и о самом произведении искусства.
Бронзовая итальянская Хануккия 16 – нач. 17 вв.
На репродукции бронзовый хануккальный светильник, созданный в Италии в конце 16 – нач. 17 века.
Перед нами типичное произведение прикладного искусства эпохи Возрождения.
Наверху, один из основных персонажей композиции – Первосвященник, стоящий на специально выделенном, хорошо профилированном пьедестале. Характерные черты величественного и волевого лица, длинная борода; на голове – корона Первосвященника (напомню, что согласно традиции, евреям известны 4 короны: корона Первосвященника, корона Царства, корона Торы и корона Доброго имени, т.е. корона Спасителя – Мессии). По традиции считается, что корона Первосвященника имела форму полумесяца.
Несомненно изображение Первосвященника на хануккальном светильнике вызывает ассоциацию с Матитьягу Хасмонеем – отцом 5 братьев Маккавеев. Вертикальная фигура наверху, маскарон (изображение лица фантастического существа) над центральной композицией, симметричные изображения обнажённых фигур, которые вызывают прозрачную ассоциацию с композицией Капеллы Медичи работы Микельанджело – всё это типично для Высокого Итальянского Возрождения.
И вся эта композиционная продуманность концентрирует внимание зрителя ещё на одном невероятно важном образе – образе Юдифи, еврейской девушки, которая согласно еврейскому апокрифу в момент, когда её город был окружён ассирийскими войсками, пошла в стан к ассирийскому военачальнику Олоферну, прельстила его своей красотой, напоила вином и отсекла ему голову. Войско Олоферна, оставшееся без военачальника сняло осаду с еврейского города.
Сцена изображена в высоком рельефе. Мы видим финальный аккорд действа. Юдифь держит в руках голову Олоферна. Перед ней присевшая служанка, готовая принять в мешок страшный груз.
Однако уже вначале оговоримся, что при желании и временных возможностях мы могли бы рассмотреть ещё ряд сюжетов, которые еврейская традиция связывает с Хануккой, но представляющие интерес и для европейского искусства в целом.
Мы упомянули лишь один подобного рода сюжет – апокрифический рассказ о Юдифи.
Репродукция картины «Юдифь» кисти Боттичелли приведена в данной работе.
Ниже, собственно хануккия. Каждый светильник представляет собой головку путти, пухленького очаровательного малыша( ещё один чисто возрожденческий образ).
Мы видим , как неизвестный нам мастер создаёт великолепную Хануккию, в которой учтены все алахические правила создания хануккийот: лампады расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы пламя одной лампады не соприкасалась с пламенем другой; лампады расположены на одном уровне, вспомогательная лампада –шамаш выделен; как правило он помещается выше других лампад. (В нашем случае мастер расположил шамаш в руках Превосвященника, но этот фрагмент утрачен.)
Таким образом перед нами изысканное произведение итальянского искусства эпохи Возрождения и абсолютно кошерный еврейский хануккальный светильник.
Подчеркнём, что как правило мы не знаем мастера, который создал конкретное произведение декоративно-прикладного искусства.
Относительно светильника, который мы анализировали, мы знаем, что он создан всего в мастерской Йосефа де Леви.
Пользуясь этой методикой рассмотрения произведения культового искусства, т.е. «читая» символы, которые используются в произведении искусства и, обращая внимание на стилистику произведения, мы можем рассматривать и другие хануккиёт.
В результате работы с данным материалом рассматривая итальянский светильник мы знакомим ученика с такими понятиями как: Первосвященник, а следовательно и Храм; мидраш (рассказываем один из апокрифов); напоминаем историю Хасмонеев; акцентируем внимание учеников на алахических правилах создания хануккальных светильников, говорим о том, что как правило предметы еврейского культа в (силу разнообразных причин) на протяжении многих веков создавались анонимными мастерами (зачастую не евреями по заказу евреев) и, наконец, «инсталируем» этот предмет еврейского культа в контекст мирового культурного слоя, современником которого являлось это произведение.
Предложенную методику я бы назвала «аппликационной» или «инсталяционной», т.к. мы, используя эту методику «накладываем» или «встраиваем» интересующий нас объект – произведение еврейского искусства в широкий временной,исторический и географический контекст.
Обобщая предлагаемую мной методику преподавания через визуальное сопереживание мы рассматриваем:
Сюжет культового произведения искусства, который как правило актуален смыслу праздника.
Алахические законы, связанные с созданием произведения искусства, которое является культовым предметом.
Географические границы и исторический фон. ( Что очень важно для еврейского искусства, т.к. евреи жили и живут во всех регионах мира и являются интегральной частью стран проживания.)
Стилистические особенности этого произведения искусства.
Следующие репродукции будут снабжены только краткой аннотацией, которая позволит учителю, применяя предложенную выше методику, использовать визуальный ряд на уроках, посвящённых Ханукке.
Хануккальный светильник из Брод (Галиция).
1787 год. Неизвестный мастер. Серебро.
За образец взят арон–hкодеш в синагогах Германии и Польши, хотя прототипом Арон–hкодашей является алтарь церкви аббатсва в Вирзенхейлигене (Vierzehnheiligen), созданный по проекту архитектора Балтазара Ньюмана. (Одним из важных и сложных моментов работы с иллюстрациями произведений еврейского искусства является необходимость постоянно подчёркивать, что несмотря на стилистические заимствования из искусства окружающих народов, евреи всегда переосмысляли эти заимствованные формы согласно еврейской традиции.)
Хануккия является великолепным образцом высокого барокко. При внимательном рассматривании мы видим, что хануккия напоминает Храм. Всю композицию можно разделить на три фриза (пояса), где между центральным, и нижним и располагается хануккальный светильник. Верхний фриз: по сторонам от центра две вазы с «древами жизни». По центральной оси верхнего ряда два орла, поддерживающие геральдический щит. (Подробно о символике орла в еврейском искусстве можно прочитать в статье Б.Хаймовича журнале «Вестник еврейского университета в Москве» 2000, №3.) Две колонны ассоциируются в еврейском сознании c двумя колоннами Храма Соломона, которые имели собственные имена: Боаз и Яхин. В переходе к центральному фризу изображение Короны (Кетер аТора), которую поддерживают два грифона. Центральный фриз является разработкой орнамента верхнего с ещё более роскошной и сложной проработкой этого орнамента. Дверцы –врата, охраняемые орлами, напоминают Святая Святых Храма. Ещё ниже – собственно хануккальный светильник. Возле каждой лампады сидящий лев, выше, между правыми колоннами крючок, на котором крепился шамаш. И, наконец, нижний фриз украшенный изображением двуглавого орла.
Ещё раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что несмотря на то, что прототипом еврейского культового предмета может быть произведение искусства не связанное с еврейской традицией, но мы всегда видим как при формальном сходстве отдельных элементов, евреи привносят свой символический ряд, или свою трактовку символов, которые могут быть распространены и в других культурах.
Хануккия. Польша.
18 век, неизвестный мастер. Латунь.
Хануккия относится к очень распространённым образцам народного искусства. Композиция этой польской хануккии также восходит к архитектурному прототипу, но это уже не барочное сооружение, а синагога в местечке.
И опять будем рассматривать хануккию сверху вниз.
Наверху стилизованное, очень уплощённое изображение двух оленей, которые поддерживают такое же уплощённое и стилизованное «древо жизни». Вся эта группа «стоит» на крыше, которая покрыта дранкой и снабжена двумя печными трубами. (Здесь необходимо напомнить слушателям, что в Восточной Европе до Второй мировой войны было около 200 деревянных синагог. И эта хануккия своей архитектоникой восходит именно к этим деревянным прототипам.)
Чуть ниже – галерея здания, его фронтон, двери которого воспринимаются и как вход в синагогу, но и как створки арон–hкодеша. И, наконец, внизу, окружённая ажурным забором хануккальная лампа. Фланкируют всё сооружение два несоразмерно большие льва, стоящие на задних лапах. Слева, поддерживаемый львом шамаш.
Хануккальные лампы стран Магриба (Северная Африка).
Неизвестные мастера 18 – 20 века.
Рассматривая эти светильники, вы видите, что несмотря на отдалённость североафриканских стран от Европы, алахические законы создания хануккии сохраняются. Задником для лампад служат изображения архитектурных элементов стилистически типичных для мусульманского Востока. Обилие ажурных стрельчатых арок, изображения мусульманских символов, которые прекрасно уживаются с еврейской символикой.
Эти лампы несомненно напоминают здания мечетей и дворцов, которыми славились страны Магриба и Испания в Средние века.
Приведём в виде примера непрерывности традиции несколько современных хануккальных светильников. Прокомментировать их будет не сложно, т.к. они лежат в плоскости наших сегодняшних ассоциаций, как стилистических, так и ценностных. Здесь следует акцентировать тему постоянной созвучности предметов еврейского культового искусства времени и месту, в котором они были созданы.
Хануккия – «Статуя Свободы».
Манфред Ансон. Нью-Джерси. США. 1986.
Латунь, литьё, гравировка.
Хануккия состоит из девяти лампад, каждая из которых является миниатюрной копией Статуи Свободы – символа свободы и демократии Америки. Но мастера – еврея, интересует еврейская история, основные её этапы и на постаменте каждого изображения написаны основные события еврейской истории. Если начинать рассматривать светильник с правой лампады, которую зажигают в первый день праздника, то на подножье лампады написано «Исход из Египта», на второй лампаде «Вавилонское пленение», и т.д., даты основных событий еврейской истории вплоть до рождения Государства Израиль. На постаменте лампады, которая служит шамашем написаны годы создания Статуи Свободы.
Светильник является выражением глубочайших патриотических чувств, которые питает мастер к стране, ставшей его Родиной и в тоже время, создавая культовый еврейский светильник он подчёркивает, что он остаётся евреем и гордится этим.
Для еврея, который живёт в галуте во все времена типично глубокое уважение к стране, в которой он живёт при постоянном стремлении сохранить своё еврейство.
Хануккия «Масада». Моше Цабари. Нью-Йорк, 1967. Трёхчастная композиция. Серебро. Чеканка.
Форма хануккии напоминает Иудейские горы и взметнувшуюся над всем массивом (как язык пламени) скалу, на которой евреи после разрушения Второго Храма духовно победили римлян преданностью своей вере, своему Б-гу.
Несомненна параллель победы в 6-ти дневной войне и победы Маккавеев. Рассматривая эту хануккию можно больше акцентировать внимание на ценностях религиозного сионизма, идеях Рава Кука.
Обратите внимание, что мастер, создавая произведение изобразительного искусства, тема которого героизм еврейского народа, не обращает внимание на алахические требования и потому светильник этот не является кошерной хануккиёй, т.к. лампады расположены не на одном уровне.
В данном случае художественный замысел превалирует над алахическими требованиями.
Несколько слов можно сказать и о традиции хануккальных волчков (савивоним, дрейдл).
Почему дети играют с волчками именно в ханукку?
Потому что именно в ханукку разрешено было играть в азартные игры.
Если говорить о законах создания волчков, то следует напомнить, что на гранях волчка должны быть написаны определённые буквы, с которых начинается каждое из слов выражения:
«Чудо большое было там»
–-
если волчок создан и используется в странах галута, или
«Чудо большое было здесь»
–-
если мы видим волчок созданный и используемый в Стране Израиля.
Необходимо упомянуть о произведениях живописи, которые посвящены празднованию Ханукки. Сюжет зажигания хануккальных светильников был очень популярен в еврейских средневековых иллюстрированных рукописях. Однако работа со Средневековыми миниатюрами очень сложна в силу разных причин, поэтому, в качестве примеров живописных произведений, посвящённых Ханукке, мы рассмотрим две картины, одна из которых написана немецким художником 19 века Морисом Опенхаймом, а вторая написана в 1994 году американской художницей Малкой Зельдис.
Перед нами репродукция картины Мориса Опенхайма «Зажигание хануккальных огней».
Мориса Опенхайма называют называют «первым еврейским художником».
М. Опенхайм родился в 1800 году в Германии. Получил художественное образование в Мюнхене, Париже, Риме. Умер в 1882 году.
С 1865 по 1880 годы пишет серию картин маслом о жизни еврейской семьи. На его картинах мы видим как евреи встречают Субботу, как празднуются праздники и события, связанные с еврейским жизненным циклом. Картина, которую вы можете рассмотреть со своими учениками изображает еврейскую семью во время Ханукки.
Рассмотрим картину, начиная с переднего плана и, постепенно, будем продвигаться в глубину.
На переднем плане слева мы видим мальчика, который зажигает очередную хануккальную лампаду, стоящую на окне. Мы видим, что на окне стоит ещё одна хануккия, которую предстоит зажечь. Рядом с зажигающим светильник мальчиком стоит взрослый мужчина, скорее всего его отец, и маленькие девочки. Чуть в глубине, наблюдающая за обрядом женщина, скорее всего мать семейства. Правее, на полу мы видим ещё одну зажжённую хануккию и маленьких детей; мальчика, который очевидно только что зажёг свою хануккию и его сестричку. Дети радуются глядя на горящие огоньки. За ними стол, за которым играют в шахматы взрослые мужчины и на этом же столе мы видим хануккальный волчок и колоду карт. В глубине, на втором плане, ещё одна комната в доме и в ней художник изображает ещё одну группу людей, которые также сидят вокруг овального стола и играют в карты, а на окне и этой комнаты стоят хануккальные светильники.
Картины М.Опенхайма написаны в строго реалистической манере, поэтому вы можете очень легко определить какой день Ханукки празднует вся большая семья.
Обратите внимание, что лишь рассматривая подробно картину, вы можете рассказать своим ученикам о традиции ставить хануккальный светильник на окно, чтобы огни праздника Победы были видны издали; о том, что в некоторых общинах зажигание хануккального светильника является заповедью для мужчин (здесь можно поговорить об обычаях различных общин), именно поэтому девочки и женщины на картине являются свидетелями этого ритуала; не случайно мы видим разнообразные азартные игры, в которые евреи играют в Ханукку: волчок, карты, шахматы. О традиции играть в хануккальные праздники в азартные игры я упоминала выше.
«Ханукка в Нью-Йорке». Малхи Зельдис.1994.
Используя тот же приём, что и в анализе картины М.Опенхайма мы видим, что вся семья собралась за вечерним чаем. Центральное место на столе занимает хануккия. Рядом – блюдо с ханукальными пончиками.
Мальчик играет на полу с волчком.
Между картиной Мориса Опенхайма и картиной Малхи Зельдис временной разрыв в 130 лет. И мы видим, что в американской семье нашего времени празднуют Ханукку почти также как делали предки этих евреев в 19 веке. Можно увидеть и отличия: свечи в руках у девушки и девочки, т.е. мы видим, что зажигание хануккальных свечей в наше время это дело не только мужчин и мальчиков. Хануккия стоит не на окне, а в центре стола.
Явно просматриваются в картине сионистские тенденции. На груди у девушки подвеска в форме звезды Давида, хануккальный светильник также украшен изображением шестиконечной звезды.
Стилистически картина написана под явным воздействием полотен Матисса.
Так же как при рассматривании картины М.Опенгейма здесь мы можем напомнить ученикам законы празднования Ханукки.
В заключении работы мне бы хотелось ещё раз напомнить об особенностях работы с произведениями искусства. Искусство обращено к способности людей усваивать разнообразные понятия посредством эмоционального сопереживания. На этой потребности в эмоциональном сопереживании и строится, как вы могли увидеть данная методика.
При подготовке к урокам, на которых вы собираетесь использовать в качестве учебного материала произведения искусства, вы сами, по своему усмотрению можете выделять тот или иной круг проблем, которые потом и рассмотрите со своими учениками.
В этом способе преподавания есть ещё несколько положительных моментов: достать материалы для подобного урока в наше время не представляет никакой сложности (любой еврейский календарь, любой «еврейский» сайт представляет вам такие возможности); ученики, как правило, с удовольствием включаются в работу и, если учитель заранее ставит перед собой определённые задачи, а не просто показывает картинку, урок проходит эффективно.