Рабби Шломо Алькабец.
Шореш Ишай.
Смысл удвоения (слов "и было" в первом стихе книги Рут) указан мудрецами в Йялкут Шимони (596). "Как говорит стих (Мишлей. 19. 15): "лень нагоняет дрёму", и из-за того, что евреи ленились встать на путь раскаяния в эпоху судей, (в наказание) "и хитрая душа будет голодать" (продолжение стиха из Мишлей). Поскольку хитрили они перед Всевышним, так как и поклонялись идолам и служили Всевышнему, наслал Всевышний на них голод, как сказано: "и был голод в стране (Израиля)" (Рут.1.1.). "Превратен путь чуждого человека" (Мишлей. 21. 8). "Превратен путь…" – это про еврейский народ, как про них сказано: "Ибо род превратный они" (Дварим. 32. 20). Человек – "Каждый человек из Израиля поклялся…" (Шофтим 21.1), а чуждые, потому что сами сделали себя чужими для Всевышнего. "И чист, чьи действия прямы" (Мишлей. 21. 8) – это Всевышний, который поступает с ними справедливо в этом мире и воздаёт им должное в мире грядущем. Сказал Всевышний: сыновья мои -- совращённые они, строптивые они, докучливые они, истребить их нельзя, заменить их нельзя, вернуть их в Египет нельзя. Что же с ними делать? Накажу их напастями и покараю их голодом в период судей, как сказано: "И был голод в земле…"".
Но из доброты Своей покарал их напастями, чтобы дать хорошую награду в грядущем мире, как сказано: "Покараю Я тебя по суду" (Йеремияhу. 30.11.). И почему не сказано просто "покараю"? Чтобы показать, что когда придёшь на суд -- уже не будешь нуждаться в очищении, то есть прощать тебе будет уже нечего, так как всё уже прощено раньше посредством несчастий. И об этом говорится, что из доброты Своей покарал их напастями небольшими и великими, а потом и голодом. Ибо написано (Эйха. 4.9): " Лучше было погибшем от меча, чем тем, кто погиб от голода…". И когда говорилось: что же с ними делать? Накажу их напастями и покараю голодом. Вначале напасти, и они имеют воспитательную цель, подобно тому, как отец наставляет сына. А затем уже голод, в качестве кары. Ибо все наказания идут по возрастающей, от лёгкого к тяжёлому… .
И то, что сказано, "и было во дни судей…", всевозможные страдания, и стоны, и плачь, и причитания были уже во дни судей до наступления голода. И поскольку не услышали и не открыли глаза свои, то и пришёл голод, величайшая из бед.