Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Балак

перевод Д.Баргман

Йеhуда hа-Леви
Кузари, гл. 1, 115

Если бы большая часть из нас приняла унижения, восприняв их как волю Б-га, ради Его Торы, то не оставались бы мы волей Б-жею в таком положении столь длительное время. Но лишь немногие из нас осознают это, и из-за этого воздаётся и большинству, несущему так же бремя изгнания вольно или невольно. Ведь любой, если бы он захотел, то смог бы примириться с врагом без особого труда, сказав лишь слово, и это не пропало бы зря на справедливом суде. И если бы мы смиренно сносили изгнание и его унижения во имя Б-жие, как это требуется, то стали бы примером для чаемого нами поколения Машиаха и тем самым приблизили бы будущее избавление, на которое мы уповаем. И мы не сравниваем себя с теми, кто признаёт Тору только на словах. Но следует это проявлять делами, требующими усилий души – чистотой, учёбой, обрезанием, многочисленными делами, соответствующими нашим обычаям. Причина же, которой обусловлено обрезание, в том, что оно постоянно напоминает, что это Б-жественный знак, наложенный на орган вожделения, одолевающего человека, чтобы противостоять ему и пользоваться им только дозволенным образом, в дозволенном месте и в дозволенное время, не выходя за пределы дозволенного, что даст возможность достичь успеха в постижении Б-жественного. Тот, кто встал на этот путь, удостоится сам, и его потомки, высокой степени приближения к Всевышнему Благословенному. Но при всём этом прозелит, принявший Тору, не может сравняться с потомственным иудеем, ибо лишь потомственный иудей пригоден для пророчества, а цель остальных – принять его, стать мудрецами, праведниками, но не пророками. Предназначение же, интересующее тебя – ган эден и геhеном – уже обсуждено нашими мудрецами, которые измерили их в длину и ширину, рассказали о наслаждениях и муках подробнее, чем другие народы. И говорил я с тобой до сих пор о том, что приведено в Торе и в словах пророков, а в них перспективы будущего мира не упомянуты столь же подробно, как в словах мудрецов. Но и в словах пророков говорится, что "И прах вернётся в землю, которой был, а душа вернётся к Б-гу, давшему её" (Коhелет, 12.7). И в пророчествах предвещается воскресение мёртвых и приход пророка Элияhу (см. Малахья, 3.23), уже приходившего в прошлом и забранного Б-гом, не испытав смерти. Есть в Торе молитва того, кто пророчествовал духом Б-жиим, и молился он о себе: "Пусть умрёт душа моя смертью праведников и станет судьба моя как судьба их (сынов Израиля)" (Бамидбар, 23.10). И однажды вопрошал один царь к покойному пророку, и тот пророчествовал о его будущем (см. Шмуэль I, 28), как пророчествовал при жизни. И разве история о том царе, то есть обращение к мёртвым, может противоречить нашей Торе? Это демонстрирует, что во дни пророков народ верил, что души остаются после кончины тела, и потому вопрошали к мёртвым. И вот слова молитвы, известной даже женщинам и детям, а тем более мудрецам: "Б-г мой, душа моя, которую Ты дал мне, чиста она. Ты сотворил её, Ты создал её, Ты вдохнул её в меня, и Ты в будущем заберёшь её у меня, чтобы вернуть мне её в грядущем. Всё время, пока душа моя во мне, благодарен я Тебе, Господь, Б-г мой, ибо Ты Господин всех творений. Благословен, возвращающий души в тела умерших". И идея ган эдена, столь много обсуждаемая людьми, позаимствована из Торы. И это ступень, для которой предназначен человек, и если бы он не грешил, пребывал бы на ней вечно. И так же геhеном, это известное место вблизи Иерусалима, ущелье (ге), в котором никогда не гас огонь, и где сжигали ритуально нечистые кости и трупы животных. И слово геhеном   – составлено из этих слов.


[назад] [Недельный раздел Торы]