Сменные методики
(или как придумывать игры)
 
[назад] [далее] [оглавление] [Главная страница]
Министерство просвещения, культуры и спорта Израиля
Центр народной культуры для молодежи в Иерусалиме

Глава 5. Викторины.

Викторины можно использовать в различных целях: для пробуждения интереса к различным вопросам, для создания атмосферы определенной темы (например, создание атмосферы Пурима при помощи викторины, посвященной Пуриму), для подведения итогов темы нескольких мероприятий, даже для приобретения ханихами определенных новых знаний.

Основная проблема викторин в том, что, как правило, только маленькая часть ханихов группы знакома с темой викторины, и эти ханихи отвечают на большинство вопросов, а остальные быстро оказываются вне картины, и им это надоедает. Викторины, представленные в этой главе, предназначены преодолеть эту проблему: они позволяют всем ханихам участвовать в игре в более или менее равной мере. Перед тем, как мы приступим к описанию викторин, стоит упомянуть систему, подходящую для большинства викторин, позволяющую всем участникам, даже проигрывающим, продолжить игру с надеждой что-то выиграть. Эта система называется «системой малых призов»: вместо одного большого приза, вручаемого победителю в конце игры, вручаются маленькие призы каждому участнику за каждые 3 правильных ответа (это могут быть вафли, конфеты, воздушные шарики и т.д.). Например, участник, правильно ответивший в ходе игры на 10 вопросов, получает 3 маленьких приза: первый приз — после того, как ответил на третий вопрос, второй — после того, как ответил на шестой вопрос, третий — после ответа на девятый вопрос. Но также и участник, правильно ответивший только на 3 вопроса, получает приз, правда, только один. При такой форме игры все участники остаются в игровом напряжении, и даже у проигрывающих есть надежда получить хотя бы один маленький приз.

Викторина соответствий.

В этой викторине каждая команда (или каждый игрок) получают карточки, на которых — ответы на все вопросы, которые будут заданы в викторине. Мадрих читает вопрос, а каждая команда (или игрок) подают карточку, на которой написан правильный, по их мнению, ответ. Знающие ханихи имеют преимущество, однако, также и ханихи, не имеющие знаний по теме викторины, могут подумать и догадаться, какой ответ — правильный. Так как задача игроков — подобрать или угадать ответ на вопрос, то можно использовать эту викторину даже по темам, не знакомым ханихам, или в качестве игры, открывающей новую тему, или даже, чтобы дать ханихам некоторое количество новых для них знаний. Также можно использовать эту викторину по знакомым ханихам темам, чтобы обобщить их знания по теме, дать им общий взгляд на нее или создать соответствующую атмосферу.

1. Викторина соответствий по теме «образ жизни различных народов».

Очень важно узнать образ жизни, образ мышления и обычаи других народов. Такое знакомство покажет ханихам, что есть другие способы поведения, отличающиеся от того, к чему они привыкли. Это поможет им лучше осознавать то, что в жизни нет только одной правильной дороги, и у них есть возможность выбирать свой образ жизни, свой стиль поведения и свое мировоззрение. Но как мы сможем познакомить ханихов с образом жизни других народов, не утомляя их долгими лекциями?

Одна из возможностей — провести викторину соответствий, где ханихи попытаются найти карточку, на которой будет написан правильный ответ на вопрос об образе жизни других народов. Цель викторины — обратить внимание ханихов на широкое разнообразие форм и способов жизни, существующих у народов мира.

Подготовка.

Подготовьте список вопросов по теме «образ жизни и обычаи различных народов мира». Например, (в скобках приведены правильные ответы).

  • Как намекают в Тибете гости хозяевам, что поданная еда была хорошей? (высовывают язык).

  • Как доказывает подросток в африканском племени масаи то, что он мужчина, и получает статус взрослого? (убивает леопарда).

  • Когда мужчина и женщина считаются супружеской парой в племени каинганг в Бразилии? (только после того, как рождаются у них 3 детей).

И так далее.

Карточки ответов на вопросы. На каждой карточке пишется ответ на один из вопросов викторины. Ответ на каждый вопрос пишется на нескольких карточках по количеству команд, принимающих участие в викторине. Например, если играют 4 команды, то подготовьте 4 карточки «высовывают язык», 4 карточки «убивает леопарда» и так далее. Чтобы затруднить игрокам выбор, можете раздать им карточки со случайными предложениями, не относящиеся ни к одному вопросу.

Ход игры:

Разделите группу на 2-5 команд. Раздайте каждой команде одинаковый набор карточек с ответами на все вопросы викторины. Зачитывайте один за другим вопросы. После каждого вопроса отведите командам полминуты, по истечении которых каждая команда должна вручить вам карточку с правильным, по ее мнению, ответом. Как правило, у ханихов нет необходимых для ответа знаний, поэтому они угадывают, а главное, применяют логику: например, даже не зная ответа на вопрос «траурный цвет в Японии?», легко понять, что ответом не может быть «высовывают язык» или «убивают леопарда». Вместе с тем, команда может не отвечать, если не хочет. Она может не отвечать, если она не уверена в ответе и опасается потерять карточку, которая может пригодиться при ответе на другие вопросы.

По прошествии полминуты команды подают карточки с ответами, вы зачитываете полученные от каждой команды ответы, а затем — правильный ответ. Давайте по одному баллу каждой правильно ответившей команде. Побеждает команда, набравшая максимальное число баллов. Вы можете также вручать маленькие призы по ходу викторины, например, маленький приз за каждые 3 правильных ответа команды. Ясно, что ханихи не запомнят все упомянутые в ходе викторины обычаи, однако викторина привлечет их внимание к тому, что обычаи людей и образ их жизни может существенно меняться в разных точках мира.

Упражнение 5.1. Викторина соответствий по теме «палестинская проблема».

Мадрих хочет обсудить в группе палестинскую проблему и способы ее решения: основать ли палестинское государство? Основать ли автономию в Иудее, Самарии и Газе? А может ни то, ни другое? Тем самым мадрих хочет пробудить интерес ханихов к насущным проблемам, развить аналитические способности ханихов в политической сфере, задействовать их мыслительные процессы в этой области. Поэтому он хочет провести конкурс убеждения (см. главу 4), уличный опрос (см. главу 2), обсуждение и т.д. Но, как мадрих успел убедиться, ханихи в группе знают очень мало о палестинской проблеме, а как можно обсуждать незнакомую тему? Перед началом работы по теме нужно дать ханихам несколько основных фактов, чтобы обсуждение, опрос и конкурс были достаточно серьезными и глубокими.

Разработайте викторину соответствий, цель которой — дать ханихам ряд базовых фактов по палестинской проблеме.

Ответ.

Подготовьте список вопросов, связанных с важнейшими фактами о палестинцах, их количестве, местах проживания, истории и т.д.

Например,

  • Сколько сейчас палестинцев?

  • Сколько арабских жителей бежали из мест своего проживания во время Войны за Независимость?

  • В каких странах живет большинство палестинцев?

  • Сколько времени живут арабы в Эрец Исраэль?

Можно использовать также вопросы, ответ на которые —«да» или «нет».

Например,

- Являются ли палестинцы, проживающие в различных арабских странах, гражданами этих стран? И т.д.

Разделите ханихов на команды, и дайте каждой команде карточки с ответами на все вопросы. Один за другим читайте вопросы викторины. Команды подают карточки с, как они полагают на основании догадок или логики, правильными ответами. Каждый правильный ответ дает команде 1 балл. Выигрывает команда, набравшая максимальное количество баллов. Ханихи не запомнят все упомянутые в викторине факты, но они получат общее впечатление по теме. По мере необходимости можно восполнить недостающие ханихам знания при помощи других мероприятий.

Упражнение 5.2 Итоговые упражнения.

  1. Перед празднованием годовщины поселения, в котором вы живете разработайте викторину соответствий, посвященную вашему поселению, цель которой — познакомить ханихов с основными фактами истории поселения.

  2. Мадрих хочет подготовить викторину, посвященную празднику Пурим, для создания атмосферы праздника. Разработайте соответствующую викторину.

  3. Выберите интересную для обсуждения тему и разработайте викторину соответствий, цель которой — дать ханихам требуемые для дискуссии знания.

Викторина «Быстрый поиск»

В этой викторине все ответы записаны на листе ватмана или на доске, находящихся на видном месте в комнате. Мадрих зачитывает вопрос, и каждый ханих в свою очередь читает из списка ответ, кажущийся ему правильным. В этой викторине могут участвовать и те ханихи, которые не обладают достаточными знаниями по теме, основываясь на своих логике и интуиции. Эта викторина называется викторина «Быстрый поиск», потому что каждый ханих имеет очень ограниченное время для размышлений (5 секунд). Таким образом, очередь быстро переходит от одного ханиха к другому, и игроки не должны ждать своей очереди, даже если количество игроков велико.

Можно использовать эту викторину для целей, обычных для всех викторин: как стартовую игру, как итоговую игру, для пробуждения интереса к определенной теме, для создания соответствующей атмосферы или для приобретения ханихами дополнительных знаний.

1. Викторина «Быстрый поиск» то теме «общины».

Чтобы ханихи уважали и ценили представителей различных общин Израиля важно показать, что у каждой общины есть богатые история, культура и красивые и интересные обычаи. Это можно сделать различными способами: при помощи слайдов, выставок, встреч с представителями различных общин, а также при помощи викторины «Быстрый поиск». Ее цель — обратить внимание ханихов на то, что у каждой общины есть история, культура и особые обычаи.

Подготовка.

  1. Большой лист ответов, на котором крупно написаны названия 6 или более общин Израиля. Например,

    Выходцы из Йемена
    Выходцы из Германии
    Выходцы из Марокко
    Выходцы из Индии
    Выходцы из Грузии
    Выходцы из Польши
    Выходцы из Венгрии
    Выходцы из Бухары

  2. Список вопросов по истории, культуре и обычаям различных общин. Все вопросы должны быть таковы, чтобы правильный ответ находился на листе ответов. Например,

    • Представители какой общины едят кускус?

    • Перед вами изображение традиционной одежды одной из общин. Какой?

    • Представители какой общины репатриировались в Израиль в результате одной операции? И так далее.

Ход игры:

Рассадите участников игры полукругом, а в центре повесьте на стену лист ответов так, чтобы все его видели. Убедитесь, что порядок игры понятен всем (в соответствии с тем, как игроки сидят). Почитайте первый вопрос. Первый по очереди игрок отвечает на вопрос в течение 5 секунд, называя одну из общин, записанных на листе ответов. Если ответ — правильный, он получает 1 балл. Затем ход переходит к следующему игроку, который пытается ответить на второй вопрос. Если он отвечает неверно или не отвечает в течение отведенных ему 5 секунд, ход переходит к следующему игроку и так далее. Таким образом, право ответа быстро переходит от игрока к игроку, что держит всех в игровом напряжении на протяжении всей игры. Побеждает тот, кто набирает максимальное число баллов. Можно также выдавать маленький приз за каждые 3 правильных ответа.

Игрок, не знающий ответа, может попытаться угадать ответ с довольно большой вероятностью на успех, поэтому те, кто знают, не имеют большого преимущества над теми, кто не знает, и у всех примерно одинаковый интерес к игре.

После каждого данного ответа на вопрос, вы можете сказать несколько слов об обычае, историческом событии и т.д. Так ханихи увидят, что у каждой общины есть свои обычаи, культура и история, свойственные исключительно ей.

Чтобы вы были сосредоточены на самой игре стоит назначить человека, записывающего количество баллов каждого игрока и выдающего маленькие призы тем, кто набрал очередные 3 балла.

Упражнение 5.3. Тема «семь видов растений».

Перед праздником Шавуот мадрих хочет провести мероприятия, связанные с семью видами растений, которыми благословлена Земля Израиля: пшеница, рожь, виноград, инжир, гранат, олива и финиковая пальма. Он не хочет читать ханихам лекцию о 7 видах растений, а просто при помощи этой темы создать атмосферу праздника. Разработайте викторину «Быстрый поиск», цель которой — создать атмосферу праздника Шавуот.

Ответ.

Правильным ответом на каждый вопрос викторины будет один из 7 видов. Например, (в скобках приведены правильные ответы):

  • Из него делают масло (олива).

  • Из него делают пиво (рожь).

  • Его жнут (пшеница и рожь).

И так далее.

На листе ответов должны быть написаны все 7 видов растений.

Ход игры:

Как и в предыдущей игре, мадрих зачитывает вопрос, ханих, чья очередь отвечать, делает это в течение 5 секунд, произнося название одного из 7 видов. Если ответ неверен или не дан вообще, ход переходит к следующему игроку, у которого в распоряжении тоже 5 секунд. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Побеждает тот, кто набрал максимальное число баллов.

Упражнение 5.4 Итоговые упражнения.

  1. После экскурсии по теме «деревья», где ханихи наблюдали за различными деревьями и слышали рассказы о них, мадрих хочет провести викторину, которая обобщила бы факты, узнанные ханихами во время экскурсии. Разработайте соответствующую викторину.

  2. Разработайте викторину «Быстрый поиск» по теме, связанной с тем, что происходит в стране и в мире, углубляющую знания ханихов или понимание ими происходящего.

  3. Разработайте викторину «Быстрый поиск» по теме, кажущейся вам важной, цель которой — дать ханихам новые знания и общий взгляд на тему.

Викторина обменов.

В этой викторине каждая команда (или каждый ханих) получает карточки с отрывком информации по теме викторины. Ответ на каждый вопрос содержится в одной, двух или трех карточках. Поэтому, чтобы ответить на каждый вопрос, нужно обменяться карточками с другими командами, чтобы найти отрывки, дающие нужный ответ.

Эта викторина не требует предварительных знаний игроков, и поэтому можно организовать ее по теме, незнакомой ханихам. Можно использовать эту викторину, чтобы ханихи изучили различные факты, познакомились с незнакомой ранее темой, заинтересовались ею и для создания определенной атмосферы. Невозможно использовать эту викторину для обобщения знакомой ханихам темы, потому что она строится на ответах, незнакомых ханихам, и которые они должны искать сами.

1. Викторина обменов по общим знаниям.

Очень важно иметь широкий спектр разнообразных знаний по различным темам. Такое знание может углубить понимание человеком происходящего вокруг него, общества, в котором он находится, страны и мира. Он может углубить свое понимание различных видов искусства и ремесла, и тем самым получить гораздо большее удовольствие от жизни. Невозможно привить ханихам такие знания при занятиях в группе, так как группа — это не школа, и встречи в ней — редки. Однако можно заинтересовать ханихов самим расширить свои знания, показать им, что есть интересные и незнакомые им темы, открыть им новые области знания, поощрить их расширить горизонты, читать и учиться.

Одним из способов заинтересовать ханихов — провести викторину, в ходе которой ханихи познакомятся с интересными фактами в различных областях. Подходящая для этого случая викторина не должна базироваться на имеющихся у ханихов знаниях. Таким образом, цель викторины обменов — пробудить у ханихов интерес к различным темам.

Подготовка.

  1. Подготовить таблицу вопросов на листе ватмана, где крупно будут записаны все вопросы викторины так, чтобы их легко было увидеть издалека. Количество вопросов в 4-5 раз должно превышать количество участвующих в викторине команд. Вопросы должны быть трудными, чтобы ханихи не знали ответы на вопросы и не могли догадаться, не используя карточки ответов. Вопросы должны содержать интересные, забавные и необычные факты и быть связанными с разнообразными областями жизни. Они могут быть сгруппированы в виде списка, кроссворда, таблицы или любой другой форме.

    Например,

    1. Как называется самое длинное в мире поэтическое произведение?

    2. Какое самое известное изобретение Альфреда Нобеля?

    3. К какому виду животных относится додо?

    4. Когда появились на Земле и когда исчезли динозавры?

    И так далее.

    Можно начертить кроссворд, где ответы будут соответствовать вопросам.

  2. Подготовить карточки ответов, в количестве минимум в 7 раз превышающем количество участвующих команд. На каждой карточке написать часть ответа на вопросы, написанные в таблице вопросов. То есть ответ можно получить из одной, или двух, или трех карточек, вместе дающих полный ответ на вопрос. Образец ответа, разделенного на 2 карточки:

    Самое длинное стихотворение в мире, состоящее из 100 тысяч отрывков рассказывает о жизни царя Бхарата и его потомков относится к индийский сакральной поэзии.

    Один из индийских сакральных текстов называется Махабхарата. «Маха» означает «великий», а Бхарата — имя царя.

    При помощи этих двух карточек можно получить полный ответ на вопрос «Какое самое длинное в мире поэтическое произведение?»

    Другая возможность — просто разрезать ответ на 2-3 части. Например,

    Альфред Нобель, учредитель Нобелевской

    Премии изобрел ди

    намит

    При помощи этих 3 карточек можно узнать ответ на вопрос «Какое самое известное изобретение Альфреда Нобеля?»

    Если количество игроков — велико, можно ввести в игру одинаковые карточки, дающие ответ на небольшое количество вопросов. Также можно добавить «ложные карточки», на которых написаны ответы на незаданные вопросы, чтобы затруднить участникам поиск ответов.

Ход игры:

Повесьте таблицу вопросов на видном месте. Разделите группу на 3 или большее количество команд по 2-5 ханихов. Перемешайте карточки ответов и раздайте их командам поровну. Команды расходятся по комнате, каждая занимает свое место. Вы становитесь около таблицы вопросов, и игра начинается. Игра проходит без соблюдения очередности ходов. Игроки каждой команды читают вопросы из таблицы вопросов и пытаются найти ответ в своих карточках. Так как карточки ответов перемешаны между командами, чтобы найти ответ, команде нужны карточки, находящиеся у другой команды. Поэтому каждая команда должна обменяться карточками с другими командами. Обмен происходит в свободное время в форме, выбранной самими командами.

Каждая команда, считающая, что собрала правильный ответ, посылает своего представителя с ответом к мадриху. Если ответ, данный представителем команды, правильный, команда получает 1 балл. Этот вопрос вычеркивается из листа вопросов, что означает, что больше нельзя дать ответ на этот вопрос. (Если вы сделали таблицу вопросов в виде кроссворда, впишите правильный ответ в соответствующие клетки). Если команда дала неправильный ответ, то представитель команды возвращается, и команда продолжает поиски правильного ответа. Если ханихи начинают просто угадывать ответы, то вы можете ввести правило, что за каждый неправильный ответ с команды снимается 1 балл. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов, или можно давать маленькие призы за каждые 3 правильных ответа.

В такой форме ханихи узнают интересные и необычные факты, и можно предположить, что они заинтересуются различными областями знаний.

Примечание: Вы можете написать рядом с каждым вопросом в таблице вопросов количество карточек, на которые поделен ответ. Это количество и будет стоимостью правильного ответа на вопрос. Например, за полный ответ на вопрос, ответ на который поделен на 3 части, команда получает 3 балла; за полный ответ на вопрос, ответ на который поделен на 2 части, команда получает 2 балла; за ответ на вопрос, написанный на одной карточке, команда получает 1 балл.

Упражнение 5.5. Викторина обменов по теме «израильские арабы».

Чтобы евреи и арабы — граждане Израиля мирно и дружно жили на одной земле очень важно, чтобы стороны хорошо знали друг друга: образ жизни, веру, обычаи, историю и т.д. Это — тема для многих мероприятий. Разработайте викторину обменов, цель которой — дать ханихам общие знания об арабах Израиля как подготовку к более глубокому знакомству в дальнейшем.

Ответ.

Все, как и в предыдущей игре, только вопросы посвящены общим фактам об арабах — израильтянах. Пример таблицы вопросов:

Какова численность арабов — граждан Израиля?

В какой арабской деревне проживает наибольшее число жителей?

Какой процент студентов в Израиле составляют арабы?

Какая часть израильских арабов проживает в деревнях, а какая — в городах?

Какая часть израильских арабов — христиане, а какая — мусульмане?

Какой город в Израиле с наибольшим арабским населением?

И так далее.

Как и в предыдущей игре, ответы на вопросы написаны на карточках. Каждый ответ написан на одной карточке или разделен на 2-3 части. Пример ответа, разделенного на 2 части:

Арабская деревня Израиля с наибольшим населением находится в Вади Ара.

В Вади Ара находится арабская деревня Умм-эль-Фахм

При помощи этих двух карточек можно узнать, что ответ на вопрос «В какой арабской деревне проживает наибольшее число жителей?» — Умм_эль-Фахм. Другая возможность разделения ответа на 2 или 3 части — просто разрезать одну карточку ответа.

Ход игры, как и в предыдущей игре: таблица вопросов висит на видном месте, карточки ответов раздаются командам. Каждая команда пытается найти ответы на вопросы в своих карточках. Каждая команда имеет право обменяться карточками ответов с другими командами, чтобы получить недостающие ей карточки. Обмен производится без соблюдения очереди, в любом порядке и выбранным командами способом.

Каждый раз, когда команда считает, что собрала правильный ответ, она посылает своего представителя с ответом к мадриху. Если ответ, данный представителем команды, правильный, команда получает 1 балл, а вопрос вычеркивается из листа вопросов, что означает, что больше нельзя дать ответ на этот вопрос. Если ответ неправильный, команда продолжает поиски правильного ответа. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов. В такой форме, играя, ханихи узнают ряд общих фактов об израильских арабах, а дальнейшее изучение и углубление темы можно провести в ходе дальнейших мероприятий.

Упражнение 5.6. Итоговые упражнения.

  1. Разработайте викторину обменов, цель которой — дать ханихам информацию о туристском маршруте, по которому они скоро должны пройти.

  2. Перед Днем Иерусалима разработайте викторину обменов, цель которой — заинтересовать ханихов историей Иерусалима и дать им информацию о городе. (Примечание — для разнообразия вы можете приклеить на часть из карточек ответов фотографии мест и зданий, а ответы будут даны на других карточках).

  3. Разработайте викторину, цель которой — дать ханихам общий взгляд и немного информации по кажущейся вам важной теме.

Викторина выбора.

В этой викторине все вопросы записаны на листе ватмана, висящей на видном месте в комнате. Команды выбирают по очереди вопрос из списка вопросов и пытаются ответить на него. В этой форме участники каждой команды смогут найти вопросы по более знакомым им темам. Можно использовать эти викторины для создания нужной атмосферы, для обобщения темы и для того, чтобы дать ханихам знания по определенной теме.

1. Викторина выбора по теме «Праздник Суккот».

Цель викторины — содействовать созданию атмосферы праздника Суккот (например, как часть праздничного вечера).

Подготовка.

Подготовить лист ватмана с крупно написанными на нем вопросами в виде списка, таблицы или кроссворда. Например,

Что такое четыре вида (арбаат миним)?

Какова еврейская дата начала праздника?

Кто освобожден от заповеди сидения в Сукке?

Когда праздновали Суккот впервые в истории?

Кто такие ушпизин?

Почему праотец Авраам не праздновал Суккот?

И так далее.

Ход игры:

Разделите группу на команды (если ханихов немного, то в этом нет необходимости), повесьте лист вопросов на видное место в комнате. Первая по очереди команда (или ханих) выбирает один из вопросов из списка, громко читает его и дает свой ответ. Если ответ правильный — команда получает 1 балл, а мадрих вычеркивает вопрос из списка, показывая, что на вопрос уже дан ответ, и больше отвечать на него нельзя. Вне зависимости от того, верен или неверен ответ, ход переходит к следующей команде, которая выбирает один из не вычеркнутых ответов, читает его, дает ответ и так далее. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов, или можно давать маленькие призы за каждые 3 правильных ответа.

Другая версия.

На листе вопросов, рядом с каждым вопросом, будет отмечена стоимость правильного ответа на этот вопрос. Правильный ответ на трудный вопрос дает 3 балла, ответ на легкий вопрос — 1 балл.

Упражнение 5.7. Викторина выбора для знакомства участников группы.

Разработайте викторину выбора, цель которой — дать ханихам возможность узнать различные личные данные своих товарищей по группе, чтобы ханихи лучше знали друг друга.

Ответ.

Как и в предыдущей игре, разве что вопросы связаны с личными данными участников группы: их хобби, любимыми играми, любимым ил ненавидимым блюдом, местом их проживания, их семьями и т.д. Вопросы могут подготовить сами ханихи: каждый из них напишет в таблице вопросов один вопрос, связанный с ним лично (или, если ханихов немного, 2 вопроса). Пример таблицы вопросов:

Каково хобби Яэль?

Какова профессия отца Йорама?

Какое блюдо ненавидит Дина?

Какого актера обожает Хани?

Фанатом какой игры является Дорон?

Какое животное есть дома у Орны?

Из какой страны репатриировался Моти?

Сколько братьев и сестер есть у Йоэля?

Кем хочет стать Мири, когда вырастет?

Какая любимая песня Оры?

И так далее.

Теперь каждая команда (или, если ханихов мало, каждый ханих) выбирает по очереди вопрос, на который она хочет ответить. Если ответ правильный, команда получает 1 балл, мадрих вычеркивает вопрос, показывая, что на него уже дан ответ, и на него уже отвечать нельзя. Следующая команда выбирает вопрос, ответ на который еще не дан, отвечает на него и так далее, пока не кончатся все вопросы. Команде запрещается отвечать на вопросы, заданные одним из участников команды. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов. Понятно, что в большей части вопросов ханихи будут просто угадывать ответ. Это добавит развлекательности в игру, но главное — заставит каждого ханиха обратить внимание на своих товарищей по группе.

Упражнение 5.8 Итоговые упражнения.

  1. Чтобы понять происходящее в политике в стране и мире, необходимо хотя бы знать имена отдельных важных персон. Например, человек который не знает, кто такой не знает, как зовут президента США, не поймет текстов телевизионных новостей и сообщений по радио. Разработайте викторину выбора, цель которой — дать ханихам представление об известных политиках.

  2. Чтобы развить у ханихов чувства по отношению к стране нужно, среди прочего, познакомить их со страной и ее историей. Человек не может любить то, чего он не знает. Разработайте викторину выбора, цель которой — напомнить ханихам известные им факты о сионистском подполье эпохи мандата (Хагана, Эцель и Лехи), обобщить их знания по теме и познакомить их с неизвестными им фактами. Можно сделать это наряду с другими мероприятиями по укреплению связи ханихов со страной.

  3. Разработайте викторину выбора, служащую итоговой игрой по теме, кажущейся вам важной.

«Шницель Борщ»

В этой викторине вопросы пишутся на листах вопросов, по 55 вопросов на лист. Вопросы составляются, как правило, из рисунков, карт и чертежей, которые надо узнать. Листы переходят по кругу от команды к команде так, что каждая команда занята разгадыванием своего ребуса и не ожидает своего хода. Можно использовать эту викторину чтобы развить тему, обобщить знания ханихов или для приобретения ханихами новых знаний.

1. «Шницель Борщ» по теме «животные».

Мадрих хочет познакомить ханихов с новыми сферами жизни, заинтересовать их этими темами, дабы побудить их расширить горизонты. В рамках этого он проводит игру «Шницель Борщ», цель которой — пробудить у ханихов интерес к животным. Поэтому игра не обучает ханихов новым фактам, а показывает многообразие интересов в теме «животные».

Подготовка.

Около 10 листов с пронумерованными от 1 до 10 (в соответствии с количеством листов) вопросами, на каждом листе — 5 также пронумерованных вопросов. Все вопросы посвящены животным, однако, чтобы привлечь внимание ханихов, желательно, чтобы вопросы содержали картинки, которые вы можете вырезать из газет и журналов. Можно задавать вопросы о животном на картинке, его повадках, образе жизни и так далее. Если вопросы слишком сложны для ханихов, то можно написать в углу листа правильные ответы на все вопросы, и ханихи должны будут только выбрать правильный ответ на вопрос (подобие американского теста).

Ход игры:

Разделите группу на 3-5 команд по 2-4 игрока. Команды садятся отдельно друг от друга и каждая команда получает письменные принадлежности и лист бумаги. Всем командам раздается лист вопросов лицевой стороной вниз. По сигналу все команды переворачивают свои листы и начинают отвечать на обозначенные в нем вопросы. Свои ответы они записывают на листах бумаги, и ни в коем случае не на листах вопросов. Через полминуты вы забираете у команд листы вопросов и раздаете их другим командам. Снова командам дается полминуты для ответа на все вопросы, а затем вы снова перераспределяете листы. Так все команды отвечают на все вопросы на всех листах.

Теперь вы забираете письменные принадлежности у ханихов и начинаете проверять ответы: команда получает 1 балл за каждый правильный ответ. В ходе проверки ответов вы можете рассказать ханихам обо всем, что связано с заданными вопросами. Так, разглядывая картинки незнакомых животных и получая объяснения, ханихи проявляют свой интерес и получают новую информацию.

Упражнение 5.9. «Шницель Борщ» по теме «политика Израиля».

Чтобы задействовать мыслительные способности ханихов по теме «политика» мадрих разрабатывает мероприятие, где ханихи изучат позиции различных политических партий Израиля, обсудят их и сравнят. Однако перед этим он хочет провести короткую развлекательную игру, цель которой — ввести группу в атмосферу мира политики. Разработайте игру «Шницель Борщ» для достижения этой цели.

Ответ.

Как и в предыдущей игре, каждая команда получает лист вопросов по теме «политика Израиля». Так как игра должна быть развлекательной, вопросы должны быть сформулированы просто и легко, и желательно, сопровождаться множеством фотографий. Вопросы могут быть на узнавание известных политиков по фотографии, карикатуре или рисунку. Ход игры, как и в предыдущей игре: у каждой команды есть полминуты для ответа на все вопросы данного листа, затем команда получает новый лист, и так далее, пока все команды не ответят на все вопросы на всех листах. Каждый правильный ответ дает команде 1 балл. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Упражнение 5.10. Итоговые упражнения.

  1. Разработайте игру «Шницель Борщ», цель которой — создать атмосферу Дня Независимости.

  2. Когда мы говорили о викторине обменов, мы говорили и о том, что широкий спектр общих знаний обогащает мир человека. Разработайте игру «Шницель Борщ», цель которой — развить любопытство ханихов в различных областях и тем самым расширить свои общие знания.

  3. Разработайте игру «Шницель Борщ», цель которой — дать ханихам общий взгляд по теме, кажущейся вам важной.

Викторина перелистывания

В этой викторине ханихам даются листы, карты или брошюры, в которых можно найти ответы на вопросы викторины. После каждого вопроса ханихам дается некоторое время перелистать материалы и найти правильный ответ на вопрос, при этом часть игрового накала и развлекательности будут связаны со скоростью поиска и чтения. В такой форме вы сможете провести викторину по неизвестным ханихам темам, так что можно использовать этот вид викторины, чтобы познакомить ханихов с неизвестными им темами. Однако идею викторины перелистывания можно включить в ряд других викторин: например, можно провести викторину выбора, в ходе которой ханихи получают справочный материал, в котором можно искать правильный ответ на тот вопрос, на который они хотят ответить. Можно провести викторину «Шницель Борщ», в которой каждая команда может искать в имеющемся у нее материале в течение имеющегося в ее распоряжении времени.

1. Викторина перелистывания по теме «репатриация (алия) в Израиль».

Цель викторины — дать общий взгляд на сионистскую репатриацию в Израиль. Викторина может стать частью мероприятий по теме «сионизм».

Подготовка.

  1. Вопросы связаны с основными фактами истории различных волн репатриации. Все вопросы должны быть достаточно сложными, чтобы ханихи не могли угадать правильный ответ. Например,

    • Репатрианты какой волны основали Реховот?

    • В какие годы проходила вторая алия?

    • Из какой страны было большинство репатриантов третьей алии?

    И так далее.

  2. Материал для перелистывания — брошюры или любой другой печатный материал, содержащий информацию о репатриации в Израиль. Этим материалом могут стать проспекты молодежных движений или министерства культуры. Постарайтесь подготовить несколько идентичных копий раздаточных материалов по количеству команд, участвующих в викторине.

Ход игры:

Разделите группу на команды. Раздайте каждой команде справочный материал для перелистывания. Команды рассаживаются раздельно по комнате. Зачитайте первый вопрос викторины. Игроки начинают листать имеющийся у них материал в попытке найти правильный ответ на вопрос как можно быстрее. Теперь существуют несколько возможностей:

  1. Команда, прочитавшая правильный ответ раньше других команд, получает 1 балл.

  2. Для нахождения ответа заранее отводится 1 минута. За это время каждая команда, считающая, что нашла правильный ответ, пишет его на листке бумаги и передает мадриху. По истечении минуты зачитываются все ответы, и все команды, ответившие правильно, получают по 1 баллу.

Затем переходите ко второму вопросу, и так далее, до конца викторины. Выигрывает команда, набравшая максимальное число баллов, однако, вы можете вручать маленькие призы за каждые 3 правильных ответа.

Упражнение 5.11. Викторина перелистывания по теме «стили в искусстве».

Чтобы наслаждаться произведениями искусства, необходимо знать, как на них смотреть. Для этого, среди прочего, требуются навыки и привычка различать различные детали произведения: цвета, форму, способ нанесения краски на холст и т.д. Мы не сможем обучить ханиха всему этому за одно занятие, однако, мы сможем развить его способность воспринимать различные особенности произведения искусства. Разработайте викторину перелистывания, цель которой — развить способность ханихов различать различные художественные стили.

Ответ.

Каждая команда получает альбом с рисунками, картинами и изображениями статуй работы различных мастеров. У мадриха есть несколько репродукций произведений искусства, не появляющиеся в альбомах ханихов, но созданные теми же мастерами. Например, у ханихов на руках альбомы с репродукциями картин Пикассо, а у мадриха будет рисунок Пикассо, не включенный в эти альбомы.

Мадрих показывает ханихам один из имеющихся у него рисунков, а ханихи должны, перелистывая альбомы, найти рисунок по стилю похожий на показанный им и, таким образом, «вычислить» мастера, нарисовавшего рисунок, показываемый мадрихом. Например, одна из команд может догадаться, что стиль показанного им рисунка похож на стиль рисунка Пикассо, имеющегося у них в альбоме. Отсюда они могут предположить, что также и рисунок, показываемый им мадрихом, нарисован Пикассо.

Мадрих должен дать командам достаточное время, чтобы определить художника, а затем каждая команда может написать его имя на листке бумаги. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая максимальное число баллов.

В такой форме, сравнивая стили различных произведений, ханихи начинают развивать свое ощущение произведений искусства, проявлять интерес к этой теме.

Упражнение 5.12. Итоговые упражнения.

  1. Мадрих хочет провести в группе товарищеский суд по теме «межобщинный разрыв в Израиле». Однако до этого он хочет дать ханихам ряд фактов по теме: данные о различии в образовании, доходы и различные специальности представителей различных общин, расходы на изучение общественного мнения и т.д. Разработайте соответствующую викторину перелистывания.

  2. Разработайте викторину перелистывания, цель которой — дать ханихам ряд важных фактов для подготовки ханихов к занятиям по теме «Интересные факты современного мира», которой, как вам кажется, важно заняться.

  3. Разработайте викторину перелистывания, цель которой — пробудить у ханихов к кажущейся вам важной теме.