Сменные методики
(или как придумывать игры)
 
[назад] [далее] [оглавление] [Главная страница]
Министерство просвещения, культуры и спорта Израиля
Центр народной культуры для молодежи в Иерусалиме

Глава 6. Театральные игры.

В этих играх участники представляют образ, явление, положение вещей, связанных с темой занятия. В процессе подготовки представления и самого действия они используют свой мыслительные способности, различают способы поведения и ситуации, учатся различать различные аспекты темы занятия. Поэтому, можно использовать театральные игры, чтобы привлечь внимание ханихов к различным явлениям или дать им прочувствовать определенную тему или принцип.

Ролевые игры

В этой игре ханихи должны "влезть в шкуру" людей в различных ситуациях и представить их. В этой форме можно сконцентрировать внимание ханихов на теме представления и дать им прочувствовать его.

1. Ролевая игра по теме "ссора".

Можно натолкнуться на ссору почти везде, где есть люди. Причин для ссоры много, зачастую она возникает из-за того, что люди не осознают путей возникновения ссор. Вместо того, чтобы просто разрешить возникший конфликт, обе стороны начинают "заводить" друг друга и обострять ссору. Например, если один человек просит у другого что-то, шансы получить это выше, если он обращается приветливо, нежели, чем когда он обращается агрессивно. В этом случае возможно, что вторая сторона ответит также агрессивно, и разовьется ссора. Другой пример. Когда человек обижается на поведение своего товарища, у него есть две возможности: он может отреагировать агрессивно, продемонстрировать сердитость, и в результате дело раздуется до солидной ссоры. Иначе, он может по-доброму рассказать товарищу о том, что он задет его поведением и возможно, что весь конфликт легко разрешится: может быть, товарищ извинится, объяснит причины своего поведения, а может, выяснится, что он прав, в любом случае, дело будет закрыто очень быстро.

Хотя не всегда так легко предотвратить жестокую и грубую ссору, но если мы будем больше отдавать себе отчет в происходящем между нами и нашими товарищами, то шансы избежать ссор растут.

Цель ролевой игры — обратить внимание ханихов на пути развития конфликтов и ссор и на то, что каждый из нас имеет множество возможностей разрешить ситуацию или развить ее.

Ход игры:

Опишите ханихам начало конфликта между двумя людьми. Например, "Яир включает свой радиоприемник поздно ночью на полную громкость и мешает спать своему соседу Менаше. Однажды ночью Менаше встал, одел халат, постучал в дверь Яира и …"

Выберите двух ханихов (или они вызовутся добровольно) и попросите их сыграть то, что происходит с того момента, как Яир открывает дверь. Один ханих представляет Яира, другой — Менаше. Попросите ханихов сыграть как можно естественнее, то есть так, как ведет себя в жизни средний обычный человек. Остальные ханихи будут наблюдать за представлением.

После того, как эти двое закончат свои сценку, выберите другую пару добровольцев и попросите их снова представить эту же сценку, однако попросите Менаше сказать Яиру сразу очень агрессивную фразу (угрозу, крик, ругательство). Остальные ханихи по-прежнему наблюдают за развитием конфликта.

Аналогичным образом несколько пар ханихов представляют одну и ту же сценку, но каждый раз первая фраза Менаше, заходящего в дом Яира, будет другой: вежливой, но холодно-официальной; сердечной и дружелюбной; обвинением в нежелании считаться с окружающими и т.д.

После того, как несколько пар ханихов покажут свои сценки, обратите внимание ханихов на влияние формы первой фразы беседы Яира и Менаше на развитие всего конфликта. Можно сказать, что форма обращения Менаше к Яиру повлияла на весь ход беседы: агрессивность породила агрессивность, вежливость вызвала ответную вежливость, однако не всегда. Также и ответ Яира на обращение Менаше влияет на ход беседы: агрессивный ответ на вежливое и сердечное обращение может породить агрессивное продолжение конфликта. В любом случае, первые фразы беседы существенно влияют на всю ситуацию в целом.

После анализа ханихами представленной ситуации можно вспомнить различные ситуации, в которых оказывались участники занятия, и попытаться прояснить для себя варианты поведения, стимулирующие или предотвращающие ссоры. Как можно изменить характер беседы? (Например, "Минуточку, зачем нам ссориться? Объясни мне спокойно, что тебе мешает" и так далее). Затем вы можете продолжить и углубить тему на других занятиях, таких как наблюдение за ссорами на улице (см. пункт "Наблюдения", глава 2).

Если в ходе представления сценок ханихи начинают скучать от повторения ситуации, вы можете разнообразить или менять ситуации. Например, другая история конфликта: "Яэль и Рина — хорошие подружки. Однажды, идя по улице, Яэль задумалась, а Рина продолжала рассказывать об увиденном ею фильме. В ответ Яэль просит Рину отстать от нее со своей болтовней. Рина обижается и …" (Продолжение — она начинает кричать, или замолкает и обижается, или активно высказывает в ответ свою обиду, или просит объяснения поведения Яэль, или начинает рассказывать о своей обиде и т.д.)

Упражнение 6.1. Ролевая игра по теме "языковые трудности новых репатриантов".

Много трудностей и проблем возникают у новых репатриантов, и если мы хотим облегчить их абсорбцию в стране или просто облегчить им жизнь важно, чтобы мы осознавали их проблемы. Часть трудностей новых репатриантов связана с тем, что они слабо владеют новым для них языком. Разработайте ролевую игру, цель которой — дать почувствовать ханихам трудности, с которыми ежедневно сталкиваются новые репатрианты, недостаточно знающие иврит.

Ответ.

Ситуации, которые ханихи должны будут представить, будут обычными бытовыми ситуациями. В каждой сценке один ханих играет нового репатрианта, не знающего иврита или знающего очень мало слов. Например,

  • Один ханих представляет хозяина лавки, а другой — нового репатрианта, желающего купить ряд товаров.

  • Одна ханиха представляет школьницу, а другой ханих — подростка нового репатрианта, пытающегося ухаживать за ней.

  • Один ханих представляет нового репатрианта, на квартире которого прорвало канализацию, а другой ханих — соседа, к которому пришел репатриант, чтобы узнать, что делать. Третий ханих может представлять сантехника.

И так далее.

Ханих, играющий нового репатрианта, должен будет только пользоваться руками или маленьким количеством слов (например, семь заранее оговоренных слов). Чтобы увеличить естественность представления и самой ситуации, дайте "репатрианту" записку, в которой было бы написано, что он должен сказать и чего добиться. При такой форме второй ханих не будет "играть", что он не понимает, а действительно не будет понимать, чего хочет "репатриант", так как он не будет знать его задания и содержания записки.

Например, ханих, играющий нового репатрианта, получает записку со списком продуктов, которые он должен купить в магазине. Ханих, играющий хозяина магазина, не знает списка товаров, и поэтому он должен догадываться о том или ином товаре из жестов "репатрианта" или его ограниченного словарного запаса. Таким образом ханихи окажутся в ситуации, когда возникают языковые трудности, и это позволит им понять одну из проблем новых репатриантов.

Упражнение 6.2. Итоговые упражнения.

  1. В различных социальных группах члены группы склонны играть постоянные роли в обществе: один — клоун группы, другой — лидер, третий  — "не от мира сего", четвертый — ненормальный, пятый — фраер, шестой — "ни рыба, ни мясо" и так далее. Человеку, занявшему определенную социальную нишу, очень тяжело изменить свое поведение и свой статус в обществе, так как вся группа в целом, и главное, что и он сам, продолжают относиться к нему как к клоуну, или недотепе и так далее. Например, если все привыкли, что ханих исполняет роль клоуна, то, даже если он скажет что-то серьезное, все по привычке отнесутся к этому, как к шутке.

    Таким образом, это явление существенно влияет на поведение всей группы в целом, и поэтому важно обратить на него внимание членов группы. Разработайте ролевую игру, которая обратит внимание ханихов на ролевые стереотипы.

  2. Чтобы евреи и арабы вместе жили в стране мирно и дружно очень важно, чтобы каждая сторона видела проявления человечности на другой стороне и чтобы за стереотипом "араб" или "еврей" находился человек, обладающий чувствами, желаниями, личными качествами, страхами, любовью, как и любой другой человек. Разработайте ролевую игру, цель которой — усилить осознание этого ханихами.

  3. Разработайте ролевую игру, которая обратит внимание ханихов на кажущуюся вам важной тему.

"Узнай меня"

В этой игре один или несколько ханихов представляют идею, явление или понятие, а остальные ханихи стараются угадать то, что им показывают. Можно использовать эту игру, чтобы ханихи почувствовали различные, главным образом абстрактные, идеи и понятия и способы их выражения. Например, как выражаются в каждодневной жизни различные ценности (например, помощь товарищу), свойства характера, социальные идеи (демократия, социализм и т.д.).

1. "Узнай меня" по теме "разделение обязанностей и удовольствия".

Одна из проблем, стоящих перед каждым обществом, как разделить обязанности и удовольствия между своими членами. Будут ли обязанности всех равными (например, все ли будут платить равную сумму налога) или обязанности каждого будут измеряться его возможностями (например, богатые будут платить больше бедных)? Будут ли равными права и удовольствия всех (например, имущество будет делиться поровну) или каждый получит по потребности (например, многодетные семьи и инвалиды будут получать больше других)? Будет ли идти распределение по принципу "каждый берет столько, сколько он может" (например, кому повезло, находит гораздо более оплачиваемую работу, чем тот, кому не повезло) или каждый будет получать в соответствии с вложенными усилиями (тот, кто работал долго, получает больше, чем тот, кто работал мало времени)? А может, каждый получает соответственно результату своего труда (рабочий — инвалид, не успевающий много на своей работе, получает меньше расторопного рабочего, работающего то же количество часов)? И так далее.

В основе этих вопросов лежат ценности, связанные с мировоззрением на справедливость и равенство. Различные люди и различные общества дают разные ответы на вопрос, как разделить обязанности и удовольствия между людьми. Либеральные режимы, например, США, склоняются к принципу "каждый берет столько, сколько может", кроме социально защищаемых случаев. Киббуцы склонны делить обязанности в соответствии с возможностью работать, а права и удовольствия — по потребностям каждого. В различных древних культурах делили обязанности в соответствии с количеством прав: у высших слоев общества было больше прав, но были и более тяжелые обязанности, а наказания, возложенные на преступников из высших классов были строже соответствующих наказаний преступников низших классов.

Как мы видим, проблема распределения обязанностей и удовольствия — важная и тяжелая проблема, а потому важно обратить на нее внимание ханихов, чтобы они начали прояснять для себя те ценности, в которые они верят. Однако прежде, чем ханихи начнут искать ответы, необходимо, чтобы ханихи уяснили вопрос, увидели различные возможности решения проблемы. Также надо показать ханихам, как реализуются различные варианты решения проблемы в повседневной жизни.

Поэтому можно сыграть в игру "Узнай меня", цель которой — представить ханихам проблематичность распределения обязанностей и удовольствия, показать им запутанность проблемы, а также ряд вариантов ее решения.

Ход игры:

Разделите группу на команды по 3 ханиха. Раздайте каждой команде записку со способом распределения обязанностей и удовольствия: каждый берет столько, сколько он может \ каждый получает по вложенным усилиям \ каждый получает по извлеченной пользе \ каждый получает по своим возможностям \ каждый вкладывает по возможностям, а получает  — по потребностям \ каждый вкладывает и получает столько же, сколько и другие \ установленное заранее распределение — вне зависимости от вложенных сил и полученного результата каждый получает столько, сколько установлено заранее \ разделение по жребию и так далее.

Теперь каждая команда готовит короткое представление, в котором группа людей должна будет разделить между собой обязанности и удовольствия. Например, группа детей моет лестницу, а затем должна разделить полученные деньги. Часть участников много работала, часть — ленилась, а часть вообще не способна работать. Часть — бедные, а часть — богатые. Каждая команда представит разделение работы и заработка между детьми в соответствии с полученным ими принципом.

Понятно, что до завершения представления участники команды не имеют права произносить вслух свой принцип.

Остальные ханихи смотрят спектакль и пытаются угадать написанное в записке играющей команды. Если никто не узнал, что там написано, команда может представить еще одну сценку, чтобы прояснить, что имелось в виду.

Таким образом, ханихи учат способы распределения обязанностей и удовольствия, видят, как это реализуется на практике. Затем можно продолжить развитие темы на других занятиях, где будут обсуждаться преимущества и недостатки каждого из представленных способов распределения.

Упражнение 6.3. "Узнай меня" по теме "создание имиджа".

Кто из нас иногда не пытается вести себя так, чтобы создать определенное внешнее впечатление? Например, вести себя как серьезный и думающий человек на глазах у учителей, быть "мужчиной" в глазах товарищей, создать образ старшего в глазах более младших ханихов, быть на равных с более взрослыми товарищами и т.д.? Это явление — создание определенного имиджа — мы регулярно встречаем в повседневной жизни. Поэтому важно обратить внимание ханихов на это явление, чтобы они лучше понимало происходящее вокруг них и лучше понимали свое собственное поведение.

Разработайте игру "Узнай меня", цель которой — обратить внимание ханихов на различные внешние манеры поведения, которые люди пытаются создать вокруг себя.

Ответ.

Разделите группу на пары. Каждая пара получает записку с описанием той или ной манеры поведения, которую люди пытаются изобразить вокруг себя: серьезный и думающий \ настоящий мужчина \ свой в доску парень \ важный человек \ всезнайка \ меня ничего не волнует \ нежная и женственная и т.д. Каждая пара ханихов должна представить короткий диалог, в ходе которого оба участника пары попытаются создать имидж, указанный в записке. Например, чтобы представить "настоящего мужчину", можно показать парня, пытающегося показать насколько он ничего не боится и насколько он крепче остальных; чтобы показать имидж "серьезного и думающего", можно изобразить директора школы, разговаривающего с учениками "сверху вниз" (заставляющего ждать, пока он освободится для разговора; разговаривающего жестким тоном; сидящего на стуле в уверенной позе и т.д.).

После того, как пара показала свой диалог, остальные ханихи пытаются угадать, какой имидж изображали ханихи. В такой форме, представление за представлением, смотря и угадывая, ханихи начинают осознавать внешние образы, создаваемые другими людьми.

Упражнение 6.4. Итоговые упражнения.

  1. Немало людей провозглашают свою приверженность различным ценностям, но на деле они не очень-то соблюдают эти принципы. Например, они говорят: "возлюби ближнего своего", но закрывают глаза, на нищету своих знакомых; говорят о любви к своей стране, но уклоняются от уплаты налогов. Эти люди - не обманщики (хотя есть и такие), и даже искренно излагают свои принципы, а просто не осознают, что сами ведут себя не в соответствии со своими принципами. Это явление очень распространено, и, по правде говоря, кто из нас время от времени ведет себя иначе, а не так, как мы провозглашаем о себе? Поэтому очень важно, чтобы человек осознавал, в какой степени он действительно ведет себя в соответствии со своими взглядами и ценностями, в которые он верит. Поэтому важно обратить внимание ханихов на то, что провозглашенные ценности — это не пустой лозунг и не самообман. Разработайте игру "Узнай меня", цель которой — обратить внимание ханихов на выражение ценностей и убеждений человека в его поступках и его поведении.

  2. Стереотипы, обобщения и предрассудки — очень распространенные явления: "йеменцы старательны", "женщины эмоциональны", "толстые люди добры" и так далее. Но на самом ли деле все йеменцы старательны? Нет ли не эмоциональных женщин? Или злых толстяков? Конечно, такие есть. И вообще, стереотипы человека почти всегда неверны. Поэтому, они оказывают дурную услугу человеку, вешая на него ярлык, игнорируя его уникальные человеческие качества, не давая ему возможности раскрыться в лучшую или худшую сторону. Нелегко избавиться от стереотипов, но первый шаг — осознать стереотипы, запечатанные глубоко в нашем сердце или проявляемые открыто. Разработайте игру "Узнай меня", цель которой — обратить внимание ханихов на различные стереотипы.

  3. Разработайте игру "Узнай меня", обращающую внимание ханихов на кажущуюся вам важной вещь.