Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
22 февраля 2001г.

Палестинское государство -
предвестие апокалипсиса

Арье Став

Окончание. Начало в номере «Вестей» за 25 января 2001 года

Десионизация Израиля

Создание палестинской автономии ускорило и усугубило процесс превращения израильских арабов во враждебную Израилю силу. Modus operandi проживающего в нашей стране арабского меньшинства представляет собой точный слепок с поведения судетских нацистов в Чехословакии в конце 30-х годов. На практике это означает использование тех средств, которые предоставляет демократия пятой колонне, в целях скорейшего разрушения государства изнутри.

Арафат издавна руководит деятельностью организаций и учреждений израильских арабов, стимулируя процессы гражданской дезинтеграции в нашей стране. Его ведущим советником в указанной области является д-р Ахмед Тиби – гражданин Израиля, избранный в 1999 году депутатом кнессета. К чести чехов надо заметить, что до такого абсурда в своих отношениях с судетскими немцами они не доходили.

Действия палестинской пятой колонны в Израиле направлены на создание административной автономии, которая выведет арабское меньшинство из-под юрисдикции еврейского государства. К этой цели ведут такие шаги, как учреждением многочисленных незаконных организаций, крупномасштабный захват государственных земель, несанкционированное строительство десятков новых деревень. Вышеперечисленные шаги сопровождаются разнузданной антисемитской пропагандой и подрывной террористической деятельностью, а также открытыми акциями солидарности с ООП, ХАМАСом, «Исламским джихадом» и «Хизбаллой».

На парламентском уровне основным направлением деятельности арабских партий является стирание еврейского характера Государства Израиль, выхолащивание его сионистской сущности. Этой цели служит лозунг превращения Израиля в «государство всех его граждан». В данном случае мы также имеем дело с дословным переводом требований, выдвигавшихся судетскими нацистами накануне Второй мировой войны. Требуя обеспечить немецкому меньшинству «подлинное равноправие» в Чехословакии, они пытались свести на нет славянский характер этой страны. Таким образом, чехословацкие нацисты подрывали национальную идею своего государства, одновременно подготавливая почву для передачи Судетской области гитлеровской Германии.

Впрочем, необходимо отметить существенное отличие. Когда летом 1938 года лидер судетских немцев Конрад Ханлейн выдвинул это требование, он был незамедлительно арестован, лишен гражданства и выслан из Чехословакии. У нас же депутат кнессета Азми Бешара, сделавший принцип «государства всех его граждан» предвыборным лозунгом своей партии в 1999 году, никаким репрессиям не подвергся. Напротив, ему была предоставлена возможность выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра страны.

Создание палестинского государства даст израильским арабам то, чего им недостает сегодня: политическую поддержку выдвигаемых ими требований на государственном уровне. Тем самым эти требования будут переведены из разряда революционной фразы в категорию международного ультиматума. Территориальная автономия для арабов Галилеи, отмена Закона о возвращении, «исправляющая дискриминация» (включая предоставление арабам преимущественного права при поступлении на государственную службу) и качественное сокращение военных расходов – все эти требования уже сегодня не сходят с повестки дня. Пятая колонна Арафата настойчиво выполняет поставленную перед ней задачу, а ее прочные связи с израильской левой лишь усугубляют процесс деморализации еврейского общества в целом.

Арабское меньшинство и проблема беженцев

Арабское меньшинство составляет 20 процентов населения Израиля. Принято считать, что с таким положением вещей национальное государство может мириться. Если эта доля растет, государство рискует утратить свой национальный характер.

Ситуация оказывается значительно хуже, когда национальное меньшинство в этническом отношении является частью враждебной нации. Классическим примером подобного рода могут служить судетские немцы, составлявшие 23 процента населения Чехословакии, но являвшиеся плотью от плоти нацистской Германии - самой крупной и наиболее агрессивной нации в Европе, бывшей при этом заклятым врагом чехословацкого государства. Дальнейшее известно.

Создание палестинского государства приведет к массовому въезду на его территорию потомков палестинских арабов, бежавших из страны в 1948 и 1967 гг. Даже если не учитывать национальных побуждений, элементарный соблазн более высоких заработков на израильском рынке рабочей силы окажется мощным стимулом массовой иммиграции с территории палестинского государства в Израиль. Иного способа «прокормить» своих подданных у Арафата не будет.

Вполне очевидно, что площадь Иудеи, Самарии и сектора Газы (порядка 6 тысяч кв. км.) недостаточна для расселения миллионов беженцев. Даже без них экономический потенциал палестинского государства будет исчерпан до последнего предела. Дефицит сельскохозяйственных угодий и скудные водные ресурсы не позволят палестинцам развить современное сельское хозяйство, способное обеспечить их население пищевой продукцией и, тем более, создать предпосылки для конкурентно-способного экспорта. Здесь позволительно сослаться на пример Египта, который, имея огромную площадь и систему круглогодичного орошения водами Нила, импортирует 60 процентов потребляемых его населением продуктов питания.

У палестинского государства не будет никакого относительного преимущества и в сфере промышленного производства, не говоря уже о потенциале развития наукоемкой промышленности. Основной задачей в такой ситуации станет оказание международного давления на Израиль, с тем, чтобы добиться выполнения им резолюции ООН №194, говорящей о возвращении беженцев 1948 года в покинутые ими дома. Палестинские лидеры даже не скрывают, что именно так они станут действовать, когда им удастся создать свое государство.

Разумно предположить, что Израиль станет противиться возвращению беженцев, справедливо считая его равносильным национальному самоубийству. Однако сочетание международного давления, угрозы войны с соседними арабскими странами, безжалостного террора и дальнейшей десионизации израильского общественного сознания приведет правительство нашей страны к целому ряду компромиссов, которые будут оправданы с помощью изощренной гуманитарной фразеологии. В частности, возвращение беженцев будет представлено как расширительное применение принципа воссоединения семей.

Даже при существующем ныне определении этого принципа численность арабского населения Израиля выросла с 1995 года на 100 тысяч человек за счет его применения. Уже сегодня различные ведомства палестинской администрации составляют списки недвижимого имущества, оставленного арабами в ходе Войны за независимость. В эти списки входят целые города, как, например, Лод, Рамла и Беэр-Шева, а также земли, на которых построено большинство киббуцов. Иск о возвращении этой собственности будет вчинен Израилю сразу же после создания палестинского государства, которое автоматически превратится в законного правопреемника беженцев 1948 года.

В прошлом израильское правительство выдвигало три аргумента, призванных развенчать легитимность арабских требований, направленных на ревизию демографических результатов Войны за независимость:

  1. Проблема палестинских беженцев возникла по вине арабских стран. Развязав войну на уничтожение против только что образованного Государства Израиль, они сделались виновниками всех ее последствий, и поэтому именно им надлежит решать на своей территории ставшую результатом войны проблему беженцев. В соответствии с этим принципом 3 миллиона судетских немцев были депортированы в Германию в 1945 году.

  2. Многолетнее содержание палестинских беженцев в специальных лагерях явилось частью безнравственной политики арабов, направленной на разжигание ненависти к Израилю. Такая политика не имеет аналога и прецедента в современной истории. Арабские страны должны были предпринять в отношении своих собратьев такие же меры социальной реабилитации, какие предпринимались Израилем с 1948 года в отношении еврейских репатриантов.

  3. Даже в отсутствие каких бы то ни было юридических оснований под арабскими требованиями, Израиль будет готов обсудить проблему выплаты компенсации палестинским беженцам - в том случае, если этот вопрос будет увязан с компенсацией за имущество, оставленное евреями в арабских государствах.

Арабы, усвоившие, что всякая попытка навязать Израилю возвращение беженцев равнозначна объявлению войны, перестали поднимать этот вопрос. То же самое относится к требованию о материальной компенсации. Стоимость имущества, конфискованного у евреев арабскими государствами, во много раз превосходит стоимость недвижимости, оставленной палестинскими беженцами в Эрец-Исраэль, и подобное требование грозило ударить бумерангом по самим арабам.

Так было в прошлом. Однако сегодня, с расшатыванием фундаментальных основ израильской государственности, правительство нашей страны изменило свою политику и в отношении проблемы беженцев. Евреи, изгнанные огнем и мечом из арабских стран, позабыты, тогда как вопрос об арабских беженцах 1948 года поднимается снова и снова. Это нашло свое выражение и в приведенных выше словах президента Клинтона.

«Экономические дивиденды мира»

Ошибочная гипотеза Шимона Переса, согласно которой «мусульманский фундаментализм растет на дрожжах нищеты», будучи обреченным на исчезновение с повышением уровня жизни в арабских странах, рассматривалась нами выше. Точно также не имеют под собой оснований и другие его суждения по социально-экономическим вопросам. Израилю не дождаться ни «дивидендов мира», ни создания «ближневосточного общего рынка», интегральной частью которого станет еврейское государство.

Вопреки распространенному и усиленно насаждаемому мнению, «мирный процесс» не приносит никаких экономических «дивидендов». Для понимания реального положения вещей в этой области необходимо учитывать следующие факты.

Начиная с 1986 года в Израиле наблюдается значительный рост валового национального продукта. Это обусловлено тем, что в наше время существует прямая связь между технологическим потенциалом той или иной страны и ее годовым доходом на душу населения. Наиболее богатые страны мира одновременно занимают ведущие позиции в сфере современных технологий, ибо добавленная стоимость труда всякого человека, занятого в этой сфере, намного превосходит таковую в любой другой отрасли экономики. Научно-технический потенциал массовой алии из бывшего Советского Союза дал колоссальный импульс всей израильской экономике, и именно в нем заключена истинная причина того, что ВНП на душу населения вырос в Израиле с 8000 до 17.000 долларов в период с 1986 по 1998 год.

Изучение параллельных экономических процессов в среде арабского населения Иудеи, Самарии и Газы указывает на то, что соответствующие концепции Шимона Переса полностью оторваны от действительности.

В 1987 году, по прошествии двух десятилетий ускоренного экономического развития, ВНП на душу населения среди арабов Иудеи, Самарии и Газы составлял 3000 долларов в год, то есть примерно 40 процентов от израильских показателей соответствующего периода (подробнее об этом см. в «Ежегоднике по экономике арабского населения Иудеи, Самарии и сектора Газы», издательство «Яд-Табенкин», 1987). Если бы экономический рост на территориях продолжался в последующие годы теми же темпами, ВНП на душу населения составлял бы сегодня в Иудее, Самарии и Газе порядка 7000 долларов. Таким образом, он был бы выше, чем в Саудовской Аравии и на 700 процентов превосходил бы показатели ВНП на душу населения в Египте, Сирии и Иордании.

Однако интифада, Норвежские соглашения и создание палестинской администрации опрокинули эту тенденцию. С 1988-го по 1998 год, то есть в течение одного десятилетия ускоренного обнищания, ВНП на душу населения в Иудее и Самарии снизился до 1000 долларов, а в секторе Газа опустился до еще более низкого уровня. Таким образом, Арафат очень быстро привел экономику территорий к тому состоянию, которое характерно для окружающих Израиль арабских стран.

Пороки арабской экономики не имеют ничего общего с «мирным процессом». Они являются порождением традиционного мусульманского деспотизма, подавляющего любые тенденции к демократизации общества, без которой немыслимо экономическое развитие. Отставание в технологической сфере, ограничение выхода женщин на рынок рабочей силы, скрытая безработица, колоссальные военные расходы, поистине кафкианская бюрократия – все это лежит в основе той нищеты и экономической неэффективности, которые характерны для подавляющего большинства арабских государств. В случае с палестинской администрацией к этому надо добавить абсолютную личную коррумпированность самого Арафата и его приспешников.

В этом плане Арафат ориентируется на общеизвестные примеры арабской коррупции. Личное имущество Хафеза Асада оценивалось журналом «Форбс» в 2 миллиарда долларов (июль 1999 года). Данная публикация увидела свет в тот самый момент, когда Мировой банк объявил об острейшем экономическом кризисе в Сирии. Конкретным выражением постигшего Сирию кризиса стал тот факт, что ВНП на душу населения впервые за много лет опустился в этой стране ниже отметки в 1000 долларов.

Личное имущество Хасана II, покойного короля Марокко, также оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, составляя порядка 10 процентов годового ВНП этой разоренной страны. Королевский дом Иордании присваивает около трети продукта, производимого экономикой Хашимитского королевства. То же самое верно и в отношении Саудовской династии. Скандалы, связанные с коррумпированностью Садата, и деспотизм семьи Мубарака давно уже стали в Египте притчей во языцех.

Но все это подобно невинным детским забавам по сравнению с проделками Арафата. Личные капиталы верхушки ООП, то есть самого Арафата его ближайших соратников, оценивались еще в 1992 году в 10 миллиардов долларов. В основе этого колоссального состояния лежат следующие виды продуктивной экономической деятельности: отмывание грязных денег, подделка валюты, торговля наркотиками, ограбление банков, вымогание выкупа у заложников, а также присвоение средств, выделявшихся Организацией Объединенных Наций для помощи беженцам (см. публикации Отдела по борьбе с террором британской Интеллидженс Сервис в Wall Street Journal).

С созданием палестинской автономии к доходам Арафата прибавились огромные суммы, получаемые от распределения монопольных прав среди предпринимателей, пользующихся расположением ПА, и прочие поборы подобного рода. К этому можно прибывать такую мелочь, как перевод 60 миллионов долларов на личный счет Арафата в отделении банка «Апоалим» на улице Хашмонаим в Тель-Авиве. Данная операция по спонсированию ценного политического партнера была осуществлена по непосредственному указанию Шимона Переса.

В свое время Перес заявил, что Израиль должен стремиться к вступлению в Лигу арабских государств. Эта идея вызвала гомерический хохот в арабских столицах и было представлена, как еще одно доказательство израильского гегемонизма. То же можно сказать и об идее регионального сотрудничества в рамках «ближневосточного общего рынка», которая также преподносится жителям арабских стран как попытка Израиля завоевать контроль над их экономикой. Книга Переса «Новый Ближний Восток», в которой высказывались его предложения по экономическим вопросам, была переведена в Египте на арабский язык. При этом в аннотации издателя было указано, что книга предлагается египетскому читателю как доказательство извечного стремления евреев «наложить свою руку» на всю мировую экономику - стремления, подтверждающего непреходящую актуальность «Протоколов сионских мудрецов».

А что, собственно, мешает арабским странам самим создать ближневосточный общий рынок? В конце концов, их культурное единство может быть мощным фактором региональной интеграции: ведь оно зиждется на общности языка, религии и этнического происхождения, в сравнении с которой Евросоюз подобен библейскому Вавилону. Но Ближний Восток не только не удосужился учредить какую-либо организацию, содействующую региональному экономическому сотрудничеству, но, напротив, превратился в источник самой серьезной угрозы миру во всем мире.

Именно арабы подвергали (и подвергают до сих пор) экономическому бойкоту Израиль, а вовсе не наоборот. Но с годовым ВНП в 17.000 долларов на душу населения Израиль относится к 15 самым богатым государствам планеты, в то время как арабский мир по-прежнему топчется в трясине нищеты, отставания и деспотизма. Что может быть красноречивее того факта, что годовой продукт 5,8 миллионов израильтян (более 100 миллиардов долларов) превосходит совокупный годовой продукт всех граничащих с нашей страной арабских государств, вместе взятых? В них проживает 86 миллионов человек, годовое производство которых оценивается всего в 88 миллиардов долларов.

Поиск партнеров

Преобладающие тенденции на Ближнем Востоке, описанные в начале данной статьи, несут чрезвычайную угрозу Израилю, но, вместе с тем, предоставляют ему редкий исторический шанс.

В глобальном плане наиболее опасной политической тенденцией современности является распространение исламской гегемонии или, иными словами, натиск шовинистической цивилизации, обуянной стремлением к религиозным захватам и располагающей новейшим вооружением, включая оружие массового уничтожения и средства его доставки. Израиль находится в самом эпицентре этого процесса, что, конечно, сулит ему особые опасности, но при этом мы не одиноки в своей борьбе.

Турция обеспокоена арабо-иранской подрывной деятельностью и влиянием исламистов на ее население. Власти Анкары испытывают в этой связи живейшие опасения, справедливо полагая, что указанное влияние способно положить конец революционным преобразованиям Ататюрка и утвержденной им секулярной власти. Сирия является общим врагом для Турции и Израиля, а потому турецко-израильское стратегическое сотрудничество могло бы нейтрализовать сирийскую (а в более отдаленной перспективе и иракскую) угрозу. Общие интересы уже привели к возникновению разветвленных связей между Турцией и Израилем, центральным компонентом которых является военное сотрудничество (подробнее об этом см. Meltem Mьftьler-Bac, “Israeli-Turkish Strategic Cooperation”, издание Центра политических исследований «Ариэль», документ № 47).

Индия также является потенциальным партнером Израиля в военной и экономической сферах. Не секрет, что подрывная деятельность исламистов, адресующих свою проповедь проживающему в Индии мусульманскому меньшинству, занимает одно из первых мест в политической повестке дня на индийском субконтиненте. Подобно Турции, Индия является потенциальным импортером израильских военных технологий. Индия и Израиль представляют собой, как известно, два из нескольких наиболее важных мировых центров в области компьютерных наук и программного обеспечения. Сотрудничество с Израилем в указанной области способно внести значительный вклад в развитие индийской экономики и способствовать тому, чтобы эта страна вырвалась из оков третьего мира, в которых она пребывает сегодня.

Стратегический треугольник Израиль-Индия-Турция в состоянии стать существенным фактором силы на Ближнем Востоке, сделавшись противовесом исламскому фундаментализму и агрессивному арабскому национализму. Центры средоточения силы естественным образом привлекают дополнительных союзников и партнеров. Естественные кандидаты на вхождение в указанный блок – Эфиопия, Нигерия и Кения. Встав на пути воинствующего ислама, этот блок окажет положительное влияние на процессы демократизации, экономического развития, преодоления нищеты. И хотя в арабских государствах это влияние будет ощущаться в минимальной степени, даже там оно может вызвать положительные изменения.

Заглядывая вперед, скажем, что в отдаленной перспективе не исключено присоединение к этому блоку Ирана, в котором усиливаются признаки протрезвления от дурмана хомейнизма. Будет остановлен или, по крайней мере, замедлится процесс уничтожения религиозных меньшинств в регионе, угрожающий выживанию древнейших общин ближневосточных христиан.

Излишне говорить о том, сколь благотворно скажется такой поворот событий на положение еврейского государства на международной арене. Израиль, став частью мощного стратегического блока, перестанет быть нелюбимым пасынком европейского сообщества. Европейцы уже сегодня оказались в пределах досягаемости арабских ракет. При этом они испытывают растущее давление исламского фактора изнутри (доля мусульманского меньшинства в населении Франции составляет в настоящее время 7 процентов и продолжает быстро расти). Сочетание указанных факторов способствует осознанию исламской угрозы.

У европейцев хорошо развита историческая память. Они не забывают, что результатом поражения в битве при Карней-Хитин (Галилея) в XII веке стало появление мусульманских полчищ у стен Вены несколько столетий спустя. Таким образом, Европа также является естественным союзником Израиля, но для того, чтобы реализовать возможность такого союза, Израиль должен выказывать силу и упорство, оказывая стратегическую поддержку другим региональным державам, противостоящим натиску исламизма.

С развалом Советского Союза американский конгресс превратился в один из важнейших силовых центров в современном мире. В отличие от президента, выражающего интересы США в краткосрочной перспективе (хотя бы из-за ограниченного срока своей каденции, в течение которого он должен добиться видимых успехов), конгресс имеет в виду более отдаленную перспективу. Отсюда очевидное различие в отношении к Израилю со стороны конгресса и Белого дома.

В то время как президенты Буш и Клинтон старательно расчленяли Израиль, загоняя его в границы 1967 года, конгресс - самый яркий выразитель интересов американского общества - усиленно сопротивлялся политической линии Белого дома. Это обусловлено тем, что сильный Израиль в безопасных границах как нельзя лучше отвечает долгосрочным интересам Соединенных Штатов. Отмеченное противостояние проявилось особенно остро в отношении к проблеме Иерусалима. Как известно, конгресс подавляющим большинством голосов принял решение о переводе американского посольства из Тель-Авива в «навеки объединенный под израильским суверенитетом Иерусалим». Однако президент Клинтон - при постыдном сотрудничестве Рабина, а затем и Нетаниягу - наложил вето на данную резолюцию.

Разумеется, вопрос о статусе Иерусалима далеко выходит за рамки проблемы географического месторасположения посольства Соединенных Штатов. Но американское признание Иерусалима единой и неделимой столицей Израиля было в состоянии приостановить, а то и вовсе свести на нет разрушительный «мирный процесс», в чем, похоже, и состоял смысл решения, принятого конгрессом. С другой стороны, стремление Белого дома снова разделить Иерусалим с неизбежностью загонит Израиль в границы 1967 года.

Таким образом, после распада Советского Союза и окончания холодной войны Израилю представился редкий шанс, но он может быть окончательно утрачен в случае продолжения губительного процесса, который превращает еврейское государство из региональной державы в несуразное образование, стоящее на пороге исторического небытия.

Стратегическое сотрудничество невозможно со слабым союзником. Какую пользу смогут извлечь Турция и Индия из сотрудничества с сжавшимся наподобие шагреневой кожи Израилем, когда тот испытывает собственную судьбу и потакает злейшим своим врагам?

Исторический опыт заставляет нас ожидать усиления государственного антисемитизма в Европе. Американский конгресс, остающийся последней опорой Израиля, тоже откажется от нас, если мы не проявим готовности защищать свои интересы. В самом деле, не можем же мы ожидать от американского конгрессмена или сенатора, чтобы они были большими сионистами, чем сами израильтяне!

Выводы

Терпеливый читатель, добравшийся до этих строк, и, особенно, тот читатель, которого возмущает пессимизм, пронизывающий эту статью, наверняка захочет спросить, что же именно должен сделать Израиль, чтобы выбраться из страшной ловушки, в которую он попал. Ответ на этот вопрос был дан в программном заявлении центра «Ариэль» еще в 1997 году. Приведем здесь следующие положения этого документа:

  • Определение альтернативной политической линии, основанной на трезвом понимании долгосрочных намерений арабского мира и, в первую очередь, его непреходящего стремления уничтожить Израиль. Признание того, что «мирный процесс» ведет к неминуемой войне, которую Израилю придется вести в крайне невыгодных для него условиях. И, напротив, если «мирный процесс» будет остановлен на данном этапе, война, хотя ее вероятность и останется довольно высокой, не окажется неизбежной. Если же она все-таки разразится, то шансы Израиля выйти из нее победителем будут значительно выше.

  • Прекращение «мирного процесса» потребует от Израиля заплатить определенную политическую цену. Однако сколь бы высокой ни оказалась эта цена, она предпочтительнее угрозы полного уничтожения, вероятность которого станет крайне высокой в случае отступления к границам 1967 года.

Если руководство нашей страны решится занять такую позицию, Израилю придется вести борьбу на четырех уровнях одновременно, параллельно с последовательной и жесткой разъяснительной кампанией, учитывающей характер и отличительные черты каждой аудитории.

1) В случае войны

Можно предположить, что арабский мир не пожелает смириться с замораживанием политического процесса и сохранением существующего положения вещей, обеспечивающего Израилю возможность защищать свои интересы. Как уже было указано, в связи с этим существует довольно высокая вероятность новой войны, к которой Израилю следует подготовиться. Для этого необходимо вернуть ЦАХАЛу ту репутацию, которая служила мощным фактором сдерживания на протяжении долгих лет и которая так пострадала в последнее время. Следует разработать четкую оборонную доктрину с учетом специфики будущего театра военных действий, основной составляющей которого окажется возможность удара по израильским тылам ракетами класса «земля-земля», несущими неконвенциональные боеголовки.

2) Европейское сообщество

  • Политическая цена, которую Израилю придется заплатить в отношениях с европейскими странами, может оказаться довольно высокой, включая возможность применения экономических санкций. Однако сочетание жесткости с продуманной разъяснительной кампанией должно привести к смягчению враждебной позиции Евросоюза. Это будет возможно, если европейцы поймут, что у Израиля имеется своя красная черта, перейти которую он не готов даже под угрозой региональной войны.

  • В рамках разъяснительной кампании должен быть сделан упор на то, что опыт Мюнхенских соглашений и ликвидации Чехословакии нами хорошо усвоен. Европейцев следует убедить в том, что мы не согласимся принести себя в жертву их миролюбию.

3) Отношения с США

Политическая цена, которую придется заплатить на этом направлении, окажется намного ниже, чем принято думать, поскольку у Израиля есть многочисленные друзья в обеих палатах конгресса США, в военных кругах, среди влиятельной христианской общины и в широких слоях американского общества. Факты говорят о том, что всякий раз, когда Израиль заявлял, что налицо столкновение между его интересами и интересами США, и упорно стоял на своем, ему удавалось выстоять под американским давлением. Распространение израильского суверенитета на Голанские высоты, аннексия Восточного Иерусалима и нанесение удара по ядерному реактору в Ираке – это всего лишь три примера, иллюстрирующие вышесказанное.

4) Внутриизраильские отношения

Цену мира и войн платить приходится израильскому обществу. Поэтому без широкой общественной поддержки судьбоносных политических шагов остановить сползание к краю пропасти «мирного процесса» окажется невозможно.

Средний израильтянин оказался на пике самообмана, бьющего по инстинкту самосохранения нации. Это явилось результатом направленного промывания мозгов, лживых кампаний в СМИ, накопившейся усталости и экономического благосостояния, вытравливающего в человеке готовность к борьбе и волю к победе. Чтобы вернуть здравый смысл израильскому обществу, следует начать последовательную и широкую разъяснительную кампанию, как на уровне интеллектуальной элиты, так и в средствах массовой информации, адресованных самой широкой аудитории.


Текст публикуется с любезного согласия редакции журнала «Натив»

Перевел с иврита М.С. Гойзман


[назад] [Израиль сегодня]