Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Нина Семерухина (Рига)

Проектная неделя в начальной школе

Что такое «проектная неделя»? Это понятие хорошо известно каждому педагогу Латвии, где такая неделя проводится вот уже три года. Проектная неделя — это неделя, когда школы работают над определенной темой, в особом, необычном режиме. Как правило, «проектная неделя» назначается на февраль. Каждая школа сама выбирает тему своего проекта. Наша еврейская школа по традиции выбирает темы, связанные с ее национальной спецификой. Вот список этих тем за три года:

  1. Если не я за себя, то кто за меня, но если я только за себя, то кто я?

  2. Тот, кто с нами вместе плакал и смеялся, не может быть чужим;

  3. Флора и фауна Израиля.

Минуло уже достаточно времени, чтобы осмыслить итоги предпоследнего проекта — «Тот, кто вместе с нами плакал и смеялся…» Эти слова принадлежат Янушу Корчаку. О проекте, связанном с именем великого педагога, у нас и пойдет речь.

Тема эта, разумеется, не проста для учеников вторых-четвертых классов (первоклассники в «проектной неделе» не участвуют, у них в это время каникулы). К счастью, еще до начала работы мы успели накопить небольшой опыт адаптации этой темы к восприятию малышей.

В каждом классе работа начиналась с того, что учитель называл тему проектной недели, а дети рассказывали о том, как они понимают ее содержание. Конечно, учитель должен умело руководить беседой, направляя понимание детей в нужное русло. Ведь сам он хорошо знает, что стоит за названием темы, и уже продумал направления работы.

Во время той проектной недели я работала с второклассниками, впервые участвовавшими в ней. Уроков как таковых на этой неделе нет, но в школу ребята приходят в обычное время. Чтобы начать разговор, я попросила ребят рассказать о тех, кто чаще всего находится рядом с ними, кто разделяет их огорчения и радости. Конечно, в ответ я услышала, что это мамы, бабушки, папы. Мы решили, что о них надо обязательно написать, чтобы все узнали, какие хорошие у детей мамы, папы, бабушки. Кто-то из ребят сказал, что домашние животные, особенно собаки, тоже часто бывают рядом. Дети рассказали, как они любят домашних питомцев и заботятся о них. Мы решили, что и об этом тоже надо написать. Затем я подвела ребят к мысли, что природа, окружающий нас мир растений, тоже помогает нам выжить. На уроках естествознания дети уже изучали значение земных растений для жизни человека, говорили об экологии, о загрязнении окружающей среды. Благодаря этому второклассники смогли рассказать о значении растений для жизнедеятельности человека.

Так определился круг тем будущих сочинений. Как же мы оформим свои работы? Ребята предложили «издать» книгу. Чтобы продолжить разговор, пришлось выяснить, как устроена книга. Оказалось, мало написать тексты, нужны также иллюстрации к ним.

Преподаватель естествознания предложила поговорить о загрязнении Балтийского моря, на берегах которого расположена наша республика. Учительница иврита посоветовала поставить на иврите сказку «Элиэзер ве-а-гезер». Эта сказка очень напоминает известную сказку про репку. Подходит ли сказка к нашей теме? Дети задумались. Начали рассуждать о том, что происходит в сказке. И пришли к выводу, что участие каждого персонажа помогает Элиэзеру вытянуть «гезер» — морковку. Даже самое скромное участие важно, ибо без маленькой серой мышки морковку не вытащить. Решили, что сказку покажем на презентации недели проектов.

Все этапы работы родители фиксировали на фотопленке. Так появился фотоальбом.

И работа закипела. Ребята писали сочинения сначала о маме, или папе, или бабушке, рисовали их портреты. Затем писали о «братьях наших меньших» и помогали друг другу оформить свои работы рисунками четвероногих любимцев. Дети, у которых не было своих домашних животных, писали о тех, с которыми познакомились в гостях у друзей и родных, либо о тех, кого мечтали приобрести. Писали сами, я помогала лишь исправить ошибки. Но вот рисовать ребята помогали друг другу; в основном рисовали те дети, у которых лучше получалось. Некоторые ребята принесли книги и срисовывали оттуда собак, похожих на их любимцев.

Покончив с этими двумя темами, перешли к обсуждению следующей темы: окружающей среды, природы, среди которой мы живем. Поговорив, начали писать о природе, рисовали пейзажи. А потом с помощью Даци Конопецкой, учительницы естествознания, дети провели опыт по образованию кристалликов соли. Ребята собирали различные предметы, загрязняющие Балтийское море. Ко дню презентации они изготовили необыкновенный макет из таких предметов.

С учительницей иврита Милой Фридман ребята разучили слова, а затем репетировали спектакль. Дети трудились увлеченно, весело, дружно. Не было обычной атмосферы уроков «от звонка до звонка». Никто не вызывал к доске и не ставил отметок. Ребята сами объединились в группы по желанию и умению делать ту или иную работу. Никто не уходил отдыхать. Звонок звонил только тогда, когда приходило время обеда и детей приглашали в столовую. За неделю была проделана большая работа, которая принесла пользу и удовольствие всем. Надо ли говорить, насколько уверенней, непринужденней после этой недели держались дети, впервые ощутившие вкус коллективного творчества, испытавшие радость совместного труда ради общей цели. Школа стала для них домом, одноклассники — друзьями, а учителя — старшими помощниками.

Так прошла проектная неделя во втором классе. Третьеклассники, у которых уже был опыт исполнения коллективных проектов, усложнили задачу. Общую тему они разбили на несколько подтем, которые звучали так:

  1. Всегда ли детство счастливое?

  2. Чужих детей не бывает;

  3. Те, кто с нами вместе плачут и смеются, не могут быть чужими;

  4. Мир вокруг нас;

  5. Человек и природа — едины.

Руководитель этого класса Елена Юдельсон известна своей требовательностью. На уроках чтения в ее классе третьеклассники читали серьезные произведения и успешно учились работать с книгой.

Из газетных статей и журнальных публикаций о жизни воспитанников детских домов ребята подобрали материал по теме «Всегда ли детство счастливое?» Они узнали, что не все ребята на Земле счастливы, что не всех любят папы и мамы, не все бывают сыты каждый день.

Ученики третьего класса написали небольшие сочинения на эту тему. Вот отрывки из них.

Виолетта Чударе:

«Я считаю, что детство бывает разным. Некоторых детей родители любят и живут с ними. У них счастливое детство. А некоторых детей родители не любят и даже не хотят, чтобы они появились на свет… Есть родители, которые бросают своих детей. Они даже не хотят вспоминать, что у них есть дети, которые растут без любви и заботы. У этих детей несчастное детство… Спасибо Богу, что мои мама и папа меня любят…»

Юлия Апт:

«…И еще есть дети, у которых нет родителей. Эти дети мечтают о родителях. Им хочется, чтобы пришли их родители и забрали их. У них нет красивых вещей и игрушек… Я видела по телевизору детей, которые болеют… Ах, как бы я хотела, чтобы никто не болел!»

Ребята сами отыскали адреса детских домов, в которых нехватает игрушек и детской одежды. Некоторые ученики вместе с родителями ездили в эти детские дома и подарили им свои игрушки и одежду.

Обсуждение темы, которая затрагивала детство их ровесников, сделало детей серьезней, ответственней, сблизило их друг с другом и с родными. Они научились ценить своих близких, чья любовь и забота перестала казаться им чем-то само собой разумеющимся.

Случается, что родители отказываются от своих детей. Но находятся и другие — люди, заменяющие родителей сиротам, чужим детям. Это для них «чужих детей не бывает». Ребята узнали о маленьких узниках гетто, о детях, оторванных от родителей. Этих детей согревали душевным теплом, растили и воспитывали педагоги, любившие их как своих собственных. Одним из таких людей был Януш Корчак. Третьеклассники собрали газетные вырезки о жизни и смерти этого необыкновенного человека. Его самоотверженная любовь к своим воспитанникам никого не оставила равнодушным. О Корчаке ребята говорили еще долго после окончания недели проектов.

Третьеклассники написали работы о взаимосвязи природы и человека, о необходимости беречь и охранять природу. Они составили свою «Красную книгу».

Из всего собранного материала: газетных и журнальных вырезок и своих собственных сочинений — ребята составили «книгу». Для презентации недели проектов они поставили спектакль по сказке Эда Шима «Снег и Кисличка». В сказке рассказывается о том, как Снег пожертвовал жизнью ради маленькой Кислички. Содержание сказки как нельзя лучше подходило к теме недели проектов.

Четвертый, старший класс начальной школы, подготовил материал о «праведниках народов мира», живущих в Латвии. Ребята сходили в музей Холокоста, расположенный в доме Еврейского общества, выслушали рассказ экскурсовода о жизни евреев в Рижском гетто, о массовых расстрелах в Румбульском и Бикирниекском лесах, узнали о замечательном латыше Жанисе Липке, который, рискуя жизнью своей семьи, спас более пятидесяти евреев. Узнали они и о других латышах, укрывавших евреев несмотря на смертельную угрозу, висевшую над каждым, кто осмеливался это делать. Весь собранный материал ребята оформили в виде стендов, на которых были помещены фотографии латышей, спасавших евреев от рук нацистов, и краткие жизнеописания этих Праведников народов мира.

…Закончилась неделя проектов. Все начальные классы собрались в актовом зале. Присутствовали и гости: директор школы, завуч старшей школы, родители наших учеников. На столах были разложены «книги» и «журналы», изданные учениками. Среди них выделялся необычный макет «Загрязнение Балтийского моря». Каждый классный руководитель представлял работы своих учеников. Затем мои второклассники показали музыкальный спектакль «Элиэзер ве-а-гезер», ученики третьего класса — спектакль по сказке Эда Шима «Снег и Кисличка», которые все смотрели с особенным интересом. А ученики четвертого класса представили свои стенды.

Праздник закончился. Если спросить у ребят, чего они ждут, дети ответят: следующей «недели проектов».

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]