Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

ОТ РЕДАКЦИИ

Краткий учебный курс, составленный саратовским педагогом, освещает под углом зрения еврейской традиции такую важную и актуальную сегодня тему, как проблема еврейской самоидентификации. Курс предназначен для зрелой аудитории: студентов, старшеклассников, слушателей лекториев и учащихся ульпанов. Однако значительная часть курса доступна и детям среднего школьного возраста. При желании его несложно адаптировать к условиям воскресной или дневной школы.

Курс составлен на основе выпускной работы автора в Центре еврейского образования в диаспоре им. Мельтона. Научный руководитель Ури Таир.

Олег Меламед (Саратов)

ОБЩИНА, РЕЛИГИЯ, ЭТНОС
Исторические основы еврейской идентификации.

Краткий учебный курс

ТЕМА 1.
ЗАРОЖДЕНИЕ
ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ

Замечание для преподавателя

Прародителем еврейского народа справедливо считается праотец Авраам, и история народа ведется от него. Однако если мы спросим себя, что означает в нашем сегодняшнем понимании «нация», «национальное существование», то увидим, что эти понятия, заимствованные из немецкой классической философии, не позволяют говорить о национальном существовании народа Израиля уже в эпоху праотцев. Для того, чтобы разрешить это противоречие, нам придется проследить специфические отличия этногенеза Израиля от других народов.

Историческая роль народа Израиля, как ее ни оценивать, совершенно особая. Древность еврейского народа и исполнение библейских пророчеств о его возрождении доказывают ее уникальность. Но коль скоро существование народа Израиля подчинено особому историческому замыслу, разумно предположить, что и создание этого народа подчинено тому же замыслу. Поэтому отправной точкой еврейской истории служит не историческая случайность, а принципиальный разрыв со старым, сознательное отречение от прошлого и начало движения к будущему.

История еврейского народа начинается не с обретения новой родины, а с утраты старой. Она начинается с движения от старого к новому. Бог обращается к Аврааму: «Иди себе из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе».

Что же такое родина для еврея? Это не «своя» земля, которую как раз надлежит покинуть, а земля, «указанная Богом». Для любого народа родина — это место, в котором живут, но для евреев родина — это место, в которое идут, точнее, «восходят». Восходят не из пустоты, не из варварства, не из небытия. Авраам оставляет в Месопотамии великую языческую культуру, выработавшую глубокие представления о мире, Боге и человеке. Отсюда, со «своей» земли, праотец Авраам начинает путь в землю, «указанную» ему.

Традиция называет Авраама первым евреем в мире. За какие заслуги он избран на эту роль? Ведь не Авраам первым открыл единого Бога. Традиция монотеизма, восходящая к Адаму и Ноаху, сохранялась и в последующих поколениях наряду с язычеством.

Заслуга Авраама в том, что после долгих веков безраздельного господства идолопоклонства он взял на себя ответственность за сохранение в мире истины. Он бесстрашно напомнил миру, кто его Творец, и в силу этого поступка стал первым евреем в мире, стал в нем свидетелем Всевышнего. Приняв на себя человеческую миссию: свидетельствовать о едином Боге — Авраам удостоился того, что эта его человеческая миссия была положена в основу всемирно-исторической миссии целого народа. Но можно ли говорить о «народе», состоящем из одной-единственной семьи?

Да, если положить в основу не количественный, а качественный признак. Иными словами, если эта единственная семья является прообразом нового общества и новой общины, вокруг которой сложился еврейский народ. Основы и принципы этой общины заложил именно Авраам.

Теперь нам предстоит выяснить, что же такое община в контексте еврейской истории.

Тора говорит, что Бог сотворил индивидуума, одинокое существо (Берешит 2:7). Но тут же рассказывается о сотворении «помощника напротив него» (Берешит 2:21–22). Что же первично: семья, община или одинокий человек? Мы ответим на этот вопрос, если вместо того, чтобы различать между этими тремя, попробуем увидеть в них единство. Человек наделен личностным самосознанием, позволяющим ему говорить о себе «Я». Но в то же время человек раскрывает свое личностное начало в диалоге с «ты», а также во взаимодействии с теми, о ком он говорит «мы» или «они». «Я» — это индивидуум; «ты» — это Бог или другой человек, мой близкий; «мы» — это наша община, собрание всех душ Израиля, «Кнессет Исраэль», а в мессианском будущем — все человечество.

В идеале община Израиля — не просто группа людей, работающих ради общего блага и совместно противостоящих угрозе извне. Это духовное единство, живой и сложный организм. Не случайно еврейская община имеет особое имя — Кнессет Исраэль («собрание душ Израиля»). Каждая душа наделена своим уникальным предназначением в мире. Поэтому вместе души Израиля образуют единство, а не множество. Подобно тому, как в семье муж и жена дополняют друг друга и только вместе составляют единое целое, так и члены общины Израиля призваны дополнять, а не дублировать друг друга.

Такое определение общины Израиля и основанной на ней этнической общности не только не противоречит их зарождению из одной семьи, но, напротив, связано с этим обстоятельством.

Что же это была за семья? Что отличало ее от множества других семей? Ее отличало не что-то из ряда вон выходящее, не присущая ей аномалия, а, наоборот, ее соответствие Божественному замыслу, незамутненная человечность и величайшее чувство ответственности за другого. Поговорим об этом подробней.

Лурианская каббала связывает сотворение мира и человека с самоумалением Бога. Всевышний как бы «самоумаляется», освобождая в Себе место миру и человеку. Вступая в истинные отношения с другим, человек, созданный по прообразу Всевышнего, следует примеру Творца. Он ограничивает свое «эго», давая в своей душе место другой личности. Так возникает признание друг друга. Если оно искреннее, то такое признание равносильно признанию ценности и уникальности другого человека наряду со своей, а, стало быть, и принятию ответственности за другого. Нет ничего удивительного, когда такой взаимной ответственностью пронизаны отношения очень близких людей, семьи. Но взаимная ответственность целой общины, даже народа… Возможно ли это? И если возможно, то благодаря чему? Как вообще можно говорить о еврейском народе как о едином целом сегодня, когда этот народ разбросан по многим странам и континентам, разговаривает и даже молится на разных языках?

Замечание для преподавателя

Действительно, процессы дезинтеграции разлагают современное еврейство, вымывают то общее, что связывало евреев в прошедшие века. Это и называется ассимиляцией. Дезинтегрирующему влиянию ассимиляции противостоят интеграционные процессы, которые консолидируют еврейский народ на национальных основаниях. Успеху консолидации способствует возрождение государственности, а кое-где и антисемитизм. Однако национальное движение консолидирует евреев не вокруг традиционно еврейских, а вокруг заимствованных или переосмысленных ценностей. Поэтому успехи подобной интеграции грозят обернуться полной утратой еврейской сущности. И что толку в суверенном еврейском государстве, если его общество будет еврейским только по генетическому признаку?

Еще сравнительно недавно еврейское единство в мире было обусловлено общей духовной и социальной традицией, в которой воспитывались и жили евреи. Эту традицию не совсем правильно называть религиозной. Она не ограничивалась какой-либо частью человеческого бытия, охватывая все стороны жизни. Это столь же религия, сколь и социальная этика, философия и юриспруденция, историческое самосознание и взаимоотношения в семье, быт и нравы. Развиваясь, эта традиция всегда сохраняла верность своему источнику, обогащая его все новым опытом. Откуда же бил этот источник? Что служило главным «учебником» еврейской традиции? Кто открыл нам тайны и заповеди Всевышнего, научил человеческим и Божественным путям в мире?

Вспомним, в какой книге написано об Аврааме. Откуда мы узнали о нем, о его жизни и завете с Богом? Кто первым ступил на стезю, по которой еврейский народ продолжал двигаться тысячелетиями, переходя из эпохи в эпоху, из цивилизации в цивилизацию? Теперь нам будет легче ответить на вопрос, как в разбросанных по миру еврейских общинах сохранялся дух милосердия, взаимной ответственности и сострадания, который облагораживал взаимоотношения людей и придавал им сердечную теплоту и проникновенную искренность. Общность народа Израиля — это общность бней брит, «сынов завета», которая тем тесней, чем полней исполняются условия завета. Так было всегда, и едва ли когда-нибудь будет иначе.

Согласно еврейской традиции, общность евреев восходит к Завету Авраама. Она включена в более широкую общность всех людей — Завет Ноаха. Личность того и другого патриарха сыграла чрезвычайно важную роль в становлении взаимоотношений с Богом их духовных наследников, их потомков. Но это — тема для отдельного разговора.

Народ Израиля назван в Книге Книг «народом Бога Авраамова» (Теиллим 47:9; Млахим II 20:7). Заключив завет с Авраамом, Бог пообещал предоставить его потомкам землю, где они смогут «следовать путем Господним», ибо для того Всевышний и избрал Авраама,

…чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд.

Берешит 18:19

Народ Израиля родился в странствиях, родился на пути к земле, обещанной ему Богом, и это наложило отпечаток на всю его многовековую историю, наполненную скитаниями. Большая ее часть протекла вне Эрец Исраэль, но вся она была путем к ней — к Земле Обетованной.

Авраам прибыл в Ханаан, но обещанная его потомкам земля принадлежала другим. Странником, пришельцем на собственной земле стал Авраам и его народ, пока еще не отличимый от семьи. Этот народ не обладал суверенной территорией, не имел своей государственности, но ему принадлежало будущее. И потому он уже существовал — пускай еще не в пространстве, а во времени.

Право еврейского народа жить на земле, дарованной Богом, неразрывно связано с выполнением условий завета, то есть заповедей. Заключая с Авраамом и его потомками завет, Всевышний в обмен на обязательство выполнять его условия говорит Аврааму:

Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе отдам ее, и твоему потомству навеки. И сделаю потомство твое как песок земной, так что если кто сможет исчислить песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди эту землю в длину и в ширину, ибо тебе Я дам ее.

Берешит 13:14–17

Авраам только что отделился от Лота, избавился от своей «оболочки» (именно таково значение слова «Лот»). И потому не случайно, что именно теперь его удел в мире обретает конкретные пространственные черты, за которыми угадываются географические контуры Эрец Исраэль.

Подобно тому как человек создан по образу Всевышнего, еврейский народ создан по образу Авраама, Ицхака и Яакова. В жизненном пути Авраама можно проследить основные вехи исторической судьбы Израиля, а в его характере — найти главные черты, отличающие еврейский народ. Недаром гласит мидраш: «Маасе авот — симан ле-баним» (деяния отцов — знак для сыновей). Испытания, постигшие праотцев, повторяются в нашей национальной истории. Мы похожи на своих праотцев, и потому с нами происходит то же, что уже случалось с ними: с Авраамом, его сыном Ицхаком и внуком Яаковом.

Вопросы для обсуждения к теме

  1. Кого и почему можно считать прародителем еврейского народа?

  2. Что, на ваш взгляд, лежит в основе вашей собственной еврейской идентификации?

  3. Выберите самый близкий вам ответ (или ответы) и попытайтесь обосновать его:

    • я — еврей, потому что я еврей для других евреев;
    • я — еврей, потому что я еврей для неевреев;
    • я — еврей, потому что я еврей для себя;
    • я — еврей, потому что я еврей для Бога.
  4. Какие признаки или характеристики позволяют говорить о существовании нации как таковой (язык, территория, государство, религия, мировоззрение, история, генетика)?

  5. До какой степени общепринятые критерии национального существования применимы к разным частям еврейского народа — сейчас и в недавнем прошлом?

  6. С какого момента, по вашему мнению, началось национальное существование народа Израиля?

  7. Сравните смысл, который вкладывают в понятие «еврейский народ» разные идейные и религиозные течения в современном еврействе. Попробуйте определить свое место и место своей общины в этой мозаике.

ТЕМА 2.
ИСПЫТАНИЕ ОБЩИНЫ В ИЗГНАНИИ

История евреев началась с движения и в движении продолжалась. Но для того, чтобы проследить это движение, мало географической карты. Оно не укладывается в пространственную систему координат. Праотцы не просто перемещались, они «восходили» и «нисходили». Авраам, Яаков и Йосеф спускались в Египет. Авраам поднялся оттуда, и Бог заповедал его сыну Ицхаку не покидать Святой Земли. Но продажа Йосефа привела к тому, что в Египет спустилась вся община сынов Израиля во главе Яаковом.

В Египте сложился прототип автономной еврейской общины. Впоследствии подобная община не раз будет объединять евреев в изгнании — в Вавилонии и Римском галуте, в средневековой Европе и странах ислама.

В Египте евреи компактно проживали в дельте Нила, где находилась земля Гошен. Они продолжали говорить на своем языке, одеваться в свою одежду. Евреи помнили, что они потомки Авраама, Ицхака и Яакова, с которыми Бог заключил завет. Чуждое окружение в таких условиях не подрывало, а, напротив, усиливало этнокультурную обособленность сынов Израиля. Сознание своего отличия сохранялось среди них на протяжении столетий и передавалось от поколения к поколению до самого Исхода.

Характерно, что евреи не считали Египет своей родиной, хотя несколько поколений их родилось и умерло там. Несмотря на демографический взрыв, приведший к стремительному численному росту, сыны Израиля по-прежнему считали себя племенем изгнанников. Они ожидали, когда Бог исполнит обещание, данное праотцам, и введет их в землю, которую никто из изгнанников не видел, где никто из них не родился, — в страну, заселенную семью языческими народами, которую евреи, тем не менее, считали своей родиной.

Из сказанного выше видно, что галут в истории еврейского народа — нечто гораздо большее, чем просто временное пребывание на чужбине. Да и смысл слова «родина» в еврейском понимании совсем не связан с фактом рождения на той или иной земле. Тяга евреев к Эрец Исраэль никогда не была ностальгической, а пребывание вдали от нее переживалось далекими потомками изгнанников скорее как духовная трагедия, чем как тяжкая доля беженцев. С представлением о Святой Земле связывалась мечта о полнокровной счастливой жизни, невозможной в галуте, — и не только из-за преследований. Земля Обетованная была родиной евреев потому, что Бог избрал ее для полного воссоединения с Израилем. И по той же самой причине изгнание всегда оставалось чужбиной, где такое воссоединение невозможно.

Для того чтобы понять, чем же являлось для сынов Израиля египетское и все последующие изгнания, сопоставим ряд мнений, подкрепленных ссылками на источники, и попробуем обсудить их.

I. Галут как объективное обстоятельство исторического процесса

  1. Уже в эпоху Второго храма галут рассматривался как естественный результат политического порабощения народа, но и одновременно — как орудие распространения евреями истинной веры во всем окружающем мире (Ицхак Бер. Галут).

  2. Не для чего иного Всевышний рассеял Израиль среди народов, как для того, чтобы приумножить среди них вновь обращенных в веру Израиля (Трактат «Псахим», Талмуд Бавли).

II. Галут как наказание за грехи и испытание

  1. В своей книге «Морэ невухим» («Наставник колеблющихся») Рамбам рассматривает галут как духовное падение, оскудение мысли. А причиной изгнания он считает упадок веры и кризис духовных ценностей, возрождение которых возможно лишь ценой тяжких испытаний в изгнании.

III. Галут как период подготовки и созревания

  1. История человечества есть не что иное, как непрерывная связь испытаний и опытов... Благодаря опыту человек вдохновляется: он вдруг узнает… что способен к творчеству (Андрэ Неер. Избранные статьи).

  2. Галут — всего лишь переходный этап на пути к духовному совершенству Израиля (Рамбам. Морэ невухим).

  3. Египетский галут преподал евреям урок этической восприимчивости (способность к состраданию и сопереживанию чужой беде развилась у евреев во внутреннюю потребность). Вплоть до разрушения Первого храма в 586 г. до н. э. еврейское бытие питалось, в основном, уроками пребывания в Египте. Для эпохи Второго храма понадобился новый, отсутствовавший до того времени жизненный опыт, дающий вдохновение перед лицом опасностей, которые угрожают существованию еврейского народа (Р. Йосеф-Дов ха-Леви Соловейчик. Катарсис).

Легко заметить, что ни одно из этих утверждений не исключает остальные. Вопрос лишь в приоритете, и очевидно, этот приоритет в разные исторические эпохи мог быть различным. Поэтому имеет смысл поговорить о нашем сегодняшнем изгнании. Чем галут является для нас?

Суммируем вкратце. Галут — это:

  1. урок нравственного воспитания;

  2. урок выживания общины;

  3. форма распространения идей монотеизма;

  4. способ духовного совершенствования и развития народа-общины, путь к развитию его творческих возможностей.

Еще одна характерная черта галута — его переходный характер. Галут всегда является предварительным этапом, это не только и даже не столько оплакивание прошлого, сколько подготовка к качественно новому будущему.

В Египте у евреев не существовало автономных институтов власти, которые сплачивали бы народ. В этих условиях община явилась формой самоорганизации этноса, способом самозащиты перед внешней угрозой. Основы общины, заложенные Авраамом, в это время укрепляются и помогают евреям не только выжить, но и закалиться, укрепиться в Египте.

Еврейский народ на втором этапе своего становления складывался как община изгнанников, ожидающих Избавления. И в этом, как и в судьбах праотцев, также несложно увидеть предвестие будущего: большая часть всей еврейской истории протекла в галуте. Опыт, приобретенный в процессе национального становления, помог евреям сорганизоваться и в последующих изгнаниях. Поколения вавилонских и римских изгнанников черпали силы именно из опыта, приобретенного в Египте.

Вопросы для обсуждения к теме

  1. Какова роль египетского изгнания в становлении еврейского народа?

  2. В чем особенность египетского изгнания и его отличие от последующих изгнаний?

  3. В чем вы видите исторический (метаисторический) смысл галута?

  4. Каковы, по-вашему, причины (причина) периодов изгнаний в еврейской истории?

  5. Чем, на ваш взгляд, оценочно различаются понятия «галут» и «диаспора»? Хотя эти слова используются как синонимы, значение их различно. Галут означает «изгнание», но также и «раскрытие». Диаспора означает «рассеяние», дисперсное проживание народа среди других народов.

  6. Имеет ли смысл сохранение диаспоры в наши дни? Можно ли еще называть ее галутом?

  7. Что дает и что отнимает существование диаспоры у государства Израиль?

  8. Есть ли какой-то смысл в нашем сегодняшнем существовании там, где мы живем? Отличается ли духовная жизнь наших земляков, переехавших в Израиль, от нашей жизни здесь, и если да, то чем?

  9. Чем, по-вашему, отличаются сегодня евреи стран диаспоры от израильтян, и в чем причина этих различий?

ТЕМА 3.
ИЗБРАННОСТЬ ОБЩИНЫ

Первая книга Пятикнижия, Берешит, завершается рассказом о том, как сыны Израиля спускаются в Египет. Вторая книга, Шмот, повествует о важнейшем событии, изменившем весь ход истории, — об исходе из Египта. Целый народ выходит из рабства навстречу Синайскому откровению, навстречу дарованию Торы.

В чем исторический смысл Синайского откровения? Как этот смысл проявляется сейчас?

Об этом сказано и написано больше, чем может вместить человеческая память. Попробуем все же кратко сформулировать ответ на этот вопрос в форме «катехизиса», не смущаясь сухостью формулировок.

1. Откровение — установление связи с Богом, этическое и социальное наполнение того Завета (союза), который был заключен с Богом праотцами Авраамом, Ицхаком, Яаковом и их потомками. Откровение означает, что Бог открыл Свою волю Израилю в виде Своих заповедей и дал ему путеводную нить к истине в виде Своей Торы.

2. Завет (брит) означает союз между Богом и людьми (Берешит 9:9–17; Дварим 29: 9–14). Завет является договором, в силу которого Бог принимает на себя обязательство быть защитником и наставником Израиля при условии соблюдения последним данного ему Закона, Торы (Шмот 34:10–27; Дварим 5:1–3; Млахим II 17: 35–38).

3. Еврейская община — это община Завета, и единение с Богом является необходимым условием существования этой общины

4. Уникальность Откровения на горе Синай заключается в том, что оно было дано не отдельному человеку, а целому народу.

5. В момент Откровения еврейский народ приобрел окончательную национальную идентификацию и одновременно статус избранного народа — как стержень этой идентификации.

6. Синайское откровение — неповторимое и единственное событие. Воля Бога и Его Тора, данные Израилю, не могут быть отменены или упразднены никем и никогда, как сказано: «Не с вами одними Я заключаю Завет этот… но и с теми, кого нет тут ныне», то есть с будущими поколениями евреев (Дварим 29:14–15).

Мы подходим к важному выводу: принадлежность человека к еврейству, к общине, к народу неразрывно связана с таинством получения Торы. Это касается нерелигиозных и даже антирелигиозно настроенных евреев. Ведь народ Израиля — потомки тех, кто присутствовал при Откровении на горе Синай, и каждый еврей — свидетель этого Откровения во всех следующих поколениях.

Хотя этническая принадлежность не зависит от воли того, кто родился евреем, она зависит от желания человека стать евреем. На этом основан институт новообращенных в иудаизме. Вновь обращенный не просто принимает иудаизм как вероисповедание, он присоединяется к общине Израиля, его душа добавляется к той целостности, которую образует Кнессет Исраэль. Искренне присоединяясь к общине Израиля, новообращенный действительно становится евреем, хотя этот процесс может занять длительное время.

Тора подчеркивает универсальный характер Синайского откровения и Завета, расшифровывая понятие «избранного народа»:

И будете мне народом, дражайшим [сегула] из всех народов, ибо Мне вся земля, и будете Мне царством священников и народом святым.

Шмот 19:5–6

Ибо народ святой ты для Господа Бога твоего; и тебя избрал Господь.

Дварим 7:6

Что же все это означает для Израиля? В чем смысл и предназначение его избранности?

Избранность не означает фаворитизма; избирают не только любимчиков, и едва ли они могут быть у Судьи народов. Израиль был избран для исполнения всемирно-исторической миссии, которую никак не назовешь синекурой:

Смотри, Я научил вас законам и уставам… Ибо это — мудрость ваша и понимание ваше в глазах народов… и скажут: народ умный и понимающий — этот народ великий.

Дварим 4:5–6

В языческом мире, где величие равнялось физическому могуществу и измерялось числом и силой, Израиль должен был служить провозвестником и примером совсем иного отношения к жизни: быть народом, великим мудростью и праведностью. Зачем? Не только ради собственного блага, но и для того, чтобы побудить все народы принять «законы и уставы» Всевышнего, чтобы обратить их сердца к служению Ему. Эта миссия была бы невозможна, если бы из памяти человечества изгладился след Откровения, исчезла Тора. Поэтому изучение, сохранение и передача Торы с самого начала стало основной национальной задачей еврейского народа. В той мере, в какой он справился с этой задачей, ему удалось пережить исторические катаклизмы трех с половиной тысячелетий и сохраниться до наших дней.

Не только евреи виноваты в том, что миссию, возложенную на Израиль, и поныне трудно назвать вполне успешной, хотя распространение монотеистических религий и этики гуманизма стало ее прямым результатом.

В ивритском выражении «избранный народ» — ам сегула — нет ничего, что было бы связано с выбором одного среди многих. Современное словарное значение этого слова — «драгоценность» (но не украшение!), «свойство», «средство». Словом «сегула» можно назвать предмет, отмеченный особым свойством и тем ценный. «Особым свойством» Израиля являются его отношения с Богом. Этими отношениями народ Израиля был отмечен изначально, они послужили причиной его создания, и в них надо искать разгадку его вечности.

Вопросы для обсуждения к теме

  1. Что означает «избранность Израиля»?

  2. Какова должна была быть роль еврейского народа по отношению к языческим народам и племенам древности?

  3. Можно ли сказать, что сегодня эта роль сыграна, или ее больше невозможно играть, и потому миссия Израиля фактически окончена?

  4. Как избранность еврейского народа связана с его необычной исторической судьбой?

  5. Как еврейская избранность связана с изучением и сохранением Торы?

  6. Должно ли, по-вашему, государство Израиль нести историческую миссию, возложенную Синайским откровением на еврейский народ? Или это не дело государства?

  7. Вы познакомились с тем отношением к своей избранности, которое несет сама еврейская традиция. Можете ли вы предложить другое, свое собственное определение еврейской «избранности» и обосновать его?

  8. Как еврейская избранность связана с антисемитизмом? Что больше вызывает антисемитизм: соответствие евреев своей особой роли в мире или наоборот — отход от этой роли?

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]