Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

ХРОНИКА ЛЕТНИХ СЕМИНАРОВ. Москва, 2001 г.

Летом 2001 года в Москве Ассоциация директоров еврейских школ СНГ и стран Балтии и Педагогический клуб «Новая еврейская школа» совместно организовали и провели два абсолютно разных по своему типу семинара: двухнедельный семинар «Творческая лаборатория» для преподавателей дневных школ, имеющих собственные разработки по предметам еврейского цикла, и недельный учебный семинар по повышению квалификации учителей воскресных школ.

СЕМИНАР «ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Семинар «Творческая лаборатория» — необычный, первый и пока единственный в своем роде семинар, объединивший учителей еврейских школ, имеющих свои разработки. «Творческая лаборатория» — это семинар, основной задачей которого была не столько учеба, сколько творческая работа его участников над своими проектами и попытка представления их на обсуждение коллег.

Всем известно, что учителя — народ загруженный. Тем, кто может и хочет составить свою программу или пособие по собственному предмету, чаще всего не хватает времени на то, чтобы сосредоточиться, собрать все элементы проекта вместе и оформить свою разработку. Есть еще проблема профессиональной «скромности», т. е. преподаватель создает что-то, что помогает ему в преподавании, но считает свою работу для других неинтересной, непрофессиональной, не выдерживающей строгой критики, недоработанной. Хотелось бы отметить, что причиной этой проблемы является то, что преподавателю подчас негде и не с кем обсудить свою методику и получить консультацию эксперта.

Семинар-лаборатория и был призван решить хотя бы некоторые из перечисленных выше проблем. Место и все условия для проведения этого необычного семинара предоставила школа № 1311 г. Москвы, директором которой является председатель Ассоциации директоров Г. Липман.

Отбор участников проводился на основе анализа их предварительных контактов с НЕШ. Всего в работе семинара приняли участие 33 человека (включая организаторов и московских гостей) из 5 регионов и 11 городов.

В программе семинара были следующие учебные курсы: компьютерные технологии и дизайн (Анатолий Шперх, СПб.), лекции по еврейским классическим текстам («Первые пророки» — Шломо Гендельман, Москва, занятия по Талмуду — Марк Шварцер, Израиль). На семинаре был прочитан курс по философии книги «Песнь Песней» (Александр Львов, СПб.).

В учебной программе семинара был использован абсолютно новый для нас метод ведения лекций — он-лайн встречи в системе Интернет с преподавателями университетов Израиля. Участники семинара-лаборатории, не выходя из помещения компьютерного класса школы, смогли прослушать лекции Арье Ольмана по Книге Рут, Елены Римон по творчеству Ш. Й. Агнона и принять участие в дискуссии «Тора и наука». Это начинание нашло свое продолжение уже в сентябре 2001 года, когда свою работу начал новый проект Педагогического клуба: VLC — «Сетевое образовательное сообщество». Многие из наших читателей уже знакомы с этим проектом и являются его активными участниками.

Как уже было сказано, основной задачей семинара было творчество. Участникам семинара предложили войти в состав одной из творческих групп («начальная школа и еврейская литература», «традиция», «иврит», «проект „Мидраш“»). На своих встречах коллеги смогли представить на обсуждение свои проекты и получить экспертную консультацию, и, что самое главное, найти своих единомышленников. Индивидуальная работа по проектам велась круглосуточно, особое место отводилось неофициальному общению.

Всего на семинаре было представлено 29 проектов по разным предметам еврейского цикла и начальной школы. С проектами участников семинара-лаборатории вы можете познакомиться на страницах нашего альманаха. К примеру, уже в выпуске № 9 были опубликованы разработки двух его участниц: по еврейской детской литературе — Ольги Ляховецкой («Бет-Хана», Днепропетровск), и материалы к урокам по изучению еврейских классических текстов на уроках русской литературы в старших классах еврейской школы Ирины Царевой (Таллиннская еврейская школа). Некоторые из представленных работ после окончательной доработки будут изданы в виде отдельных брошюр или учебных пособий (в данный момент готовятся к изданию учебное пособие по преподаванию традиции в начальных классах школы Ханы Бродоцкой и учебник по истории для 5-го класса Максима Мельцина).

По мнению участников и организаторов семинара, этот двухнедельный опыт дал несомненный толчок творчеству, позволил проявить свои возможности и подарил настоящую радость общения с коллегами из разных регионов, которых интересует и глубоко волнует развитие еврейского образования.

СЕМИНАР ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В работе учебного семинара приняли участие 37 учителей из 18 городов и 4 регионов СНГ. Таким же географически обширно представленным оказался и состав преподавателей.

Организаторами семинара было поставлено несколько задач.

Одна из них — определение уровня преподавания еврейских предметов в воскресных школах и профессиональный состав преподавателей. Эту задачу помог решить социологический мониторинг, проведенный в рамках семинара.

Основная цель данного семинара — конечно же, приобретение новых знаний и духовное обогащение учителями себя и своей школы. Учебная программа семинара была содержательна и насыщенна.

В первый же день всем приехавшим предложили войти в одну из учебных групп: традиции, иврита, литературы или истории. Так как чаще всего преподаватели воскресных школ ведут в своих школах несколько предметов, участникам семинара оказалось трудно определиться. На помощь пришли организаторы: учебный план разделили на обязательные дисциплины для участников групп и предметы по выбору.

За семь жарких летних дней учителя традиции воскресных школ прослушали курсы по традиции и еврейскому искусству Александра Рохлина (СПб.) и курс лекций Ури Спасского (Москва) по преподаванию данного предмета. Преподаватели иврита упражнялись в языке и грамматике в группах разного уровня. Историки вели разговоры о сионизме конца XIX — начала XX вв. с Максимом Мельциным (СПб.), а «литераторы» — в эту группу вошли преподаватели начальных классов и те, кто работает с детьми младшего школьного возраста, приняли участие в разработке хрестоматии по чтению для 3-го класса под руководством Анны Молчановой (СПб.).

Не менее интересным оказался набор предметов по выбору. Участникам семинара было предложено выбрать один или несколько предметов из представленных в списке. Таким образом, независимо от избранного профиля, учителя воскресных школ смогли заняться изучением компьютерных технологий в группах разного уровня на занятиях Анатолия Шперха (СПб.), прослушали обзорный, но вместе с тем содержательный курс по Мегилот, который провела Галина Синило, преподаватель университета из Минска. Мишну на интегрированных уроках иврита и традиции можно было изучать с Александрой Черниной (Израиль—СПб.), а курс «Еврейские праздники» — с Марком Шварцером (Израиль). Хана Ротман на этом семинаре представила вниманию участников методику преподавания иврита на основе еврейских классических текстов на примере книги Рут.

По окончании семинара его участники получили именные сертификаты с указанием количества часов по всем прослушанным ими дисциплинам.

Особая цель недельного семинара для воскресных школ — выявление и постановка общих проблем, общение с коллегами и обмен опытом по их разрешению. Этому были посвящены вечерние «круглые» столы, на которых участники представляли свои разработки и говорили о наболевшем.

Олеся Сопильняк из Иркутска провела с коллегами занятие в динамической группе для малышей, Светлана Русс и Михаил Бунимович (Казань) поделились шестилетним опытом работы со школьниками среднего возраста; Татьяна Сванидзе из Бобруйска и Светлана Тельман из Набережных Челнов продемонстрировали видеоматериалы об организации совместных праздников школы и общины; Евгения Скобеева (Запорожье) представила программу по ИЗО и развитию речи для детского сада; Елена Останина (Москва) поделилась методикой работы в разновозрастных группах. О достижениях в искусстве можно было судить по прекрасной выставке работ учащихся разных школ и фотоматериалам, привезенным участниками семинара. Само собой, основное общение было неформальным.

По мнению участников, семинар удался. Не помешали его проведению ни особые условия, в которых проходил семинар, ни учебная загруженность, ни жара, стоявшая в это время в Москве. Все устали, но признали, что это приятная, продуктивная усталость.

Галлит Якубман

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]