Степанская Нина Самуиловна

Степанская Нина Самуиловна

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Белорусской государственной Академии музыки, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Республиканского музыкального колледжа при БелГАМ (г.Минск).

Основная сфера моих научных исследований в течение последних 10 лет — еврейская музыка в Восточной Европе. По проблемам еврейской музыкальной традиции мной прочитано 8 докладов на республиканских и международных конференциях, опубликовано 10 статей.

Мною разработан курс лекций по истории еврейской музыки, который регулярно читается в Еврейском общинном доме, в Клубе творческой интеллигенции, в музыкальных училищах Беларуси, в качестве академического факультативного курса в Академии музыки. Отдельные лекции данного курса были прочитаны на семинарах центра Сэфер и Педклуба для еврейских школ в Москве и Санкт-Петербурге в течение 2002-2003 годов.

Постоянно выступаю с лекциями-концертами в цикле «Евреи в мировой музыкальной культуре» в качестве ведущего концертов, лектора и концертмейстера.

На базе созданного мною в Академии музыки спецкласса по изучению еврейской музыки, осуществляю руководство дипломными и диссертационными работами, посвященными проблемам еврейской музыкальной культуры. Совместно с аспирантом Д.Слеповичем я разработала и осуществляю проект по собиранию и сохранению идишского фольклора на территории Беларуси. В течение двух лет провожу экспедиции по общинам республики, собираю песни, воспоминания, факты о жизни довоенной еврейской общины и значении музыки в ней, о воздействии социально-экономических преобразований на традиционные представления и звукотворчество народа. В перспективе планирую создание аннотированной антологии еврейской песни белорусского региона.

Я работаю над созданием учебного пособия по истории еврейской музыки, необходимость которого обусловлена практическим отсутствием материалов на русском языке по данной теме.

Участие в конференциях и публикации:

  1. Д.Шостакович и еврейская культура // К 90-летию Д.Д.Шостаковича. Материалы теоретической конференции (21–23 ноября 1996 г.). Мн.: БГАМ, 1997. С. 144-156.

  2. Еврейская музыка как этнокультурный феномен на белорусской земле// Музычная культура Беларусi. Пошукi i знаходкi. Мн.: БДАМ, 1998. С. 65-72.

  3. Авторское-«чужое» как феномен музыкального искусства // Диалог культур и культурная политика. Сборник статей. Мн.: МЦКИиК, 1998. С. 163-176.

  4. Хасидская музыкальная традиция в контексте культуры евреев Беларуси// Музычная культура Беларусi. Праблемы гiсторыi i тэорыi. Мн.: БДАМ, 1999. С. 20-30.

  5. Еврейская литургическая музыкальная традиция в исторической ретроспективе.// Вести Академии музыки. Вып.2 Минск, 2001, с.76-81

  6. Экстатический топос в еврейской музыкальной традиции.// Материалы Девятой Ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М. 2002. С.293-295

  7. Еврейская музыкальная литургическая традиция в исторической ретроспективе.// Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi. Мiнск, 2002. С.76-81

  8. Композиционно-стилевые процессы в еврейской литургической музыке восточноевропейских общин.// Вопросы истории музыки. Минск, 2002. С.153-165

  9. Структура еврейской музыкальной традиции в белорусском регионе на рубеже XIX-XX веков. Материалы Десятой Ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М. 2003.С. 28-31

  10. Eврейская музыка в исполнении белорусских народных музыкантов: к проблеме переинтонирования. Сдана в печать.

на предыдущую страницу предыдущая страница