Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Ольга Ляховецкая (Днепропетровск)

ПРОГРАММА ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

------------
Мы публикуем сокращенную версию программы.
------------

Введение

Основы грамотности закладываются в раннем детстве, благодаря знакомству с миром печатного слова. Для того чтобы овладеть чтением и полюбить это занятие, необходимо научиться пользоваться повествовательными формами речи, литературным языком, книжной лексикой.

В процессе приобщения к книге и книжной культуре ребенку нужно научиться:

  • различать типы текстов;

  • понимать речь повествовательную и описательную (хотя в повседневной жизни преобладает речь диалогическая);

  • самостоятельно научиться различать достоинства и недостатки текста.

Существующие подходы к преподаванию языка можно условно разделить на две категории:

  1. Методики, рассматривающие язык как коммуникативное средство общения, речь.

  2. Методики, направленные на развитие навыков чтения и письма при работе с письменным текстом.

Для второго подхода текст является приглашением к интеллектуальному анализу, обогащенному эстетическим переживанием. Этот подход позволяет детям заново овладеть еврейским культурным наследием.

Основные принципы моей работы по развитию активной и пассивной лексики таковы:

  • грамматические структуры осваиваются учащимися только в лексическом контексте;

  • освоение устной речи и слуховое восприятие языка предшествует освоению чтения и письма;

  • чтобы повысить эффективность овладения разговорной речью, необходимо создание жизненных ситуаций на уроке;

  • обучение чтению и письму должно базироваться на запасе хорошо известных слов и вестись параллельно;

  • очень важно строгое соблюдение постепенности подачи материала. Постепенность способствует возникновению ассоциативной связи между рисунком, звуковым и письменным образом слова; учитель должен хорошо рассчитать баланс нового и закрепляемого материала;

  • обучение должно быть увлекательным, поэтому большинство упражнений лучше строить в форме игры.

Создавая программу, я в основном придерживалась классификации раби Ш. Р. Гирша, приведенной в книге "Хорев". Заповеди в ней классифицированы в соответствии с их функциями и разделены на пять групп. Этому же принципу следует моя программа.

  1. Справедливость по отношению к людям.

  2. Справедливость по отношению к окружающему миру.

  3. Любовь и забота о людях.

  4. Обогащение окружающего мира.

  5. Жизнь духа.

В этой схеме виден определенный порядок.

Мицвот (заповеди) первых двух групп имеют целью установление справедливых отношений — сначала с другими людьми, а затем и со всем окружающим миром.

Цель мицвот третьей группы — поднять уровень отношений с другими людьми от справедливости до любви и заботы.

Мицвот четвертой группы стимулируют продвижение от справедливых отношений человека с окружающим миром к духовному обогащению этого мира.

Наконец, пятая группа охватывает духовные качества, которые лежат в основе всех мицвот, и, по сути, является конечной целью этих мицвот.

Эрец Исраэль

И овладейте страною, и поселитесь в ней, ибо вам дал Я землю эту, чтобы владеть ею.
Бемидбар, 33:53

Мицва жить в Эрец Исраэль равноценна всем остальным мицвот, вместе взятым.
Сифре, Экев, завершающие строки

Бог дал Тору народу, а не отдельному человеку или нескольким людям. И этот народ должен жить в избранной для него стране, где ему предстоит построить цивилизацию Торы — справедливое и милосердное общество, которое станет чудом этого мира.

Избранная земля намеренно была расположена как нельзя лучше для того, чтобы весть об идеальном обществе разнеслась повсюду: Эрец Исраэль находится на стыке трех великих континентов и к тому же — на морском побережье. Евреи должны стать "народом святым". "Святой" означает в Торе "посвященный чему-либо", "имеющий высшее предназначение". В данном случае предназначение заключено в том, чтобы быть справедливым, цельным, наделенным даром давать.

Таков был план, но человеческие слабости помешали его осуществлению. Мы дважды теряли нашу землю. Сегодня, две тысячи лет спустя, мы возвращаемся в Эрец Исраэль.

Тора уделяет много внимания красоте Эрец Исраэль — страны, являющейся "окружающей средой" Торы. Мудрецы подчеркивают важность чистоты, красоты, естественности окружающей среды для гармонического развития человеческой личности. Наслаждение красотой природы, созерцание цветущих лугов, высоких гор, безбрежной глади моря очень важно для духовного развития человека.

Галаха. Мицва жить в Эрец Исраэль не связана с приходом Машиаха. Она относится ко всем временам. Однако не может быть и речи о действительной "жизни в Эрец Исраэль", если не соблюдены два условия:

  • возможность изучать Тору;

  • возможность зарабатывать себе на жизнь.

Тексты к теме

И. Амихай "Башня Давида"; Х. Н. Бялик "За морем"; Д. Омер "Куда исчезли ребята".

Уважительное отношение к человеческой жизни и личности

Не убей.
Шмот, 20:13

И со всякого человека, с одного за другого, взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по подобию Бога создал Он человека.
Берешит, 9:5

Лишить человека жизни — тягчайшее преступление. Ценность жизни неизмерима, и сократить ее хотя бы на мгновение — значит совершить убийство. Рука убийцы лишает мир присутствия Бога. "Убивающий человека разрушает целый мир" (Мишна, Сангедрин, 4:5).

Мы живем в эпоху гуманизма. О ценности человеческой жизни сказано много высоких слов, но на самом деле мы нередко видим, что жизнь человека ни во что не ставят. Есть немало "идеалистов", готовых погубить сотни ни в чем не повинных людей только для того, чтобы кому-то что-то доказать или привлечь внимание к своей особе или к какой-либо ситуации. А другие, хотя прямо их не поддерживают, но "вполне понимают". "Понимать" зло — значит внутренне соглашаться с ним.

Галаха. Человеческую жизнь нельзя подвергать опасности даже косвенным образом. Неосторожный водитель, с точки зрения Торы, — потенциальный убийца. Даже тогда, когда человек думает, что, обрывая чью-то жизнь, он совершает акт милосердия ("чтобы не мучился"), — все равно это убийство. Никто не имеет права считать чью-либо жизнь бессмысленной, в том числе и свою собственную.1

И вот два еврея ссорятся; и сказал он (Моше) неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего?
Шмот, 2:13

Тора называет всякого, кто хочет ударить другого человека, "раша" — злодей. Стоит ли становиться злодеем из-за мгновенной вспышки гнева? Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Бога, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе, — это, согласно Торе, тяжкое преступление.

Галаха. Родители имеют право наказывать детей, а учитель — ученика. Но если применяется телесное наказание, оно должно быть минимальным, символическим. (Впрочем, если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании.)

Тексты к теме

Э. Бен-Эзер "Ариковы сардины".

Личность в еврейской истории

Мудрость педагога, героическая любовь к детям — с этими словами ассоциируется имя Я. Корчака.2 Оно стало символом высоты духа. Главная педагогическая идея Корчака укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить своих детей.

Януш Корчак не спас своих воспитанников, да и не мог бы их спасти. Но он не оставил их перед лицом смерти, точно так же как не оставил их перед лицом жизни.

Педагогическая система Корчака построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. "Те, у кого не было безмятежного настоящего детства, страдают от этого всю жизнь. Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке".

Януш Корчак не идеализирует детей, но для него каждый ребенок — личность. "Мой принцип: пусть дитя грешит, ведь в конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость".

6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками "Дома сирот" в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.

"…Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы".

Литература к теме

Я. Корчак "Дневник"; И. Перлис "О жизни и творчестве Януша Корчака".

Справедливость к слабому и увечному

И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте.
Шмот, 22:20

Когда поселится пришелец на земле вашей, не притесняйте его. Как туземец среди вас да
Вайикра, 19:33-34

И не обижайте3 один другого: бойся Бога твоего; ибо Я — Господь Бог ваш.
Вайикра, 25:17

Не злословь глухого и перед слепым не ставь препоны.
Вайикра, 19:14

Запрет притеснять и причинять неприятности направлен против создания препятствий и препон человеку в его законных стремлениях. Эта мицва направлена против всех форм дискриминации и преследования.

Неправ тот, кто полагает, что согрешить можно только действием. Неосторожное слово способно иногда лишить человека счастья и покоя или причинить такую боль, с которой не сравнятся никакие насильственные действия.

Бог наделил человека чуткой душой, способной отзываться на самые возвышенные чувства: благодарность и безмятежность, восторг и любовь. И она так же легко ранима злым, оскорбительным, необдуманным словом.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы немножко посплетничать, коснуться чужих изъянов, недостатков и слабостей? Разве это такое уж преступление?

Следует уяснить себе, что опорочить чье-то доброе имя отнюдь не пустяк.4 Драгоценный дар речи дан нам, чтобы нести миру благо, а не зло. В нашей душе заложена способность к безграничному совершенствованию, а мы калечим ее, ковыряясь в недостатках ближнего.

Тексты к теме

Р. Керен "Саид"; У. Орлев "Восстание".

Любовь к ближнему

Люби ближнего твоего, как самого себя.
Вайикра, 19:18

Сказал раби Акива: "Это — великое общее правило Торы".
Сифра, 48

Разумеется, невозможно любить "по приказу". Но любовь к ближнему предполагает не сантименты, а конкретные действия. Любить ближнего — значит вести себя по отношению к другим как любящий человек. Это основополагающий принцип Торы. Любви заслуживают люди как таковые, независимо от того, нравится нам или нет тот или иной человек.

Отношение к человеку не является чем-то застывшим. Действия человека влияют на его чувства. Когда мы начинаем заботиться о другом, беспокоиться о нем, этот другой становится нам ближе. Так возникают интерес и симпатия. Мы вкладываем в другого частицу самого себя, и уже одно это заставляет нас смотреть на него по-иному. Ощущение, что другой человек готов ответить на наши чувства, — начало пути к любви.

Рассказ к теме

…Было уже за полночь. Я шел по пустынному городу в гостиницу на другом берегу реки. Ночь была темна и туманна, такси поймать не удавалось. У моста я вдруг увидел фигуру, свесившуюся через парапет. "Пропащий бродяга", — решил я. Вдруг фигура исчезла. Послышался всплеск воды. "Боже мой, — подумал я, — самоубийца!" Я сбежал под мост, бросился в воду, схватил его, когда он приблизился ко мне, увлекаемый течением, и вытащил на берег.

Это был совсем молодой парень. Он еще дышал. Тут я заметил двух прохожих и крикнул им, чтобы они вызвали скорую помощь.

Костюм мой был испорчен, я чувствовал, что сильно простудился. Но ведь я спас человеку жизнь! Дома я принял горячую ванну, залез в постель, но долго не мог успокоиться. Такой молодой! Зачем он это сделал?

На следующее утро я купил фруктов и отправился в больницу. Мне хотелось понять, почему это произошло. Может быть, я чем-то смогу помочь?

Почему я вообще заинтересовался этим парнем? В этом огромном городе, наверное, каждую ночь совершается несколько самоубийств. Прежде меня это совершенно не трогало. И вдруг меня осенило: конечно же, сначала ты что-то делаешь для человека и лишь потом начинаешь о нем беспокоиться. Я вытащил парня на берег, и у меня появилось беспокойство о его дальнейшей судьбе. Вот так это происходит: чтобы начать любить другого, надо что-то дать ему.

По книге рава Деслера "Михтав ме-Элиягу", часть I.

Уважение к чувствам и инстинктам животных

Бог дал нам власть над животными лишь для разумных целей, гуманных и мудрых. Переступив через эту грань и утратив чуткость к физическим и душевным страданиям животных, мы превращаемся в деспотов и мучителей. И неважно, легкомыслие, эгоизм, пустая прихоть или, не дай Бог, садистские наклонности являются здесь причиной. Нельзя грузить непосильную ношу на животных, вверенных Богом нашему попечению, а также изнурять их непосильной работой. Вопрос, что значит "изнурять животное", обращен к человеческой совести.

Мы несем ответственность за животных и должны быть чутки к их нуждам. Прежде чем самому сесть за стол, надо накормить животное.

Рассказ к теме

Раби Исраэль из местечка Ружин, близ Слуцка, хасидский ребе, живший в XIX веке, имел обыкновение каждый день объезжать округу в карете, запряженной двумя великолепными лошадьми. Когда экипаж подъезжал к крутому подъему, ребе выходил из него и поднимался по склону пешком. Затем он снова садился в карету. "Но, ребе, разве это так уж нужно? — спросили как-то его ученики. — Вашим лошадям прекрасно живется. Их холят, хорошо кормят, днем они резвятся на выгоне, а ночью греются в конюшне. Единственная их обязанность — час в день возить ваш экипаж. Так неужели они перетрудились бы, если бы разок-другой втащили вас на кручу?" — "Возможно, вы и правы, — ответил ребе. — Но в таком случае, когда я предстану перед Небесным судом, лошади обвинят меня, что я утруждал их чрезмерной работой. Конечно, я смогу выдвинуть в свою защиту приведенные вами доводы. Вероятно, меня даже оправдают. Но скажите мне: кому охота судиться с собственными лошадьми?"

Из хасидских историй

Тексты к теме

Ш. Агнон "Птица моя"; Л. Гольдберг "Сдается квартира", "Это кто это?"; О. Дриз "Теленок", "Хеломские обычаи"; Л. Квитко "В гости"; З. Шнеур "Корова".

Бережное отношение к окружающей среде

Бог взял Адама и показал ему райский сад. "Смотри, — сказал Он Адаму, — как прекрасен и замечателен Мой мир! И все это Я создал для тебя. Не разрушай же его, ибо потом он уже не восстановится".
Мидраш Коэлет Раба, 7:13

Если осаждать будешь город… то не порть его (плодовых) деревьев, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не руби…
Дварим, 20:19

Все, что у нас есть, все богатства этого мира — дар Всевышнего. Бог желает, чтобы мы со всем нашим достоянием были благословением для мира, а не несчастьем для него. И мы отвечаем за то, чтобы наше богатство не стало проклятием вместо благословения.

Галаха. Все, что приводит к образованию пыли, дыма, шума, неприятного запаха или вибрации, следует делать там, где это не будет мешать другим людям.

Даже в период военных действий следует бережно относиться к окружающей среде, помня о постоянных потребностях людей. Поэтому в Устной Торе есть два предписания на случай войны:

  1. бессмысленное разрушение ("поднять на них топор") запрещено в любом случае;

  2. если необходимо срубить деревья, выбирайте с умом, и, когда можно найти неплодовые деревья, не рубите плодовые.

Мир доверен нам Богом, и Он ждет от нас, что мы будем пользоваться им на благо всему человечеству.

Галаха. Можно срубить плодовое дерево, если оно наносит вред другим, более ценным посадкам или зданию, а также в том случае, если древесина этого дерева ценнее его плодов.

Человек — не хозяин сада, который он призван возделывать. Земля передана нам Богом, и Он хочет, чтобы мы пользовались ею благоразумно. Это значит, что, расходуя природные богатства, мы должны проявлять дальновидность и бережливость.

Наша планета дана нам не для того, чтобы мы, не заботясь ни о своих современниках, ни о будущих поколениях, расхищали и разоряли ее богатства. Человек должен помнить и заботиться о будущем. Эти "основы экологии" преподаны нам много столетий тому назад. Сажая дерево, мы должны быть готовы к тому, что есть его плоды мы сможем лишь через три года.

С возрождением сельского хозяйства в современном Израиле эту заповедь стали соблюдать на практике. В каждом кибуце, или поселении, где выполняют заповеди Торы, молодые деревья отделены от других посадок. Они помечены табличкой "год такой-то".

Рассказ к теме

Однажды, находясь в пути, Хони а-Меагел увидел человека, сажавшего рожковое дерево. Сказал тому: "Через сколько лет оно принесет плоды?" Ответил тот: "К семидесятому году".

Сказал Хони: "Но ведь ты не можешь рассчитывать, что проживешь семьдесят лет и будешь есть плоды этого дерева!"

Ответил тот: "Я застал на свете рожковые деревья; и так же, как мои предки сажали их для меня, так я сажаю их для моих потомков".

Таанит, 23а

Тексты к теме

Т. Гершкович "Госпожа воробьиха и миндальное дерево"; Н. Йонатан "Плакучая шелковица"; Л. Квитко "Слива", "Цветок", "Однажды", "Дочка"; Ш. Черниховский "Смотри, земля"; З. Шнеур "Варенье варят"; Р. Элицур "Трапеза в Ту-Бишват".

Уважение к старости и мудрости

Перед сединой вставай и выказывай уважение перед лицом старца.
Вайикра, 19:32

Отношение к молодости и старости в значительной степени определяет уровень общественной культуры. Там, где царит культ силы и наслаждений, прославляют молодость, где в почете разум и одухотворенность, почитают старцев.

Галаха. Нужно вставать перед тем, кто отмечен познаниями в Торе, даже если он молод, и перед стариком, даже если он не отмечен познаниями в Торе, — из уважения к мудрости, которую он приобрел в школе жизни. В Талмуде сказано: "Глупо вставать перед свитком Торы, когда его проносят в синагоге, и не вставать перед мудрецом!"

Тексты к теме

О. Дриз "Книга"; Н. Харэль "Долг".

Родители и воспитание детей

…И поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих.
Дварим, 4:9

И учите им сыновей своих, говоря о них, когда сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда молишься, и когда встаешь.
Дварим, 11:19

Воспитывай юношу на его пути (исходя из его задатков): тогда и состарившись, он не сойдет с него.
Мишлей, 22:6

Не ребенок для нас, а мы для ребенка. Возможность высочайшего служения, какой является родительский долг, станет для нас вершиной счастья, если отдавать для нас важнее, чем получать.

Тексты к теме

И. Атлас "Когда я плачу"; Л. Гольдберг "Плохой мальчик"; Ш. Коэн-Асиф "Когда мне грустно"; И. Мангер "Сарра поет колыбельную Ицхаку".

Еврейское классическое образование (ешива, хедер)

Долгое время ешива играла решающую роль в духовной жизни народа и была, по выражению Бялика, "мастерской народного духа". Из нее выходили мудрецы и законоучители, которые руководили Израилем в дни изгнания.

Методы обучения в ешивах, такие, как обучение в хевруте, учеба "по пути понимания", интересно сравнить с современным методом "обучения в парах" В. Ривина.

Тексты к теме

Х. Н. Бялик "Самосевка", отрывок "Алеф-бет"; Я. Корчак "Десять спичечных коробков"; М. Мойхер-Сфорим "Маленький человечек"; С. Г. Фруг "Ученье — свет"; Шолом-Алейхем "Меламед Бойяз".

1 Галаха, однако, запрещает продлевать страдания умирающего, когда нет надежды на излечение, и предписывает облегчать их, не считаясь с тем, что это может приблизить смерть.  — Прим. ред. назад

2 Псевдоним. Настоящее имя Генрик Гольдшмидт (1878, Варшава — 1942, Треблинка). назад

3 Это касается обиды или вреда, нанесенного словами. назад

4 Галаха, однако, обязывает предупредить человека об опасности, даже если это сопряжено с отрицательной характеристикой, например: "Такой-то, кто просит у тебя взаймы, уже должен тому-то и тому-то и отказывается возвращать им свой долг". Или: "Такой-то, нанимающий тебя на работу, не заплатил зарплату тому-то и тому-то". — Прим. ред. назад

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]