Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Семинар по преподаванию Холокоста в Санкт-Петербурге

11—12 марта в Санкт-Петербурге на Моховой ул., 20, в помещении Института социальных и общинных работников им. Розенвальда прошел семинар для учителей северо-западного региона России «Проблемы преподавания Холокоста в российской школе», организованный петербургским отделением Джойнта.

В семинаре приняли участие тридцать школьных учителей истории, методистов и преподавателей вузов из Петрозаводска, Великих Лук, Новгорода и Пскова.

Собравшиеся прослушали лекции по различным аспектам идеологии национал-социализма, по истории антисемитизма, немецкого оккупационного режима и другим связанным темам. Лекции читали петербургские специалисты М. Шкаровский, К. Плоткин, В. Антокольский и В. Столов, а также руководитель московского НПЦ «Холокост» И. Альтман.

Работа семинара показала, что интерес к преподаванию Холокоста среди учителей, работающих в системе государственного образования, уже миновал стадию осторожного любопытства, связанного с новизной самого термина, и приобрел устойчивый, профессиональный характер. В то же время сама концепция подобных семинаров, безусловно, еще находится в стадии становления и это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их подготовку и проведение.

По всей видимости, необходимо учитывать специфику нееврейской аудитории и при определении тематики лекций, дискуссий и практических занятий. Так, огромный интерес у слушателей вызвало выступление доктора исторических наук Михаила Шкаровского «Православная церковь и Холокост». И сама лекция, и реакция на нее, явились убедительной иллюстрацией к дежурному тезису о том, что реалии Холокоста слишком мрачны и трагичны и посему должны «оттеняться» изрядным количеством «позитива».

Как всегда, чрезвычайно велик был эффект от знакомства слушателей с образцами местной прессы, выходившей на захваченной немцами территории (их предложил вниманию собравшихся кандидат исторических наук Константин Плоткин). Жизнь в оккупации, со всеми ее героическими, трагическими и обыденными деталями — один из наименее известных пластов той войны, и этой теме еще предстоит найти отражение в школьных программах и учебниках.

Дискуссии, проведенные за два дня работы семинара, выявили несколько моментов, связанных с преподаванием Холокоста, которые вызывают противоречивые мнения учительской общественности. Один из них можно сформулировать примерно так: «Что такое Холокост: еще один аспект Второй мировой войны, в силу определенных исторических причин мало известный в нашей стране? Или же это некая специфическая область, требующая от преподавателя не просто формальных знаний, но и особого душевного настроя?» Обсуждались и более практические вопросы, например — как изыскать учебные часы для рассказа о Холокосте. Участники дискуссии пришли к выводу, что это можно сделать за счет сокращения неоправданно растянутого изучения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны.

Семинар, прошедший в доброжелательной и творческой обстановке, завершился дружеским ужином. Из пожеланий и мнений, высказанных на нем, отчетливо выделялось одно — «подобные встречи должны иметь продолжение и развитие!». Что ж, по всей видимости, действительно, пришла пора выработать долгосрочную программу ознакомления педагогов Северо-Запада с различными сторонами Холокоста — этого трагического феномена XX столетия, оказавшего глубокое воздействие на судьбу нашей цивилизации.

В. Столов

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]