Более месяца назад мы обратились к вам с просьбой поддержать народ Израиля в его нынешней борьбе с арафатовским экстремизмом. Ваша поддержка была бы существенной помощью и арабскому населению Палестины, более всего страдающему от своего криминального руководства. Но из всего состава Фонда только Елена Георгиевна Боннэр выступила, и уже далеко не в первый раз, в защиту Израиля.
К сожалению, остальные промолчали. Молчание же в осуждении террора и террористов рассматривается ими, хотите ли вы этого или нет, как существенная моральная поддержка.
В связи с проблемами Израиля, мы считаем своим моральным долгом напомнить вам мнение Андрея Дмитриевича Сахарова, высказанное им в связи с трагедией в Мюнхене в 1972 г. — захватом и убийством израильских спортсменов:
"Несколько слов о том, как я отношусь к палестинской проблеме в целом. Несомненно, каждый народ имеет право на свою территорию — это относится и к палестинцам, и к израильтянам... После трагедии, разыгравшейся в 40-ых годах, палестинцы стали объектом манипулирования, политической игры и спекуляции, оказались в руках у внешних и чуждых им сил. Давно можно было бы расселить беженцев по богатейшим арабским странам, дать им в руки технику и землю, деньги и образование, а не подставлять их под бомбы в ответ на бессмысленные террористические акты.
В перспективе возможны различные варианты мирного урегулирования и достижения палестинской автономии. Однако Израиль не может при этом допустить зависимого от СССР образования внутри своего государства или рядом с ним. Только безоговорочное признание Израиля, отказ от терроризма, создание гарантий независимости от внешних влияний могут стать подлинной основой решения судьбы палестинцев."
(Андрей Сахаров. "Воспоминания", часть вторая, гл. 11, "Издательство имени Чехова", Нью-Йорк, 1990, стр. 507)
Эти строки писались в 1981-82 годах, однако и сейчас точнее и своевременней не скажешь. Разумеется, место СССР как "империи зла" заняла международная сеть террористического образования — воинственного исламского фундаментализма.
Трагедия в Мюнхене, напомним, была организована бандами террориста Ясера Арафата, будущего лауреата Нобелевской премии мира, принимаемого некогда только в считаных арабских столицах и в тогдашней Москве. Теперь он — всеми признанный "демократически избранный" глава Палестинской автономии, до самого последнего времени — желанный гость в кабинетах высшей власти буквально всех стран. Он и сейчас шнырял бы по всему миру, не сделай его армия Израиля невыездным, своего рода "отказником". Этим, кстати, Израиль избавил лидеров Запада и США от позорных объятий с главарём террористских банд — одним из вождей и вдохновителем мирового терроризма.
Трагедия в Мюнхене, как и беспрерывные террористические акты в Израиле — всё это было лишь пробой сил. Экстремистское сообщество в определённом смысле изучало реакцию западных демократий. Они же не реагировали на террористические атаки, а ответные меры дружно осуждали за их "жестокость", "негуманность", "неадекватность", за необходимые превентивные аресты, якобы нарушающие "права человека" и т.д.
Экстремисты увидели и поняли, что никто им противостоять не собирается да и не хочет делать это, что либеральные западные демократии заняты своими внутренними проблемами, им не до глобальных угроз: была бы нефть, а там пусть исламисты понемногу прибирают к своим рукам какие-то далекие окраины, христианские части Ливана и Палестины, иудейский Израиль — этого им на сегодняшний день хватит...
Попустительство терроризму резко увеличило размах его деятельности. Беспрецендентные волны террора распространились с Ближнего Востока, позже и Афганистана, на далекие, как казалось Западу, Филиппины, в Индостан, Индонезию, Сомали, Кению, Россию, а потом и на близкие — США... Нигде, ни в одной стране мира человек уже не может считать себя в безопасности. Но Европа и даже кое-кто в Америке продолжают считать, что это — не их война...
Вспомним, однако, что еще в 1975 г. в широко известной программной статье "О войне и мире" Сахаров говорил: "Я считаю, что США и европейские страны приняли на себя в октябре 1973 года ответственность за судьбу Израиля и что сейчас пришло время платить по этому счету." Сказано это было потому, что тогда Запад и США остановили войска Израиля и не дали им завершить разгром противника в Войне Судного дня, как они останавливали армию Израиля и раньше, в случае ее успехов, но не пытались вмешаться, когда ситуация могла стать обратной. Далее в своей статье Сахаров рассматривает и конкретные механизмы воздействия на арабов, вплоть до эмбарго на их нефть.
Сейчас, увы, нет и намёка на проявление моральной ответственности стран Запада — они успешно забыли о своем долге.
Казалось бы, именно в такой ситуации должны проявить свою ответственность правозащитные организации, включая, Фонд им. Андрея Сахарова. Увы, этого не происходит. Они не осуждают действий террористов, тогда как нарушение прав на свободу слова и демонстраций террористов и их пособников, или даже на свободу сексуальных меньшинств — это предмет неустанных забот правозащитных организаций. Поразительно, но нарушение права человека на его жизнь — эти организации не интересует! Терроризму в их глазах удалось легко предствть себя "национально-освободительным" движением, имеющим и в 21ом веке "лицензию на убийство".
К стыду и сожалению, многие "интеллектуалы" не только не находят слов осуждения террористов — они организуют или поддерживают бойкот Израиля — как государства и непосредственно своих коллег-израильтян, ежесекундно подвергающихся опасности атак террористов. Печально, что в чнсле инициаторов одной из первых петиций, фактически призывающих к бойкоту Израиля и его учёных, оказался член совета директоров Фонда им. Андрея Сахарова проф. Ричард Вильсон. Вдвойне печально, что никто в Фонде не осудил его за подобный шаг.
Сохраняют ли люди, не находящие слов для открытого и безусловного осуждения террористов, а иногда даже под разными предлогами выражающими им сочувствие и сопонимание, право именоваться правозащитниками? По нашему глубокому убеждению, такого права у них больше нет.
Каждый зтап мировой истории ставит перед движением в защиту гражданских прав новые задачи. Как бы реагировал на сложившееся положение, на возможности его развития Сахаров? Нам представляется, что его реакция вполне очевидна из приведенных выше его слов. Она была бы основана на беспристрастном научном анализе реальных фактов.
Так когда-то, собрав вместе и проанализировав, как ученый, множество как будто отдельных фактов о положении в стране и в мире, Андрей Дмитриевич Сахаров в своей основополагающей работе "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" приходит к заключению о важности соблюдения прав человека, ущемляемых в тоталитарных странах, и о необходимости конвергенции, т.е. сближения стран мира. В этих мыслях истоки всей его дальнейшей гуманистической деятельности.
И сейчас, будь А. Д. Сахаров жив, он несомненно, так же проанализировал бы и свёл воедино события во всем мире, а не только в отдельной стране, к примеру, в Израиле. Мы уверены, что выявив общность событий в разных уголках мира, он последовательно и решительно выступил бы против мирового исламистского терроризма и угрозы нового тоталитаризма, который этот экстремистский исламизм несёт.
Известный литератор Бенедикт Сарнов вспоминает (журнал «Лехайм», №118, сайт Jewish.ru) как во время разговора об очередных выступлениях против Израиля в Ливане, Сахаров, подумав, согласился с тем, что наилучшим решением было бы — взять Дамаск (напомним, столицу формально не участвующей в войне, но активно способствовавшей террористам Сирии).
Мы не сомневаемся, что и сегодня Андрей Сахаров поддержал бы самые суровые меры, способные ликвидировать угрозы мирового терроризма. Он не ограничивал бы свои интересы только одной частью мира, Россией или странами СНГ. Он бы видел, что в глобализованном современном мире свободу, безопасность да н жизнь граждан нужно защищать одновременно повсюду: уступки терроризму сейчас не менее если не более опасны и аморальны, чем "умиротворение" фашизма в тридцатые годы прошлого века.
К сожаленнию, в своей сегодняшней деятельности Фонд им. Андрея Сахарова не поднимается до высших моральных стандартов человека, имя которого он носит.
С уважением,
Профессора Мирон Амусья, Марк Перельман, Менахем Циндлехт и др.
Иерусалим, Израиль