Наивные материалисты
Узи Коэн – не хрипящий примат с бананом из популярной телепередачи, а одноименный ликудовский аппаратчик, послуживший ему прототипом, – заявил на прошлой неделе, что с присоединением Партии труда к правящей коалиции Шимон Перес станет «министром по делам ничего». Этим остроумным заявлением он успокоил делегатов конференции Ликуда, не желавших платить слишком высокую цену «живыми портфелями» за парламентские услуги левых партнеров.
Изрядный политический ресурс господина Коэна был предоставлен в распоряжение Ариэля Шарона. По свидетельству прессы, на стадии подготовки к голосованию неутомимый Коэн лично обнял и расцеловал 800 (восемьсот!) делегатов обоего пола в целях обеспечения надежного большинства предложению премьер-министра. Вместе с поистине критической массой Омри Шарона, труды целовальника стали залогом важной победы, одержанной на конференции сторонниками политического альянса Ликуд-Авода.
Возможно, что вечно-временный председатель Партии труда действительно станет в правительстве Ариэля Шарона «министром по делам ничего», но делать из этого поспешные выводы ликудникам не рекомендуется, поскольку Перес относится к тем редким людям, которые всякое «ничего» умеют превратить в НИИЧАВО. Подзабывшим советскую классику напомню, что эту таинственную аббревиатуру у Стругацких составляло название Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства.
В ту давнюю пору, когда Перес, еще будучи добрым волшебником, занимал не слишком заметную должность при Бен-Гурионе, из такого вот «ничего» им был создан израильский атомный реактор. Возможность реализации подобного проекта в нищем Израиле пятидесятых годов до сих пор представляется невероятной, но ведь стоит красавец в Димоне, урчит нутром от тяжелой воды и успокаивает этим своим урчанием наших буйных соседей.
Позже, уже отказавшись от желания быть непременно добрым волшебником, Перес производил из такого же «ничего» самые разные штуки, всякий раз поражая публику своим мастерством. Стоит вспомнить одно только «Осло», сваренное им под носом у Рабина, заученно повторявшего: «Я выберу направление, я укажу дорогу, я поведу». Пока Рабин выбирал да указывал, его самого привели на поклон к Арафату и заставили вооружить деревянных солдат, шедших на штурм Изумрудного города.
Верно, во времена оны Перес состоял в правительстве Рабина министром иностранных дел, но ведь израильский МИД есть «ничего в квадрате» и превратить его в НИИЧАВО – особенно трудно. Соответственно, речь здесь идет о таланте, проявившем себя вопреки обстоятельствам, а не благодаря таковым. Взгляните на сегодняшнего министра иностранных дел, и вам станет ясно, каково объективное – без чародейства – значение данного ведомства в израильском государственном аппарате.
Конечно, Шарон и сам представляется ныне волшебником, выбравшим лозунг отставных спецслужбистов, поступающих на работу в сомнительные корпорации. «Моя этика – профессионализм», – говорят о себе эти люди, проводя решительную черту между тем, что они умеют, и идеей служения своему народу. Так и Шарон, с его неизменной «результативностью» во всяком практическом деле. Прежде он созидал, теперь разрушает, но репутацию сносящего любые преграды бульдозера у него никто не отнимет.
При таком гроссмейстере – не согласится ли Перес на скромную роль подмастерья? Депортация евреев из Газы и Северной Самарии готовится своим чередом, новояз «сторонников мира» Шарон осваивает самостоятельно, палестинских партнеров – растит и лелеет. Можно бы Пересу и отдохнуть, насладиться почетным бездельем в роли «министра по делам ничего»... Другой бы наверняка согласился, но Перес? Что-то не верится.
Взять, к примеру, такую затею, как новая международная конференция по Ближнему Востоку. Почему бы не навязать ее Ариэлю Шарону? Почему бы не сделать «одностороннее отделение» – принудительным, чтобы и следа не осталось от жалкой иллюзии, будто Израиль действует добровольно, исходя из своих интересов? Почему бы не подключить к политическому процессу Европейский Союз, саудитов, организацию «Исламская конференция»?
Или – сирийское направление. Сделавшись «министром по делам ничего», Перес будет способен превратить сегодняшние потуги Башара Асада, призванные вывести Сирию из-под пресса американских дипломатических санкций, в полноформатный проект ликвидации израильского присутствия на Голанских высотах. Не место делает человека, а человек – место, и то, что задуманное в данном случае «ничего» будет называться, к примеру, «министр по делам развития Газы и Негева», не помешает Пересу воспарить над нашим северным небосклоном.
«Все мы наивные материалисты, – подумал герой Стругацких после первого посещения НИИЧАВО. – И ни у кого из нас ни на грош диалектики». Сегодня эти слова в полной мере относятся к делегатам конференции Ликуда, вообразившим, что, раз Узи Коэн способен пристроить полсотни своих кумовьев послами да директорами, то он и Пересу определит сферу деятельности. Как бы не так.
Первое прикосновенье
Волшебная палочка Шимона Переса уже прикоснулась к экономической программе правительства, перечеркнув основные результаты бюджетной реформы Биньямина Нетаниягу, но наивные материалисты из числа делегатов конференции Ликуда этого даже не заметили. Молчит и сам Нетаниягу, для которого необходимость в продолжении реформ была главной причиной нескольких капитуляций – лишь бы сохранить правительство Ариэля Шарона, лишь бы продолжить оздоровление израильской экономики, лишь бы скостить лишний фунт веса «толстого человека» (раздутый госаппарат), сидящего на плечах у «тощего труженника» (частный сектор).
Полтора года назад Нетаниягу добился существенного сокращения зарплат в общественном секторе. В среднем зарплаты чиновников были снижены тогда на 4 процента, а в самой высокооплачиваемой части госаппарата сокращение достигло 17 процентов. Сэкономленные таким образом средства переводились в «Фонд поощрения экономического роста», с соответствующей пометкой в платежной ведомости, получаемой на руки каждым наемным работником («тлуш-маскорет»). Нет нужды говорить о том, как раздражала и раздражает эта пометка занятых в общественном секторе – ведь их доходы и льготы впервые подверглись при Нетаниягу реальному сокращению.
Новое соглашение, заключенное на днях между минфином и Гистадрутом, предусматривает постепенное восстановление и даже увеличение зарплат в общественном секторе в 2005-2006 гг. Если средний уровень потерь составил там 4 процента, то теперь речь идет о 7-процентной «компенсации», которая сделает «толстого человека» еще толще и тяжелее, тогда как несущий его «тощий труженник» дополнительно потеряет в весе.
Заключить новое соглашение с Гистадрутом на подобных условиях Биньямина Нетаниягу заставил, прежде всего, тот факт, что с изменением коалиционного состава правительства он лишился поддержки министров Шинуя, исправно голосовавших за предложения минфина по либерализации израильской экономики. С новыми партнерами, в числе которых непременно окажутся Партия труда и кооптированный ею список Амира Переца, министр финансов объективно лишается свободы маневра, необходимой ему для продолжения реформ. Таким образом, торжественные заявления Нетаниягу, согласно которым «Авода присоединится к нашему правительству и к нашей экономической программе», выглядят в сегодняшней ситуации оторванными от действительности.
«Политика сокращения социальных пособий продолжится, поскольку только она поощряет людей к труду и тем самым выводит их из нищеты, создавая условия для экономического роста, – сказал Биньямин Нетаниягу 14 декабря, выступая на пятой Герцлийской конференции по проблемам национальной безопасности и стратегического баланса на Ближнем Востоке. – Прежняя политика выплаты социальных пособий укореняла в бедности значительные слои населения, способствуя таким образом росту неравенства. Принимаемые нами в данной связи решения часто бывают непопулярными, но они отвечают реальным потребностям страны, и их необходимо придерживаться, не допуская зазора между экономической и социальной политикой правительства. Полтора года назад мы стояли у края пропасти, но нам удалось добиться годового роста производства в 4 процента и начавшегося сокращения безработицы. Путь к преодолению бедности проходит через разрушение монополий, снижение налогов и переход от субсидируемого государством иждивенчества к созидательному труду».
Кредо Нетаниягу звучит вполне убедительно, но, помимо вышеупомянутого соглашения с Гистадрутом, следует указать и на такие требования Аводы, как увеличение пенсий и социальных пособий, внесение дополнительных компонентов в корзину медицинских услуг, снижение платы за обучение в университетах и т.д. Общим результатом этих «исправлений» станет уже в 2005 году увеличение расходной части бюджета на 600-700 млн шекелей. Примерно в таком же объеме требования к государственному бюджету предъявляются ультраортодоксальными партиями ШАС и Яхдут ха-Тора.
Учитывая, с одной стороны, продиктованную Шароном необходимость экстренного расширения коалиции, и, с другой стороны, заинтересованность будущих партнеров Ликуда в предъявлении зримых достижений своим избирателям, трудно вообразить, каким образом сохранится преемственность в экономической политике возглавляемого Биньямином Нетаниягу минфина. Эта политика позволила израильскому хозяйству преодолеть кризисную динамику начала 2000-х годов, но сегодня возможность ее продолжения представляется крайне сомнительной. Управляемый кризис, разразившийся на этой неделе в ходе коалиционных переговоров между Ликудом и Аводой, вряд ли противоречит данной оценке. Взаимная заинтересованность сторон такова, что необходимые для ее закрепления статьи в расходной части израильского бюджета наверняка найдутся.
Цена сближения
Наблюдаемое в последнее время сближение между Израилем и Египтом чаще всего трактуется как функция опасений Хусни Мубарака, связанных с перспективой установления власти ХАМАСа в секторе Газы (после вывода оттуда израильских войск). ХАМАС представляет собой палестинскую ветвь салафитского движения «Братьев-мусульман», стремящегося к возрождению халифата, не признающего легитимности современных арабских государств и угрожающего любому национальному правительству в мусульманском мире, включая автократический режим президента Мубарака.
Явное торжество исламистов в Газе не может не повлиять на внутриполитическую обстановку в Египте. Именно этот факт побуждает Каир к учреждению в секторе Газы эффективных механизмов военно-полицейского контроля. Зримым выражением этой заинтересованности являются в течение последнего года регулярные поездки министра-координатора египетских спецслужб Омара Сулеймана в Израиль и на территорию палестинской автономии.
Желая оправдать собственные действия, воспринимаемые египетским общественным мнением как сближение с Израилем и осуждаемые по этой причине исламской оппозицией, Хусни Мубарак заявил недавно, что Ариэль Шарон является именно тем человеком, с которым палестинцы могут добиться нужного им соглашения. Нахваливая Шарона, египетский президент защищает себя самого от критики экстремистов.
Кроме того, Мубарак пытается доказать своим подданным, что наблюдаемый диалог с Израилем служит египетским интересам. Для того, чтобы пресечь контрабанду оружия и взрывчатки в сектор Газы, Египту не нужны оснащенные бронетехникой армейские силы, но Мубараку было важно добиться фактического пересмотра ограничительных пунктов Кемп-Дэвидского договора (1979), задевающих национальную гордость египтян. Именно поэтому он добивался израильского согласия на размещение в приграничном районе дополнительных подразделений египетской армии.
К чести Ариэля Шарона нужно отметить, что он использовал заинтересованность Мубарака в активизации египетского участия в «мирном процессе» хотя бы для того, чтобы добиться освобождения Азама Азама (в обмен на шестерых египетских террористов и неуказанное пока число палестинцев, осужденных израильскими судами за участие в террористической деятельности). Шарон рад возможности записать в свой актив политическое сближение с Каиром, и то, что он не забыл при этом о человеке, томившемся восемь лет в египетских застенках, заслуживает особого упоминания.
Но, если мы говорим о цене, которую платит Израиль за наблюдаемое улучшение в отношениях с Египтом, нельзя не упомянуть договор, подписанный на этой неделе министрами промышленности и торговли обеих стран, при участии американского представителя. Этот договор предусматривает распространение израильско-американского соглашения о свободной торговле на продукцию, которая будет производиться в Египте – в трех специальных промзонах, создаваемых при участии израильского капитала.
Министр промышленности и торговли Эхуд Ольмерт назвал подписанный им договор «самым большим событием в сфере развития экономических отношений между двумя странами со времени установления мира между ними». С формальной точки зрения, Ольмерт прав, но стоит все-таки указать, в чем именно состоит практическое содержание нового договора.
Соглашение о свободной торговле с США обеспечивает нашей продукции беспошлинный доступ на американский рынок. В обмен на это американская продукция также не встречает препятствий на пути к израильскому потребителю. Естественно, что от этого страдают те отрасли нашей промышленности, которые, лишившись защиты торговых барьеров, не могут выдержать конкуренции с американскими производителями.
У Египта нет соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами. Соответственно, производимая в Египте продукция защищена от конкуренции с американскими товарами всевозможными механизмами тарифного (и нетарифного) регулирования. Но теперь, благодаря подписанному договору с Израилем, египтяне смогут беспошлинно поставлять в США продукцию трех своих промзон – с явным ущербом для экономических интересов нашей страны.
Этот ущерб будет состоять в следующем. Традиционные отрасли израильской экономики, в которых нет спроса на высококвалифицированную рабочую силу (текстиль, обувные фабрики, пищевая промышленность и т.п.), постепенно сворачивают местное производство и переносят свои предприятия за пределы Израиля. Но перенести производство в Индию или на Дальний Восток может не всякий. Иное дело – возможность разместить предприятие в расположенной неподалеку от Тель-Авива египетской промзоне, где за тот же труд придется платить существенно меньше, а выгоды от режима свободной торговли с США – те же, что и в Израиле.
Точно такой же договор уже несколько лет имеется у нашей страны с Иорданией, создавшей «под него» специальную промзону в районе Ирбида. По мнению экспертов, предусмотренный этим договором режим поощрения иностранного производства за счет соответствующих статей израильско-американского соглашения о свободной торговле нанес тяжелейший удар по традиционным отраслям израильской промышленности, выбросившим на биржу труда десятки тысяч рабочих. Предприниматели найдут свою выгоду, вложив капитал в развитие египетской экономики, но жители городов развития не станут программистами от того, что текстильное предприятие, на котором они всю жизнь проработали, переместится теперь на чужую землю.