«Сообщения о том, что в обмен на свое содействие израильскому плану одностороннего отделения Египет требует создания транспортного коридора между сектором Газы и районом Хеврона, не просто не соответствуют действительности; данная тема вообще не поднималась египетской стороной в ходе проводившихся в последнее время консультаций с Израилем. То же самое относится к якобы выдвигавшимся египтянами требованиям об освобождении Арафата и о полном прекращении антитеррористических операций Израиля в секторе Газы. Публиковавшиеся сообщения об этом носят совершенно недостоверный характер. Требований подобного рода Египет не предъявлял и не предъявляет».
Данное заявление было сделано в беседе с корреспондентом «Вестей» высокопоставленным источником в канцелярии главы правительства. Цитируемый источник подчеркнул «конструктивный и функциональный характер» позиции, которую занимает Египет в связи с планируемым выводом израильских войск из сектора Газы: «В ходе консультаций с Каиром нами обсуждаются такие вопросы, как четкое разделение зон, в которых будут действовать израильские и египетские силы. Понятно, что решение связанных с этим проблем абсолютно необходимо для предотвращения случайных инцидентов в пограничном районе, результатом которых может явиться непроизвольная вооруженная конфронтация. Египет выражает заинтересованность в сотрудничестве разведывательных служб, следящих за ситуацией в секторе Газы, и в общей координации действий, имеющих отношение к данному району».
Как уже сообщалось, премьер-министр Ариэль Шарон приветствует растущую готовность Египта способствовать решению военных и политических проблем в секторе Газы. Высокопоставленный источник в его канцелярии отмечает, что многочисленные недостоверные публикации по данному вопросу исходят не от Египта, а от палестинской стороны, преследующей собственные цели, отличные от египетских.
«Палестинская администрация явным образом раздосадована нашими действиями по одностороннему отделению от сектора Газы и Северной Самарии, – полагает цитируемый источник. – Ей хотелось бы вынудить Израиль к возобновлению политических переговоров в условиях террора, без проведения предписанных международным сообществом реформ и преобразований. ПА понимает, что одностороннее отделение служит израильским интересам. То, что предложенные Израилем правила игры принял президент Мубарак, еще больше травмирует палестинцев, поскольку в этих условиях их руководство оказалось совсем не у дел, причем с согласия такой значительной арабской державы, как Египет. В этих условиях палестинцы пустили в ход целую индустрию лжи, которая производит и распространяет нужные им заявления от имени Каира. Требования ПА, которые не могут быть предъявлены Израилю уже потому, что стороны давно не ведут между собой прямых политических переговоров, публикуются как «египетская позиция», без малейших на то оснований».
В окружении Ариэля Шарона подчеркивают, что целью нынешнего процесса является «стопроцентное отделение» от сектора Газы. «Контроль над этим районом стоит нам ста убитых в год, а также огромных финансовых и психологических затрат, – отмечает в данной связи Дов Вайсглас, начальник канцелярии премьер-министра. – При этом мы понимаем сегодня, что комплексного соглашения с палестинцами в обозримом будущем не предвидится, поскольку их руководство не проявляет ни малейшей готовности следовать предписаниям международного плана «Дорожная карта» в том, что касается борьбы с террором и проведения демократических реформ. Это побуждает нас действовать в одностороннем порядке, преследуя наши собственные интересы».
Сохранение статус-кво не отвечает израильским интересам, подчеркивают в окружении Шарона. В некоторый момент международное сообщество отказалось бы от тех условий, которые были предъявлены палестинцам авторами плана «Дорожная карта». Израилю предложили бы возобновить политические переговоры с ПА под огнем, в условиях продолжающегося террора. «Мы уже наблюдали конкретные признаки того, что ситуация развивается именно в эту сторону», – говорит Дов Вайсглас. Осознавая неблагоприятную динамику данного состояния, правительство Ариэля Шарона сочло необходимым перехватить политическую инициативу, выдвинув собственный план «одностороннего отделения».
Суть израильского маневра в окружении премьер-министра описывают следующим образом: Израиль снижает уровень повседневного соприкосновения с палестинцами посредством ухода из Газы и Северной Самарии в обмен на американские гарантии, включающие, среди прочего, пункт о том, что Израилю не будет навязана альтернативная международная инициатива вместо «Дорожной карты». Прекращение террора, разоружение террористических организаций и реорганизация силовых структур ПА на основах демократической реформы останутся непреложным условием возобновления израильско-палестинских переговоров.
Говоря о «стопроцентном отделении» от Газы как о перспективной задаче израильского правительства, Дов Вайсглас и другие лица в окружении премьер-министра подчеркивают, что этот процесс будет носить постепенный характер: «В настоящее время Газа полностью зависит от Израиля в сфере хозяйственной инфраструктуры, то есть в поставках электроэнергии, топлива, воды, телекоммуникационных услуг, некоторых видов сырья и в использовании портовых сооружений. Ликвидировать эту зависимость мгновенно, увы, невозможно. Но наш план в значительной мере расчитан на то, что в Газе, при активном международном содействии, будут созданы предприятия по опреснению морской воды, электростанция, морской порт, аэропорт и другие элементы собственной инфраструктуры. Мы ожидаем постепенного введения открытого транзита физических лиц и товаров через пропускные пункты на границе между сектором Газы и Египтом».
Если речь идет о «стопроцентном отделении», следует ли ожидать полного закрытия пропускных пунктов между сектором Газы и Израилем? «Со временем – да. Именно к этому мы стремимся».
Принятое на днях решение о закрытии совместной промзоны «Эрез», у северного выезда из сектора Газы, в канцелярии премьер-министра объясняют частными причинами (трудности с обеспечением безопасности данного объекта, нерегулярная явка палестинских рабочих, экономическая нерентабельность большинства расположенных там предприятий и т.п.). При этом ближайшие сотрудники главы правительства не скрывают того, что закрытие данной промзоны соответствует общему курсу Ариэля Шарона на «стопроцентное отделение» от Газы.