Шансов на скорое заключение коалиционного соглашения между Ликудом и Аводой практически нет, полагает первый вице-премьер Эхуд Ольмерт. Переговоры между двумя партиями начнутся по окончании нынешней сессии Кнессета, с началом парламентских каникул, то есть примерно через два месяца. До тех пор Ариэль Шарон сосредоточит свои усилия на стабилизации внутреннего положения в Ликуде.
«Мы никуда не спешим, – сказал Ольмерт в беседе с корреспондентом «Вестей» 9 июня. – Сегодня положение Шарона в партии значительно прочнее, чем две недели назад. К моменту начала коалиционных переговоров с Аводой оно станет незыблемым. Кроме того, остающееся у нас время будет потрачено на то, чтобы сплотить устойчивую коалицию в 61 голос. Это позволит нам вести переговоры с Аводой, опираясь на прочную парламентскую основу и не поддаваясь политическому диктату».
По мнению Эхуда Ольмерта, искомое большинство будет обеспечено Ариэлю Шарону за счет удержания в коалиции партии МАФДАЛ и привлечения двух депутатов, отделившихся от Ихуд леуми (Михаил Нудельман) и от вошедшей в состав Аводы фракции Ам эхад (Давид Таль). Кроме того, Ольмерт не исключает возможность возобновления коалиционного партнерства с Ихуд леуми, если эта партия «трезво оценит сложившуюся политическую ситуацию».
Что подразумевает подобная постановка вопроса, если глава правительства только что уволил министров Ихуд леуми и собственными руками отправил эту партию на скамьи оппозиции? «Представители Ихуд леуми вели себя так, будто они являются условными партнерами в нашей коалиции, – утверждает Эхуд Ольмерт. – Они выступали с агрессивными заявлениями, вмешивались в проведение внутрипартийного референдума в Ликуде и пытались диктовать премьер-министру неприемлемые условия. Их увольнение было необходимо для того, чтобы гарантировать большинство при утверждении плана одностороннего отделения правительством, но теперь руководители Ихуд леуми могут заново взвесить свою позицию, и тогда возвращение этой партии в коалицию станет возможным».
Однако план «одностороннего отделения» был утвержден четырнадцатью голосами против семи и это, казалось бы, избавляло премьер-министра от необходимости увольнять представителей Ихуд леуми? «Если бы увольнение не состоялось, соотношение сил в правительстве могло оказаться совершенно иным, – полагает Ольмерт. – Мы были обязаны принимать во внимание вероятность того, что ряд министров от Ликуда проголосует против предложения главы правительства. При неблагоприятном для нас раскладе у противников одностороннего отделения могло оказаться большинство: двенадцать голосов против одиннадцати».
Таким образом, вице-премьер настаивает на том, что в новых условиях восстановление прежнего коалиционного состава является принципиально возможным. Тем не менее, никаких конкретных шагов в указанном направлении пока не предпринимается, и Шарон пытается стабилизировать парламентское большинство в 61 голос.
Тем временем парламентская фракция Аводы отклонила 9 июня предложение Офира Пинеса выдвинуть на голосование в Кнессете вотум недоверия правительству «в связи с невыполнением принятых решений о ликвидации незаконных поселенческих форпостов». Инициатива Пинеса была совершенно бесперспективна, поскольку оппозиция пока не имеет ни большинства в Кнессете, ни согласованного кандидата на пост премьер-министра.
В тот же день министр труда и социального обеспечения Звулун Орлев заявил, что он будет добиваться смещения Эфи Эйтама с поста председателя Национально-религиозной партии (МАФДАЛ). Центр этой партии должен собраться в ближайшее время для обсуждения дальнейшей политической стратегии МАФДАЛа в связи с принятым правительством решением по плану «одностороннего отделения». Орлев и его товарищи по партии, оставшиеся в составе коалиции, обвиняют Эфи Эйтама и Ицхака Леви, уволившихся со своих постов в правительстве Ариэля Шарона, в том, что те пытаются привести к расколу в МАФДАЛе.