Египет изъявляет готовность взять на себя, при определенных условиях, контроль за участком границы с сектором Газы (ось «Филадельфия»). Это предполагает более или менее внятные обязательства по предотвращению поставок оружия и боеприпасов палестинским террористическим организациям, действующим против Израиля с территории сектора.
Новая позиция Каира по данному вопросу была изложена в ходе встреч с представителями израильского и палестинского руководства, проведенных на этой неделе генералом Омаром Сулейманом, министром-координатором египетских спецслужб. Ранее Египет отказывался от сколько-нибудь значительных изменений режима на участке своей границы с сектором Газы. Это позволяет предположить, что Каир пересмотрел свою позицию в связи с израильской операцией «Радуга в облаках», проводимой в пограничном районе.
Палестинские источники сообщили представителям израильских СМИ, что выдвинутые Египтом условия состоят в следующем: а) полный вывод подразделений ЦАХАЛа со всей территории сектора Газы, включая ось «Филадельфия», и эвакуация всех расположенных там израильских поселений; б) официальное обращение ПА к Каиру с просьбой об установлении нового пограничного режима; в) введение в эксплуатацию свободного транспортного коридора, который соединит сектор Газы с территорией Иудеи и Самарии; г) израильский отказ от применения силы в отходящих под египетский контроль районах сектора Газы, даже в ситуации предпринимаемой палестинцами попытки теракта.
По словам палестинских представителей, «Египет не захочет, чтобы Газа осталась такой же тюрьмой, только с новым тюремщиком». Этим объясняется требование Каира относительно транспортного коридора, создание которого было когда-то предусмотрено соглашениями «Осло». В последние годы данный проект (соединение Газы и окрестностей Хеврона экстерриториальным транспортным коридором) не обсуждался вовсе.
С точки зрения израильского правительства, именно это условие египетского президента Мубарака может явиться главным препятствием на пути к возможной договоренности с Каиром. Проблематичным является и требование об израильском отказе от применения силы в тех районах сектора Газы, которые окажутся под контролем египетских сил безопасности. В Иерусалиме осознают, что данное требование обусловлено понятным опасением прямой конфронтации между израильскими и египетскими силами, но, учитывая реальную опасность террористических атак с территории сектора Газы, априорное и не терпящее исключений обязательство Израиля по данному вопросу представляется маловероятным.
В том, что касается полного отступления из сектора Газы, то такой вариант отвечает первоначальному плану Ариэля Шарона, претерпевшему изменения в тот момент, когда договориться с Египтом об эффективном контроле на обсуждаемом участке международной границы (ось «Филадельфия») не представлялось возможным. Последние предложения Каира снимают эту проблему, но выдвигаемое им требование о создании транспортного коридора между сектором Газы и Хевронским нагорьем в значительной степени обесценивает идею «одностороннего отделения» как таковую.
Понятно, что любое решение по данному вопросу может быть принято премьер-министром Шароном только в том случае, если он сумеет преодолеть известные политические препятствия, связанные с результатами недавнего референдума, сложным соотношением сил в правительстве и наблюдаемым брожением в парламентской фракции Ликуда. В данной связи Шарон может рассматривать появление «египетского партнера» как некое политическое подспорье, позволяющее ему обратиться к противникам провалившегося на референдуме плана с новыми аргументами.
Это заставляет опасаться того, что движивый заинтересованностью в партнерстве с Египтом премьер-министр поступится израильскими интересами в таком ключевом вопросе, как создание транспортного коридора. Сама эта идея является одним из самых неблагоприятных моментов в политическом наследии «Осло», и сегодня она, впервые за долгие годы, снова становится актуальной с подачи Каира. Следует, однако, отметить, что израильские источники характеризуют вышеперечисленные требования как палестинские, а не египетские, намекая на то, что «ПА пытается продвинуть свои интересы под прикрытием египетской инициативы».