Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
29 апреля 2004 г.

Уязвимость сирийского режима

Действия террористов в Дамаске представляют собой угрожающий вызов режиму, опорой которого служит немногочисленная и одиозная в глазах мусульман алавитская община

Дов Конторер

Нападение террористов на посольский квартал аль-Маза в Дамаске указывает на наличие прямой и непосредственной угрозы сирийскому режиму. Кем бы ни оказались организаторы этой атаки, к какой бы идеологической группе они ни принадлежали, сама их способность осуществить столь значительную диверсию в сирийской столице бросает вызов Башару Асаду, подрывает его престиж и подает сигнал всем потенциальным противникам правящих в Сирии алавитов.

С 1982 года, когда сирийская армия подавила восстание исламистов в городе Хама, применив авиацию и тяжелую артиллерию, официальный Дамаск ни разу не сталкивался со столь серьезной угрозой. Вместе с недавними волнениями курдов в пограничном городе аль-Камышли, последние события следует понимать как свидетельство растущей политической нестабильности в авторитарном сирийском государстве. Эти события демонстрируют уязвимость алавитов, ставших при Асаде-старшем правящим слоем в Сирии – к явному недовольству суннитского большинства (75% граждан страны).

С точки зрения ортодоксального суннитского ислама, алавиты представляют собой весьма одиозную группу. Происхождение данной общины связывают с одной из исмаилитских ветвей, отделившихся от шиитского ислама в середине VIII века в связи со спорами о личности «седьмого имама». В последующий период исмаилиты, склонные к эзотерическому истолкованию Корана и к усвоению некоторых теорий неоплатонизма, правили в Магрибе, Египте и Сирии, проявляя значительную религиозную нетерпимость (в частности, по отношению к евреям). Разбитые Саладдином в XII веке, они лишились былого влияния в Северной Африке, но значительные исмаилитские общины сохранились при этом в Сирии, Персии, Йемене.

В конце XI века в среде исмаилитов возникла тайная секта убийц-ассасинов (от арабского «хашшишин», буквально – «употребляющие гашиш»), остававшаяся значительной силой на Ближнем Востоке до 1273 года, когда их в основном истребили мамлюки. В связанных с ассасинами кругах приобрел значительную популярность термин «фидаюн» («жертвующие собой»), ставший уже в новейшее время самоназванием палестинских террористических отрядов.

В том же XI веке из среды исмаилитов произошла секта друзов. Происхождение алавитов (они же – нусайриты) относят к IX веку и связывают с именем Ибн-Нусайра, который считается основателем данной общины. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Ряд источников утверждает, что алавиты верят в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда).

По мнению некоторых исследователей, алавиты являются потомками древнего ханаанского народа, уцелевшего в горных районах Сирии и сохранившего свою изначальную языческую религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие христианства и ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии. Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете.

За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов. Согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин. Когда в 1971 году этот пост достался Хафезу Асаду, официальные исламские инстанции в Сирии согласились признать его мусульманином, но ощущавшееся в данной связи недовольство суннитов обернулось затем нападением на казармы в Халебе (1980) и массовым восстанием в Хаме, организованном при участии «Братьев-мусульман» (1982).

С тех пор алавитской элите удавалось держать ситуацию под контролем. Тем не менее, в Сирии существует значительный потенциал недовольства нынешней властью, который может вырваться на поверхность с появлением подходящего повода. Террористическую атаку в Дамаске большинство обозревателей приписывает «Аль-Каиде», осуществляющей внедрение в Сирию через местную инфраструктуру «Братьев-мусульман». Если это предположение соответствует истине, то мы наблюдаем сегодня более или менее целостную картину, при которой «Аль-Каида» активизирует свою диверсионную деятельность в большинстве государств Ближнего Востока (неудавшаяся химическая атака в Аммане, нападение на штаб-квартиру саудовской разведки в Эр-Рияде, нападение с моря на нефтяной терминал в Басре и т.п.).

Что именно произошло в посольском квартале Дамаска, пока неизвестно. Считается, что действовавшие там террористы атаковали здание, служившее до недавнего времени штаб-квартирой ООН. Выбор объекта для нападения может быть связан с теми усилиями, которые предпринимает сейчас представитель ООН в Ираке Лахдар Брахими с целью создания временного правительства в этой стране. Возможно, однако, что «Аль-Каида» ставит перед собой задачу общего свойства: дестабилизировать политическую ситуацию в Сирии, используя реально существующий запас недовольства властью алавитов.

Дамасская диверсия может поправить имидж Башара Асада в глазах США, относящих Сирию к числу государств, оказывающих покровительство террору. Данное обстоятельство породило версию о возможной причастности сирийских спецслужб к подготовке террористического нападения на бывшую штаб-квартиру ООН в посольском квартале столицы.

Против этой версии говорит общая уязвимость алавитской элиты. Сидя на пороховой бочке суннитского недовольства, Башар Асад вряд ли способен играть в столь опасные игры, ведь инспирированная его агентами вспышка насилия может очень быстро выйти из-под контроля и обрести характер массового восстания. Сколь бы парадоксальными ни казались нам в данном случае цели «Аль-Каиды», участие этой организации в дамасских событиях представляется более вероятным, чем рискованная постановка теракта в столице силами сирийских спецслужб.


[назад] [Израиль сегодня]