Синайский маршрут
Двойной теракт в ашдодском порту, рассчитанный на причинение Израилю значительного, «стратегического» ущерба, заставил полицию и ШАБАК пересмотреть систему защиты важнейших объектов национальной инфраструктуры, рассматриваемых противником как аттрактивные цели. Эта система явно нуждается в дополнениях (возможно – дорогостоящих дополнениях), коль скоро террористы сумели проникнуть на тщательно охраняемую территорию морского порта в Ашдоде. Число объектов подобного рода относительно невелико, и с учетом возможных последствий диверсий на этих объектах естественно ожидать от правительства исчерпывающего удовлетворения финансовых нужд, связанных с обеспечением их безопасности.
К моменту написания этих строк не было однозначного ответа на вопрос о том, каким образом террористам, атаковавшим ашдодский порт, удалось покинуть территорию Газы. Заградительные сооружения по периметру южного сектора до сих пор позволяли блокировать инфильтрацию террористов в Израиль, несмотря на наличие именно в этом районе развитой инфраструктуры террора, почти незатронутой израильскими рейдами, которые не носили в секторе Газы столь широкого и долговременного характера, как операции ЦАХАЛа в Иудее и Самарии.
Заявления о неэффективности заградительных сооружений, прозвучавшие по горячим следам ашдодского теракта, невозможно счесть убедительными, поскольку одно удачное преодоление этой преграды не перечеркивает общеизвестного факта: в течение трех с половиной лет, палестинцам ни разу не удавалось отправить из Газы в Израиль террористическую группу, хотя попытки подобного рода предпринимаются ими постоянно.
Два пакистанца, совершивших террористическое нападение на тель-авивский паб «Майкс Плэйс» в апреле прошлого года, выбрались из Газы с помощью британских паспортов; в остальном оперативная схема изоляции Газы доказывала до сих пор свою эффективность. Забор не станет решением всех наших проблем, но достижению определенных целей он, несомненно, способствует.
В первые дни после ашдодского теракта наиболее вероятным маршрутом проникновения террористов в Израиль считался окольный путь – через Египет. Попасть на египетскую территорию из Газы можно по одному из туннелей, пересекающих ось «Филадельфия», а затем, при содействии синайских и израильских бедуинов, сравнительно несложно оказаться в Негеве. Даже в том случае, если эта версия не подтвердится применительно к ашдодскому теракту, связанные с ней проблемы должны быть рассмотрены израильским руководством самым серьезным образом.
Во-первых, потому, что синайский маршрут контрабанды и нелегального транзита действительно существует. Группа наемных убийц из Белорусии проникла в Израиль именно этим путем. Несколько дней назад у границы с Египтом была перехвачена крупная партия контрабандного оружия, предназначавшегося террористам и криминальным структурам. По ориентировочным данным, через территорию Синая в Израиль ежегодно проникают многие десятки нелегалов, в числе которых – гастарбайтеры, проститутки из Восточной Европы, эмиссары международных террористических организаций. Таким образом, синайский маршрут давно представляет собой требующую решения проблему.
Во-вторых, возможная реализация политических планов Ариэля Шарона по «одностороннему отделению» от сектора Газы сделает эту проблему еще более острой. Можно потратить любые средства на ужесточение контроля вдоль окружающих Газу заградительных сооружений, но эти расходы будут бессмысленными, если у террористов сохранится возможность нарушать границу южнее, где она считается мирной и, как следствие, неприоритетной в плане выделения финансовых средств и людских ресурсов.
Понятно, что решение задач, связанных с превращением израильско-египетской границы в непреодолимое препятствие для нелегального транзита товаров и людей, потребует значительных бюджетных ассигнований. Длина окружающей Газу полосы заграждений составляет порядка 50 км; протяженность израильско-египетской границы от КПП «Рафиах» до Эйлата – в четыре раза больше. Всякий, кто когда-либо проезжал вдоль этого рубежа, знает, что расположенных там постов недостаточно для полного контроля над ситуацией в топографически сложном районе.
Один из пропагандистских тезисов «мирного процесса» гласил, что, отступив с территорий, Израиль избавит свою армию от чрезмерной нагрузки, обусловленной самим фактом присутствия ЦАХАЛа в Иудее, Самарии и Газе. Этот лозунг, содержавший в себе намек на возможное сокращения сроков резервистской службы и т.п., был понятен каждому израильтянину. Чтобы сделать его еще привлекательнее, в 1994 году была сочинена и запущена в широкий эфир псевдомарокканская песенка с такими словами: «Прощай, прощай, Газа, мы расстаемся. Теперь я буду сидеть на пляже и забуду про военную форму».
Забыть про военную форму удалось одним только дезертирам, тогда как для большинства резервистов годы «мирного процесса» ознаменовались дополнительным увеличением сроков воинской службы и усложнением тактических задач. Еще более существенным образом возросла нагрузка на кадровые части ЦАХАЛа и формирования израильской полиции. Естественно предположить, что таким же окажется результат предлагаемого теперь «одностороннего отделения». Логика этого шага лежит в иной плоскости (политической, демографической и т.п.); реального сокращения военной нагрузки обсуждаемый план не сулит.
Одна только охрана 200-километровой израильско-египетской границы, на которую будет направлено основное давление террористов в случае полного отступления из Газы, потребует создания дополнительных армейских объектов в удаленных районах, со сложным режимом коммуникаций. Эти объекты будет необходимо обеспечить дорогостоящим оборудованием и боеспособным личным составом. Речь идет о серьезных затратах, но в отсутствие таковых рискованный политический план премьер-министра Шарона грозит превратиться в откровенную авантюру. Уход из Газы может носить осмысленный характер только в том случае, если и полоса заградительных сооружений по периметру сектора, и уходящая на юг от него граница с Египтом станут непроницаемы для нелегального транзита.
Отложенный экзамен
В результате ашдодского теракта была в очередной раз отложена встреча Ариэля Шарона с премьер-министром ПА Ахмедом Куреи (Абу-Ала). В ожидании этой встречи высказывалось предположение о том, что она предоставит Израилю и палестинцам возможность обсудить выдвинутый Шароном план «одностороннего отделения».
На проведении таких консультаций и даже на обязательном согласовании израильских шагов с палестинской администрацией настаивают США, встревоженные перспективой превращения Газы в государство террора. Аналогичную позицию занимают в данной связи ведущие страны Евросоюза, которым израильский план был представлен первым вице-премьером Эхудом Ольмертом, министром иностранных дел Сильваном Шаломом и министром обороны Шаулем Мофазом.
Проблема, однако, в том, что согласованные с ПА политические шаги уже не будут односторонними. Согласование предполагает не просто оповещение, но также обсуждение деталей, выдвижение условий и т.п., то есть возобновление переговоров с ПА, причем не на базе «Дорожной карты», которая все же обязывала палестинцев к прекращению террора и разоружению террористических организаций, а в совершенно ином контексте, без учета элементарных израильских требований.
Эти требования имеют наработанный ресурс международной поддержки – пусть недостаточный, на наш взгляд, но, тем не менее, чрезвычайно существенный. Пожертвовать этим ресурсом, возобновив политические переговоры с Абу-Алой без выполнения палестинской стороной наложенных на нее обязательств, было бы просто нелепо.
Очевидный парадокс предлагаемого Западом «согласования односторонних шагов» был очевиден Ариэлю Шарону, и в преддверии ожидавшейся встречи с Абу-Алой от его имени было опубликовано сообщение о том, что план отвода израильских войск из сектора Газы не будет упомянут в ходе беседы с палестинским премьером ни единым словом. Канцелярия Шарона подчеркивала, что глава правительства рассматривает свою инициативу как самостоятельный ход Израиля, обусловленный отсутствием с палестинской стороны ответственного политического партнера.
Очередная отсрочка встречи с Абу-Алой не позволила нам узнать, в какой мере способен Шарон следовать этому принципу – вопреки ощутимому давлению, которое оказывается на него Вашингтоном и странами Евросоюза. По замыслу израильского премьера, эвакуация поселений и вывод частей ЦАХАЛа из сектора Газы состоится в начале 2005 года. До тех пор Шарон, вероятно, встретится с Абу-Алой, и не раз. Таким образом, мы еще успеем составить представление о том, чего ст?ит принципиальный отказ Шарона от согласования односторонних шагов Израиля с палестинской администрацией.
Коалиционная блокада
Премьер-министр производит впечатление человека, сделавшего свой выбор, но он уже сегодня находится в коалиционной блокаде, порождающей всевозможные спекуляции относительно вероятных изменений на внутриполитической арене в Израиле. В ходе последнего голосования в Кнессете Шарон едва избежал вотума недоверия, удержавшись минимальным большинством голосов (46:45), причем даже этого результата ему удалось добиться ценой определенных уступок правым: из текста зачитанного им заявления были удалены все упоминания об ожидающих страну «болезненных шагах», эвакуации поселений и т.п.
Инцидентов подобного рода становится в последнее время все больше и больше. Шарон фактически лишился поддержки МАФДАЛа и Ихуд леуми при проведении парламентских слушаний по вопросам внешней политики и безопасности. Вместе с министрами и депутатами этих партий зал заседаний во многих случаях покидают представители Ликуда. В таких условиях можно дождаться завершения зимней сессии Кнессета и вздохнуть облегченно во время парламентских каникул, но ведь потом начнется новая сессия, и пережить ее, не имея лояльного коалиционного состава, Шарон, скорее всего, не сумеет.
Главной проблемой, с точки зрения премьер-министра, является дефицит поддержки в Ликуде. Расставшись с МАФДАЛом и Ихуд леуми, будет можно построить новую коалицию с Пересом, который как-нибудь приведет Аводу к партнерству с Шароном, однако решение этой задачи вовсе немыслимо в отсутствие твердой партийной базы у самого премьера.
В воскресенье Шарон собирает министров Ликуда, чтобы представить им свой политический план и добиться от них максимальной лояльности на ближайший период. В данной связи ключевой фигурой является министр финансов Биньямин Нетаниягу, поскольку именно от него зависит, возникнет ли в правящей партии широкий фронт оппозиции «одностороннему отделению».
Однако наблюдаемая ситуация лишь на первый взгляд демонстрирует силу правых. Результатом почти неизбежного развала существующей коалиции станет одно из двух: создание нового правительства при участии Партии труда или досрочные выборы. Первый вариант не устраивает МАФДАЛ и Ихуд леуми, которые, пожертвовав собственной долей власти, уступят Пересу возможность прямого влияния на премьер-министра. Но и второй вариант сулит правым почти невозможную дилемму: поражение возглавляемого Шароном Ликуда, то есть создание левого кабинета (с вероятным участием ультраортодоксов) или победа Шарона, означающая недвусмысленный политический мандат на реализацию предложенной им программы. Реальные шансы правым может сулить только переворот в Ликуде, все еще очень сомнительный и, главное, крайне рискованный в электоральном отношении.