В отличие от некоторых израильских политиков, рассматривающих план одностороннего вывода войск из сектора Газы как «очередную уловку премьер-министра» и «способ прикрыть политическое бездействие кабинета», ХАМАС поверил в серьезность намерений Ариэля Шарона. Этим в значительной мере объясняется наблюдаемая эскалация в Газе, а также ашдодский теракт, осуществленный на этой неделе боевиками из Джебалии. Поверив, что Шарон действительно готовит односторонний отход, ХАМАС пытается теперь «присвоить» себе израильское отступление.
С этой целью террористы активизируют свою активность на юге. По замыслу руководителей ХАМАСа, участившиеся диверсии должны убедить весь мир в том, что Израиль «изгнан из Газы бойцами исламского сопротивления». Именно такое впечатление о причинах одностороннего вывода израильских войск из Ливана сумела оставить «Хизбалла», и ХАМАС надеется теперь воспроизвести политический успех шейха Насраллы в палестинском контексте.
Этому призвана помешать операция израильских войск в секторе Газы, начавшаяся в ночь на 17 марта. Ее целью не будет «ликвидация инфраструктуры террора», в принципе невозможная с учетом обсуждаемых планов премьер-министра. «Впечатать» что-либо в сознание врага накануне одностороннего отступления никто не рассчитывает. Реальная задача ЦАХАЛа состоит в том, чтобы, активизировав действия наступательного характера, не уступить противнику тактическую инициативу и не дать ему тех достижений, на которые он рассчитывает.
Период подготовки к одностороннему отступлению будет неизбежно сопряжен со значительными трудностями. Успешные действия террористов в этот период могут создать такое положение, при котором план Ариэля Шарона станет синонимом капитуляции перед террором – безотносительно к истинным мотивам и политическим целям премьер-министра. То, что Шарон, избегавший активных действий в секторе Газы на протяжении длительного времени, санкционировал теперь проведение серии наступательных операций в данном районе, напрямую связано с этим обстоятельством.
Как ни странно, предпринимаемые действия израильской стороны непосредственным образом отвечают интересам палестинской администрации. ХАМАС предлагает ПА совместный контроль в секторе Газы после вывода оттуда израильских войск, но при этом условием исламистов является неприкосновенность их арсеналов. Ни о каком разоружении руководители ХАМАСа не желают слышать.
Кроме того, предложенный исламистами компромисс содержит в себе дополнительную проблему для официального палестинского руководства. Если ХАМАС сумеет «присвоить» себе израильское отступление, а потом, отечески похлопав ПА по плечу, притворится ее партнером, удержать реальную власть в секторе Газы палестинской администрации будет очень непросто. В Ливане политический триумф «Хизбаллы», связанный с израильским отступлением, уравновешивается тем, что эта организация представляет только шиитов, у которых немало противоречий с другими группами населения. Что же до ХАМАСа, то он и сейчас пользуется в Газе поддержкой большинства.
Правительство ПА встревожено переходом в ряды ХАМАСа многих низовых активистов ФАТХа в данном районе. Почти все диверсии последнего времени осуществлялись совместными террористическими группами ХАМАСа и ФАТХа (иногда – при участии боевиков «Исламского джихада»). В данной связи весьма характерно заявление об ответственности за теракт в ашдодском порту, сделанное через полчаса после взрывов представителем подчиненной ФАТХу организации «Батальоны мучеников аль-Аксы». В телефонном интервью ливанскому телеканалу «Аль-Манар» этот человек, назвавшийся именем «Абу-Кусай», заявил: «Батальоны мучеников аль-Аксы» в секторе Газы выполняют решения истинного палестинского руководства, а не тех интересантов и нуворишей, что заседают в Рамалле».
«Абу-Кусай» первым сообщил имена террористов-смертников, осуществивших диверсию в Ашдоде; его выступление не было блефом и оно весьма точным образом характеризует настроение сторонников ФАТХа, называющих ХАМАС «истинным палестинским руководством». Интересно и то, что для сообщения об ашдодском теракте, которым его организаторы явно гордятся, был избран телевизионный канал «Хизбаллы».
Прошедшие на этой неделе в Рамалле совещания палестинского руководства сопровождались острой полемикой по вопросу об использовании силовых структур автономии против вышедших из-под контроля террористических организаций. Арафат блокировал предлагавшиеся решения о проведении арестов и изъятии оружия, но примечательно уже то, что такие идеи звучат сейчас на заседаниях палестинского правительства. Дело не в том, что кто-то из руководителей ПА изменил свое отношение к террору. Истинной причиной споров в палестинских верхах является страх перед таким развитием событий, которое приведет к установлению зримой власти ХАМАСа в покинутом Израилем секторе Газы.