В израильских политических кругах ожидают дополнительных заявлений Ариэля Шарона по вопросу об односторонних шагах в Иудее, Самарии и Газе, которые премьер-министр планирует на случай провала международного плана «Дорожная карта» и связанных с ним попыток урегулирования израильско-палестинского конфликта. Считается вероятным, что Шарон прояснит свои намерения на будущей неделе, в ходе 4-й Герцлийской конференции по проблемам национальной безопасности и стратегического баланса на Ближнем Востоке.
По утверждению информированных источников, премьер-министр готовит «серьезную альтернативу» возобновлению эффективных переговоров с палестинцами, полагая, что шансов на реализацию плана «Дорожная карта» остается немного. Эта альтернатива предполагает изменение схемы израильского присутствия в Иудее, Самарии и Газе, с односторонним установлением временной границы и вероятной, как заявил сам Шарон на этой неделе, эвакуацией еврейских поселений.
При этом вовсе не очевидно, что контуром временной границы на западе станет возводимая в настоящее время линия заградительных сооружений. По крайней мере, на участке вблизи Ариэля, Иммануэля и Кедумим премьер-министром рассматривается возможность установления иной линии размежевания, включающей в израильское пространство основные поселенческие районы Западной Самарии.
Открытым вопросом остается возможность строительства «восточного забора», посредством которого заселенные палестинцами районы Нагорья могут быть отделены от Иорданской долины и Иудейской пустыни. Ясно, что израильская попытка зафиксировать данный рубеж (по дороге Алона и по контуру запланированного шоссе №80) вызовет мощное противодействие международных политических сил и потребует от премьер-министра Шарона, если он решится на этот шаг, способности противостоять беззастенчивому давлению на Израиль, в репертуар которого входит теперь манипулятивное использование палестинцами Международного криминального суда в Гааге.
Известный в общих чертах план Ариэля Шарона напоминает предложение, с которым выступил бывший премьер-министр Эхуд Барак, наблюдая за крахом израильско-палестинских переговоров в Табе. Этот план существенно отличается от более радикальных идей, высказанных неделю назад первым вице-премьером Эхудом Ольмертом, по мнению которого Израилю следует отступить с территорий в одностороннем порядке, поступившись даже еврейской периферией Иерусалима.
Перспектива односторонних израильских шагов в предлагаемом Шароном варианте не устраивает и тревожит палестинцев. По этой причине считается весьма вероятным, что данная тема была поднята премьер-министром, чтобы оказать давление на новое руководство ПА и побудить его к выполнению палестинских обязательств по международному плану «Дорожная карта», включая борьбу с террором. В этом случае у Шарона не должно быть причин для слишком детального изложения и обсуждения своих намерений.
Впрочем, бывший мер Герцлии Эли Ландау, состоящий в дружеских отношениях с премьер-министром, считает, что Шарон всяко не станет распространяться о своих планах, пока не настанет момент для их реализации. «Тот, кто считает правильным одностороннее решение, не будет заранее говорить, что именно он собирается сделать», - сказал Эли Ландау на этой неделе, добавив, что сам он является сторонником именно таких действий, предпринимаемых Израилем в одностороннем порядке.
Изъявленные правительством намерения по ликвидации восьми «незаконных поселенческих форпостов» лишь косвенным образом связаны с заявлениями об односторонних шагах, с которыми регулярно выступает премьер-министр в последнее время. В случае с форпостами речь идет о сильнейшем давлении Вашингтона, который использует против израильского премьера его же позицию, учтенную американцами на стадии подготовки плана «Дорожная карта». Шарон добивался тогда, чтобы вопрос о форпостах не включался в общую схему израильских и палестинских шагов, продиктованных «ближневосточным квартетом», в который входят США, ООН, ЕС и Россия. Таким образом, США имеют теперь возможность требовать от Ариэля Шарона ликвидации форпостов как выполнения его личного обязательства, не связанного с прочими положениями «Дорожной карты».
Эти шаги могут оказаться удобны Шарону как «положительная прелюдия» к другим, куда более проблематичным для палестинцев и мирового сообщества, мероприятиям по установлению временной границы на территориях в одностороннем порядке. Ясно, однако, что ликвидация форпостов обострит отношения Шарона с правыми партиями и с теми общественными кругами, на поддержку которых опирается нынешнее правительство.
Против односторонних шагов в Иудее, Самарии и Газе выступает министр иностранных дел Сильван Шалом, по мнению которого этот план вызовет непреодолимое давление на Израиль и не позволит ему зафиксировать сколько-нибудь приемлемые контуры размежевания. 9 декабря Шалом встретился в Женеве с египетским президентом Хусни Мубараком. По итогом этой встречи руководитель израильского МИД выступил с заявлением, приветствующим готовность Каира «взять на себя решающую роль по продвижению переговорного процесса с палестинцами». Шалом выразил надежду на то, что президент Мубарак вернет египетского посла в Тель-Авив в ближайшее время, восстановив тем самым нормальный характер двусторонних дипломатических связей.
Известно, что в ходе женевской встречи обсуждалась судьба Азама Азама, осужденного в Египте по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. Согласно последним ливанским публикациям, Израиль выразил готовность освободить палестинского террориста Самира Кунтара (тройное убиство в Нагарии, 1979) в рамках ожидаемой сделки с «Хизбаллой», если Египет предоставит свободу Азаму Азаму.
Коснувшись вопроса о перспективе переговоров с палестинцами, Сильван Шалом заявил в Женеве, что встреча Ариэля Шарона с новым премьер-министром ПА Абу-Алой «важна и необходима». При этом он отметил, что данная встреча требует дополнительной подготовки. Приведенная оговорка Шалома указывает на нерешенность вопросов, связанных с ожидаемой встречей премьер-министров; эти трудности следует понимать как прямой контекст, в котором Шарон постоянно возвращается в последнее время к теме возможных односторонних шагов израильского правительства.