Поджог еврейской школы в Париже 15 ноября вынудил президента Франции выступить с долгожданным осуждением антисемитизма. Энергичное заявление Жака Ширака было с ощутимым удовлетворением воспринято израильской прессой. Вслед за тем серия публикаций в ведущих французских изданиях («Монд», «Фигаро» и «Либерасьон») окончательно убедила израильских обозревателей в том, что замалчиванию антисемитизма в Европе положен конец.
Именно в этот момент, когда секулярная израильская элита ободрилась и обновила свою уверенность в благонамеренном отношении к еврейству со стороны европейских правительств и ведущих организаций Евросоюза, стало известно о скандальном решении ЕС, запретившем публикацию пространного аналитического отчета по проблеме современного антисемитизма. В течение нескольких дней израильские СМИ высказывались по этому поводу с подчеркнутой сдержанностью, пытаясь преуменьшить значение открывшегося им факта, но в некоторый момент неадекватность такого подхода стала вполне очевидна.
Действующий в Вене Центр по отслеживанию расизма и ксенофобии (European Union's Monitoring Centre on Racism and Xenophobia — EUMC) санкционировал подготовку упомянутого отчета в 2002 году, на фоне заметного увеличения числа инцидентов антисемитского характера. Этому предшествовали три доклада о причинах «исламофобии», подготовленных по заказу EUMC после террористической атаки 11 сентября, то есть в течение всего одного года. Уделив столь значительное внимание «исламофобии» и осудив ее должным образом, EUMC счел возможным коснуться еврейской проблемы, которая еженедельно напоминала о себе пожарами в синагогах, осквернением кладбищ, хулиганскими нападениями и даже убийствами.
С этой целью EUMC обратился к действующему при Берлинском техническом университете Центру по исследованию антисемитизма. Упомянутый вуз ведет свою историю от созданной Фридрихом Великим в 1770 году Академии горной промышленности. В настоящее время он считается крупнейшим германским университетом политехнического профиля; при этом, в отличие от большинства технических вузов, БТУ предлагает своим студентам целый ряд курсов гуманитарного и экономического образования.
Созданный в 1982 году Центр по исследованию антисемитизма (ZFA) нашел свое место в ряду прочих гуманитарных структур Берлинского технического университета. За время своей деятельности ZFA снискал себе репутацию одного из ведущих академических центров по изучению антисемитизма, наряду с аналитическим форумом Антидиффамационной лиги «Бней-Брит», Центром Симона Визенталя и Центром Моисея Мендельсона по исследованию истории и культуры евреев в Европе (при Потсдамском университете).
В указанном качестве ZFA неоднократно осуществлял информационное обеспечение мероприятий Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Хельсинской Комиссии, включая Берлинскую конференцию 2002 года по проблеме антисемитизма. Таким образом, для EUMC было вполне естественно поручить экспертам ZFA подготовку соответствующего документа.
Работа над заказанным отчетом продолжалась в течение полутора лет под руководством профессоров Вольфганга Бенца и Вернера Бергмана, но когда подготовленный экспертами текст был представлен руководителям Евросоюза (в лице EUMC), те сразу же запретили его публикацию. Детальный отчет по проблеме новейшего антисемитизма в Европе был сдан в архив — без обсуждения и ожидавшейся презентации.
При этом изумленному руководству ZFA было заявлено, что представленный отчет «основывается на ущербной базе данных» и страдает «антиисламской направленностью»; кроме того, берлинским экпертам указали на «чрезмерную сложность» предложенных ими определений. Последняя претензия связана с тем, что составители отчета осмелились отнести к проявлениям антисемитизма определенный тип «политической критики» в адрес Государства Израиль.
Нетрудно назвать причины, побудившие EUMC принять такое решение: в отчете ZFA основными носителями современной антисемитской идеологии в Европе были впервые названы исламские круги и связанные с ними леворадикальные группы, включая движение противников глобализации. Если бы ZFA объявил единственным источником зла неонацистов и ультраправых, то есть тех, кого Евросоюз и так признает виновниками ксенофобии, подготовленный по заказу EUMC отчет был бы немедленно опубликован. Но признать реальные факты, нашедшие отражение в отчете авторитетного исследовательского центра, еврочиновники не пожелали.