Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
20 ноября 2003 г.

Древнее еврейское поселение обнаружено в Шуафате

Археологи подтверждают свидетельства древних авторов о масштабах опустошения Эрец-Исраэль в результате восстания Бар-Кохбы

Дов Конторер

Следы крупного еврейского поселения, существовавшего в эпоху Второго Храма и покинутого, по всей вероятности, в результате восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. н.э.), обнаружены израильскими археологами в районе Шуафат, в северной части Иерусалима. Еще в XIX веке это место отстояло от Иерусалима на значительном расстоянии, но с расширением территории города оно оказалось в муниципальной черте столицы. За этой чертой находится примыкающий к кварталу Шуафат лагерь беженцев с одноименным названием.

Обнаруженное поселение находится у древней римской дороги, ведущей из Иерусалима в Шхем. На арабских картах XIX века в данном районе отмечено две «хурбы», то есть два руинных объекта: Керем-Зейтун и Хирбат-Асика. Весьма относительная точность этих карт не позволяет установить взаимно однозначного соответствия между упомянутыми пунктами и найденным историческим объектом, но, по мнению археологов, отождествление последнего с Хирбат-Асика является более вероятным.

Раскопки в данном районе проводятся израильским Департаментом древностей под руководством археолога Деборы Скляр-Парнас. Предварительная оценка находок указывает на то, что существовавшее здесь еврейское поселение было покинуто без боя, поскольку обнаруженные остатки не сохранили следов сопротивления и осады. Исследуемый район находится на пути следования 10-го римского легиона из Иерусалима на север и далее в Кейсарию.

До настоящего времени в ходе раскопок в Шуафате обнаружено несколько жилых зданий, три бани, постоялый двор и множество предметов утвари, некоторые из которых имеют однозначную еврейскую идентификацию. В частности это касается определенных видов посуды, изготовленных с соблюдением галахических правил предохранения от ритуальной нечистоты. Кроме того, в перечне находок — монеты, стеклянные сосуды, чернильцы и стертое каменное изображение какого-то животного. По мнению Деборы Скляр-Парнас, характер находок указывает на то, что в обнаруженном поселении проживали весьма состоятельные люди.

Восстание Бар-Кохбы, завершившееся опустошением почти тысячи еврейских населенных пунктов в Эрец-Исраэль и гибелью 580 тысяч евреев, вспыхнуло в 132 году н.э. в ответ на декрет императора Адриана о смертной казни за совершение обряда обрезания. Римский историк Дион Кассий упоминает также и о строительстве в Иерусалиме храма в честь Юпитера Капитолийского; по его словам, именно этот шаг Адриана вызвал «свирепую и затяжную войну». Современными исследователями восстание Бар-Кохбы рассматривается как продолжение серии антиримских восстаний евреев диаспоры в 115-117 гг.

Находки из Шуафата дополнят обильный археологический материал по истории данного периода, включающий, среди прочего, письма самого Бар-Кохбы еврейским военачальникам и поставщикам провианта для повстанческой армии. Вместе с римскими источниками свидетельства археологов подтверждают тот факт, что в 132-135 гг. восстанием была охвачена почти вся территория Эрец-Исраэль — от Голанского плато и Галилеи на севере до Эйн-Геди и Нахаль-Хевер на юге. По своим масштабам восстание Бар-Кохбы приобрело характер войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. С целью его подавления римлянам пришлось стянуть в Иудею огромные силы, включая войска, отозванные из далекой Британии, и сирийский флот. Последней твердыней Бар-Кохбы была крепость Бейтар, расположенная к юго-западу от Иерусалима в Иудейских горах.


[назад] [Израиль сегодня]