Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
15 мая 2003 г.

Многоголовая гидра
израильского исламизма

Правительство впервые вступило в открытую конфронтацию с Исламским движением, ведущим подрывную деятельность против Израиля с 1971 года

Дов Конторер

С арестом пятнадцати руководителей и активистов «северной ветви» Исламского движения Израиль впервые вступил в открытую конфронтацию с исламистами, действующими на его территории. Около тысячи полицейских потребовалось для того, чтобы произвести запланированные аресты в Умм эль-Фахме и других израильских городах с доминантным арабским населением. При проведении операции Умм эль-Фахм был фактически «оккупирован» на несколько часов, что, само по себе, свидетельствует о безвластии израильских правоохранительных органов в этом городе в обычное время.

Широкомасштабная полицейская операция против Исламского движения была санкционирована лично Ариэлем Шароном. Некоторое время назад соответствующие распоряжения по данному поводу были направлены ШАБАКу, полиции и Государственной прокуратуре, а окончательное решение премьер-министра последовало на этой неделе. Однако в действительности юридическая и агентурная подготовка указанной операции длилась не менее двух лет — с тех пор, как ШАБАК впервые поставил вопрос об объявлении «северной ветви» Исламского движения вне закона.

Эта рекомендация была поддержана прочими аналитическими и оперативными структурами израильского разведсообщества, но ее выполнение в предложенном ШАБАКом объеме постоянно откладывалось по политическим причинам. Правительству было ясно, что столь значительные репрессивные действия в отношении исламистов вызовут активный протест арабского населения и представляющих его организаций.

Вероятность массовых насильственных действий, повторяющих октябрьские события 2000 года, до сих пор рассматривается израильскими правоохранительными органами как вполне реальная. В частности, полиция предпринимает энергичные меры к тому, чтобы предотвратить блокирование арабскими погромщиками 65-го шоссе (Хадера-Афула), проходящего через Нахаль Эрон (вади Ара), в непосредственной близости от Умм эль-Фахма. Два с половиной года назад именно эта дорога стала главной ареной антиизраильских выступлений, грозивших отрезать Север страны от Прибрежной низменности.

Несмотря на явное нежелание правительства вступать в прямую конфронтацию с исламистами и поддерживающими их слоями арабского населения Израиля, поступающие оперативные данные не оставили премьер-министру иного выхода. Финансовые структуры Исламского движения (главным образом — его «северной ветви», которая отличается особенным экстремизмом) служили и служат для перевода значительных денежных средств палестинским террористическим организациям. Эти средства, регулярно поступающие в распоряжение ХАМАСа и «Исламского джихада», имеют своим источником пожертвования иностранных исламистов и местные сборы, которые проводятся среди арабского населения страны. Таким образом, граждане Израиля зачастую становятся непосредственными спонсорами палестинского террора.

Кроме того, «северная ветвь» Исламского движения ведет оголтелую антиизраильскую пропаганду в арабском секторе и на международной арене, последовательно добиваясь дискредитации и делегитимации еврейского государства. Эту деятельность она сочетает с прямым участием в подготовке и техническом обеспечении палестинского террора, а в ряде случае израильские исламисты сами становятся непосредственными исполнителями терактов. В 2001 году в арабском секторе Израиля было раскрыто 25 террористических группировок, в 2002 году их число увеличилось до 32.

История Исламского движения в Израиле берет начало в 1971 году, когда шейх Абдалла Нимер Дервиш создал в Кафр-Касеме (рядом с Рош ха-Аином) первую организацию под таким названием. При ней была сформирована террористическая ячейка «Усрат аль-Джихад», приступившая к осуществлению антиизраильских диверсий и вскоре обезвреженная силами безопасности. Что же касается самого Исламского движения, то его деятельности получила распространение в населенных пунктах т.н. «арабского треугольника».

В 1987 году, с началом первой интифады на контролируемых территориях, Исламское движение создает «Исламский комитет взаимопомощи» для оказания финансовой поддержки «жертвам израильской оккупации». Год спустя этот комитет был официально зарегистрирован властями Израиля как некоммерческое объединение (амута), ставящее своей задачей «гуманитарную помощь неимущим на территориях». Параллельно с этим завязываются и укрепляются связи Исламского движения с террористическими организациями исламистов в Иудее, Самарии и Газе.

В 1989 году Исламское движение впервые принимает участие в муниципальных выборах и одерживает победу над прочими арабскими партиями в шести населенных пунктах, включая Кафр-Касем, Умм эль-Фахм (на севере) и Рахат (на юге). Мэром Умм эль-Фахма при этом становится шейх Раэд Салах, будущий руководитель «северной ветви».

С подписанием Норвежских соглашений между Израилем и ООП в 1993 году Исламское движение переживает первый идеологический кризис: его «умеренная» часть во главе с Абдаллой Нимером Дервишем выступает в поддержку «Осло», тогда как Раэд Салах и его единомышленники на севере разделяют позицию палестинских исламистов. Вместе с ХАМАСом и другими группировками, составившими т.н. «фронт отказа», эта группа декларирует абсолютную непримиримость в отношении Государства Израиль.

В 1995 году, с усилением антиизраильского террора, ШАБАК вынужден запретить деятельность «Исламского комитета взаимопощи», средства которого направляются семьям террористов-смертников и в фонды ХАМАСа, используемые для расширения возникшей на территориях инфраструктуры террора. Тем не менее, ШАБАК допускает создание новой организации под названием «Комитет гуманитарного спасения», которая фактически наследует функции ликвидированной структуры.

Год спустя решение «умеренного» крыла исламистов принять участие в выборах в Кнессет (1996) порождает второй идеологический кризис и раскол в Исламском движении. Его «южная ветвь» под началом шейха Ибрагима Сарсура решает выдвинуть своих кандидатов в арабские электоральные списки, тогда как «северная ветвь» видит в этом решении недопустимое признание легитимности Государства Израиль. Территориальной базой «южан» становятся «треугольник», Негев и города со смешанным еврейско-арабским населением; «северяне» базируются в Умм эль-Фахме и Галилее, но раскол между ними носит, как отмечено выше, не столько географический, сколько идеологический характер.

Лидерами «северной ветви» становятся Раэд Салах и Камаль Хатиб, сторонники жесткого, непримиримого курса. Именно они получают контроль над созданным в 1995 году «Комитетом гуманитарного спасения», который продолжает активную деятельность по финансированию палестинского террора. В 1997 году ШАБАК настаивает на объявлении этой организации вне закона, но через несколько недель ей возвращают легальный статус при условии, что она не будет получать деньги от связанных с ХАМАСом зарубежных исламских фондов. В обязанность «Комитету гуманитарного спасения» вменяется регулярная отчетность с предоставлением полного списка лиц и организаций, получающих от него денежную помощь.

В конце 90-х годов Раэд Салах, оставаясь мэром Умм эль-Фахма, возглавляет многочисленные акции протеста, которые проводятся арабским населением в Галилее и в центральной части страны. Поводом для насильственных выступлений становятся, как правило, решения израильских властей о конфискации частных земель с целью их использования в общественных целях (строительство шоссейных дорог и т.п.). Апогеем этой активности явились октябрьские события 2000 года, когда арабское население Израиля выступило в качестве пятой колонны, поддержав развязанную Арафатом террористическую войну. Раэд Салах становится одним из главных инициаторов массовых беспорядков, обвиняя правительство Израиля в организации «запланированной бойни» на Храмовой горе.

Эта роль руководителя «северной ветви» Исламского движения была отмечена комиссией Теодора Ора, созданной для расследования октябрьских событий. В феврале 2002 года комиссия предупреждает Раэда Салаха о возможной уголовной ответственности за подстрекательство к бунту и насилию. Аналогичное предупреждение получает депутат Кнессета Абдель-Малек Дехамше, представляющий «южную ветвь» исламистов.

Вскоре после этого израильская полиция закрывает на два года учреждения «Комитета гуманитарного спасения», продолжающего спонсировать террористические структуры ХАМАСа. Его председатель Сулейман Агбария (ныне — мэр Умм эль-Фахма) отправляется за решетку, но не надолго. Выйдя на свободу, он создает под эгидой Исламского движения новую финансовую структуру — «Организацию Комитета гуманитарного спасения», которая продолжает деятельность ранее запрещенных фондов.

Во второй половине 2002 года министр внутренних дел Эли Ишай (ШАС) сообщает о своем намерении закрыть печатный орган «северной ветви» Исламского движения, ссылаясь на подстрекательский характер его публикаций. Пришедший на смену Эли Ишаю представитель партии Шинуй Авраам Пораз откладывает исполнение этого решения в феврале 2003 года. Поразу известно о рекомендации ШАБАКа объявить «северную ветвь» вне закона, но он настаивает на своем праве пересмотреть решение прежнего главы МВД.

Финальным (на сегодняшний день) аккордом этой затянувшейся драмы стал арест Раэда Салаха и еще 14 ведущих активистов «северной ветви» Исламского движения. Деятельность «Организации Комитета гуманитарного спасения», общества «Аль-Акса» и ряда других финансовых структур, оказывавших регулярную поддержку палестинским террористам, прекращена. Тем не менее, в распоряжении исламистов по-прежнему остаются многие тайные каналы, которые могут быть использованы с той же целью. Уничтожение многоголовой гидры исламского радикализма потребует от израильских властей твердой политической воли и постоянных усилий.


[назад] [Израиль сегодня]