Израиль сегодня |
"Вести",
Ultima Thule
Дов Конторер
Январский симптомОдним из основных аргументов в пользу создания правительства национального единства является бедственное состояние израильской экономики. Свидетельством надвигающегося кризиса стало известие о беспрецедентном уровне бюджетного дефицита; в январе текущего года он составил 2,7 миллиарда шекелей. Как правило, первые месяцы года бывают благополучными в плане соотношения налоговых поступлений и расходов правительства; бюджетный дефицит намечается позже, к началу лета. То, что на этот раз он стал зримым фактом уже в январе, расценивается специалистами как зловещий симптом коллапсирующей экономики. Январь пожрал 17,5% от запланированного бюджетного дефицита на весь 2003 год (15,2 миллиарда шекелей, то есть три процента от валового внутреннего продукта). При этом следует принимать в расчет следующее обстоятельство: дефицит запланирован, исходя из традиционного предположения о том, что январь окажется для казны чрезвычайно прибыльным месяцем. Налоговые поступления и прочие доходы правительства должны были составить в январе 16,5 миллиарда шекелей. Их реальный объем оказался на четыре миллиарда шекелей меньше, и этот показатель даже важнее, чем отдельно взятые цифры бюджетного дефицита. Минфин обвиняют в том, что, исходя из предвыборных соображений, он скрыл реальные суммы ноябрьских и декабрьских расходов правительства, вызвав тем самым неминуемый кризис в самом начале нового бюджетного года. Двойная бухгалтерия подобного рода напоминает скандал «Энрон», но не в корпоративном, как в США, а в общенациональном масштабе. Официальные представители министерства финансов отвергают эти обвинения, настаивая на том, что беспрецедентный уровень январского дефицита полностью обусловлен резким спадом экономической активности и, как следствие, сокращением налоговых поступлений. «Министр финансов не лгал, — говорит Яаков Неэман, один из ведущих израильских экономистов. — Он просто не сообщал нам правду». Но, если корень проблемы в «творческой бухгалтерии», то это еще полбеды. Ведь поверив Сильвану Шалому, мы должны будем признать, что январские показатели отражают реальное состояние израильского хозяйства. И если минувший год, оказавшийся крайне тяжелым для Израиля в экономическом плане, начинался с январского профицита в 1,7 миллиарда шекелей, то каким будет 2003 год, стартовавший с невообразимым ранее дефицитом? Мысль о том, что без бухгалтерских игр минфина здесь не обошлось, служит в наших условиях парадоксальным подспорьем оптимизму. В самом деле, можно понять, почему объем приобретения товаров долгосрочного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры и т.п.) сократился в январе 2003 года на 45% по сравнению с январем прошлого года. Но каким образом он мог сократиться на 39% по сравнению с декабрем? Чем именно был обусловлен столь значительный спад потребительской активности израильтян в течение одного месяца? Психологически легче поверить в предвыборную ловкость минфина, чем в то, что мы катимся по наклонной плоскости со стремительно возрастающей скоростью. Но даже в том случае, если версия о «творческой бухгалтерии» соответствует истине, кризисное состояние израильской экономики не вызывает сомнений. Новому правительству, каким бы ни оказался его состав, придется начать с дополнительного сокращения текущего госбюджета. Речь идет о шагах, которые неизбежно затронут большинство израильских граждан, многих — очень болезненным образом. В минфине говорят о необходимости срочного сокращения расходной части бюджета на 12-14 миллиардов шекелей. В противном случае дефицит может подскочить к концу года до 27-30 миллиардов, что в переводе на общедоступный язык означает банкротство. Котировка внутренних и внешних долгов Государства Израиль на международных финансовых рынках уже сейчас находится под угрозой; она неизбежно будет изменена самым неблагоприятным для Израиля образом, если уровень бюджетного дефицита составит порядка 6 процентов и более от валового внутреннего продукта. Автоматическим результатом этого станет дополнительный отток инвестиций, удорожание кредитов, инфляция, хаос. Разделение ответственностиНеобходимость урезать расходную часть бюджета стала к настоящему времени аксиомой для израильских экономистов. Но что она означает на практике? В минфине полагают, что экономию в 4-5 миллиардов шекелей даст десятипроцентное сокращение рабочей силы в раздутом общественном секторе, то есть увольнение 60.000 человек, включая значительное число государственных служащих. Остальным предлагается сократить зарплату на 10 процентов. В качестве дополнительных статей экономии рассматриваются сокращение социальных пособий, временный отказ от реализации финансируемых государством проектов, отмена всех существующих льгот при выплате подоходного налога (районы развития различных категорий, включая обладающие указанным статусом поселения за «зеленой чертой») и НДС (этот налог не взымается в настоящее время в Эйлате, а также с торговли овощами и фруктами). Экономический обозреватель газеты «Гаарец» Авраам Таль считает программу минфина «патетической и нереальной». Он напоминает в данной связи о том, какими протестами обернулось недавно увольнение 900 сотрудников банка «Апоалим». А ведь банк находится в частном владении, подчеркивает Авраам Таль. Можно ли вообразить в нашей стране единовременное увольнение 60 тысяч человек, которые будут иметь объектом своих претензий не конкретного предпринимателя, а правительство Израиля — со всеми вытекающими из этого эмоциональными и политическими последствиями? И, тем не менее, именно способность будущего кабинета провести необходимые сокращения в многомиллиардном объеме стала сегодня едва ли не главным критерием при формировании коалиции. Можно понять, почему Ариэль Шарон стремится разделить ответственность за предстоящие меры по спасению национальной экономики с Партией труда: находясь в оппозиции, Авода будет стимулировать общественное недовольство безжалостным сокращением госрасходов, рисуясь защитницей неимущих. Этой риторикой легко пренебречь при иных обстоятельствах, но не в ситуации, которая требует массовых увольнений. Авода отвечает премьер-министру демонстративным пренебрежением. «Шарону известна наша позиция, предполагающая необходимость изъятия двух с половиной миллиардов шекелей из фондов поддержки поселенчества и ультраортодоксального сектора, — заявляют левые лидеры. — Эти средства нужно использовать для развития инфраструктуры, сокращающей расстояния между центром и периферией. Но если Шарон не считает нужным поступиться такой малостью, как Нецарим, то о чем нам вести с ним переговоры?». В этой позиции лживо все, от начала и до конца. Ожидаемая программа минфина включает повсеместную отмену территориальных налоговых льгот (районы развития различных категорий). Иных средств для изъятия у поселенцев не имеется в принципе, если не относить к таковым экспроприацию личной собственности. Уменьшение затрат на действия ЦАХАЛа в Иудее, Самарии и Газе чревато автоматической эскалацией террора по обе стороны «зеленой черты», следствием чего, помимо человеческих жертв, станет значительный экономический ущерб (социальная помощь инвалидам и семьям, потерявшим кормильца; сбой производства; дополнительное сокращение рынка). Таким образом, требование «забрать деньги у поселенцев и перевести их в проекты развития» является в сегодняшних условиях откровенной, бессовестной демагогией. То же самое относится к попыткам обосновать экономическую целесообразность эвакуации удаленных и изолированных поселений. Если бы Шарон решился последовать советам Амрама Мицны, ему пришлось бы искать в преждевременно оскудневшем бюджете отсутствующие там миллиарды на реализацию данного «проекта». А если говорить о поселениях вообще, то здесь речь идет о таких затратах, которые немыслимы для Израиля вовсе. В период переговоров с Сирией стоимость полной эвакуации с Голанских высот оценивалась в 30 миллиардов долларов, а в Иудее и Самарии еврейское население в десять раз больше, чем на Голанах. Лапид и его командаШинуй с его либеральной экономической доктриной мог бы оказаться сегодня естественным союзником Ариэля Шарона, но построив свою пропаганду на единственном лозунге неучастия в правительстве с ультраортодоксами, Йосеф Лапид лишил себя свободы маневра. К тому же его позиция в отношении «закона Таля» абсолютно противоречит экономической логике. Следствием этого становится ситуация, при которой Шинуй, обладающий в новом составе Кнессета пятнадцатью мандатами, выступает в качестве деструктивной, «антиэкономической» силы. Верно, что «закон Таля» закрепляет сложившуюся практику неравенства в исполнении гражданских обязанностей, но он, по крайней мере, стимулирует привлечение ультраортодоксов на рынок труда, освобождая государство от лишних расходов по выплате социальных пособий. Обуть учащихся «черных йешив» в армейские ботинки не сможет ни Йосеф Лапид, ни кто-либо другой. Эхуд Барак, превративший «единый призыв» в свой главный предвыборный лозунг, был вынужден признать неосуществимость задуманного вскоре после того, как перед ним распахнулись двери канцелярии премьер-министра. Позволительно предположить, что Барак изначально осознавал несостоятельность данного лозунга. Взяв его на вооружение, он не собирался отлавливать призывников с помощью рейдов военной полиции в Меа Шеарим и Бней-Брак. Определяющим мотивом была для Барака — так же, как для Лапида — электоральная привлекательность рассуждений о неравенстве в исполнении воинского долга. Разница между ними в том, что Барак был вынужден проявить прагматизм (и разочаровать известную часть своих избирателей) сразу же после выборов. Лапид, уйдя в оппозицию, может сохранить эффектную позу, но «единый призыв» и теперь, независимо от решений Шинуя, останется голым лозунгом. Комиссия Таля была создана для того, чтобы, учитывая реальные возможности правительства, предложить компромиссное решение данной проблемы. Суть представленных ею рекомендаций состояла в том, чтобы ликвидировать порочную зависимость между узаконенным уклонением ультраортодоксов от воинской службы и их неучастием в трудовой деятельности. Механизм этой зависимости устроен следующим образом: получающий освобождение от призыва в ЦАХАЛ на том основании, что изучение Торы является его единственным занятием («торато умануто»), подписывает обязательство не работать и не учиться профессии в период своего обучения в йешиве. Расходы по содержанию этой категории граждан берет на себя государство. Нелишне отметить, что речь идет об очень скромном содержании, но в пересчете на десятки тысяч душ оно составляет огромные суммы. Однако и этим дело не исчерпывается. Лишенные права на приобретение профессии в молодости, многие из тех, кого освобождают от службы в ЦАХАЛе по статье «торато умануто», остаются в йешивах на всю жизнь; ведь даже достигнув непризывного возраста, эти люди не находят удовлетворительных возможностей заработка. Таким образом, на содержании государства оказываются едва ли не все учащиеся ультраортодоксальных йешив и их семьи, то есть уже сотни тысяч душ. Помимо государственных пособий, каждая из таких семей получает скидку или полное освобождение от выплаты муниципальных налогов. Результатом данного процесса становится постоянное увеличение общности граждан, живущей за счет доходов «продуктивного населения» страны. Именно этот заколдованный круг попыталась разорвать комиссия Таля, предложив ультраортодоксам возможность покинуть йешиву, получить профессию и начать легально работать в возрасте 22-23 лет. Реализация связанного с этим закона только начинается и она сопряжена с немалыми трудностями, включая сопротивление значительной части ультраортодоксальных авторитетов. Но если «закон Таля» заработает так, как задумано, он сбережет государству многие миллиарды. Справедлив ли этот закон в отношении большинства израильских граждан, проходящих трехлетнюю службу в ЦАХАЛе? Нет, не справедлив. Но его экономический смысл очевиден. Добившись отмены «закона Таля», можно лишь ухудшить ситуацию в обществе, взвалив на работающую часть населения дополнительные расходы. Именно этим чревата позиция Шинуя, единственным оправданием которой является то, что она абсолютно оторвана от имеющих место в Израиле политических обстоятельств. Будучи обязан своей карьерой мелкотравчатому позерству в студии «Пополитики», Лапид не способен теперь осознать, что, как глава крупной фракции, он облечен реальной ответственностью. Позер остается позером. Подачками не обойтисьВ этих условиях вызревает такой вариант коалиции, который меньше всего подходит для решения срочных задач, продиктованных кризисной ситуацией в израильской экономике. Авода и Шинуй торпедируют создание правительства национального единства. Ариэль Шарон по-прежнему демонстрирует крайнюю нерасположенность к политическому партнерству с «ультраправыми». Даже согласие Ихуд леуми присоединиться к будущей коалиции на основе действующей платформы правительства, сформулированной при участии Партии труда, не произвело впечатления на премьер-министра. Это оставляет ему всего 62 мандата в гарантированном при любых обстоятельствах коалиционном составе. Для реализации крупномасштабных реформ столь узкой парламентской базы, скорее всего, недостаточно. В качестве возможного и весьма существенного довеска к ней рассматриваются сейчас три депутатских мандата, полученных профсоюзным списком Амира Переца. Но можно ли вообразить, что партия, обязанная своим существованием оголтелой популистской риторике, станет подспорьем правительству при осуществлении болезненных для значительной части общества экономических мер? Понятно, что Перец не даст Шарону уволить 60 тысяч государственных служащих. Понятно, что его партия окажется чужеродным элементом в коалиции, создаваемой для проведения экстренных реформ. Поддержать сокращение трудовой силы в общественном секторе для Переца столь же естественно, как для Лапида — проголосовать за запрет на торговлю свининой. На что может рассчитывать Ариэль Шарон, если формируемая им коалиция заблокирует необходимое сокращение расходной части бюджета? В Вашингтоне ведутся переговоры о предоставлении Израилю безвозмездного военного займа в объеме четырех миллиардов долларов. Кроме того, Шарон рассчитывает получить кредитные гарантии США на 32 миллиарда долларов, которые будут выданы нашей стране международными банками в течение ближайших четырех лет (по 8 миллиардов в год, с выплатой рискового процента гаранту — Соединенным Штатам). Считается, что администрация Джорджа Буша благосклонно относится к этой просьбе, но договоренность о выделении указанных средств пока не достигнута. В 1992 году израильское правительство попросило и получило от США кредитные гарантии на десять миллиардов долларов «в целях абсорбции массовой алии». В тех условиях данная просьба и сопутствовавшие ей политические обязательства Ицхака Рабина вызывали резонную критику, поскольку объективной необходимости в получении международных кредитов тогда не существовало. Сегодня американская помощь реально нужна Израилю, изнемогающему от экономических трудностей, вызванных войной с палестинским террором, оттоком иностранных инвестиций, кризисом хай-тека и крахом индустрии туризма. Но даже в том случае, если американский конгресс утвердит специальную помощь Израилю в испрошенном объеме, без сокращения правительственных расходов Шарону не обойтись. Странно сводить обсуждение данной темы к вопросу об участии трехмандатного списка Ам эхад в будущей коалиции, но ситуация такова, что партнерство с Амиром Перецем засвидетельствует несерьезность намерений премьер-министра в экономической сфере. Пафос сегодняшних заявлений Шарона требует создания такого правительства, которое будет способно забыть о недовольстве израильских избирателей хотя бы на два-три года.
|